1-4. ПЕРВЫЙ ТОМ. Глава 4
Первые миссионеры креста
Так называемые Деяния апостолов почти от начала до конца заняты делами Петра и Павла, двух исполинов: апостола иудеев и апостола язычников. Пока мы рассматриваем историю этих двух выдающихся свидетелей Христовых, да не упустим возможности попутно помянуть жизнь и служение остальных благовестников нашего превознесенного Господа, хотя бы вкратце! Здесь мы несколько уклонимся от привычных методов. Насколько нам известно, ни в какой книге по истории церкви не дается наглядного изображения жизни апостола. Не странно ли то, что историки, описывая великих основоположников церкви, не уделяют им достойного места? Мы придерживаемся мнения, что они заслуживают того, чтобы им отводили самое первое, самое почетное место.
И все же мы не должны забывать того, что кроме сведений, данных нам Священным Писанием, очень мало известно достоверного о жизни, деятельности и особенностях апостола. В летописях отцов церкви достоверность и предания, истинное и сомнительное безнадежно запутано и смешано между собой. Мы высоко ценим каждый лучик света, который может нам дать история. Достоверную истину, однако, мы можем найти лишь в Священном Писании. Все же немногие примечания, которые мы находим там относительно апостола, в совокупности с тем, что мы сможем собрать из других источников, могут дать читателю наглядное представление о личности и особенностях святых мужей, которые, возможно, не были им присущи в прежней необращенной жизни. Наряду с апостолами мы рассмотрим также и другие видные личности, которые были в близких отношениях с ними, особенно с апостолом Павлом, и уделим им пристальное внимание.
Двенадцать апостолов
Имена двенадцати апостолов, как известно, следующие: Симон Петр, Андрей, Иаков, Иоанн (сыновья Заведеевы), Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот, затем Матфий, избранный на место Иуды Искариота (сравни Матф. 10; Марк. 3; Лук. 6 и Деян. 1,23-26).
Павел же, как мы знаем, стал апостолом Господа через непосредственное призвание, он был свыше превознесенным и прославленным Иисусом. Кроме них, есть еще некоторые личности, которые названы апостолами, но по всей вероятности они были апостолами от общин. Двенадцать же и Павел были апостолами Господа (сравни 2 Кор. 8,23; Фил. 2,25).
«Апостол» значит «посланный». Эти двенадцать были посланниками Иисуса. Сам Господь назвал их так: «Призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» (Лук. 6,13). Чтобы стать способными нести апостольское служение в смысле двенадцати, необходимо точное и личное знакомство с жизнью и деятельностью Господа во время Его служения на земле в плоти человеческой. Это ясно вытекает из слов апостола Петра, произнесенных по случаю избрания двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота в собрании учеников: «Надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1,22). Кто находился в близком личном общении с Господом, тот был особенно способен свидетельствовать о Его земной жизни, смерти и воскресении. Сам Господь говорит о них так: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих» (Лук. 22,28).
Число двенадцать обозначает особенную связь апостолов с двенадцатью коленами Израилевыми. Представление, которое имели отцы церкви о числе двенадцать, и кем они на основании этого себя делали, показывает, как мало их мысли были управляемы непосредственным контекстом истин-ного значения этого. Августин говорит: «Наш Господь этим числом подразумевает четыре конца земли, которые должно охватить проповедью Евангелия, и те, умноженные троекратно (намек на триединство), составляют двенадцать.» Да, те мужи разницу между Израилем и церковью понимали недостаточно, а то и вовсе не понимали, их сочинения часто представляют сплошную путаницу!
В Священном Писании число 12 всегда обозначает полноту и совершенство управления, переданного Богом человеку. Отсюда двенадцать колен и обещанные им двенадцать престолов славы, на которых они будут судить двенадцать колен Израиля (Матф. 19,28). В ранее приведенном тексте (Мат. 10) Господь однозначно и определенно ограничил поле деятельности двенадцати посланных домом Израилевым. Они не должны были идти к самарянам, не должны были вступать на путь язычников. Это была чисто иудейская миссия: "Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.» Яснее и проще не может быть! Здесь нет даже ссылки на церковь. Она должна появиться позднее, тогда был избран чрезвычайным образом другой великий апостол, притом с особенным титулом: «апостол язычников». Двенадцать, безусловно, занимали в церкви свое определенное место, один апостол Павел был призван чудом с неба и стал одаренным служителем церкви.
Мы не можем вторить всеобщему мнению, что эти двенадцать все были неграмотными людьми, мы не можем с этим согласиться. Выражение «люди некнижные и простые», как оно употреблено в Деян. 4, 13 собравшимся в Иерусалиме иудейским советом по отношению к апостолам, указывает просто на то, что эти люди не имели раввинского обучения и были несведущи в иудейских преданиях. Наше современное слово «миряне» содержит в себе примерно то же самое понятие. Петр и Иоанн могли иметь точные познания в Священном Писании, быть сведущими в истории своего народа и страны и все же быть отнесены синедрионом к числу «некнижных и простых». По крайней мере, Иаков и Иоанн вкусили преимущества воспитания богобоязненной и праведной матерью. Такое воспитание часто содействует великим и дивным делам в церкви.
Бросим же несколько кратких взглядов на каждого из этих двенадцати исполинов.
Первый в их ряду — Петр. Господь Сам определил ему это место среди двенадцати. В Евангелии, когда перечисляются имена апостолов, имя Петра всегда стоит впереди. Он получил это первенство не потому, что первым познал Господа. В этом отношении он не был ни первым, ни последним. Андрей, возможно и Иоанн, познали Господа прежде Петра. Андрей был тем, кто привел своего брата Симона к найденному Мессии.
Когда Иоанн Креститель засвидетельствовал об Иисусе, что Он есть Агнец Божий, Который понесет на Себе грех мира, эти два ученика его оставили и последовали за Иисусом. "Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию (что значит Христос),» — и привел его к Иисусу. Это была первая встреча Симона Петра с Господом, с Тем, Кто впредь навсегда должен был стать источником его блаженства. И как это для него было знаменательно! "Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты Симон, сын Ионин. Ты наречешься Кифа, что значит Камень (Петр).» Петр со своим неуравновешенным характером, быстро цепляющийся за что-либо новое, но так же легко оставляющий это, как только появится следующее впечатление, через благодать Господа получает твердость камня. И все же до Дня Пятидесятницы его природный характер время от времени дает о себе знать.
Первым поступком, отличившим Петра от других, было его восторженное исповедание Иисуса Сыном Бога Живого! (Матф. 16). За это исповедание Господь удостоил его, как мы уже имели возможность подчеркнуть это ранее, ключей Царства небесного и определил ему место среди братьев. Все же блистательнейший день в истории нашего апостола описан, как мы можем сказать это со всей определенностью, в 4 главе книги Деяний апостолов. Чрезвычайно интересно проследить путь великого апостола, в котором так часто наблюдается смесь силы и слабости, отличные качества и разного рода несостоятельность, которые обнаружились в первых штормах и ураганах, в которых оказалась церковь в ее младенчестве. Однако нам ни в коем случае нельзя упускать из виду, что великая тайна мужества, мудрости и силы покоилась не на природных особенностях характера апостола, но исключительно на пребывании в нем Святого Духа. Он был с ним. Он был в нем. Он действовал через него. Он был всесокрушающей силой его свидетельства. Благословенное действие Его присутствия мы можем различать в четырех пропорциях:
1. В мужестве, которым исполнился Петр со всеми другими апостолами со Дня Пятидесятницы. "Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: «Начальники народа и старейшины израильские, если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что Именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли. Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. Он есть Камень, пренебреженный вами, сиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» Великий и торжественный вопрос между Богом и начальниками Израильскими был официально утвержден. Свидетельство уже не у начальников народа, не у старейшин израильских, но у апостола прославленного Мессии.
2. В Его присутствии на собрании учеников. «По молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились Святого Духа и говорили слово Божие с дерзновением.» Этот стих содержит ясное доказательство того утверждения, что Дух был с учениками и в учениках. Колебание места, на котором они находились, доказывает не только тот факт, что Он присутствовал с учениками, но они все исполнились Духа Святого настолько, что в тот момент не оставалось ни малейшего места для плоти.
3. В великой силе для служения. «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их.» Усердная энергичная деятельность отличала теперь апостолов.
4. Безраздельная преданность. «Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов.» Во 2 главе богатые делились своим богатством с бедными. Действие почти невозможное для благодетеля, если не видеть грядущей награды. В 4 главе мы опять видим, как богатые кладут деньги к ногам апостолов. Это есть факт, который мы можем рассматривать как верный признак возрастающего смирения и самоотверженной преданности.
В этой дивно содержательной главе нам дается также прекрасный ответ апостолов Петра и Иоанна иудейскому священству: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? С того дня и поныне истинные исповедатели Имени Иисуса Христа находят в этих стихах исчерпывающий ответ своим инквизиторам и притеснителям. Невольно хочется воскликнуть в изумлении: «Что общего между человеком, который грелся возле костра на дворе первосвященника и человеком, который берет бразды правления здесь в свои руки? Что общего между человеком, трепещущим от страха перед служанкой и павшим так низко, и человеком, который своими обвинениями вводит в страх и трепет весь преступный народ? И как можно объяснить такую разительную перемену? Присутствие силы ничем не омрачаемого Святого Духа дает совершенное объяснение этого удивительного явления. Обратим же серьезное внимание: сила или бессилие современных христиан объясняется на том же основании. Единственно Дух Божий есть сила христианства. О, научились бы мы лучше понимать, что значит жить в спасающей и избавляющей силе Святого Духа, служить и странствовать в Нем. „И не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены в день искупления“ (Еф. 4,30).
Мы приступили к последней части истории Петра, насколько она дается нам в писаниях Нового Завета. С 32 стиха девятой по 18 стих одиннадцатой главы мы находим сообщения о проповедях и чудотворениях нашего апостола. Тут мы видим его во всем величии апостольского могущества при содействии Святого Духа. Его миссионерство в те дни было чрезвычайно благословенным как в городах израильских, так и в Кесарии. Кажется, вся Лидда и окрестности Сарона были обращены. Бог использовал чудотворения Петра и его проповеди для обращения многих. В Иоппии так же произошло великое пробуждение через воскрешение умершей Тавифы.
Как мы уже видели ранее, в десятой главе, в церковь вошли обращенные из язычников. Когда Петр завершил свою миссию в тех краях, он возвратился в Иерусалим. В конце главы, где нам сообщается чудесное избавление апостола от руки Ирода, его история внезапно обрывается. Используем же данную возможность и остановимся на образе безбожного царя — нечестивца, так как он связан с историей церкви тех дней. Ирод Агриппа, царь идумейский, чтобы завоевать благосклонность иудейского народа и приобрести доверие влиятельной секты фарисеев, демонстрировал свой интерес к закону Моисея и предавался внешнему исполнению обрядов. Он примкнул к партии иудеев и начал ревностно гнать учеников Господа. Это было приблизительно в 44 году, когда он начал повсеместно преследовать невинных христиан. Его ярость в первую очередь была направлена на выдающихся их вождей. Первой жертвой пал апостол Иаков. Ирод убил его мечом. Тогда он бросил в темницу Петра с намерением продержать его там до праздника пасхи, а затем устроить для всех иудеев, собравшихся со всех сторон в Иерусалим, приятное зрелище расправы над апостолом. Бог же, в ответ на молитву святых, усердно молившихся за апостола, сохранил и освободил Своего служителя. Правители этого мира не осознают величия оружия верующих. Бог допустил, чтобы Иаков запечатлел свою веру собственной кровью, но Петр должен был быть сохранен на земле для более позднего свидетельства. Так наш Бог превозносится над всем, Он царствует над народами, несмотря на гордое самомнение и своеволие людей. Ему принадлежит вся власть. Он повергает врага в бессилие Своим всемогуществом. Смущенный и разочарованный силой, которая была ему абсолютно неизвестна Ирод повелел казнить стражей и покинул Иерусалим. Он даже не мог предположить, что смерть настигнет его самого задолго до смерти его узника! В Кесарии, в языческой стране его правления, он устроил блистательное торжество в честь кесаря Клавдия. Как нам сообщается, со всех сторон пришло великое множество, многие высокопоставленные лица из окрестных городов собрались к нему. На второй день празднества явился царь в роскошном, шитом серебром одеянии, которое переливалось и светилось на солнце так, что ослепляло глаза собравшихся и вызывало беспредельное изумление и восхищение. Когда всеобщее изумление несколько улеглось, он взошел на возвышенное место и обратился с речью к собравшимся. Едва он закончил говорить, некоторые льстецы и лицемеры подняли славословие и кричали: „Это голос Бога, а не человека!“ Ирод не отклонил это дерзкое, безумное восхваление, которому мало-помалу стал вторить весь народ. Он принимал это торжественно и спокойно, хотя, как сообщает нам летописец тех времен, предчувствие суда Божьего должно было пронизывать его сердце, так что с тоном мучительной горечи он воскликнул: „Ваш бог вскоре разделит всеобщий жребий со смертными.“ Священное Писание в простом изложении повествует: „Вдруг ангел Господен поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, быв изъеден червями, умер.“ С места театрального возвеличивания самого себя он был уведен во дворец, охваченный жестокими болями в подчревной области. Лишь пять дней продолжалась его отвратительная болезнь, и он умер в ужасных мучениях.
Царская династия Ирода
Нашему читателю небезынтересно знать историю царствования династии Ирода, и мы по этой причине приведем здесь несколько подробностей, проливающих свет на этот вопрос.
Ирод Старший, первый идумейский царь над Израилем, получил царский престол из рук римского сената в основном через авторитет и влияние своего покровителя Марка Антония. Это случилось приблизительно за тридцать пять лет до рождества Христова, за тридцать семь лет до дня своей смерти. Идумеяне были потомками древних едомитян. Во времена вавилонского плена иудеев, они проникли в южную область Иудеи и овладели всем югом. Мало-помалу они охватили все владение Симеона, также покорили половину южной части владения Иуды и жили там, и позднее обратились в иудейство через Иоанна Гиркона, они приняли обрезание, покорились закону Моисея и примкнули к иудейской нации. Таким образом, они стали иудеями, хотя не происходили от древнего рода Израиля. Это произошло приблизительно за 129 лет до рождества Христа. Члены вышедшей из того народа династии Ирода были смелыми, хитрыми и жестокими, дальновидными в политическом отношении, они лебезили перед римской империей и в то же время стремились всеми возможными способами обосновать свою независимую династию. Но по воле Божией эта династия исчезла с разрушением Иерусалима, и даже само имя Ирода среди народов исчезло.
Правление Ирода, который своим титулом „Великий“, в основном, обязан обстоятельствам: он воздвиг множество прекрасных дворцов и сооружений и восстановил множество портовых городов в Кесарии гнусными преступлениями и мерзостями всякого рода. Чудовищное истребление Вифлеемских младенцев нам всем хорошо знакомо. Бросается в глаза, что Иосиф, выдающийся историк тех дней, не оставляет никаких записей об этом происшествии. Для него истребление нескольких детей в захолустной деревушке по сравнению с другими кровопролитными злодействами явно казалось маловажным. Но это не было маловажным в глазах Бога, Он неусыпно следил за Младенцем, Родившимся в Израиле, единственным источником упования всех народов.
Ирод глубоко погрузил свои руки в кровь собственной семьи, многие благородные представители гасмонейского рода (маккавеи) были зверски убиты. Не дремала его чудовищная зависть и ненависть к этой доблестной семье. Из-за подозрения, что сыновья могут покуситься на его жизнь, он убил троих своих детей. Смерть его была схожа со смертью его внука Ирода Агриппы при недвусмысленном знамении Божьего суда. Он умер от отвратительной и сильной болезни. Уже на ложе смерти он приказал казнить своего старшего сына Антипатора и назначил преемником на трон младшего Архелая.
По смерти Ирода Великого трое его сыновей: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, разделили между собой сферы царствования над Палестиной. В Новом Завете зачастую упоминается Ирод Антипа просто Иродом. Его время царствования совпадает с деятельностью Господа в Галилее, когда Ирод управлял этой провинцией как четверовластник. Во многих отношениях он был похож на своего отца, а именно: в пристрастии к возведению и строительству городов. Особенно он известен тем, что обезглавил Иоанна Крестителя, которого повелел казнить по наущению жены Иродиады (Лук. 23, 7-12). В конце Ирод был смещен римским кесарем Калигулой и изгнан в Галлию. Его преемником стал Ирод Агриппа 1. Этот был, как уже упоминалось, внуком Ирода Великого, потомком одного из казненных им сыновей. Он был возведен на трон своим покровителем Калигулой, и по милости кесаря ему удалось объединить под свое владычество все царство своего деда. В Слове он опять называется просто Иродом. В остальном мы ссылаемся по поводу его истории на предыдущий период.
Последним из дома Ирода, о котором мы знаем и который упоминается в Новом Завете, был сын Ирода Агриппы 1, Ирод Агриппа 2. О его правлении едва ли что известно. Он был тщедушным, слабовольным человеком, подыгрывающим то римлянам, то иудеям. Характерно его поведение по отношению к апостолу Павлу, и мы еще вернемся к нему при рассмотре истории апостола.
Теперь нам надо сказать несколько слов о так называемой секте „иродиан“. По всей вероятности эта секта состояла из иудейских приверженцев иродианской партии. Эта секта ставила своей главной политической целью достичь иациональной независимости иудеев от римского владычества и не склонять головы перед римским тщеславием. Возможно, они полагали, что для достижения этой цели им необходимо служить Ироду. В Евангелии иродиане представлены отъявленными врагами Господа, которые, сговорившись с фарисеями, искали уловить Его хитростью (сравни Матф. 22,16-17. Марк. 12,13-14).
Петр в Антиохии
Возвратимся опять к истории нашего апостола. В 15 главе Деяний апостолов после перерыва примерно в пять лет Петр снова появляется на арене действий. Его местопребывание и его деятельность на протяжении этого времени нам неизвестны. Он принимает деятельное участие в жизни иерусалимской церкви; по всей видимости, он удерживал за собой прежнее место среди апостолов и старейшин.
Вскоре после того собрания в Иерусалиме Петр посетил Антиохию (см. Гал. 2). Там он из-за невнимания к принятому апостолами и церковью решению впал в лицемерие из-за своей слабости. Есть разница между принятием какоголибо решения теоретически и между его практическим исполнением. Петр перед всеми засвидетельствовал, что Евангелие, которое проповедовал Павел по данной ему от Бога премудрости, одинаково благословенно как для язычников, так и для иудеев. И пока в Антиохии он был один, он поступал по этому принципу и ходил в свободе небесной истины, вкушая пищу с обращенными из язычников. Но когда пришли от Иакова братья из обрезанных иудеев, то он уже не отважился осуществлять эту истину и „стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием“ (Гал. 2,12-13). Единственно Павел остался в этой ситуации тверд и исполнен силы веры, так что он при всех обличил Петра.
С этого момента примерно 49 или 50 лет в книге Деяний апостолов имя Петра не упоминается и мы не имеем никаких сведений о нем, о его жизни, о его деятельности. И все же его первое послание к христианам из евреев, „рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии“, дает основание предполагать, что он трудился в тех окрестностях. Его второе письмо датируется гораздо поздним периодом и, по всей вероятности, было написано незадолго до его конца. Это ясно вытекает из его слов: „Зная, что скоро должен оставить хижину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне“ (сравни Иоан. 21,18-19).
Определение точного времени путешествия Петра в Рим издавна вызывает много споров между католиками и протестантами. Ныне же, кажется, твердо установлено, что это путешествие было совершено где-то в конце жизни. Дата его мученической смерти также неизвестна. Очень возможно что это совершилось в 67 или же в 68 году, когда Петру было примерно семьдесят лет. Римский летописец Тацит датирует пожар в Риме, зажженный Нероном, июлем 64 года. Вскоре после этого началось гонение на христиан, в котором и апостол получил венец мученика. Он был приговорен к смерти крестной, к самому ужасному и позорному смертному приговору. Когда же его вели на место казни, то он выпросил позволения у приводящего в исполнение смертную казнь офицера казнить его не обычным способом, а головой вниз. Он почитал себя недостойным быть казненным так, как его прославленный Господь и Учитель. Его просьба была выполнена. Нам еще должно установить, соответствует ли такое предание истине, или это сплошная легенда. Во всяком случае, такое поведение было бы совершенно созвучно с пламенным темпераментом апостола и его глубоким смирением.
Жизнь и деятельность других апостолов
Вторым в числе апостолов следует Андрей. Богодухновенные составители Священного Писания, передающие с тщательными подробностями жизнь и деяния апостола Петра, дают весьма скудные сведения о его брате Андрее. Он вырастал вместе со своим братом Петром, постигал ремесло отца и занимался ловлей рыбы до тех пор, пока не был позван Господом стать ловцом человеков.
Подобно многим юношам из Галилеи, Андрей примкнул к великому Предтече Господа и стал учеником Иоанна крестителя. Когда же он второй раз услышал, как учитель Говорил об Агнце Божьем, то оставил Иоанна и пошел за Иисусом. Вскоре после этого он привел брата Петра к своему новому Учителю. Таким образом, ему выпала честь стать первым среди апостолов, возвещающем о Христе (сравни Иоан. 1). Писание содержит о нем лишь скудные краткие изречения, которые мы находим в шестой и двенадцатой главах Евангелия от Иоанна и в тринадцатой главе Евангелия от Марка. В Деяниях апостолов его имя упоминается только в первой главе.
В преданиях нам сообщается многое из его жизни и деятельности, о нем выдвигаются различные предположения. Мы же хотим ограничиться здесь правдоподобными сведениями. Говорят, что Андрей в основном трудился у скифов, при этом путешествовал по Фригии, Македонии и Фессалоникии, мученическую же смерть вкусил в Патри, в Ахаии. По преданию его крест состоял из двух кусков дерева, которые пересекались посередине наискосок и составляли форму латинской буквы X. С тех пор эта форма креста повсеместно была известна под названием Андреев крест. Он умирал с молитвой, призывая верующих к выдержке и постоянству в вере. Год его смерти неизвестен.
Обратимся же теперь от этих двух братьев, Петра и Андрея, к двум другим братьям из числа двенадцати — к Иакову и Иоанну. Эти четверо до момента призвания их Иисусом совместно занимались рыболовством.
Иаков. Зеведей и его оба сына Иаков и Иоанн занимались своим привычным делом на Галилейском озере, когда Иисус проходил мимо них. Он увидел двух братьев и позвал их идти за Ним. „Они тотчас оставили лодку и отца своего, последовали за Ним.“ Петр и Андрей также были там, и это было удобным случаем для того, чтобы Господь попросил Петра отплыть на глубину и снова закинуть сеть. Петр же возразил Ему и сказал, что они напрасно трудились всю ночь напролет. И все же по слову Господню они снова закинули сеть и, „сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась“.
С того момента эти четверо молодых людей в своем сердце были абсолютно убеждены, что Иисус есть истинный Мессия. Все вопросы и всякие сомнения исчезли. По призыву Господа они оставили все и с тех пор навсегда стали Его учениками. С этого момента они должны были „ловить людей“. Во всех перечислениях апостолов этих четырех мы находим впереди двенадцати (сравни Матф. 4,18-22; Марк. 1,16-20; Лук. 5,1-11).
Петр, Иаков и Иоанн были вернейшими спутниками Господа по временам к этому узкому кругу примыкал и Андрей Только эти трое были при воскрешении дочери Иаира (Марк. 5; Луки 8). Только им троим было дозволено присутствовать при преображении Господа на горе (Матф. 17; Марк. 9; Луки 9). Лишь они были свидетелями Его смертельной борьбы в Гефсимании (Матф. 26; Марк. 14; Лук. 22). В других обстоятельствах мы видим, как все четверо, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, совместно спрашивают Господа о разрушении храма (Марк. 13).
Как Господь к имени Симон приложил имя Петр, так и сыновьям Зеведеевым он приложил имя Воанергес, то есть сыновья Громовы». Вероятно, именно дерзновенная смелость и верность Иакова побудили Ирода схватить его прежде всех и, казнив, заставить замолчать. Не случайно «сын грома» и «человек-камень» были арестованы первыми. Иаков имел честь первым из апостолов принять венец мученической смерти. Он умер в 44 году новой эры.
Саломия, вероятно, движимая материнской ревностью и честолюбием, однажды просила для них лучшие места в Царстве небесном. Господь же встретил эту просьбу с явным порицанием и заявил, что эти два брата в свое время будут пить Его чашу и креститься Его крещением. Иаков, как нам известно, был призван к тому, чтобы на нем первом исполнилось это пророчество. По вознесении Господа на небо в Деян. апостолов 1 мы встречаем его в 12 главе, где его имя упоминается в связи с арестом и смертью. И на это сообщение уделяется лишь несколько кратких слов: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова мечом.» Это все, что сообщает нам богодухновенный составитель Священного Писания о конце этого верного слуги Господа (Деян. 12, 1).
Клименту из Александрии мы обязаны описанием или преданием о мученической смерти Иакова, которое явно носит на себе печать истины. Он рассказывает: «Когда Иакова вели на место казни, внезапно выступил из толпы солдат или офицер, который вел его на трибунал и был одним из его обвинителей, пал ниц к ногам апостола на виду у всех и мужественно и смело просил Иакова простить его за все, что он сделал против него: за то, что обвинял его за то, что способствовал осуждению на смерть. В его словах было глубокое раскаяние в случившемся. Иаков, вначале немало изумленный таким поворотом событий, вскоре пришел в себя, поднял павшего к его ногам и сказал: „Мир тебе, сын мой, мир тебе и прощение грехов!“, обнял и поцеловал его на виду всех. Прощенный тут же громким голосом заявил перед всеми, что он стал христианином. Его схватили и по приказу Ирода обезглавили вместе с Иаковом.» И умер Иаков, как первый мученик из апостолов, приняв с радостью свою чашу, которую должен был выпить по предсказанию Господа.
Иоанн был младшим братом Иакова. Хотя отец его занимался рыболовством, по свидетельству Евангелия, он все же жил в хороших обстоятельствах. Некоторые из писателей говорят даже о богатстве и высоком происхождении этой семьи. Однако эти предания не совсем созвучны со сведениями, заключенными в Священном Писании. Мы хорошо знаем, что у Зеведея были работники (Марк. 1, 20), это дает возможность предположить, что у него была не одна лодка. Потому возможно, что Саломия также была в числе тех женщин, которые были удостоены служить Господу своим именем (Лук. 8, 3). Из Иоан. 19, 27 вытекает, что Иоанн имел собственный дом. Потому мы с полной определенностью может констатировать, что это была не бедная семья. Необходимо уделить должное внимание сведениям из Священного Писания относительно этого положения, так как зачастую без основания на то его утрированно относят к бедным неграмотным людям. Во всяком случае, большое богатство и высокое происхождение едва ли совместимы с их низким промыслом рыболовства.
Нам ничего не известно о характере Зеведея. Он не произнес ни одного возражения, когда сыновья оставили его по просьбе Мессии. Однако далее мы о нем больше ничего не, слышим. Мать же мы часто встречаем в обществе своих сыновей. По всей вероятности, Зеведей умер вскоре после того как его сыновья были призваны Мессией следовать за Ним.
Как уже было пояснено, евангелист Марк в третьей главе 17 стихе при перечислении апостолов говорит, что Господь нарек Иакова и Иоанна «Воанерес», то есть «сыновьями громовыми». С каким особенным намерением Иисус наименовал их так и что за план заложен в этом титуле, нам это трудно установить. Множество предположений выдвигалось по этому поводу. Одни причиной этого усматривают задатки их стремительных и решительных действий, говорят, что они имели более темпераментный, энергичный характер, чем другие апостолы. История Евангелия не дает нам никакого основания для такого предположения. Конечно, оба при определенных обстоятельствах показали решительную ревность, однако это было, когда они еще не уразумели духа их призвания. Поэтому легче предположить, что этим титулом Господь пророческим образом указывал на их горячую ревность открыто и смело возвещать великие истины Евангелия, когда они уразумеют весь план Божий. Одно известно, что Иоанн вместе с Петром показал такую твердость, такое мужество, в котором не было места страху перед угрозами, трепета перед противниками.
Повсеместно принято считать Иоанна самым молодым из апостолов. Судя по его посланиям, его вдохновлял необыкновенный, искренний образ мыслей. Характерным для него является его собственное замечание: «ученик, которого любил Иисус.» В различных обстоятельствах Господь пребывал с ним в особенном, искреннем и неомрачаемом общении (ср. Иоан. 13).
В отношении истории Иоанна мы можем постичь, что он искренне был связан с Петром и Иоанном, о которых мы Уже говорили. Эти три имени в Евангелиях, как правило, "Исчисляются совместно. Однако есть один случай, который мы не можем оставить без упоминания: Иоанн находится совершенно один. Он был единственным учеником, последовавшим за Господом на место Его распятия. И там он был почтен особенным доверием своего Учителя. «Иисус, увидев матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: „Жено, се сын твой.“ Затем говорит ученику: „Се матерь твоя.“ И с этого времени ученик сей взял ее к себе» (Иоан. 19,26-27).
По вознесении Христа и сошествии Святого Духа в День Пятидесятницы Иоанн стал одним из главных апостолов обрезания. Его служение простиралось до конца первого столетия. С его смертью заканчивается апостольский период.
Есть широко распространенное и общепринятое предание, по которому апостол Иоанн оставался в Иудее до самой смерти матери Господа. Год, когда умерла Мария, неизвестен. Тотчас после похорон Иоанн отправился в Малую Азию. Там он основал и опекал множество общин во многих городах, сделав город Ефес центром своей деятельности. В конце царствования кесаря Домициана он был выслан на остров Патмос. Это было место, где он получил и записал откровение (Откр. 1,9). После того, как на трон взошел Нерва, Иоанн был освобожден и возвратился назад в Ефес. Там написал он свое Евангелие и свои послания. Он умер в 100 году, на третьем году царствования кесаря Трояна, примерно в столетнем возрасте.
Из многих относящихся к Иоанну преданий мы приведем лишь одно, на наш взгляд, самое интересное и правдоподобное. Неутомимый в любви и заботах о душах верующих, Иоанн однажды был сильно опечален отпадением одного ученика, который был особенно дорог апостолу и вызывал у него чрезвычайный интерес. Он поехал в то место, где видел этого ученика в последний раз и там услышал, что его любимый ученик примкнул к банде разбойников и стал даже главарем этой банды. Любовь апостола к отпадшему была настолько велика, что он решил отыскать его. Он отправился в место засады разбойников, сдался им и просил препроводить его к атаману. Когда же тот взглянул в лицо почтенного старца-апостола, совесть его внезапно проснулась, он вспомнил прежние дни и, пораженный этими воспоминаниями, в замешательстве пустился в бегство. Иоанн же, исполненный к нему отцовской любовью, побежал за ним и умолял его покаяться и сойти со злого пути. При этом он ободрял его, говоря, что кровь Иисуса Христа очищает от всяких грехов. Удивительная любовь и искренняя сердечная заинтересованность в его погибающей душе покорили ученика. Полный раскаяния, он возвратился назад, был восстановлен, позднее показал себя достойным членом христианской церкви.
С Иоанном заканчивается, если так мы можем выразиться первая группа апостолов. Вторая начинается с Филиппа и включает также четырех апостолов: Филиппа, Варфоломея, Матфея и Фому. Рассмотрим сначала образ Филиппа.
Филипп был из Вифсаиды, города, где родились также Андрей и Петр (Иоан. 1,45). Вне сомнения, это более вероятно, он находился в числе тех галилеян, которые собрались послушать проповеди Иоанна Крестителя. Хотя ни о какой области Палестины не говорилось с большим пренебрежением, чем о Галилее, Господь избрал Своих апостолов именно из этой пренебрегаемой области, из числа униженных, но простых, серьезных, богобоязненных жителей этой провинции. «Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк,»- говорили фарисеи (Иоан. 7,52). Такие поверхностные утверждения, как правило, неверны. Характерный пример подобного рода мы находим в утверждении: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1,46).
В писаниях Евангелий ни о родителях Филиппа, ни о его роде занятий ничего не сообщается. Очень вероятно, он был рыбаком, как, в основном, все жители его родного города. Одинаковость говора Филиппа и Андрея и частое упоминание имен обоих одновременно дает основание предполагать, что Филипп и сыновья Ионины были добрыми друзьями и что они жили в совместном ожидании обещанного Мессии. Филипп же был тем, кто в числе учеников Господа имел преимущество быть призванным ранее других. Правда вышеназванные — Петр, Андрей и Иаков — были призваны ранее Филиппа. Они пришли к Иисусу ранее Филиппа и имели с Ним общение, затем возвратились к своим прежним занятиям и только примерно через год были призваны быть последователями Господа. Призвание же Филиппа произошло тотчас. Мы читаем: "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною» (Иоан. 1,43). Эти исполненные благодатного смысла для души слова были, таким образом, сначала направлены к Филиппу. И когда двенадцать были особенным образом отделены на служение, то и Филипп находился среди них.
Непосредственно после своего призвания он нашел Нафанаила и привел его к Иисусу. Поделиться радостным изумлением со своим другом, принести ему весть о найденном Мессии Иисусе, о Котором они ранее часто беседовали и Которого ждали — вот для чего искал Филипп Нафанаила и нашел его (Иоан. 1,45). Сердце его было совершенно убеждено в истинности своего сообщения, его радость находит выражение в словах: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки: Иисуса, Сына Иосифа из Назарета.» Хотя нам, как уже отмечалось, в Евангелиях о Филиппе сообщается очень мало, вышеприведенные слова дают красноречивое свидетельство о серьезности, которая господствовала в его сердце. Последняя возможность, о которой мы слышим, так же интересна, как и первая. Когда Господь в Евангелии от Иоанна в 12, 13 и 14 главах неоднократно говорит об Отце, Филипп чувствует великую потребность лучше познать Отца Небесного. Торжественные слова нашего Господа, направленные к Отцу, явно произвели на сердце Филиппа глубокое впечатление. Такие слова, как «Отче, прославь Имя Твое!» и «В доме Отца Моего обителей много» должны были глубоко проникнуть в сердца учеников. Филипп в этом случае проявил трогательную детскую простоту, хотя ему не хватало понимания. Филипп сказал Ему: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас». Ответ Господа здесь звучит не как порицание, но как дружеский укор. Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца. Как же ты говоришь: „Покажи нам Отца?“ Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?.. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самим делам.» Иисус в Своей Личности был откровением Отца. Он так долго находился со Своими учениками, что Филипп мог бы познать Его, и все ученики могли бы видеть, что Он пребывает в Отце и Отец в Нем. Они могли бы также знать, куда Он идет, ибо Он шел к Отцу. «Слова» и «Дела» Сына должны были бы убедить их, что Отец пребывал в Нем. Они слышали Его слова, видели Его дела, знали Его характер, были свидетелями всего этого, и все это, конечно же, было определено для того, чтобы явить им Отца. Личность Иисуса была ответом на всякий вопрос. «Я есмь путь и истина, и жизнь.» Он есть путь, единственный путь к Отцу, Он есть истина, которая всякого человека и всякое дело представляет таковым, каково оно есть на самом деле. Он есть жизнь, та «вечная жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоан. 1,2). И хотя Иисус есть «путь и истина, и жизнь», познать и вкусить Его возможно только через наставление и силу Святого Духа. С другой стороны, если мы хотим постичь наставление Святого Духа, наше сердце должно быть полностью подчинено Иисусу!
После той интересной и поучительной беседы с Господом имя Филиппа в Евангелиях более уже не упоминается. Вследствие этого его история с этого момента в основном неизвестна. В перечне имен апостолов в Деяниях 1, 13 он стоит на своем обычном месте. В преданиях евангелист Филипп и апостол Филипп зачастую спутаны, и потому возникло в этом вопросе много неразберихи. В одном мы можем быть уверены: он прожил свою жизнь до мученической смерти в верном и самоотверженном служении Господу и Спасителю. Где же было поле его деятельности, это трудно установить. Некоторые историки предполагают, что вначале он работал в северной Азии, позднее пошел во Фригию. Там он, должно быть, принял ужасную мученическую смерть.
Варфоломей. Издревле и поныне повсеместно бытует мнение, что история Варфоломея остается сокрытой под другим именем. Из Евангелий ясно вытекает, что он был одним из двенадцати апостолов, хотя, кроме упоминания его имени о нем более ничего не сказано. В первых трех Евангелиях Филипп и Варфоломей всегда упоминаются рядом, в Евангелии от Иоанна мы находим Филиппа в обществе Нафанаила. Это обстоятельство дает основание предполагать, что Варфоломей и Нафанаил есть одно и то же лицо. Среди иудеев такое положение не было необычным. К примеру Симон Петр был назван «Вар Ионин», что попросту обозначает «сын Ионин». Вартимей равносильно обозначает «сын Тимея». Это есть обозначение родственности, а не собственное имя. На этом основании нет ничего неправдоподобного в том, что имя Варфоломей также есть лишь обозначение родственности. Такой повсеместно распространенный среди иудеев обычай вместо собственного имени употреблять родственное приложение затрудняет возможность точно установить личность в истории Евангелий.
Если мы последуем обычному предположению того, что Нафанаил из Евангелия от Иоанна есть Варфоломей, названный так в других трех Евангелиях, тогда в Евангелии от Иоанна мы найдем несколько детальных подробностей из его истории. Он был из Каны, а потому, подобно другим апостолам, был галилеянин. Мы уже отмечали, что он был приведен ко Христу через Филиппа. При его появлении Господь встречает его чрезвычайно знаменательными и почетными словами: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоан. 1, 47). Вне сомнения, он был человеком истинно простодушным и искренним, одним из среды «чающих утешения Израилева» (Лук. 2, 25). Смущенный таким благосклонным приветствием Господа и изумленный тем, что Господь узнал его с первого взгляда, он спрашивает: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус ответил ему: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.» Что за торжественно-благородное мнение возникло у Нафанаила о Человеке, Который знает тайны его сердца и весь его путь! Совершенно убежденный в божественности Мессии, он немедленно признает в Нем «Сына Божьего» и «Царя Израилева».
Многие признают в характере Нафанаила и в способе его призвания прообраз верного остатка Израиля последнего времени. Это символическое место, возможно, нашло применение в намеке Господа на смоковницу, которая как бы является символом Израиля. Оно, пожалуй, звучит и в ответе Нафанаила: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!» Таким образом, уцелевший от суда Божьего остаток Израиля, сохраненный Господом, однажды (до этого осталось совсем мало времени) засвидетельствует свою веру в Него, как сказано об этом в пророчествах. Все, кто исповедует Мессию так, увидят Его безграничную славу как Сына Человеческого. В те дни небо и земля объединятся, как было показано образно через лестницу Иакова.
Апостольство Варфоломея, или Нафанаила, доказывается с особенной силой в Евангелии от Иоанна 21. Там он явлен в обществе других апостолов, которым Господь после Своего воскресения явился на озере Тивериадском: «Были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его» (возможно, Андрей и Филипп).
Имеется повсеместно распространенное предание, по которому Варфоломей отправился в Индию и проповедовал там Евангелие. Наконец, путь привел его в Армению, в город, где царствовало идолослужение. Там по приказу главнокомандующего он был схвачен и приговорен на крестную смерть. Дата его смерти неизвестна.
Матфей. Матфей, названный также Левием, был сыном Алфея. Этот Алфей, отец Левия, Иакова, по всей вероятности и Алфей, отец Матфея, не один и тот же человек (сравн. Матф. 10,3; Марк. 2,14; Лук. 5,27-29). Хотя Матфей был римским служителем, он все же был евреем из евреев. Возможно, он происходил из Галилеи. Однако нам неизвестно, где его отечество и к какому из колен Израилевых он принадлежал. До своего призвания следовать за Мессией он был мытарем, или же сборщиком пошлин, на службе у римлян. По всей видимости, он был прикреплен к Капернауму, городу на берегу Галилейского озера. На этом месте и застал его Господь Иисус. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: „Следуй за мною.“ И он встал и последовал за Ним» (Матф. 9,9). Прежде чем мы подойдем ближе к ИСТОРИИ Матфея, отведем несколько слов и рассмотрим характер занимаемой им должности, о которой так часто упоминается в Новом Завете.
Мытарями, собственно говоря, были люди, которые собирали налоги для римлян. Обычно это были богатые, видные люди. Должность мытаря среди римлян была очень почетной и обычно занималась римскими стрелками. Так например, Сабиний, отец кесаря Феспания, был собирателем пошлин в азиатской провинции. Эти собиратели пошлин, или налогосборщики, находились на государственной службе и выбирали себе обычно собственные провинции где родились, собирая там налоги и пошлины. Именно к такому классу людей, вне сомнения, принадлежал Матфей. Эти служащие среди своего народа пользовались дурной славой из-за их незаконных требований и вымогательств. Особенно сильно ненавидели их иудеи, почитающие себя свободным привилегированным народом, получившим от Самого Бога право на независимость. Они превозносились, говоря: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда» (Иоан. 8,33). Однако при наличии римских налогосборщиков в стране было налицо доказательство их рабства, и нация находилась в плачевном состоянии. Потому не удивительно, что они питали к этому правлению сильнейшую ненависть. На этом основании объясняется их безграничное отвращение к мытарям: они смотрели на них как на услужливое оружие их притеснителей и потому видели в них предателей и изменников. Притом эти мытари, как это легко выяснить, завышали налог и грабили собственный народ. В наставлении Иоанна Крестителя в адрес их сказано: «Ничего не требуйте более определенного вам.» Из этого легко заключить, что они везде завышали требования, где только предоставлялась для этого возможность (сравн. Лук. 3,13 и Лук. 19,7).
Дух истины, неусыпный страж человеков, во многих местах Писания ставит мытарей на ту же ступень, что и грешников (Матф. 9,10; Лук. 15,1). Он ставит их рядом с блудницами (Матф. 21,31-32) и, наконец, с язычниками (Матф. 18,17). Если рассматривать их как класс, то они были отчуждены не только от привилегий принадлежать к святилищу, но и от гражданского общества. Невзирая на это некоторые из числа их стали учениками Иоанна Крестителя, а позднее — Самого Господа.
С великой радостью принял мытарь Матфей призыв Господа Иисуса. Немедленно он оставил свою выгодную должность. Его обращение было настолько основательным и явным что послужило в благословение многим. Великое движение произошло в этой округе. «И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение, и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лук. 5,29). Марк же к этому добавляет: «Когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники, ибо много было их, и они следовали за Ним» (Марк. 2,15). Достоин быть отмеченным тот факт, что Матфей в своем Евангелии открыто говорит о своем прежнем занятии, тогда как все другие евангелисты об этом вообще не говорят. С того самого времени он был сопричислен к двенадцати апостолам и жил с Господом в неразрывной связи. И в День Пятидесятницы он находился вместе с другими апостолами и, как и другие, получил дар Святого Духа. Мы не знаем, как долго он пробыл в Иудее после этого события. Предполагают, что Его Евангелие написано первым. Оно находится в особенной связи с Израильским народом.
По всеобщему свидетельству, местом его апостольского служения стала Эфиопия. Там он, как гласят некоторые предания, своими проповедями, знамениями и чудесами триумфально низлагал заблуждения и идолослужения, многих обратил и привел к Иисусу и был их духовным вождем и пастырем. Там, должно быть, он принял мученическую смерть. Источники этих сведений, однако, все же недостоверны.
Фома. Апостол Фома, как и все его соратники, был призван принять апостольство Самим Господом и каждый раз упоминается в различных местах перечисления апостолов. Священное Писание ничего не сообщает нам ни о его родителях, ни о месте его рождения. На основании многих преданий, он был уроженцем Антиохии. Определенными сообщениями о нем мы обязаны особенно евангелисту Иоанну. Однако они скудны. О жизни и деятельности этого Достойного человека фактически мы ничего не знаем, но мы хорошо знаем его характер. Ни один характер никакого ДРУГОГО апостола не представлен нам с такой определенностью, как его. Его имя, как в церкви, так и в мире, связано всегда с сомнениями и маловерием. «Фома неверующий,» гласит пословица. Говорят, что один известный художник изобразил апостола Фому с аршином в руках, чтобы подчеркнуть его склонность сначала измерить, взвесить, ощупать все, что встречается на его пути и только тогда делать заключение, что правда, а что неправда. Он был человеком глубокомысленным, практичным и склонным анализировать все, но вялым и ленивым в вопросе веры. С боязливой серьезностью взвешивал он трудности, встречающиеся ему и был склонен рисовать все мрачными красками. Эта черта характера Фомы выставляется напоказ в Евангелии от Иоанна 11. С мрачной подозрительностью рассматривает он преднамеренное путешествие Господа в Иудею. "Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11,16). Вместо того, чтобы веровать тому, что Лазарь будет воскрешен, он боится худшего для Самого Господа, самого себя и для всех учеников. Он ни на что другое не надеется, кроме как только на страшную смерть. Несмотря на это он не пытается, подобно другим ученикам, отговорить Господа от Его намерения, наоборот, он побуждает других идти вместе с Ним, и если уж потребуется, то умереть вместе с Ним. Это достойно внимания и выявляет лучшую черту его характера. Его преданность Господу была настолько велика, что он был готов идти с Ним, куда бы Он ни пошел, даже если бы это могло стоить им жизни.
Второй раз мы встречаем Фому в начале 14 главы того же Евангелия во время возлежания на вечере. Там Господь говорит о том, что идет к Отцу, чтобы приготовить Своим ученикам на небесах место и что Он придет снова и заберет их туда, куда сейчас идет Сам. И тут Он прибавляет: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.» Это дивное обетование вызвало в сердце нашего апостола вместо благодарности и хвалы страх перед будущим. "Фома сказал Ему: «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» Вне сомнения, Фома имел истинное желание следовать за своим Господом, и в его вопросе звучит серьезное желание убедиться в надежности цели и пути, прежде чем он сделает первый шаг. Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.» Пока наш взор направлен на Христа, мы никогда не сделаем неверного шага. Простодушные глаза получают свет свыше, и его лучи освещают весь путь. В третий раз мы встречаем апостола Фому после того, как Господь воскрес в Евангелии Иоанна в 20 главе. Он не был с теми апостолами, которым вился Господь после воскресения. Когда те рассказали ему том что видели воскресшего Господа, он упрямо не желал верить их словам. «Он сказал им: „Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.“ На следующий день, когда ученики были в сборе, явился Иисус, стал в середине собравшихся и приветствовал их словами: Мир вам!» "Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но будь верующим.» Это подействовало на Фому непосредственно, все его сомнения улетучились, и в искренней вере он восклицает: «Господь мой и Бог мой!»
Некоторые склонны думать, что вера Фомы в тот момент оказалась гораздо выше, чем у других, и что ни с одних уст не сорвалось такое возвышенное исповедание. Однако это мнение не созвучно со словами Самого Господа, Который в Своем ответе относит к разряду блаженных тех, кто не видит, но верует! Христианская вера постоянно полагается на Господа, Которого не видит. «Ибо мы ходим верою, а не видением.»
Мы не сомневаемся в том, что Фома является прообразом маловерных и сомневающихся иудеев последних дней, которые лишь тогда уверуют, когда увидят (Зах. 12). Почему Фома не был со всеми вместе, когда Господь явился святым во Своем воскресении, нам не сообщается. Однако кто может измерить величину потери благословения, которая постигла его из-за этого рокового отсутствия?! Он упустил благословенное откровение Христа в отношении дела примирения и утвержденного нового основания отношения учеников к Богу как к Отцу!
О последующей жизни и деятельности Фомы существует Целый ряд легенд и преданий, однако совершенно достоверных данных нет. По некоторым преданиям он трудился в Индии, по другим, в основном в Персии. Говорят также, что смерть свою он принял от копья. Его пронзили копьем. За день памяти его смерти римской церковью принято 21 декабря, греческой церковью 6 октября, индийской — 1 июля.
Иаков, сын Алфея. Установление личности среди многих других, носящих то же самое имя, долгое время было затруднительным пунктом для критиков. То же самое происходит с личностями, носящими имя Мария, неоднократно упоминается Иаков «брат Господен». Однако тут все же нет места для разного рода утверждений, для изыскания аргументов за и против. По зрелом рассуждении нам кажется, что занимающий в данный момент наше внимание апостол Иаков идентичен с тем Иаковом, которому отводится немалое место в Деяниях апостолов и в послании к Галатам, который занимал исключительное место в Иерусалимской церкви. Он есть автор послания Иакова и тот же самый, который в Галатам 1,19 назван «братом Господним». Благодаря своей святой, безупречной жизни он носил также имя Праведник, или также «Маленький» — это, возможно, на том основании, что он был мал ростом. Из-за повсеместного обыкновения среди иудеев называть своих близких родных братьями и сестрами и из-за обстоятельства, что почти все носили два или даже более имен, установление личности чрезвычайно затруднено.
Иаков занимает в четырех списках апостолов одно и то же место. Он стоит во главе третьей группы апостолов. До воскресения Иисуса Христа об истории Иакова нам мало что известно. Из слов апостола Павла ясно вытекает (1 Кор. 15,7), что Господь Иисус почтил Иакова особенным посещением до Своего вознесения. Это произошло до Дня Пятидесятницы и могло служить для утверждения и укрепления апостола.
В первой главе Деяний апостолов мы видим Иакова среди других учеников Господних, ожидающих обетованного от Отца дара Святого Духа. И затем мы долгое время ничего о нем не слышим, до самого посещения апостолом Павлом Иерусалима (Гал. 1,18-19), примерно в 39 году. В этом случае он поставлен на одно основание с апостолом Петром. К этому времени он был старейшиной в Иерусалимской церкви стоял на одном уровне с ведущими апостолами. Тот факт, что Петр после своего освобождения из темницы пожелал «уведомить Иакова и братьев» о случившемся Деян. 12,17), говорит о том, какое место он занимал в глазах апостола.
В 50 году Иаков принимал участие в апостольском соборе я Иерусалиме, где он, по всей вероятности, участвовал и в решениях церкви. «Я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,» — сказал он в своей речи. Никто из апостолов не говорил таким решительным образом. Вообще очевидно, что Иаков пользовался большим почетом среди апостолов. При упоминании своего второго визита в Иерусалим, который имел место в 51 году, Павел называет Иакова столпом той церкви и ставит его имя в ряду с Кифой и Иоанном и даже впереди: «Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами» (Гал. 2,9). Примерно семь лет спустя великий апостол язычников совершил особенный визит к Иакову в присутствии пресвитеров. «На другой день Павел пришел с нами к Иакову, пришли и все пресвитеры» (Деян. 21,18). Эти краткие замечания говорят о том, что Иаков занимал важное место в Иерусалимской церкви. С великой ревностью относился он к иудейству, и его продвижение в христианстве, очевидно, происходило медленно, со ступени на ступень. Он был совершенной противоположностью Апостолу Павлу, Петр же служил посредником между обоими.
Мученическая смерть Иакова относится к 62 году. Древние летописцы единогласно дают свидетельства о его безукоризненной праведности и безупречной святости. При этом очевидно, что он был искренне кротким человеком. Хотя он был братом или близким родственником Господа, он называет себя «рабом Иисуса Христа» и не возлагает на себя титул апостольства. Поскольку он в известной закономерности придерживался иудейских обычаев, в глазах своих неверующих соотечественников он не вызывал такого раздражения, как апостол язычников. Однако, несмотря на мнение окружающих и его кроткий характер, мученическая смерть настигла его рано. Точностью подробностей относительно жизни, характера и смерти Иакова мы главным образом обязаны христианину иудейского происхождения по имени Хезеппа, который жил в середине второго столетия и был известен как исполненный веры летописец христианства. Ниже мы передаем кратко его рассказ о смерти Иакова:
«Когда многие представители иудейского народа благодаря деятельности Иакова уверовали во Христа, то книжники и фарисеи преисполнились чрезвычайной ярости против него. Испуганные тем, что вскоре весь народ уверует в Христа, они все пришли к нему и сказали: „Мы просим тебя, оставь народ в покое, ибо он заблудился и почитает Иисуса будто бы Он Христос. Мы просим тебя все, пришедшие на праздник пасхи, рассказать об этом Иисусе. Уговори народ, чтобы он не заблуждался вослед Иисуса, потому что весь народ и мы слушаем тебя. Встань на возвышенности во храме, чтобы весь народ видел тебя и слышал слова твои, ибо собрались все колена Израиля, пришли также и язычники, чтобы праздновать пасху.“ Иаков принял это предложение. В день пасхи он поднялся на крыло храма, но вместо того, чтобы предостерегать народ от следования за Иисусом, как ему было повелено, он безбоязненно и смело возвещал о Нем, как об истинном Мессии, перед множеством собравшихся. При этом он исповедовал свою веру в Иисуса и громогласно заявил, что Он сейчас сидит одесную Бога на небесах и вскоре снова явится в великолепной славе и великой силе. Многие были покорены его словами и прославили Бога тем, что, возвысив голос, кричали: „Осанна Сыну Давидову!“
Книжники и фарисеи, видя происходящее, впали в лютую ярость. „Что мы натворили? — кричали они друг другу. Мы напросились на такое свидетельство об Иисусе. Пойдем исправим эту ошибку! Поднимемся же к Иакову и сбросим его вниз с крыла храма, чтобы народ устрашился и не стал верить ему!“ Едва эти слова были произнесены, как некоторые из разъяренных взобрались на крыло храма, где стоял Иаков. Со словами: „Праведник Иаков превратился в отступника!“ — сбросили его с высоты вниз. И поскольку после падения он все же был жив, стоящие внизу начали побивать его камнями. Наконец подскочил его убийца, валяльщик, валяющий сукно, и палкой, которая применялась при прессовании сукна, размозжил ему голову. Иаков умер, подобно своему предшественнику Стефану, на коленях, молясь за своих убийц. Спустя немного лет после его смерти началась oсада Иерусалима, и город, запятнанный кровью Христа и Его верных последователей, вскоре превратился в зрелище чудовищного опустошения».*
* Примечание: Известный иудейский историк Иосиф разрушение города рассматривает как следствие разбойничьего убиения Иакова. Среди прочего он говорит; "Эти события (он говорит об ужасных бедствиях, которые обрушились на иудеев со стороны римлян) постигли иудеев, как наказание за убийство Иакова, «праведника, брата Иисуса, которого убили иудеи, хотя он был очень праведный человек.»
Симон Зилот, он назван так же Симоном Кананитом, как выясняется, не был идентичен с Симоном, братом Иакова. Писания Евангелия ничего нам о нем не сообщают. Его имя упоминается в Евангелиях и в Деяниях апостолов. Больших сообщений о его жизни и деятельности как апостола в Священном Писании нет. Бытует всеобщее мнение, что до своего призвания на апостольство он принадлежал к одной иудейской секте, которая носила название «Зилот» — ревнитель. Они были почти фанатическими сторонниками исполнения обрядностей закона Моисеева и почитали себя преемниками финееса, который, возревновав о славе Божьей, убил копьем Зимри — израильтянина и Хазву-мадианитянку (Чис. 25). Поскольку они решились следовать издревле примеру пресвитерства, то почитали себя вправе, невзирая ни на какие формальности закона, убивать всякого рода хулителей, блудников, прелюбодеев и прочих нечестивцев. Они утверждали, что Бог заключил вечный союз с Финеесом и его семенем по нем, «за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов израилевых» (Чис. 25, 13). Благодаря своей горячей ревности о законе Моисеевом, а также стремление освободить свой народ от римского угнетения, они пользовались любовью и авторитетом среди соотечественников. Однако, как это бывает обычно в подобных обстоятельствах, их ревность вскоре превратилась в жестокий разгул и необузданность. Они наводили ужас на окружающих подобно моровой язве. Иосиф считал это ужасным бичом народа. Правда, в разные времена совершались попытки пресечь их деятельность, но, по всей вероятности, это не удавалось до тех пор, пока римляне не осадили Иерусалим и не рассеяли его жителей среди неверных, в этом потоке были сметены и представители данной секты.
Так как к нашему апостолу неоднократно прилагается имя Зилот, то нетрудно догадаться, что вначале он принадлежал к этой мрачной секте. Вне сомнения, среди них были верные, искренние люди, которые не поддерживали необузданные притеснения соотечественников. И среди таковых, наверное, был и Симон Зилот. О жизни и деятельности нашего апостола нам ничего достоверного не известно. По сказанию, вначале он трудился на востоке, затем обратился на запад, дошел до Британии, где он проповедовал, творил многие чудеса, встретил много бед и испытаний, наконец, претерпел мученическую смерть.
Иуда, брат Иакова. Он был сыном Алфея и, как вытекает из Матф. 13,55, родственник Господа: «Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосиф, Симон и Иуда?»
Нам неизвестно, когда или как он был призван на апостольство. Он введен в поименный список апостолов, и помимо этого в Новом Завете он упомянут всего один раз, а именно в Иоанна 14,22: «Иуда, не Искариот, говорит Ему: „Господи, что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?“ Из этого вопроса ясно вытекает, что он, как и все его соученики, крепко держался за идею земного царства, и явление власти и силы Христа ожидал в таком ракурсе, чтобы мир мог принять Его за своего Мессию.
Иуда называет себя, как и брат его Иаков, в своем послании, „рабом Иисуса Христа“. Он не возлагает на себя титул апостола и не хвалится родством с Господом. Этим он явно доказывает истинный смиренный образ мыслей, покоящийся на верном понимании изменившегося соотношения между им и превознесенным Господом. Такое истинно смиренное понимание совершенно изменившегося положения прославленного Господа Петр выразил словами: „Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли“ (Деян. 2,36).
О позднейшей жизни нашего апостола история не сохранила никаких достоверных сведений. По некоторым преданиям, он проповедовал сначала в Иудее и Галилее, затем в Самарии, Идумее и в городах Аравии. Перед концом его жизненного пути полем его деятельности стала Персия. Там он должен был вкусить мученическую смерть.
Из 1 Кор. 9,5 мы можем заключить, что он был женат. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы и братья Господни и Кифа?» Эзебий рассказывает о двух его внуках интересную историю. Когда кесарь Доминициан услышал, что живы еще некоторые потомки Давида и родственники Христа, то он приказал схватить их и доставить в Рим. Вероятно, он боялся, что они рано или поздно укрепятся и восстанут, чтобы освободить иудеев от римского владычества. В результате этого приказа были схвачены двое внуков Иуды и пленными были приведены к кесарю. Они откровенно признали, что происходят из дома Давидова и являются родственниками Христа. Тогда Доминициан спросил их о их владениях и имуществе. Они отвечали ему, что имеют только небольшой участок земли, от плодов ее сдают пошлину и питаются сами. Тогда кесарь осмотрел их руки и обнаружил, что они от тяжкой работы стали грубыми и заскорузлыми. Когда же Доминициан затем спросил их о Царстве Христа, когда и где оно должно наступить, то они ответили, что это не земное, а небесное духовное Царство и что оно будет восстановлено в конце времен. Тогда Доминициан увидел и понял, что это действительно бедные простодушные невинные люди, и успокоенный их ответами, он отпустил их и на некоторое время после этого даже перестал притеснять христиан. Когда эти двое мужественных людей возвратились в Палестину, то они были с большим почетом приняты в лоно собрания, так как смело проповедовали Имя, Царство и славу Господа.
Матфий. Матфий был избран на место предателя Иуды апостолами через жребий. Таким образом, он не был апостолом первого избрания, то есть он не был избран непосредственно Самим Господом. Весьма вероятно, что он был одним из семидесяти учеников и постоянно сопровождал Господа во все время Его служения. По толкованию Петра было абсолютно необходимо, чтобы претендент на должность апостола был свидетелем Его жизни, деятельности смерти и воскресения. Как нам известно, имя Матфия в Новом Завете ни в одном другом месте не упоминается. По сведениям некоторых преданий он проповедовал Евангелие в Эфиопии. Некоторые полагают, что полем его деятельности была Каппадокия.
Таким образом, великие основоположники церкви ушли с земли на небо так, что после них не осталось достоверных описаний их дел, их последних дней, последних речей и даже места погребения их тел. Все их имена, однако, записаны на небесах, и воспоминания о них там останутся вечно! «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111,6). Как удивительны пути Божьи, как отличаются они от путей человеческих!