Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. 2 Тим. 2:19-22
Греческое слово ekklesia (экклесия), которое в русской Библии переведено как «церковь», дословно означает «собрание избранных, вызванных» или же просто «собрание». Такой перевод слова «церковь» для русского читателя менее привычен, но точнее отражает смысл. В статье слова «церковь» и «собрание» будут употребляться равнозначно. Примечание переводчика
Общее вступление
Оба послания к Тимофею апостола Павла — это личные письма. Они не содержат указаний, касающихся внутренней жизни верующих в собрании. Поэтому мы будем говорить о Тимофее индивидуально, но попробуем при этом извлечь уроки и для наших совместных отношений среди детей Божьих. Важно заметить, что в этих посланиях церковь не рассматривается как тело Христово. Речь здесь идёт не о порядке использования даров, как, например, в послании к Коринфянам, а о правильном поведении в доме Божьем. Охарактеризовать это послание можно цитатой из Псалма 92:5 «... Дому Твоему, Господи, принадлежит святость...».
Если первое послание к Тимофею говорит нам о том, как христианин должен вести себя в поместном собрании, где сохранён установленный Богом порядок, то второе послание свидетельствует о времени отпадения и заблуждений. Уже при жизни апостола Павла произошло нарушение Божьих установлений. Это печально, однако мы должны быть благодарны Господу за то, что такое состояние в собраниях христиан проявилось уже тогда, а не позднее. Для апостола это послужило поводом дать нам наставления, которые так необходимы нам сегодня, когда неверность людей слову Божьему неуклонно растёт. Мы должны помнить, что расколов в собрании тогда ещё не было. Отсутствовали также и всевозможные человеческие предписания в порядке богослужения. Всё это было ещё только «в зародыше». Поэтому, если мы хотим иметь здравое понимание данных мест Писания, нам необходимо ответить на два вопроса:
- Какое значение имели эти послания для Тимофея и тех, кто жил с ним в то время?
- Чему может научить нас это послание сегодня?
Распространение зла
Апостол увещевает Тимофея удаляться непотребного пустословия (2 Тим. 2:16). Уже тогда стали проповедоваться далёкие от Бога, то есть не соответствующие Божьим замыслам истины. Что же, исчезнет ли этот недуг впоследствии? Нет. Те, кто занимается этим пустословием «ещё более будут преуспевать в нечестии». Их теории будут ещё многими с радостью приняты. Апостол говорит: «... и слово их, как рак, будет распространяться» (2 Тим. 2:17). К большому сожалению, вместо искоренения этого зла мы видим как оно находит всё больше сторонников.
Не только здесь говорится об этом. Во всём Писании мы можем увидеть доказательства того, что дела обстоят именно так. Приведём несколько примеров:
а) Плевелы посажены между пшеницей и будут оставаться там до самого конца.(Матф. 13:24-43)
б) Закваска (образ греха и зла) заквашивает всё тесто (Матф. 13:33)
в) Церковь, отвечающая за свидетельство о Боге в этом мире, окажется неверна и будет отсечена, а свидетелем Божьим станет вновь привитый Израиль (Рим 11:16-31)
г) Безжалостные волки, не щадящие стада, придут извне, а внутри церкви поднимутся некоторые, говорящие превратно, чтобы увлечь за собою учеников (Деян. 20:28-31).
д) Суд начнётся с дома Божьего, а это означает, что в нём будет зло, подлежащее осуждению (1 Пет. 4:17)
е) Пётр в своём втором послании (как и Иуда в своём) говорит о том, что ложные учителя помимо лживого учения принесут в церковь разрушительную для душ практику
ж) О тайне беззакония (2 Фесс. 2) и о духе антихриста (1 Ин. 2) написано, что они уже в действии
з) В 1 Тим. 4 мы находим описание так называемых «последних времён» и во 2 Тим. 3 «последние дни», которые ясно показывают, что ни о каком победоносном восстановлении или расцвете церкви не может быть и речи
и) Пророчество во 2.Тим. 4 говорит, что в последние дни люди будут выбирать себе учителей «по своим прихотям», и отвратят слух от истины
к) Пророчество об истории Церкви во второй и третьей главах Откровения начинается с обличения: «Оставил первую любовь свою» и заканчивается приговором: «Извергну тебя из уст моих».
Эти места Писания позволяют во всех подробностях увидеть печальную картину неверности Христианства.
Воскресение уже было?!
В качестве примера Павел приводит двух лжеучителей: Именея и Филита. Они учили, что воскресение усопших верующих, уже было. На первый взгляд их учение абсолютно безобидно. Но что оно несёт в действительности?
а) Что нам уже не нужно в терпении ожидать Того, «который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип. 3:21).
б) Нам незачем больше пребывать в терпении, так как время нашего царствования уже наступило (сравни с 2 Тим. 2:12).
в) Мы уже достигли состояния полноты, и потому свободны от греховной природы. Нам не нужно больше очищать и освящать нашу жизнь, в этом нет больше необходимости.
Видимо, это учение нашло дорогу к некоторым верующим. Для многих оно затмило истину, которую проповедовал апостол Павел (сравни с 2 Тим. 2:18). Какое печальное влияние на жизнь верующего оказало это лжеучение не трудно представить.
Так осталось ли какое-нибудь прочное основание?
Если из того, кто сегодня кажется соработником Божьим завтра может восстать лжеучитель, увлекающий за собою учеников, то на кого же можно тогда надеяться? Кто те истинные дети Божьи, с которыми вместе можно следовать за Господом? Эти вопросы стояли некогда перед Тимофеем. Они стоят перед нами и сегодня. Апостол дал своему соработнику на них ясный ответ. Если мы встречаем на своём пути что-то непрочное и приводящее нас в смущение, то необходимо помнить, что Господь дал нам твёрдое и непреложное основание. Апостол говорит о нём так: "Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». При этом мы не должны (как это зачастую происходит) забывать учения о Христе, а также о воскресении, обетованиях, об избрании, о Церкви. Дух Святой не имеет двух мнений по этим вопросам. Нам нужно быть внимательными к тому, чтобы многократно перечитывая и обсуждая истины Писания, не потерять их смысл. Во время всеобщего заблуждения и отступничества всем нам просто необходимо хорошо знать что из себя представляет это твёрдое основание. Как качественный фундамент обычно имеет штамп или знак (сравни с Зах. 3:9), так и основание Божие имеет печать. Эта печать имеет две стороны, а именно:
а) Обращённая к Богу сторона: «познал Господь своих»
б) Обращённая к нам сторона: каждый, кто исповедует имя Господа должен отступить от неправды.
Во-первых, это ободрение для нас. Как бы ни было велико заблуждение и отступничество, Господь говорит: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» (сравни с Рим. 11:4, Наум. 1:7). С другой стороны это означает, что даже во время обширного отпадения остались истинные дети Божьи. Господь знает «своих», и в самом начале истории Церкви дети Божьи знали, что все те, кто находится в доме Божьем, являются истинно верующими. В Деян. 5:13 мы читаем: «из посторонних же никто не смел пристать к ним». Но уже во дни Тимофея, к сожалению, в этом нельзя было быть полностью уверенным. Нельзя было быть полностью уверенным.
Во-вторых, эта сторона печати говорит о нашей ответственности. Как уже было сказано, я не могу в сегодняшнем христианстве с уверенностью определить кто является чадом Божьим, а кто нет. Плевелы растут среди пшеницы. Но «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», не выходит за границы моего разумения. Не написано: «всякий, исповедующий имя Иисуса» или «имя Христа», но «всякий, исповедующий имя Господа». То есть всякий, кто принял Иисуса Христа как Господа, познаёт Его как Господина в своей практической жизни и внешне это проявляется в том, что он отступает от неправды.
Что же такое неправда?
Под словом «неправда» мы понимаем всё, что не соответствует святой Божьей воле. Это включает:
- нравственное зло
- лжеучения
- своевольные человеческие постановления в делах Божьих (сравни Тит. 1:14, Рим 1:18)
Для Тимофея были особенно актуальны первые два пункта. Тогда разделений в Церкви и человеческих постановлений в вопросах служения ещё не было. Здесь смысл слова «неправда» тесно связан с жизнью и учением Именея и Филита. Но для нас сегодня этот смысл этим не ограничивается, так как всевозможные установленные людьми порядки, тоже препятствуют действию Духа Святого. Не будем забывать также, что плоть может активно действовать против действия Святого Духа и там, где человеческих установлений и порядков в богослужении нет.
Большой дом
Дальше апостол описывает ситуацию, которая сложится уже после написания послания, во время отступничества. В своём первом послании Павел описывает Церковь, как дом Божий, столб и утверждение истины (1 Тим 3:15). Во втором послании он сравнивает её с большим домом в котором есть золотые, серебряные, глиняные и деревянные сосуды. Часть из них в почётном употреблении, а часть — в низком (2 Тим 2:20). Очень плохой знак — церковь Божья предстаёт уже не как дом Божий или храм, но как заурядный человеческий дом. Это показывает саму сущность постройки и тот беспорядок, который начал появляться уже во времена Тимофея, и проявленный с большей силой позднее.
Два вида сосудов
В послании сказано о двух видах сосудов. Они отличаются друг от друга:
- по материалу
- по использованию
Сосуды по материалу не просто перечислены по порядку, но разделены на две группы: «... не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ...». Если мы во всём Писании видим прообразный смысл серебра, золота и т.п. (сравни с 1 Kop. 3:12-13), то было бы непоследовательным не видеть его здесь. Часто именно так непоследовательно поступают те, кто во всей Библии в закваске видит прообраз зла, а в единственном месте (Матф. 13:33) придаёт ей некий добрый смысл. Так и в этом случае мы распознаём, что здесь под золотыми и серебряными сосудами подразумеваются верующие, отражающие праведность Божью и познавшие силу усыновления. Сосуды же из глины являются прообразом неверующих, которые имеют только земное происхождение и земные помыслы.
Всё это показывает нам, как Церковь Божья на земле несёт возложенную на неё ответственность и внешне превратилась в большой дом, где теперь перемешаны верующие с неверующими. Дому Божьему могут принадлежать только золотые и серебряные сосуды (то же самое можно сказать и о скинии и о храме), а большой дом шире, он включает в себя как верующих, так и неверующих. Но как мне определить (в духовном смысле), из какого материала сделан человек, исповедующий Христа Господом? Человеку это не всегда возможно. Такой вопрос не относится к сфере моей компетенции, так как эта сторона печати обращена к Богу: «познал Господь своих». Он в совершенстве знает, кто золотой сосуд, а кто глиняный. Недостатки золотых и серебряных сосудов часто не позволяют отличить один тип сосудов от другого. Часто мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, кто является чадом Божьим, а кто нет. Но всё же мы можем определить, с кем нам стоит общаться, а с кем нет. Для этого существует вторая сторона печати.
Во втором пункте речь идёт об употреблении сосудов. Есть сосуды в почётном и в низком употреблении. Нам не сообщено больше ничего. Как облегчилось бы дело, если бы было сказано: первые (то есть золотые и серебряные) в почётном, а вторые (деревянные и глиняные) в низком употреблении! Как легко было бы отличить тогда одни сосуды от других! В доме Божьем должны быть только золотые и серебряные сосуды в почётном употреблении. Но в результате всевозможных заблуждений сегодня в собрании Божьем не только перемешаны верующие с неверующими, но и многие золотые и серебряные сосуды не находятся в чести и не годны на всякое доброе дело. Можно ли использовать на всякое доброе дело золотой сосуд, стоящий между двумя ведрами с мусором? То, в каком употреблении находится сосуд, мы понять в состоянии, так как основанием для этого является сторона печати, обращённая к нам: «... да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Если кто-то отступил от неправды, то он — сосуд в чести. Если же не отступил, то он, как Именей и Филит, сосуд в нечестии. Нам необходимо определить не то, кто золотой сосуд, а кто деревянный, а то, кто в почётном употреблении, а кто нет. Важно заметить, что здесь не говорится о допущении или недопущении верующего к трапезе Господней. Прежде, чем с кем-нибудь совместно участвовать в ней, мы должны испытать, верующий ли это человек. Конечно, тут не обходится без ошибок, и иногда неверующему (невозрождённому человеку) удаётся ввести в заблуждение детей Божьих. Но мы говорим сейчас не об этом, а о том, каким должно быть поведение христианина во времена, когда вокруг, в христианстве, господствуют всевозможные заблуждения. Нам необходимо, как в нашей повседневной жизни, так и в наших связях удаляться от всякой неправды. Для нас (как некогда и для Тимофея) важно определить наше отношение к сегодняшним «Именеям» и «Филитам», чтобы им противостать. В этом случае нам не нужно определять какие они сосуды: золотые (то есть рождённые свыше) или деревянные (не возрождённые), пусть об этом судит Господь. Для нас важен вопрос: являются ли эти люди сосудами в чести.
Мы не должны путать человеческую сторону печати с той, которая относится к Господней.
Ко всякому доброму делу приготовлен
Апостол не останавливается на простом перечислении сосудов. Он говорит о чрезвычайно важном для всякого чада Божиего вопросе: Когда сосуд может быть пригоден для почетного употребления? Обсуждая стихи 20 и 19 мы пришли к выводу, что для того, чтобы быть сосудом в чести, необходимо отступить от всякой неправды. Но между стихом 21 с одной стороны и стихами 19 и 20 с другой есть два бросающихся в глаза различия. Первое из них в том (стих 20), что речь идет не только о необходимости быть чистым от неправды, но и быть чистым от сосудов в нечистом употреблении. Второе же в том, что говорится не просто о «сосудах в чести», но о «сосудах в чести, благопотребных Владыке, годных на всякое доброе дело».
Эти две вещи слишком важны, чтобы оставить их без внимания. Необходимо заметить, что второе является следствием первого. Благопотребным Владыке может быть только тот, кто очищен от сосудов в нечистом употреблении. Написано: «итак, кто будет чист от сего ...», то есть от сосудов в нечистом употреблении, о которых говорилось непосредственно перед этим. Если мы хотим быть приготовлены ко всякому доброму делу, то для этого необходима не только чистота в нашем хождении, но и чистота в наших связях.
Не будем забывать, что десятое звено, в цепи, связывающей нас со злом, так же реально, как и первое.
Хочу предложить пример, который, надеюсь, поможет нам в понимании этих стихов. Представим, что некий служащий Господу, христианин стал членом какой-либо христианской организации. Предположим, что он имеет верные представления о крещении, трапезе Господней, служении словом и т.д. Но Его окружение будет препятствовать ему проповедовать то, что он знает и осуществлять это на практике.
Согласимся, что такой христианин приготовлен не ко всякому доброму делу.
Не только внешне
Внешнее очищение должно идти рука об руку с внутренним. В противном случае, мы превратимся в фарисеев. Тимофею было дано увещевание убегать «юношеских похотей». Страх согрешить, не имеет ничего общего с обычным человеческим страхом. Боязнь согрешить — это страх Господень, как у Иосифа, когда он убежал (Быт. 39:10-13). Под «юношескими похотями» мы понимаем в первую очередь похоти плоти и гордость. Для юноши очень велика опасность стать высокомерным. Тимофею (как и нам сейчас) необходимо было удалиться от всего злого и устремиться к четырем добрым вещам:
- Праведность. Она, если так можно выразиться, устанавливает тот путь, по которому нам надлежит идти.
- Вера даёт нам зависимость от Господа и общение с Ним. Без этого мы не смогли бы идти по узкому пути.
- Любовь. Она даёт нам духовную энергию без сомнений и колебаний следовать за Господом. Никакая религиозная ревность не сможет дать того, что даёт нам любовь Божья, которая «излилась в наши сердца» (Рим. 5:5).
- Мир — это результат предыдущих трёх пунктов.
«Со всеми, призывающими Господа от чистого сердца»
Как уже было сказано выше, в послании говорится в основном о том пути, по которому каждый из нас идёт индивидуально. Здесь всё индивидуально и непосредственно собранию не даётся никаких указаний. Однако когда речь идёт о личной ответственности, наши общие действия не могут оставаться в стороне. Мы призваны не просто очиститься от связей с нечистыми сосудами, но нам необходимо так же быть в общении с сосудами в чести. Однако связь христиан друг с другом возможна только до тех пор, пока личное хождение каждого из них совпадает (сравни с Амос 3:3).
Поэтому мы и читаем: «со всеми призывающими Господа от чистого сердца». Это ясная противоположность призыву стиха 21: «кто будет чист от сего». Но как я могу узнать, призывает ли человек, называющий себя христианином, Господа от чистого сердца или нет? Ведь я не могу увидеть, что происходит в его сердце. Апостол снова указывает нам на стих 19: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Итак, я могу нести совместное служение не со всеми верующими, но только с теми, которые на практике удаляясь от неправды показывают, что они призывают имя Господа от чистого сердца. Итак, это место Писания учит нас, от кого отступить и с кем идти вместе, чтобы быть угодными Богу. Как бы не были велики заблуждение и отступничество, Господь никогда не оставит нас без ясного указания, в каком направлении нам надо идти. Важно искренне испытать себя: хотим ли мы идти этим путём, который предлагает нам Бог. Если у нас действительно есть желание следовать за Господом, тогда всё, что нам мешает должно быть отсечено.
Большой дом — это то, что получилось из Церкви в её ответственности на земле. Можно сказать, что это всё, что сегодня называется христианством. Сегодня верный Господу не может оставить большой дом, в противном случае ему пришлось бы стать иудеем или язычником (1 Кор. 10:32). Но находясь внутри этого дома, верующему необходимо отвергнуть всё, что противоречит святой Божьей воле. Я должен удаляться от всякого рода зла, а это значит (как уже было сказано раньше) удалиться не только от заблуждений в учении и хождении, но и от самовольных человеческих постановлений в богослужении. Если есть рядом со мной кто-то, кто хочет сохранить свою связь со злом, то тогда мне необходимо очистить себя от связи с этим сосудом. Не будем думать, что в созданных человеком христианских организациях присутствуют только «Именеи» и «Филиты».
Небольшое замечание
Очень важно понимать разницу между обсуждаемым отрывком и 1 Кор 5:12-13. Там даётся следующее указание, обращённое к собранию, сохранившему установленное Богом положение вещей: «извергните развращенного из среды вас». Если собрание не желает придерживаться этого правила, тогда Бог обращается лично к каждому: «кто будет чист от сего...». Эти два повеления не потеряли для нас своего значения. Сегодня, когда Церковь разделена (о чём красноречиво говорит её внешний вид), когда так тяжело распознать строения Божьи (1 Пет. 2) среди построек человеческих (1 Kop. 3), эти два предписания становятся особенно важными для нас.
Если верующие собраны на основании Слова Божьего, во имя Господа Иисуса, даже если их только двое или трое, то Господь даёт им авторитет удалять зло из своей среды. (Отметим, что данный им авторитет нельзя путать с безошибочностью их решений, так как эти чада Божьи, как и все остальные, могут ошибаться). Если верующий находится в собрании, где проповедуется лжеучение, которое препятствует нормальному хождению по Духу, противоречит указаниям Божьим, данным для собраний верующих и т.д., тогда Бог взывает к нему: «будь чист от сего» (2 Тим. 2:21).
Итак, в 1 Kop 5:12-13 даны указания для нашей практики в собрании, а во 2 Тим. 2 для личного хождения.
Другие толкования этого места Писания
Известны другие толкования этого отрывка Священного Писания. Для тех, кто их принял, безусловно важно проверить правильность своей точки зрения со всем Писанием. Вот первое из наиболее распространенных мнений:
Перечисление во 2 Тим. 2:20 вовсе не содержит противопоставления золотых и серебряных сосудов глиняным и деревянным. Эти четыре вида сосудов перечислены просто один за другим, а различие полагается лишь в их использовании (в чести или в нечестии). Только это различие присутствует в данном месте Писания. Соответственно нет основания говорить о «верующих и неверующих».
Против этого мнения говорит следующее:
- То, что символическое описание названных выше материалов должно рассматриваться в контексте всего Писания и в частности 1 Kop. 3. Если перечисление четырёх видов материалов не имеет смысла, зачем тогда оно вообще дано?
- То, что эти четыре материала перечислены не просто друг за другом, а двумя группами: "не только..., но и... ". Если бы противопоставления не было, было бы сказано: "наряду с ..., ещё и ... ".
- То, что перечисление материалов содержит ещё и оценку качества. В этом случае идёт речь о том, кем человек является по природе, то есть возрождённый он или нет.
- То, что в словах «познал Господь своих» так же говорится о том, кем человек является внутренне.
Этот вопрос имеет очень большое значение. Но оставим его Господу. Мы приводим здесь эти рассуждения только для того, чтобы указать на одну из распространенных ошибок в толковании Писания. Вообще, рассмотренная выше точка зрения появилась в результате попытки придать несколько иной смысл словам стиха 21 «кто будет чист от сего» и под словом «сего» представить не сосуды в нечистом употреблении, как говорится в стихе 20, а неправду, о которой говорится в стихе 19.
Есть еще и такое мнение:
В собрании, как и в любом доме, есть разные сосуды. Некоторые из них в почётном, другие в непочётном употреблении. Очищая себя от неправды, надо подняться до понимания предназначения каждого из них.
Такое истолкование необходимо отвергнуть по вышеназванным причинам:
- Так как Церковь сравнивается с обычным человеческим домом, что является вовсе не лестной рекомендацией. Это легко понять, сравнив 1 Kop. 3 с 1 Пет. 2. Апостол Пётр описывает Церковь как дом Божий, построенный из живых камней. То есть строение, которое как бы вышло из рук Божьих. О дереве, глине, соломе или чему-то подобном в его послании нет и речи. Апостол Павел же описывает здание, которое вышло из рук человеческих. Оно сделано из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена и соломы. Может быть кто-то скажет: «Но дерево, сено и солома необходимы для любого строения. Ведь это обычный, естественный общеизвестный материал для постройки дома». Мы не можем принять такую точку зрения в отношении дома Божьего, так как в 1 Kop. 3 ясно сказано, что этот материал не пройдет испытание огнём и потому не годится для постройки духовного дома.
- Так как стихи 2 Тим. 2:19-21 тесно связаны с именами Именея и Филита.
- Так как стих 21 тогда должен был бы быть простым повторением стиха 19, с чем невозможно согласиться.
- Так как «от сего» тогда не относилось бы к вещам, перечисленным непосредственно перед этим, а это не нормально.
- Так как 2 Тим. 3:5 совершенно ясно учит удаляться от определённой части людей.
- Так как 2 Тим.2;22 в противоположность стиху 21 говорит о тех, с кем надо связать свою жизнь.
- Так как это предположение не берёт в расчёт того, что во 2-ом послании к Тимофею говорится не просто о сосудах в чести, но о сосудах в чести, годных на всякое доброе дело.
- Так как, если не очистившиеся от неправды сосуды могли бы быть благопотребны Богу, то это значило бы, что они угодны Богу. А такая мысль находится в прямом противоречии с божественной святостью и Его ясным повелением очищаться от зла.
- Так как такое толкование не берёт в расчёт того, что Писание объединяет личность и зло, которое эта личность несёт.
Приведем несколько примеров для аргументации:
- Терние на поле. Этот образ был сначала дан как противопоставление доброму семени, то есть Божьему Слову. Однако дальше по тексту мы видим, что под этим прообразом подразумеваются люди, которые живут согласно этим лжеучениям (сравни Матф. 13:24-30 и Матф. 13:37-38).
- Тот, кто общается с распространяющим ложное учение участвует в его злых делах и этим оскверняется (сравни с 2 Ин.10-11).
- Прикосновение к святому не делает священным нейтральное или оскверненное (Аггей 2:13-14), а прикосновение к нечистому делает нечистым. В этом стихе говорится о тех, кто осквернил себя прикосновением к чему-либо нечистому. Труп нечист. Если он прикоснётся к хлебу, овощам или к чему-то ещё, — всё станет нечистым.