1-8. ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 8
Внутренняя история церкви
Поскольку дело касается вопроса внутренней истории церкви, мы имеем право воспользоваться для нашего назидания ясным, недвусмысленным словом Священного Писания. Даже прежде, чем был закончен канон писаний Нового Завета, и в учении и в практике с позволения Божьего показались ростки многих заблуждений, которые позднее запутали и расчленили единство церкви. В действительности это было через благодать и мудрость Божью узнано и раскрыто богодухновенными апостолами, тем не менее нас не должно приводить в замешательство, когда мы во внутренней истории церкви встретим много такого, с чем Священное Писание вступает в прямое противоречие. Погоня за высокой должностью и высоким положением в церкви началась в самом раннем периоде, и были введены многие постановления и инструкции, которые исходили от человеческих помыслов. «Горчичное зерно», становящееся большим деревом, символ политической власти на земле, представляет нам внешнюю картину христианства, внутреннюю же изображает закваска, совершавшая свое злое дело до тех пор, пока не вскисло все! (Матф. 13,33).
Если мы подвергнем тщательному исследованию Матфея 13 в связи с другими местами Писания из Деяний апостолов и посланий, которые относятся к исповеданию Имени Иисуса Христа, то мы получим картину как прежней, так и позднейшей истории церкви. В 13 главе Евангелия от Матфея через притчу нам дается развернутая картина Царства небесного от момента посева семени Сыном Человеческим до самой жатвы. Это великое утешение для сердца. Это, однако, не исключает многих темных, скорбных сцен, которые происходят под прикрытием славного имени и одеяния христианства. Рассмотрим поближе некоторые названные нами места из Священного Писания.
1. Господь притчей о плевелах знакомит нас с тем, что должно было произойти позднее. Он говорит: «Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод», — это было быстрое распространение Евангелия на земле, — «тогда явились и плевелы», — лжеисповеда-тели христианства. Господь Иисус посеял доброе семя. Сатана, воспользовавшись беспечностью и слабостью людей, посеял плевелы. И что же должно было за этим случиться? Должно ли было их исторгнуть из Царства? Господь говорит: «Нет. Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергивали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы.» Это значит — до конца этих веков или же этого управления свыше, до того, когда Господь придет на суд. Но, к сожалению, именно то, отчего Господь здесь предостерегает Своих учеников так настоятельно, произошло, как доказывает этот печальный, длинный список мучеников. Были введены телесные наказания и денежные штрафы, чтобы доказать упрямым власть мира, карающую их огнем и мечом.
2. В Деяниях апостолов в 20 главе сообщается, что, по отшествии апостола, в церковь проникнут «лютые волки». В посланиях к Фессалоникийцам, в его первых вдохновенных писаниях, как общепринято считать, Павел говорит, что «тайна беззакония уже в действии» и что за этим последуют другие печальные события. Филиппийцам он пишет: «Ибо многие, о которых я говорил, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова. Их конец погибель, их бог — чрево, и слава их в сраме, они мыслят о земном.» В своем втором послании к Тимофею он сравнивает христианство с большим домом, в котором много сосудов, «одни в почетном, а другие в низком употреблении». "Это есть картина внешнего облика повсеместной церкви. Этот большой дом христианин не может покинуть, тем не менее его личная ответственность не снимается. Он обязан очищаться от всего того, что недвусмысленно несовместимо с Именем Господним. Данные здесь инструкции для духовно мыслящих христиан всех времен вполне ясны и опреде ленны. Христианин обязан очищать себя от сосудов низкого употребления, от всех, имеющих «вид благочестия, силы же его отрекшихся». Он ни в коем случае не может соединяться со злом, в какой бы форме оно ни проявлялось. Иоанн и другие апостолы также не проходят мимо данных духовных пунктов и дают точно такие же инструкции. Нет, однако, необходимости и далее продолжать рассуждения, чтобы подготовить читателя к тому, что мы находим в так называ емом христианстве.
Прямые последователи апостолов
При подходе к этому пункту возникает важный и многократно поднимаемый вопрос: в какое время и какими средствами клерикализм смог утвердиться в церкви в обособленном духовном положении? Ответ на этот вопрос требует подробного рассмотрения внутренней истории церкви, направленность и характер которой с введением этой системы совершенно изменились. Возникновение и развитие клерикализма, во всяком случае, происходило постепенно. Началось с того, что на основании некоторых выводов из Ветхого Завета мало-помалу христианство начало принимать иудейскую (формалистическую) форму. Очень скоро наметилась разница между епископами и пресвитерами, между пресвитерскими порядками и всеобщим пресвитерством. Среди верующих произошло увеличение церковных должностей. Внешне нелегко просмотреть шаг за шагом становление и укрепление клерикальной системы, однако одно непреложно: этому подали пример и положили начало иудейские синагоги.
Весь Новый Завет учит нас тому, что иудейство во всяком случае было неутомимым и никогда не дремлющим врагом христианства. С одной стороны, его постоянным стремлением было найти доступ в христианство своим церемониям и законам, а с другой стороны, оно до смерти преследовало всех тех, кто был верен истинным фундаментальным положениям церкви Божьей. Мы встречаемся с этим повсеместно в Деяниях апостолов и в посланиях. Когда сверхъестественные дары в церкви прекратились и сильные защитники веры в лице апостолов сошли с арены, то это течение все больше и больше брало верх. В этом нет ничего удивительного, так как законность присуща человеческому духу. По этой причине первые церкви составляли в основном обращенные из иудеев, которые долгое время еще придерживались иудейских обычаев.
Клерикализм, таким образом, нашел свой источник в иудаизме. Там должно искать корень всей системы «духовности» от дней апостолов и поныне. Вне сомнения, и раздоры много послужили тому, что церковь немало причастилась к миру. Система же духовности и все, исходящее из этого, основывается на иудейской религии. Более чем вероятно то положение, что в те времена, как и ныне, многие были убеждены, что христианство является продолжением иудейства. Иудействующие учителя утверждали дерзко, что христианство есть ничто иное, как привой на иудейском дереве. Что это находится в прямом противоречии с истиной, едва ли нужно говорить. В посланиях везде видно, что иудейство и христианство находятся в прямом антагонизме, что одно земное, а другое небесное, одно относится к старой, а другое к новой твари, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина через Иисуса Христа.
Если мы сейчас обратимся к числу прямых последователей апостолов, апостольских отцов, как принято их называть, то мы встретимся с такими известными именами, как Клементий, Поликарп, Игнатий и Варнава. Эти братья слышали вдохновенные поучения апостолов, сотрудничали с ними в евангелизации и находились в близком общении с ними. Однако, несмотря на высокую привилегию быть учениками апостолов, очень скоро они уклонились от вверенного им учения, особенно в вопросах управления церковью. Они, кажется, — по крайней мере, судя по письмам, которые носят их имена — совершенно забыли великую новозаветную истину о присутствии Святого Духа в церкви. Как часто говорит апостол Иоанн, равно и апостол Павел, о присутствии, о проживании, о безграничном руководстве и авторитете Святого Духа в церкви или собрании. Евангелие от Иоанна 13-16, Деяния апостолов 2,1, Коринфянам 12 и 14, Ефесянам 1-4 содержат ясные инструкции и наставления об этих фундаментальных истинах церкви Божьей. Если бы они были внимательны к наставлениям апостолов, если бы они приложили старание сохранить в чистоте эти учения, а не стремились бы созидать «духовное единство», то клерикализм никогда не нашел бы доступа в церковь.
Новые учителя церкви, кажется, забыли прекрасную простоту Божьего порядка в церкви. Было всего два вида должностей: пресвитеры и диаконы. Первые должны были заботиться о духовном, вторые — о телесном. Пресвитеры же просто были пастырями стада. Они имели задание следить за каждым членом Тела Христова (срав. Деян. 20,28). Пресвитер одновременно мог быть прекрасным учителем. Если же этого не было, то это все же не было решающим, потому что он был посвящен не в сан учителя, а в сан пресвитера, управителя Божьего дома и пастыря стада Господня. Церковные же организации, имеющие Божественный фундамент, в Новом Завете мы находим лишь в двух актах: крещение и вечеря. Невозможно дать более простого, ясного, доступного указания, чем дается это Самим Словом Божьим, для хождения в вере. Однако это не оставляло никакого места для возвышения и прославления человека среди церкви Божьей. Святой Дух, по словам Господа и по обетованию Отца, снизошел, чтобы управлять церковью, и ни один христианин, верующий в эту истину, как бы он ни был одарен, не может взять на себя управление церковью, посягнуть на приоритет Святого Духа. Однако, как только эта истина начала исчезать из поля зрения, началась борьба за первенство и авторитет, Дух Святой лишился подобающего Ему в церкви места.
Едва смолк в церкви голос вдохновения, как зазвучали голоса новых учителей, которые громогласно и настоятельно приписывали епископу высокий почет и прочили ему высшее место. Не было уже и речи о том, что Дух Святой является единственным и полновластным руководителем в церкви Божьей. Письма Игнатия, написанные в 107 году, доказывают это со всей ясностью. Мы хорошо знаем, что подлинность этого письма многими сведущими людьми оспаривалась в то время, как другие считались полностью доказанными. Английская государственная церковь долгое время письма считала подлинными и рассматривала их как основу для епископской системы и триумфальное доказательство ее древности.
Игнатий написал семь писем по пути из Антиохии в Рим: одно — своему другу Поликарпу, другие шесть — церкви в Ефесе, Магнезии, Траллесе, Риме, Филадельфии и Смирне. Поскольку он был учеником и другом апостола Иоанна, в то время он, был, возможно, знаменитейшим епископом в христианстве, то его письма, которые он написал накануне своей мученической смерти с большой серьезностью и живой ревностью, производили на церкви большое впечатление. Кроме того, путь к чести, положению и власти всегда имел притягательную силу и привлекал суетную природу человеческой натуры. Мы приведем здесь несколько отрывков из упомянутых писем.
В своем письме ефесской церкви Игнатий наставляет: «Будем помнить братья, о том, чтобы нам не противиться епископам, ... поскольку мы покорны Богу... Поэтому ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа.» Дальше он развивает свою мысль в письме к христианам из Магнезии: «Я наставляю вас, чтобы вы были усердны поступать в единодушии Божьем, так как ваши епископы стоят на месте Божьем, ваши старейшины заступили на апостольский совет, а ваши диаконы, которые для меня весьма дороги, в своем служении причащены к Иисусу Христу.» Нечто подобное мы находим в письме к траллесцам: «Если вы покорны своему епископу, как Иисусу Христу, то кажется мне, вы живете не по человеческим меркам, но по Христу, Который умер за нас... Остерегайтесь таких, и вы это сделаете, если не будете надменны. Подвизайтесь неразрывно прилепиться к Иисусу Христу, нашему Богу в вашем епископе и к заповедям апостолов.» К церквям в Филадельфии он пишет: "Я призывал, когда был у вас, говорил громко: «Слушайтесь епископа, пресвитерство и диаконство.» Некоторые из вас имели мнение, что я сказал это потому, что предвидел разногласия, которые возникнут среди вас. Однако Он есть Свидетель мой, ради Которого я арестован, что я ни о ком из вас ничего подобного не знал, но это был Дух Божий, Который говорил таким образом: «Ничего не делайте без епископа, сохраняйте тела ваши святыми, как храм Божий, соблюдайте единство, уклоняйтесь от разногласий, будьте последователями Христа, как Он был Последователем Отца.»
Из последней цитаты очень ясно видно, что Игнатий желал придать своим наставлениям характер богодухновенности. Однако, каким бы ни было это желание неверным и извращенным, мы не можем отказать этому почтенному епископу в искренности и правдивости. Никто не может сомневаться в том, что он был преданным христианином и был исполнен религиозного усердия. Но также не подлежит сомнению, что он в этом отношении, как и в некотором другом, весьма заблуждался. Основная мысль, которая проходит через все его письма — это полнейшая покорность стада под руководством епископа, иначе говоря, «паствы» — «духовенству». Заботясь о благосостоянии церкви, он опасался разногласий, понимая под этим, возможно, то что сильное руководство под единоначалием вождя есть верное средство защиты от проникновения заблуждений. «Старайтесь, — говорил он, — чтобы вы укрепились в учении Господа и апостолов через вашего почтенного епископа, чтобы и он и ваше пресвитерство совместно с богобоязненным диаконством получили бы духовный венец славы. Будьте покорны вашему епископу, как один другому, подобно тому, как Иисус Христос во плоти Своей был покорен Отцу, и как апостолы были покорны Христу, Отцу духов, чтобы единство среди вас пребывало, как во плоти, так и в духе.» Таким образом, тому, кто облекался в высший чин в церкви, стали надевать великолепный епископский головной убор, и с тех пор стремление достичь сана епископа стало предметом тщеславия, честолюбия и споров со всеми вытекающими из этого последствиями.
Клерикализм, служение и личная ответственность
Из предположения, что вышеупомянутые письма были написаны вскоре после смерти апостола Иоанна и что писатель был хорошо знаком с помышлениями апостола и был исполнителем своих собственных воззрений, можно сделать заключение, что сан епископства имеет ровно такой же возраст, что и христианство. Однако очень мало зависит от того обстоятельства, кем и когда были написаны эти письма. Они не принадлежат к священным писаниям, и потому читатель должен обсуждать и взвешивать их характер и их влияние на церковь с позиции Слова Божьего. С помышлениями Божьими о Его церкви и об ответственности народа нам должно знакомиться из Его Собственного Слова, а не из писаний какого-либо отца церкви, как бы давно он ни жил и как бы ни был высокочтим. В заключение мы хотим взять несколько выдержек из Слова Божьего для сравнения и рассмотреть вопросы относительно христианского служения и личной ответственности. Они показывают нам большую разницу между служением и должностью, между почитанием за дела или просто за служебное положение.
В Евангелии от Матфея, начиная с 24,25 по 25,31, мы находим три притчи, в которых Господь беседует со Своими учениками о том, как должно поступать Его служителям во время Его отсутствия.
1. Предмет первой притчи есть ответственность служения внутри дома, то есть в церкви, «мы есть дом Его», потому читаем: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.» Истинное служение от Господа Самого, от Него Одного. Это мы должны хорошо помнить, глядя на то, что произошло с самого начала христианства. Господь следит как за верностью, так и за неверностью тех, кто служит в Его доме, и Его верные дороги Его сердцу. Кто в Его отсутствие служит Ему смиренно и верно, таких Он при Своем возвращении поставит над всем Своим имением. Истинный служитель Христов имеет дело с Самим Господом непосредственно. Он не есть наемный какого-либо человека или общества. «Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так.»
Господь сказал также о неверности в служении и осудил это. "Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой, — и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами и т.д.» Это есть обратная сторона печальной картины. Характер служения не зависит от возвращения господина. Вместо исполнения вверенного ему служения своим товарищам, где сердце должно считаться с признанием верности его служения господином, когда тот возвратится, оно у злого раба переполнено без меры тиранством и любовью к миру. Суд, которому подвергнет его господин при своем возвращении, будет страшнее, чем мирской. «Подвергнет его одной участи с лицемерами». Это участь Иуды предателя, «там будет плач и скрежет зубов». Таковы ужасные последствия того, когда раб забывает о возвращении господина. Здесь дело гораздо хуже, нежели разногласия во мнениях или же голое заблуждение в отношении учения о пришествии Господа. Злой раб говорит «в своем сердце», так что в действие вступает его воля. Он желает в своем сердце, чтобы господин оставался вдали, чтобы он не приходил, потому что его приход расстроит его планы и положит конец его мирскому величию. Не есть ли это верная картина того, что имеет место произойти непременно? И какое это авторитетное наставление для таких, которые склонны присваивать себе высокие места служения в церкви! Просто должность со стороны учреждения или выбор со стороны людей в тот день никого не удовлетворит. Значение будут иметь только выбор со стороны Самого Господа и верность раба на том служении, куда он поставлен самим Господом, верность в его доме.
2. Во второй притче исповедатели христианства уподоблены десяти девам, которые вышли встречать жениха. Это было положение первых христиан. Они вышли из мира и из иудейства, чтобы встречать Жениха. Однако мы знаем, что произошло. Поскольку Жених задержался, то «задремали все и уснули». "Но в полночь раздался крик: «Вот Жених идет, выходите навстречу Ему»! С конца первого до начала девятнадцатого столетия мы очень мало слышим о пришествии Господа. Лишь время от времени то тут, то там раздавался слабый голос, но полночный крик был слышен не ранее первой половины уходящего столетия. Теперь же издаются бесчисленные книги с этой темой. О скором пришествии Христа проповедано уже по всем странам по всему миру. Полночь уже на исходе, наступает утро.
Возрождение истины о пришествии Господа указывает на определенный период истории церкви. Это, как и все подобные пробуждения, есть дело Святого Духа, исполняемое избранными Им орудиями и средствами, которые Он счел подходящими. И как велико долготерпение Господне в том, что между криком в полночь и самим пришествием Жениха оставлен некоторый промежуток времени, чтобы состояние каждого из них можно было проверить. Пятеро из десяти дев не имели елея ни в лампах, ни в сосудах, то есть ни Христос, ни Святой Дух не имеет места в них, в их руках только лампы внешнего исповедания. Что за ужасная мысль — рассматривать христианство с этой позиции! Половина тех, кто исповедует ожидание Жениха — необращенные, и для них дверь спасения затворится навсегда! Не должна ли эта мысль пробудить нас проповедовать Евангелие со всяким усердием и серьезностью? О, да будем мы мудрыми и да не упустим времени, отпущенного нам между криком в полночь и пришествием Жениха!
3. В первой притче дело касается служения внутри дома, а в третьей — вне дома, то есть благовестия Евангелия. Предметом второй притчи является личное ожидание явления Господа и наличие того, что потребно для вхождения на брачный пир Царского Сына.
«Он поступил, как человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился.» Здесь Господь представлен оставляющим мир и возвращающимся на небо, и пока Он находится там, его рабы должны трудиться с талантами, данными им. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два.» Здесь показано действительное основание христианского служения и истинный характер его. Господь Сам призвал Своих рабов и дал им таланты, и раб ответствено перед Господом за исполнение своего призвания. Хотя использование талантов внутри или вне дома подчинено руководству Слова и любовью должно служить в благословение, все же это ни в коем случае не происходит по воле учреждения, или пресвитера, или народа, но оно зависимо непосредственно от единого Иисуса Христа, Главы церкви! Это весьма важно — стоять на стороне прав и притязаний, которые Христос оставляет за собой в служении Своих рабов, ибо этим устраняется ответственность перед Христом и разрушается фундаментальная основа христианства.
Пресвитерство было особенной отличительной чертой иудейского домоправления. Служение же, насколько это богоугодно, есть отличительная черта христианства, христианского домоправления. Потому церковь тотчас пришла в упадок, когда начала подражать иудейству, когда установила Пресвитерство, когда ввела определенные христианские церемониалы. Ибо, если бы требовались пресвитерские порядки с их обычаями и церемониями, то дело Христа, Его крестный подвиг не имели бы ни силы, ни необходимости. Хотя признают противоположность этих двух систем, но изза этого христианство фактически погребается. Священное же Писание на все вопросы и затруднения отвечает словами: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его, ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых... А где прощение грехов, там не нужно приношения за них» (Евр. 10,1-25).
Христианское служение, таким образом, возвышенно, важно и глубоко интересно. Оно свидетельствует о подвиге, победе и славе Иисуса Христа. Это есть деятельность любви Бога, которая проникает во враждебный и отчужденный от Бога мир и настоятельно просит людей примириться с Ним. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5,19-21).
Иудейское священство поддерживало отношение народа к Богу, христианское служение приводит души ко Христу, освобождает их верою в Него от грехов и преступлений и вводит их в присутствие Бога, в святилище, как благословенных поклонников.
Наша притча содержит еще одну точку зрения, по причине которой она заслуживает нашего особенного внимания, поскольку здесь показана неограниченная, безраздельная мудрость Господа в отношении к Своим служителям. Каждому рабу Своему Он дает талантов по силе его. Таким образом, дары различны. Каждый раб имел природные способности, которые он может приложить в служении, и для исполнения этого служения в меру его природных способностей даны ему дары Христовы. «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4,11). Служитель, кроме силы Духа Божьего, должен иметь также природные особенности. Таким образом, Господь призовет к благовествованию Евангелия того, кто имеет на это природные данные. Лучшим же даром евангелиста является его искренняя любовь к душам, такого призывает Господь, облекая его силою Духа Святого. Задачей призванного является то, чтобы он по своим способностям развивал и упражнял свои дары в благовествовании душам и во славу Божью. Мы не должны забывать о том, что несем строгую ответственность как за природные способности, так и за дары, ниспосланные нам по благодати Божьей. Когда явится Господь потребовать отчета у Своих рабов, то во весь рост встанет вопрос: «Ожидал ли я Господа, усердно служа Ему теми дарами, которыми Он меня наделил, или я зарыл талант свой в землю?» Тогда отговорка «я не был воспитан», или «не был определен на служение» не будет достаточной. Все дело будет заключаться в том, был я по отношению к Господу верен или неверен!
Это и отличает верного раба от неверного: доверие к своему Господу. Неверный раб не знал своего Господа, он действовал с позиции страха, но не по любви, и закопал свой талант в землю. Верный раб знал своего Господа, доверял Ему, служил Ему из любви и был вознагражден. Любовь есть единственный истинный источник служения для Христа, будь оно совершаемо в самой церкви или же в мире. Да не окажемся мы в числе тех, которые будут подведены под категорию «злого неверного раба». «Лукавый и ленивый раб» искал себе оправдания в жестокости своего господина. О, да не окажемся мы в числе таковых! Да будем служить любовью, пока еще есть время благоприятное, полагаясь на благость, верность и силу нашего превознесенного Спасителя и Господа!
Результаты посягательства на основы Священного Писания
Несправедливо было бы полагать, что те отличные христиане, благодаря которым возник новый порядок служения в церкви и тем было положено препятствие свободе действия Святого Духа на членов Тела, стремились к иному, чем к благосостоянию церкви. Например, не подлежит никакому сомнению, что Игнатий стремился такими нововведениями избежать «разногласий» в церкви. Однако, хотя бы наши побуждения были наилучшими, но если мы посягаем на порядки Божьи и желаем изменить Его постановления, то это в высшей степени человеческое безумие или еще худшее! Это было заблуждением Евы в саду Едемском, и все мы хорошо знаем последствия. В тот же самый грех впала и церковь, а потому имеет такие последствия, от которых страдает уже более девятнадцати столетий!
Святой Дух, ниспосланный свыше, есть единственная сила служения, но Самому Господу предоставлено право избирать и использовать Своих служителей. Человеческие организации и теории могут стеснить свободу Духа, да, они могут его окончательно погасить. Один Дух может знать, у кого какие способности, и где и как Он может распределить дары. Во дни апостолов было написано относительно церкви: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех! Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12). Все здесь находится в Божьих руках: Святой Дух разделяет дары, люди должны упражняться в признании господства Христа, и Бог дает успех служению. Что за служение! Источник его — Святой Дух, Господь и Бог! Это его сила и его характер! Что будет, когда на это место посягнет заступить или царь, или прелат, или народ?! Не произойдет ли от этого падение?
Церковь, к сожалению, вскоре должна была почувствовать, что из-за устранения простоты служения по Слову Божьему в нее нашли доступ разногласия, распри и проникли лжеучителя. Хорошо еще, что плоть не могла утаиться в искреннейших и одареннейших христианах, но когда Духу Божьему дозволяется проявлять Свою силу, когда признается авторитет Слова Божьего, есть еще средство спасения: зло узнается, и в кротости и верности осуждается. Уже от начала второго столетия, даже еще раньше, церковь из-за распрей и разногласий находилась не в порядке, это состояние с течением времени не улучшилось, а стало еще хуже.
Ириней, известный, пользующийся авторитетом христианин, заступивший на пост епископа в 177 году на место Понтина в Лионе, принявшего мученическую смерть во время гонения, оставил много сообщений о ранних ересях в церкви. Предполагают, что свои записи он делал в 185 году. Его большая книга «Против ересей» содержит как защиту святой католической (всеобщей) веры, так и исследование и опровержение возникшего через основную ересь лжеучения.
Возникновение разницы между духовенством и ирянами
Вначале в христианстве не было отдельного пресвитерского сана. Все обратившиеся вначале шли и повсеместно проповедовали Иисуса Христа. Таким образом, они распространяли Благую весть спасения даже прежде, чем апостолы оставили Иерусалим (Деян. 20,7). Если апостол имел возможность посетить собрание, то он ставил старейшин, чтобы те несли духовное попечение над малым стадом. Диаконы же избирались самими церквями. Это было простое учреждение первой церкви. Если Господь воздвигал евангелиста и пробуждал людей, то последние были крещены во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Это, разумеется, происходило вне собрания и не было церковным обрядом Затем, после тщательной проверки истинности обращения, обратившегося причисляли к церкви.
Из этого краткого рассказа о Божественном порядке в церкви видно, что не было никакого различия между «духовенством» и «прихожанами», или «мирянами», как принято называть в наше время. Все находились на том же положении, как и пресвитеры, так и рядовые христиане, взирая только на Бога. «И сами, — говорит Петр, — как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2,5). Вся церковь, таким образом, могла сказать: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь» (Откр. 1,5-6). Единственное священство в церкви Божьей — это всеобщее священство всех верующих. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа... да приступаем...» (Евр. 10,19-22). Самый малый служитель в доме Первосвященника чрез кровь Иисуса Христа омыт белее снега и соделан достойным войти во святилище, во святая святых, за завесу, как истинный поклонник.
Сейчас нет переднего двора для поклонения, как было в иудейском богослужении. Мысль об отделении привилегированного класса священников от остального народа чужда Новому Завету. Разница между «духовенством» и «мирянами» проникла в христианство из иудейства и благодаря человеческой изобретательности повсеместно и постоянно возрастала. Назначение епископства, однако, впервые дало этому различию определенный облик и увеличило разрыв. Постепенно епископство присваивало себе титулы протоиерея, первосвященника, папы (римского). Таким образом, пресвитера, а наконец, и диаконы превратились в привилегированный класс. Пресвитерская каста стала притязать на посредничество между Богом и людьми. Они стали утверждать, что находятся ближе к Богу, а потому имеют право на известное господство над так называемыми мирянами. Вместо того, чтобы давать свободу Богу обращаться непосредственно к сердцам и совести и действовать на души непосредственным Своим присутствием, пресвитерство протиснулось в середину. Слово Божие потерялось из виду, и вера стала строиться на человеческих мнениях. Наш превознесенный Господь Иисус Христос, как великий Первосвященник Своего народа и как Посредник между Богом и человеком, фактически был оттеснен и устранен.
Таким образом, к сожалению, в церкви мы встречаем то же явление, как это было издревле у Адама и Евы. Человек во всем, что ему было вверено, оказался несостоятельным. Тотчас, как только церковь получила ответственность быть толпом и утверждением истины, она проявила лишь свою несостоятельность. Все же, несмотря ни на что, Слово Божие остается неизменным, и его авторитет во славу Имени Бога никогда не будет поврежден или ущемлен. Мы не можем обойти данную истину и не направить читателя к следующему пункту: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4,24). Это значит, мы должны поклоняться Ему и служить Ему соответственно истине под руководством и помазанием Духа Святого, если мы хотим прославить Его Имя и служить благоугодным Ему образом.
Почти все церковные писатели утверждают, что ни Сам Господь, ни Его апостолы не оставили определенных предписаний или инструкций по порядку управления церковью, но что все это оставлено на мудрость и благоразумие занимающих руководящие посты в определенные периоды времени. Из-за такой самодеятельности человеческое своеволие приобрело неограниченный характер. Последствия этого нам известны хорошо: люди начали искать славы себе. Простота Нового Завета, низкое положение в этом мире Господа и Его апостолов, усердие и самоотверженность апостола Павла и других — все это упускается из виду, и на этом месте возникает мирское величие и начинается стремление достичь высокого духовного сана. С целью пролить ясный свет на данный вопрос приведем краткое описание должности епископа.
Кем был епископ в первые времена?
Даже самому неискушенному человеку известно, какой престиж, какой авторитет и какое видное положение ныне имеет епископ, потому тщетно было бы спрашивать, как мог бы слуга Христов, Его последователь, простой рыбак из Галилеи достичь такого почета. Во дни апостолов и некоторое время после них — где-то сто лет — должность епископа была тяжким бременем, но «славным жребием»! Он обычно имел попечение об отдельной общине, члены которой имели обыкновение собираться в определенном частном доме. Он тогда не занимал трона господина, не был «наследником Господним», но в действительности был служителем и рабом, наставлял христиан и лично сам посещал больных и бедных. Старейшины же, как и диаконы, вне сомнения, помогали ему во всевозможных церковных делах, во всяком случае, на долю епископа выпадала основная тяжесть служения. Тем не менее епископ стяжал не авторитет, а лишь некое согласие старейшин или же всего братства в церковных порядках и определениях. Среди духовных, находящихся в его распоряжении, не было «низших классов». К тому же в те времена общины не имели иных доходов, кроме как добровольных пожертвований со стороны верующих, и, вне сомнения, часто могло и не поступать решительно ничего, если учесть то обстоятельство, что верующие в основном были из бедных и малоимущих слоев населения. По всей вероятности, в те времена церковные служители продолжали заниматься своим прежним ремеслом или промыслом, чтобы прокормить самого себя и свою семью. Впервые только после 245 года начали оплачивать служителям духовенства их работу и запрещать им занимать какие-либо мирские должности. Однако уже в конце двухсотых годов произошли печальные изменения в истории церкви, которые весьма ослабили смирение и простоту служителей и привели к падению так называемой духовности. В это время возникли впервые жалобы и стенания на возрастающую извращенность духовенства. С того момента, когда личные интересы служителей стали расходиться интересами христианства, мы определенно можем сказать, что начались многие и крупные изменения в худшую сторону. Упомянем здесь вкратце некоторые обстоятельства, способствовавшие этим печальным изменениям:
а) Возникновение епархии
Живущие в городах епископы либо через свои проповеди, либо через проповеди старейшин или диаконов, а то и других верующих, часто становились средством, благодаря которому возникали новые общины в близлежащих местностях и деревнях. Эти новые общины, естественно, находились на попечении и под защитой городской церкви, ввиду деятельность которой они приняли Евангелие и стали общиной. Таким образом, возникали новые и новые церковные провинции, которые позднее греками были названы епархией. Городские епископы претендовали на право в этих деревенских общинах назначать старейшин и диаконов. Те же личности, которым они вручали попечение и руководство нового стада, составляли так называемое районное епископство, новый класс, который занимал среднее положение между епископством и старейшинами. Это было принято повсеместно. Таким образом, возникли ранговые ступени и различия,, и умножились духовные должности.
б) Возникновение архиепископа
Число таких организованных общин быстро возрастало. Хотя свои внутренние вопросы они решали независимо друг от друга, духовно же они все-таки находились в единстве друг с другом, и каждая отдельная община рассматривалась как часть единой церкви Божьей. Однако по мере того, как число верующих росло и общины увеличивались, возникали далеко расходящиеся друг от друга мнения и понятия в учении и дисциплине, которые не могли быть улажены в отдельно взятой общине. Это привело к образованию соборов и синодов, состоящих главным образом из лиц, занимающихся вопросами служения. При совещании этих посланников отдельных церквей вскоре стала ощущаться острая потребность в контроле над председательствующими, ибо от председательствующего, не признающего господства Святого Духа над церковью, неизбежно возникала злая путаница. Обычно назначались на председательство епископы из главных городов провинций под высоким титулом митрополит-епископ, и им уже затем было трудно забыть такой высокий пост и сложить с себя этот титул, когда вдруг председателем называли другого. Так получилось, что весьма быстро он начал претендовать на персональный, постоянный сан митрополита-епископа.
До этого времени епископы и старейшины были как бы одного ранга, и оба понятия были равнозначны. С течением времени епископы более и более начали утверждать, что они облечены высшей властью управлять церковью, и это утверждение они отстаивали со всей решительностью. Старейшины же сопротивлялись этому и не желали уступать им и оказывать новую почесть, стремясь сохранить свою независимость. Из этого возникла большая распря между пресвитерской и епископской системами, которая достигла вплоть до нашего времени, к подробнейшему рассмотрению ее мы еще позже вернемся. Объем наших прежних рассуждений достаточен для знакомства с периодом возникновения в древности многого того, что поныне существует в церкви. В посвящении в сан духовника и пресвитера, из которого с течением времени возникло все пресвитерство со всеми ступенями и рангами, ясно усматривается зародыш греха Симона, который «помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8,20) и привел христианство в пагубное состояние средневековья.