История христианской Церкви том I, главы 1-8

1-2. ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 2

Исполнение дня Пятидесятницы

День Пятидесятницы с полным основанием можно назвать днем рождения Церкви. Через пятьдесят дней по воскресении нашего Господа была создана церковь Его, ее история началась с того дня. Ветхозаветные святые уже потому не могли принадлежать к новозаветней церкви, что ее до Дня Пятидесятницы фактически не было.

Конечно же, все святые наследуют вечную жизнь, они все пришли в общение с Богом, и то же самое небо есть их лучезарная вечная родина! Однако ветхозаветные праведники находились под иным управлением, или же, более того, под различными управлениями, которые были на земле до первого пришествия Христа. Всякое управление в Священном Писании имеет свое место: возникновение, развитие и конец, и каждое из них на небе будет иметь свой отблеск. Там как личности, так и управления будут различны друг от друга. В одиннадцатой главе послания к Евреям, повествуя о ветхозаветных героях, апостол по этому поводу говорит: «Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные и радовались и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... И все сии свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» Если Бог предусмотрел нам нечто лучшее, то, несомненно, это должно быть нечто различное. По отношению к Слову Божьему мы не можем допускать никаких разночтений. Разницу между Ветхим и Новым заветами мы легко сможем различить при исследовании великого смятения жителей Иерусалима в День Пятидесятницы. Однако обратимся вначале к 23 главе книги Левит, где даны образы, связанные с Днем Пятидесятницы.

Израильтянам было поведено приносить первый сноп к священнику, чтобы он вознес его пред Господом, чтобы им было послано благоволение Божье. Этот обряд, как мы ве- рИМ, был прообразом воскресения Христа по пришествии иудейской субботы и взятия христиан к Богу воскресшим Господом. "Объяви сынам израилевым и скажи им: «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику. Он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение. На другой день праздника (субботы) вознесет его священник» (Лев. 23,10-11).

По прошествии полных семи недель по приношении первого снопа праздновали пятидесятый день, когда весь урожай был собран, праздновали день благодарения, праздник жатвы. От жилищ израильтян испекали два хлеба возношения из пшеничной муки нового урожая — таков был отличительный признак этого праздника. Израильтяне должны были испечь в своих жилищах по два кислых хлеба. Некоторые в этих двух хлебах усматривают ссылку на оба дома Израиля, другие — прообраз созидания церкви из Иудеев и язычников. Мы оставим это. Во всяком случае, закваска есть прообраз греха, который совершается верующими и само собой разумеется, имеет место и в церкви. Таким образом, с приношением этих хлебов связана жертва за грех, тогда как первый сноп является прообразом нашего Господа Иисуса Христа — жертва в приятное благоухание.

Исполнением прообраза Дня Пятидесятницы было сошествие Святого Духа, Который снизошел на людей удивительным образом. Он сошел, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино (Иоан. 11, 52). Благодаря этому величайшему событию иудейство было устранено, возник новый очаг свидетельства — Церковь Божия, или же собрание Божье!

Воскресение и вознесение Христа

Воплощение, распятие и воскресение Христа есть величайшие фундаментальные истины церкви, или же христианства. Без воплощения не могло бы быть ни распятия, ни воскресения. Драгоценнейшая истина в том, что Христос умер на кресте за наши грехи! Однако не менее важна та истина, что верующие в Него умерли вместе с Ним, с Ним и воскресли! (Рим. 6; Кол. 2). Жизнь Христа — это жизнь воскресения. Церковь строится на воскресшем Христе. Не может быть прекрасней истины, чем воплощение и распятие Христа. Единственно через это церковь объединена с воскресшим и превознесенным Сыном Человеческим.

В первой главе Деяний апостолов нам сообщаются события, связанные с воскресением и вознесением Христа, а также действиями церкви до сошествия Святого Духа, хотя Христос говорит и действует через Него. Он дает «повеления апостолам, которых Он избрал» Святым Духом. Это заслуживает нашего самого пристального внимания, так как здесь заложены два наиважнейших познания: в первую очередь — характер нашего единства с Христом, Святой Дух живет в христианах, как и в воскресшем Господе, как сказано: «Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом),» (1 Кор. 6,17) Они объединены одним Духом. Вовторых, этот важный факт указывает на благословенную истину, что Святой Дух будет жить и творить во Христе, хотя Его воскресение есть уже свершившийся, законченный факт. Потом Он не будет сражаться, как это происходит в настоящее время, против нашей плоти, а введет нас в совершенную радость великолепной славы, к преданному служению, к благословенному поклонению, покорному исполнению всей воли Божией.

Воскресший Господь вначале повелел апостолам не отлучаться из Иерусалима, а ждать «обещанного от Отца», того, что они слышали от Него, сказавшего: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.» Сейчас уже речь ведется о земных обетованиях Израилю, о том, что будет после, но оставлено до грядущих дней. Обетование Отца относительно Святого Духа было совершенно иного свойства, и его результат весьма отличается от земного измерения.

После того, как Господь побеседовал со Своими апостолами относительно Царства Божьего, Он вознесся на небо и облако взяло Его из вида их. В то же самое время явились Два ангела и понятным человеческим языком предвозвестили собравшимся ученикам о втором пришествии Христа: "И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,10-11). Эти слова дают нам неопровержимое доказательство того, что Христос вознесся лично, видимо и во плоти и что Он явится вновь таким же образом. Он снова явится на облаках и откроется землянам лично, видимо и во плоти, однако уже в невыразимо великолепной Своей славе!

Апостолы и ученики Господа постигли тогда двойной урок: первый — что Иисус взят из этого мира и вознесен на облаке; второй — что Он снова явится в этот мир. Их свидетельство основывалось на этих двух великих фактах! Иерусалим же должен был стать исходным пунктом их служения, и они должны были ждать там, пока сила свыше осенит их. Это произошло в День Пятидесятницы. С момента этого события Бог не только с нами, но Он и в нас!

Сошествие Святого Духа

Дело спасения было свершено, Бог был прославлен, Христос воссел одесную славного престола, величия Отца. Время исполнилось, и Святой Дух сошел на нашу землю. Бог Сам освятил церковь таким образом, который соответствует Его премудрости, власти и славе! Произошло великое чудо, дано было видимое ясно свидетельство. «При наступлении Дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (вещать)» (Деян. 2). Нам необходимо здесь остановиться и подробнее рассмотреть зримые явления, связанные с сошествием Святого Духа и демонстрацией Его власти и силы в тот исторический день.

В первую очередь отметим, что тут совершилось обетование Отца: с неба был послан Святой Дух. Это было величайшей истиной, совершившейся в День Пятидесятницы. Святой Дух сошел на землю, чтобы через окропление крови Иисуса Христа подготовить для Него место в церкви, чтобы Он мог жить там. Затем также было исполнено слово Господа сказанное Им незадолго до Своего вознесения ученикам: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.» Это теперь было исполнено, хотя ученики в те дни не могли понять смысла сказанных им слов. Полное же откровение единства Тела явилось позднее в служении апостола Павла. В 12 главе своего первого послания к Коринфянам он заявляет: «Все мы одним Духом крестились в одно Тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.»

Далее, помимо того, что мы здесь встречаем разделение Духом Святым взаимосвязанных даров на служение в деле Господнем, находим самый основной и драгоценный дар, который небывало нов на этой земле — это персональное благословение каждого верующего, чтобы лично в каждом из них устроить себе жилище. И этот драгоценный факт (да будет превознесен Господь!) и ныне так же действителен, как и тогда! Святой Дух и ныне живет во всяком верующем, который успокоился в совершенном деле Господнем. Господь в предвидении тех дней сказал: «Он (Дух Святой) с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14,17). Эти великие истины о присутствии Святого Духа нашли полное исполнение в День Пятидесятницы. Он сошел на землю, чтобы жить в каждом отдельном христианине и во всей церкви. И мы теперь знаем — о драгоценная истина! — что Бог не только для нас, но в нас и с нами пребывает.

Когда Бог Иисуса из Назарета помазал Святым Духом и силою, то явился Дух в виде голубя — прекрасный образец беспорочной чистоты, кротости и смирения Господа Иисуса. Он не возвышал голоса Своего, Его не было слышно на улицах, Он не переломил трости надломленной, не угасил льна курящегося (Ис. 42, 2-3). При сошествии Духа Святого на учеников Иисуса сцена была совершенно иной. Дух снизошел в образе разделяющихся языков: «Языки, как бы огненные, почили по одному на каждом из них.» Это было знаменательно. Это всемогущество Божье, давшее такое свидетельство, которое было адресовано не только израильтянам, но и всем народам на земле! Так же и то, каким способом и образом происходило это событие, означает, что решительно должно быть обращено ко всем: и явились язы- ки, как бы огненные. Суд Божий за грехи людей нашел свое полное отражение на кресте Голгофы. Это же торжественное явление через силу Святого Духа должно было распространиться во все концы земли. Повсеместно провозглашается праведность и жизнь вечная через веру в Иисуса Христа, возвещается прощение грешникам, спасение заблудшим, мир сокрушенным и покой усталым.

Удивление, смущение и замешательство синедриона и всех иудеев должно было на самом деле быть весьма великим, когда они увидели последователей недавно распятого Иисуса, в такой силе и с такой властью появившихся вновь. Вне сомнения, они полагали, что ученики Иисуса по устранении их Господа никогда более не осмелятся открыть даже рта, так как большинство из них были простые неграмотные люди. Как велико должно было быть их изумление, когда они увидели и услышали, как эти простолюдины проповедуют смело и дерзновенно на улицах Иерусалима и тысячи обращаются к вере в Иисуса.

Иисус был распят. Все Его притязания на права Мессии, по мнению подавляющего большинства, вместе с Его останками были погребены. Солдаты, охранявшие Его гроб, были подкуплены распространять ложные слухи, опровергающие Его воскресение. Вне сомнения, всеобщие волнения уже улеглись, беспокойство в городе миновало, служение в храме проводилось, как обычно, вернулось в привычное русло, как будто ничего не произошло. Однако Бог не позволил так спокойно перешагнуть через происшедшее. Он ждал определенного времени, чтобы оправдать Своего Сына, и это должно было произойти на том же самом месте, где Он был уничижен. Вдруг неожиданно в начале Дня Пятидесятницы появились рассеянные последователи Христа, не растерянные и испуганные, а облеченные удивительной силой! Без тени страха обвиняли они старейшин народа и сам народ за то, что они распяли своего Мессию. Они смело возвещали Его палачам, что Бог воскресил этого распятого Иисуса и вознес Его на престол славы одесную Себя как Вождя и Господа!

Мы еще добавим, что суд над Вавилоном в тот дивный День был, так сказать, снят. С того момента на разных языках проповедовалась Весть спасения всем, кто до того дня находился под праведным приговором и гневом Божьим. речь была направлена ко всем народам на их языках. Это небывало удивительное явление привлекало бесчисленные толпы. Все находились в смущении и замешательстве, так как слышали этих бедных галилеян, говорящих на их наречии. Иудеи же, жившие в Иерусалиме, не понимая языков, на которых они начали говорить, насмехались, говоря: «Они напились сладкого вина.» Тогда встал Петр и объяснил им на основании их собственных пророчеств истинный характер того, что происходит.

Первое обращение апостола Петра к иудеям

"Петр же, встав с одиннадцатью возвысил голос свой и возгласил им: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме, сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (по нашему времяисчислению — девять часов утра, час молитвы в храме).

Петр, таким образом, выступил в роли начальствующего над учениками и объяснил иудеям, что эти удивительные события, которые они видели и слышали в это утро, не есть результат какого-то чрезмерного возбуждения, но что происходит именно то, что они сами ожидают на основании пророческих книг: «Это есть предреченное пророком Иоилем.» Обратите внимание на то, на каком основании находится здесь Петр и с какой смелостью говорит. Это есть основание воскресения и превознесения Христа! Мы должны подчеркнуть это, так как тут нам указан фундамент, на котором строится церковь, возвещая нам при этом, где и когда началась ее история. День Пятидесятницы есть первый день возникновения церкви, первая страница ее истории, первый триумф невыразимой благодати Божией ко всему человечеству! «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 23-33).

Да будет нам позволено на этом месте привести выдержку из труда одного писателя-богослова, который говорит о благословенном действии первой проповеди апостола Петра через силу Святого Духа, сошедшего на землю: «Это не было простым внутренним нравственным изменением, то была сила, которая устранила все основания разделений, и все, получившие дар Святого Духа, стали едины, как одно сердце и одна душа. Они пребывали в учении апостолов, были в общении друг с другом и с апостолами, в сердечной радости преломляли хлеб и бодрствовали в молитве. Сознание присутствия Божьего было сильно между ними, и руками апостолов совершались многие знамения и чудеса. Они были связаны искренними узами любви, и никто из них не говорил на свое достояние, что это его собственность, но все делились тем, чем владели, с теми, кто нуждался. Они ежедневно пребывали в храме, на месте, где весь Израиль проводил свои религиозные служения, в то же время они проводили свое особенное богослужение тем, что по домам преломляли хлеб. Они принимали пищу с радостью и в простоте сердечной, они славили Бога и были окружены благосклонностью народа. Так была образована церковь, и Господь ежедневно прилагал к спасаемым остаток Израиля, отторгая его от грядущего суда (готового разразиться над народом, который отверг Сына Божьего, собственного Мессию!), Бог спасал избранных Своих, (да будет превознесено Его святое Имя!) от страшной погибели! Бог причислял к церкви, которая стала известной через присутствие Святого Духа, тех, кого пощадило Его человеколюбие среди израильтян! Новый порядок вещей, засвидетельствованный присутствием Святого Духа, был установлен. И хотя старый порядок вещей был еще в силе и действовал до тех пор, пока над ним не разразился суд, новый порядок настоящего входил в расцвет.

Таким образом, церковь была создана силою Святого Духа и основана на свидетельстве о том, что отверженный Иисус взят на небо и Бог превознес Его, как Господа и Христа. Она была собрана из остатка иудеев, который был пощажен, хотя с ограничением, и из язычников, которых призовет Господь Бог. Она была создана в Израиле, искушавшем долготерпение Божие и все же отделенном, как место жилища Его» (Д. Н. Дарби).

Так была вызвана к жизни церковь Божья, собрание тех, кто призывает Бога во Имя Господа Иисуса Святым Духом. Любовь была отличительным знаком этой новой организации. Великий триумф, который праздновала благодать в тот славный день, громогласно провозглашал власть прославленного Господа и пришествие Святого Духа на земле. Около трех тысяч душ обратилось от одной проповеди. Устрашенные ужасной мыслью того, что они убили своего Мессию, Бога, перед Лицом Которого они сейчас стояли, Который воскресил и вознес Распятого одесную Своего престола славы, они вскричали: «Что нам делать, мужи-братия?» В известном смысле Господь послал с Сиона жезл силы Своей и Он господствовал среди врагов Своих, народ Его пребывал в благолепии святыни в день силы Его (Пс. 109).

Петр стремится при этом глубже заложить в сердца своих сограждан начатое доброе дело и смирить гордых и надменных иудеев, говоря: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Он не говорит им просто: «Веруйте в Господа Иисуса Христа и будете спасены,» хотя вера и покаяние должны всегда идти рука об руку, если душа искренна, но тут апостол делает особый упор на покаянии. Вина их была чрезвычайно велика, и необходимо было ради их смирения, чтобы они глубоко прочувствовали и осознали это. Они должны были узреть свою вину в свете Божьем и получить прощение грехов у ног Того, Кого они отвергли и распяли! Вне сомнения, все это было благодатью. Их совесть была пробуждена. Они смотрели на самих себя глазами Бога, воистину от всего сердца покаялись, удостоились прощения грехов и получили дар Святого Духа. С этого момента они стали детьми Божьими и получили вечную жизнь. Дух Святой жил в них! Абсолютное изменение их поведения и характера свидетельствовало об их истинном обращении и перемене, которая произошла с ними. «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч, и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.» В то мгновение молитва Господа: «Да будет все едино!» — была исполнена. В четвертой главе мы читаем: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.»

Обращение к язычникам

Сейчас мы обратимся к десятой главе Деяний апостолов. В ней повествуется о том, как богобоязненный сотник Корнилий был введен в церковь Божью, в общение с детьми Его. Апостол Петр уже в своей первой речи возвестил обращение язычников. Теперь же он был дивным образом через чудное видение призван открывать язычникам двери Царства небесного. До этого времени церковь в основном, если не исключительно, состояла из иудеев. Бог поступал с язычниками пренебрежительно в противоположность тому, с какой нежной предупредительностью и любовью Он относился к Своему древнему народу Израилю. Корнилий был праведным человеком, весь его дом боялся Бога, он творил много милостынь народу (израильскому) и постоянно молился Богу. Против принятия такого человека практически ничего невозможно было бы возразить. Ведь Бог снисходителен, милосерд и благ. Так и в сердце Петра не должно было бы быть никакого сомнения относительно воли Божьей. И все же Бог вынужден был привести к молчанию все соображения Петра и низложить его противоборство снисходительным упреком: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10,15).

Петр вначале более и более проникал в помышления Божьи, все это было для него новью. Ему казалось, что ничего удивительнее и быть не может, чем то, что язычники могут войти в часть благословения, не став иудеями и не приняв на себя обязанности исполнять иудейский закон. Это было, как для Петра, так и для язычников, шагом большой важности. То видение, посланное Петру, открывало характер нового управления на основании Нового Завета. "Петр отверз уста и сказал: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде, приятен Ему» (Деян. 10,34-35). Уже не было нужды становиться иудеем, принимать внешние проявления религиозных церемониалов и исполнять закон, чтобы иметь часть в благословенных небесах. Без возложения апостольских рук (хотя сам Петр был удостоен полноты апостольской власти и силы) и без предварительного водного крещения Корнилий и бывшие в его доме были крещены Духом Святым. Когда Петр еще обращался к ним, Святой Дух снизошел на всех, слушающих его слова. Еще до этого благодать Божья начала в сердце Корнилия благословенное дело. Он был ожившей в Боге душой. Однако оживотворение Святым Духом и запечатление Им есть два разных дела. Прежде чем Святой Дух может запечатлеть, Он должен иметь нечто, что можно запечатлеть. Наложить Свою печать Он может не на нашу ветхую природу, но на новую! Таким образом, в жизни христианина должен быть момент, когда он будет оживотворен, затем дело, начатое прежде, конечно же, будет доведено до своего завершения раньше или позже (Еф. 1,13). Например, заблудший сын ожил, когда оставил чужбину и обратился к отчему дому, но благоволение и любовь отца были еще ему недоступны, потому он еще не мог успокоиться в вере. Он не был еще запечатлен, пока не познал, что он прощен и принят отцом, пока не удостоился поцелуя отца и, как некоторые отмечают, не получил на руку перстень. Животворящая вера намного превосходит скорбь души и жажду оправдания, как бы искренне это ни было, она так же несравненно превосходит надежду быть принятым! Настоящее действие Духа Святого в душе человека определенное время может сопровождаться маловерием или даже неверием, что бесчестит Господа. Заблудший сын действительно верит, что сердце его отца было добрым, потому он отважился пойти к нему. И все же это не есть еще истинная спасающая вера. «Принявший Его свидетельство этим запечатлел, что Бог истинен» (Иоан. 3,33). Это есть истинная вера; в ком она есть, тот имеет на себе также печать Божью. Сам Павел три Целых дня находился в духовном борении, не имея еще мира и покоя, так как это дается через запечатление Святым Духом. «Три дня он не видел, и не ел и не пил» (Деян. 9,9).

Запечатление язычников

Как мы уже видели, введение язычников в церковь связано с важнейшим фактом: дар Духа Святого был принят ими просто через слушание проповеди Слова. Иудеи в Иерусалиме были крещены в воде, прежде чем они получили Святого Духа, верующие в Самарии были не только крещены, но нужно было апостолам в молитве возложить на них руки, и только тогда они были запечатлены Духом Святым. Здесь же, в Кесарии, язычники были удостоены дара Святого Духа, обильного христианского благословения без предварительного крещения, возложения рук и молитвы. Это, таким образом, характеризует путь Божий с помилованными из язычников, и поскольку мы не иудеи, не самаряне, но верующие из язычников, то постановление Бога при принятии верующих из язычников есть предписание для нас. Из факта, что Корнилий принял жизнь и веру прежде крещения, вытекает ясно и недвусмысленно, что жизнь подается не через крещение, как учат тому англиканские католики. Они говорят: «Благодать и жизнь подаются через таинство (крещения) и достигаются этим средством, невзирая ни на какие внутренние упражнения со стороны входящей в общину личности. Святое крещение есть средство, через которое душа получает новую духовную жизнь.» Едва ли есть нужда подчеркивать, что подобное учение прямо противоположно Священному Писанию.

Крещение для человека — это еще не все. Обращение, или же рождение вновь, во всяких случаях без какого-либо исключения совершается через Святого Духа. Господь говорит Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Иоан. 3,5). Эти слова, вне сомнения, отсылают нас к Иез. 36,25-27. Значение воды проясняет нам Еф. 5,26. Вода, Слово Божие, есть средство, Святой Дух — сила, через которые происходит новое рождение. Христос, или же Бог во Христе, есть новое состояние души. Эта благословенная перемена происходит через Дух и истину Божью. Кто приписывает все это водному крещению и потому все свое упование возлагает на него, впадает в большое роковое заблуждение.*

Примечание: Следующие краткие сообщения относительно вопроса крещения из книг отцов церкви четвертого столетия познакомят наших читателей тем, из каких источников появилось такое множество различных ритуалов, которое дошло до наших дней и находит широкое применение. Авторитет Слова Божьего вытеснен и устранен.

"Крещение проводилось в праздники пасхи и пятидесятницы на так называемых местах явления Христа (Богоявление) над всеми, которые обратились в течение соответствующего года, что значит официально — в присутствии верующих. Однако здесь наблюдались исключения: в некоторых случаях верующие находили лучшим исполнить церемонию (крещения) не откладывая, другие же маловерные и пугливые христиане, как например Кесарь Константин, отодвигали крещение на конец своей жизни. Поведение последних было, хотя долгое время безуспешно, осуждаемо духовенством. Однако уже сам факт отсрочки показывает, как глубоко укоренилась в сердцах верующих вера в данный ритуал, якобы имеющий духовную важность и деятельность. Крещение, таким образом, рассматривалось как средство для абсолютного очищения души. Новообращенный выходил из вод крещения в состоянии совершенной невиновности. Голубь, Святой Дух, постоянно парил над местом крещения и освящал воду для таинственного омытия с души всех соделапных ранее грехов. Если душа после этого не осквернит себя, то однажды она войдет в Царство чистоты и блаженства, так как сердце было очищено, разум просвещен, дух облечен в бессмертие.

«Облаченный в белое одеяние, служащее как бы символом незапятнанной чистоты, крещаемый приближался к месту крещения, которое к некоторых больших церквях находилось в определенном месте. Здесь он заключал торжественные обеты, обязывающие его оставаться верным своей религии. Тут катехумен (человек, который находится в первом периоде обучения христианским догматам) обращался на запад, к царству сатаны, и трижды отрекался от его силы, затем он поворачивался на восток, чтобы поклониться Солнцу Праведности и заключить завет с Господом жизни. Таинственное число три было общепринято повсеместно: обеты давались тройные и трижды. Крещение производилось обычно через погружение. Снятие одеяния символизировало „совлечение ветхого человека“ (Кол. 3, 9). Однако было дозволено крещение через окропление, когда обстоятельства требовали этого. Вода, как подчеркивала церковь, превращалась в кровь Христа, через удивительную аналогию она уподоблялась Чермному морю Красному морю). Некоторые отцы церкви смелыми сравнениями и предположениями утверждали, что цвет воды изменялся.»

«Почти все отцы того времени, как, например, Базилий и оба Григория, Амброзий и другие, писали трактаты о крещении, чрезвычайно восхваляя и превознося важность, значимость и действенность этого. Григорий из Нацианса, к ПРИМЕРУ, почти исчерпал все словесное богатство греческого языка, касаясь темы крещения» (Милман. История христианства).

Как мы уже отмечали, Корнилий вел богоугодную жизнь и был богобоязненным человеком, и все же он должен был послать к Петру и пригласить его, чтобы выслушать слова, через которые он должен был получить спасение и полное освобождение. Если мы задумаемся и спросим: «Каково было содержание проповеди Петра, которая произвела такое благословенное действие?» — то ответ будет следующий: «Он возвещал мир чрез Иисуса Христа, Который есть Господь всех!» Воскресший, вознесенный и прославленный Христос был темой его свидетельства, и это заключено в словах: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов Именем Его.» Благословение последовало непосредственно. Иудеи, присутствующие при этом, были чрезвычайно изумлены, преклонились и признали благодать Божью к язычникам." Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех слушавших Слово, и верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились тому, что дар Святого Духа излился на язычников, ибо слышали их говорящими языками и величающими Бога. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» И велел им креститься во Имя Иисуса Христа. Потом они просили его побыть у них несколько дней".

Однако мы должны попросить читателя сделать с нами несколько шагов назад, чтобы рассмотреть важное происшествие, предшествовавшее по времени только что рассмотренному.

Первый христианский мученик

Первым, принявшим венец мученика во Имя Иисуса, был Стефан, диакон и евангелист. Он стоит во главе того благословенного ряда свидетелей, которые в течение столетий во имя своего Господа приняли мученическую смерть. Твердый и непоколебимый в своей вере, смелый и бесстрашный перед лицом своих врагов, спокойно отражая обвинения синедриона, переполненный любовью ко всем, он запечатлел свое свидетельство собственной кровью и упокоился во Христе.

В определенном смысле Стефан был отражением нашего превознесенного Господа. Как вскричал наш Господь: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой,» так сказал Стефан. И как Господь молился за врагов: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают,» — так молился и первый мученик за Имя Его: «Господи, не вмени им греха сего!» Однако Стефан уже не сказал, что они не знают, что делают.

Как мы видим, уже в те времена начались нападки на церковь извне, чтобы расстроить дела молодой церкви. Однако Слово Божие росло и умножалось. Тысячи обращались к Богу, обратились к вере также многие из священников. Однако обратившиеся из греков и еллинистов (иудеи, возвратившиеся из Греции) роптали против евреев за то, что их вдовы, по их мнению, «были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей,» (Деян. 6,1). Это положило основание тому, что церковь избрала семь диаконов. По всей вероятности, все семь поименованных диаконов были из среды бывших язычников, то есть из среды возроптавших на евреев, и Дух Божий царил в благодати. Стефан был один из них, и на нем исполнились слова, соответствующие апостолам и вообще служителям Господним: «Ибо хорошо служившие приготавливают себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3,13). Он был исполнен веры и силы и производил много знамений и чудес среди народа. На нем особенным образом проявилось действие Святого Духа.

В Иерусалиме восстали против Стефана многие, ранее несогласные между собой синагоги, как, например, либертинцы, киринейцы, александрийцы и другие, и вступили в спор с ним. В основном, они налетели на Стефана, «но не смогли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 10). И вот его постигла участь, которая постигала позднее во все времена исповедателей Иисуса, когда их враги не могли уже что-либо сказать против: он был представлен на суд синедриона. Были подкуплены и наняты лжесвидетели, которые утверждали, что слышали, как он говорил против Моисея и против Бога. Среди прочего он сказал, что Иисус Назорей разрушит это святое место и переменит обычаи, которые были переданы им Моисеем. Начался допрос. Но что могли думать его судьи, видя, как сияет его лицо подобно лицу ангела?! Обращение Стефана к вождям народа было изобличающим и потрясающим. Вне сомнения, это было свидетельство Святого Духа, вложенное в уста Стефана для иудеев, дабы они смирились, посты- женные в их гордости, тем более что они слышали их обвинение и приговор из уст бывшего язычника! Дух Святой действует через всякого, через кого Он хочет действовать, дивно и величественно, если душа не препятствует Ему в Его действиях!

Стефан в короткой и смелой речи напоминает иудеям основные события и особенно подчеркивает историю, связанную с Иосифом и Моисеем. Их отцы продали их язычникам, братья не признали в них своих начальников и судей и отреклись от них. Потому народ израильский сам себя делает виноватым в том, что всегда противостоял Святому Духу, преступал закон, а под конец стал предателем и убийцей Праведника. Здесь верный свидетель Господен был остановлен. Ему не было дано докончить свою обвинительную речь. Правдивое изображение обращения с мучеником с того времени вплоть до наших дней зримо раскрывается перед нашими глазами. Ропот, гнев и ярость синедриона уже не знает границ! «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7, 54). Стефан же, вместо того, чтобы замолчать, в экстазе своего сердца обращается к Господу и устремляет свой взор на небо, к отчизне, к месту сбора всех спасенных. «Вот, я вижу небеса отверстые,» срывается с его уст. Исполненный Духа Святого, видит он небо отверстым и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, готового принять его дух! «Это есть, — как сказал некто, — положение истинных верующих, небесных граждан на земле в окружении мира, отвергнувшего Христа, мира — разбойника, мира — живого мертвеца, в силе Духа зреть в отверстое небо и видеть Сына Человеческого одесную Бога. Стефан не называет Его „Иисусом“. Дух Святой знаменует Иисуса Сыном Человеческим. Это также не есть слава, о которой Стефан просто не думает, пока небо отверсто перед его глазами, но это Сын Человеческий во славе! Драгоценное свидетельство для человечества! Это зрелище чрезвычайно характерно по отношению состояния веры и положения верующих.»

Мы подходим к концу нашего разговора о первом периоде истории церкви. Мы подробно рассмотрели эту часть, потому что церковную историю во всеобщем смысле обычно начинают с позднейшего периода времени. Многие начинают, по крайней мере, там, где дело касается доскональных подробностей, с того момента, где оканчивается Писание Никто, как нам известно, не касается 16 главы Евангелия от Матфея, и только немногие обращаются к книге Деяний апостолов, а ведь это единственная часть истории церкви которая претендует на наше послушание в вере.

При дальнейшем разборе данной темы мы увидим действие Святого Духа, описанное в восьмой главе Деяний апостолов через Филиппа в Самарии. Он оставил Иерусалим. Это обстоятельство указывает уже на особенный период истории церкви, особенно в отношении ее связи с Иерусалимом. Прежде чем мы вступим на путь и последуем за Духом в город самарийский, мы должны бросить несколько взглядов на разъяренную толпу иудеев и вкратце рассмотреть события, которые иные составители истории назвали «Третьим гонением».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: