Жертва (лекции, статьи). Г.Л. Гайкооп

Жертва всесожжения по Исход 29, 38 – 46

«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу. Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их».

Мы видели уже  в Бытие 8, что жертва была принесена на жертвеннике. Причем мы находим, что также  жертвенник является важным изображением Личности Господа Иисуса, и, значит,  имеет не только второстепенное значение. Господь Иисус, Сам говорит в Матфея 23,19.20, что жертвенник важнее жертвы, которая  приносится на нем. Из Исхода 27 мы можем узнать, что жертвенник является образом Господа Иисуса, как Того, Кто был подлинным человеком. Жертвенник был изготовлен из дерева, которое произрастает из земли, но был обложен бронзой, медью. В Числах 16,18.35-39 мы видим, что медь, это образ праведности, которая может пройти суд Божий и не быть истребленной. Такую праведность имел Господь Иисус, как Человек. Он был подлинным Человеком, рожденным женщиной. Но Его праведность была так  совершенна – единственно, Его праведность – что Божий суд не смог в Нем найти ничего, что могло быть истреблено. Огонь в Слове Божьем,  всегда образ исследующей и испытующей святости Божьей.

Также вследствие того, что жертва всесожжения приносилась на этом жертвеннике, она освящалась; также это составляло часть его ценности.

Мы рассмотрели жертву за грех в Левит 16. Я  зачитал не всю эту главу, иначе бы мы увидели, что жертва за грех не приносилась на жертвеннике. «А тельца за грех и козла за грех, которых кровь  внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их; кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан» (Стих 27 след.).

Так мы видим важное различие между жертвой всесожжения здесь, в Исход 29, и жертвой за грех, в Левит 16.  О жертве всесожжения мы прочли, что она была «в благоухание приятное, в жертву Господу». Она должна  приноситься на жертвеннике каждое утро и каждый вечер,  на основании чего  Бог мог обитать в среде Своего народа и находиться с ним в связи.  В Левит 16, мы этого не находим. Там мы прочли, что тела жертв, кровь которых  была внесена в святилище, должны быть сожжены вне стана, не на жертвеннике.

Уже в этом мы видим различие между жертвой за грех и жертвой всесожжения. И все-таки, обе являются образом смерти Иисуса на кресте! Та же Личность и то же дело представлены через эти жертвы, но с двух различных сторон. В жертве за грех мы видели, как Господь Иисус на кресте сделался грехом и понес наши грехи Своим телом, и как Он вследствие этого совершенно удовлетворил Божью праведность, принимая во внимание наши грехи и наш грех, то есть, наше состояние. Он сделался грехом за грех, и Бог поразил Его, ибо только смерть могла положить конец греховному состоянию. Он взял на Себя наши грехи, наши злые дела, как мы видели это во втором козле, и Он понес Божий суд за это. Это произошло, когда Он, который мог сказать во время Своей жизни на земле – «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» — потому что  Он  мог сказать также: «ибо Я всегда делаю то, что Ему благоугодно» — и Кто знал: «Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоанна 11,42; 8,29; 16,32) – это произошло, когда этот Единственный воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матфея 27,46; Марка 15, 34). Это показывает, что означало Его дело там. Бог любит грешника, но Он ненавидит грех. И когда Господь Иисус взял на Себя мои грехи и сделался грехом за меня, тогда Бог не мог иметь с Ним общение и также не мог смотреть на Него с благоволением. Когда мои грехи и грехи всех, которые принимают Господа Иисуса, были возложены на Спасителя и Он сделался грехом, Его поразил суд Божий, и Он оставил Его одного. Это мы видим в образе жертвы за грех. Тело жертвы за грех должно  быть сожжено вне стана, а не на жертвеннике, ибо она не была приятным благоуханием для Бога. Но здесь в Исход 29 мы видим – как также уже в Бытие 8 – что наоборот, жертва приносилась на жертвеннике, и что она была приятным благоуханием для Бога. И мы видим: это было так драгоценно для Бога, что на основании этой жертвы Он мог обитать в среде народа Израиля и провозгласил его Своим народом.

Если мы задумаемся над этим, то хорошо поймем, почему это было так. Какие последствия имело бы дело Господа Иисуса для нас, если бы Он только понес суд за наши грехи и наше состояние? Когда я говорю «только», то не полагаю, что это было бы чем-то незначительным.   Когда грешник видит сам себя в свете Божьем, осознавая, что он, как погибший грешник, заслуживает суда Божьего, то у него есть только одно желание: пусть бы Бог простил ему его грехи. Дальше его мысли не идут. Он хотел бы только одного: избежать геены. Он приходит к Богу, исповедует свои грехи и молит о благодати. Он просит: О Боже, прости мне мои грехи, чтобы я не попал в геену! – Это то, что представляет жертва за грех: теперь, на основании дела Господа Иисуса, больше нет никакого суда за грехи. На основании жертвы за грех Бог может простить наши грехи и Ему не нужно больше совершать суд над нами – и Он также не хочет этого, ибо Господь совершил дело.  Божья праведность совершенно удовлетворена применительно к нашим грехам, то есть, применительно к грехам всех тех, которые в вере в Господа Иисуса приходят к Богу; тех, которые – выражаясь образно – возлагают свою руку на Господа Иисуса, жертву за грех, и так приближаются к Богу, объединенные с Господом Иисусом.

Но если бы это было все дело Господа Иисуса, – каковы  были бы тогда результаты для нас? Правда, мы бы не пошли в геену, мы бы не были судимы Богом. Но это было бы все, а это значило бы, что мы жили бы дальше так, как живут люди здесь, на этой земле, как сейчас.  Пожалуй, мы бы не умерли. Но было бы это благословением, если бы мы всегда жили на этой земле при этих обстоятельствах? Или, может быть, мы бы прекратили существование, если бы умерли. Было бы это благословением?

Напротив, в Божьем Слове мы читаем, что мы, обретшие мир с Богом тем, что приняли в вере дело Господа Иисуса, сверх того, получили еще много других благословений. Мы узнаем в Божьем Слове, что нам не только прощены грехи, но что мы также стали детьми Бога и получили новую жизнь. Эта новая жизнь названа «вечной жизнью», а это, как нас учит Божье Слово, жизнь Самого Господа Иисуса, ибо Он есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоанна 5,20). Колосс 3,4 нам ясно говорит, что Христос, это наша жизнь. Далее в  Ефес 1,3  мы узнаем, что благословлены во Христе всяким духовным благословением в небесах. Господь Иисус в Иоанна 20 называет нас, Своими братьями и говорит: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему». А в Иоанна 14 Он говорит, что Он возвращается в дом Своего Отца. Это дом, где Он жил вечно. Ведь Отец, это вечный Отец, и Сын, это вечный Сын. Следовательно, дом Отца, это не сотворенные небеса, а несотворенные, вечные небеса. И Он возвратился туда, где никогда не было творение – ибо творение  дома, в сотворении. – И затем Он говорит дальше: «Я иду приготовить место вам». Следовательно, другими словами Он говорит: Я возвращаюсь обратно туда, где был всегда, в эти небеса, которые исполнены любви Отца к Своему Сыну и любовью Сына к Своему Отцу. И Я иду туда, чтобы приготовить вам место, и когда Я это сделаю, приду снова, чтобы также вас привести туда – туда, где до сих пор не было никакое творение, никакого ангела, где в вечности жили только Отец, Сын и Дух Святой. – Тогда мы будем введены, чтобы наслаждаться всем, что было Его частью, частью Сына, и наслаждаться всем, что было частью Отца, как мы находим это, в принципе, в 1 Иоанна 1,3: мы имеем общение – а там это означает, что мы участвуем в чем-то совместно – с Отцом и Его Сыном. Следовательно, мы видим, что то, что Господь приобрел нас, намного больше того, чтобы только снять с нас суд, и мы не были брошены в геену.

Тогда мы понимаем, что для того, чтобы Бог мог нам все это дать, должно быть, праведное основание. Это основание нам совершенно ясно представлено в Божьем Слове. Это то, что Господь Иисус сделал на кресте – и при этом важно не только то, что Он сделал, но так же, как Он это сделал.

В псалме 69,4 мы читаем, что Он воскликнул: «чего я не отнимал, то должен отдать». Господь Иисус сделал это. Мы лишили Бога чести, как мы видели в Бытие 3; мы представили Бога лжецом, отрицая, что Он есть любовь, отрицая все Его славные качества.  Но Господь Иисус возвратил Богу честь, Он прославил Бога.  Он сделал это таким образом, что Бог получил намного больше того, чего мы Его лишили, и Бог был прославлен намного больше, чем мы Его обесчестили. Господь, если я могу так сказать, возвратил намного больше, чем Божья праведность требовала от человека.

Это то, что нам представлено в жертве всесожжения. Как уже сказано, Бог не мог на Господа Иисуса, так как Он был жертвой за грех, смотреть с благоволением. Тогда Бог скрыл Свое лицо от Него, и Господь воззвал: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» И все-таки Бог никогда не взирал, на Господа Иисуса с большим благоволением, чем именно в тот момент, когда Господь воскликнул: «постигли меня беззакония мои, … их более, нежели волос на голове моей» (Псалом 40,12) и «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» (Псалом 22)! Ибо именно в этот момент Господь Иисус прославил Бога. Почему Господь Иисус был на кресте? Да, это правда, и это чудесная мысль, что Он был там, потому что любил меня. Он, это Сын Божий, возлюбивший меня и предавший Себя за меня (Гала 2,20 б). Чудесная мысль для моего сердца, что Он из любви ко мне пошел на крест, чтобы понести там суд за мои грехи!

Другую сторону, в сравнении с этим, мы видим в Евреям 10, где Он говорит Богу: «вот, иду, … исполнить волю Твою, Боже». Иоанна 3,16 говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного». И Сын пришел добровольно, чтобы исполнить волю Божью; Он был, как нам говорит Филипп 2, как Человек на земле: «послушным даже до смерти, и смерти крестной». Каким послушанием это было! И когда мы видим Господа Иисуса в Его жизни, как Человека, здесь на земле, то находим, что Он всегда делал то, что угодно Богу. Он был единственным послушным человеком. Он прославлял Бога во всем так совершенно, что Бог как в начале Его служения – при крещении – так и позднее, на горе преображения, в конце служения, мог сказать: в Нем Мое благоволение.

И тогда Бог  сказал Ему: теперь ты должен идти на крест, теперь ты должен взять на себя грехи всех, которые спасутся. Теперь я намерен сделать тебя грехом и затем, судить. – Можем ли мы понять, как ужасно это было для Господа, как подлинного Человека? Тогда Он, Тот, Кто не знал греха, должен был стать грехом, как будто Он был источником всех грехов, которые сделали мы. Тогда Бог возложил наши грехи на Него, как будто их  сделал Он. Он, Кто был без греха, Кто ненавидел грех,  и Кто, как нам говорит к Евреям 9,26, пришел, чтобы уничтожить грех,  должен был идти этим путем!  Как ужасно это было для Него! Но Он был настолько послушен, что все-таки шел, как ни высока  была цена. Он пошел на крест и позволил, чтобы Бог возложил наши грехи на Него и сделал Его грехом – и Он позволил это, потому что был послушен до смерти, да, до смерти на кресте.

Можем ли мы понять, что Бог на Господа, как на жертву за грех, действительно, не мог смотреть с благоволением? Он видел там все миллионы грехов, которые мы сделали, на Нем, и должен был их судить; Господь сделался грехом, так что Бог должен был привести Его к смерти, как Господь сетует в Псалме 22,15: «Ты свел меня к персти смертной». Но в то же время Бог смотрел на Него вниз в совершенном благоволении, на Человека, который был послушен до конца. Большего испытания не могло быть. Он прошел путь, и даже когда Он в 22 псалме сетует: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения», затем Он все-таки продолжает: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». Даже тогда Он не приписывает ни Своими словами, ни делами Богу ничего несуразного. Он прославлял Его во всех обстоятельствах. Так послушен Он был.

Мы понимаем, что тогда Бог смотрел на Него вниз с большим благословлением, чем Он это делал когда-либо прежде, ибо Он никогда не видел такого послушания, как в этот момент. И это одно из обстоятельств, которые мы видим здесь, в жертве всесожжения; эту сторону дела Господа Иисуса мы находим представленной здесь.

Но не единственно, это. Вчера я приводил Иоанна 13,31, где Господь Иисус говорит о Самом Себе в связи с крестом: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его». Я уже упоминал в связи жертвой за грех, что это значит, чтобы объяснить, как драгоценна кровь Господа Иисуса, которой, некоторым образом, было покроплено на умилостивление, для Бога, и как вследствие этого был совершенно, прославлен Бог. Но в действительности здесь говорится о большем, чем только о твоей жертве за грех; это место также указывает на ту сторону дела Господа Иисуса, которая представлена во всесожжении. Что Господь Иисус, когда Он сделался грехом, и, понеся наши грехи, прославил Бога, было больше, чем необходимо, чтобы понести наш суд. Если бы Господь только понес наши грехи в суде, если бы Он только сделался грехом и затем умер, тогда бы для нас не было  больше никакого суда. Но в тот момент, когда Он был жертвой за грех, Он совершенно открыл Бога. Мы видим Его там на кресте. Он висит там один. Весь мир против Него. Сатана со всеми своими демонами бросился на Него, и под его руководством против Него объединился весь мир: политическая, религиозная власть (Рим и Иудеи) и мир мудрости и культуры (Греки). И даже мир материи, который Он сотворил, железо и дерево, были средством в руках сатаны, чтобы распять и мучить Его. Так все творение было против Него. И в этот момент Его оставил Бог – в тот момент, когда земля сказала: возвращайся туда, откуда ты пришел! Ты нам не нужен  на этой земле! – Когда Господь жил на этой земле, Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лука 9,58), но в этот момент, в мести, Ему хотели дать место, где Он мог поставить Свои стопы. И одновременно от Него скрылись небеса. Так Господь висел там, между небом и землей. Он был, как Он Сам возвестил, вознесен с этой земли. Все творение было против Него, и небеса не хотели принять Его. Так висел Господь там один, совсем один во вселенной. И тогда, Он, совсем один, должен был разрешить вопрос греха, вопрос, как человек может придти к Богу, вопрос, как можно прославить Божью праведность. Он должен был это сделать  один, и Он сделал это.

Но еще более: когда Он  висел там, совсем один во вселенной, пораженный Богом и отверженный творением, тогда Он прославил Бога, как Бог никогда не был прославлен. Он доказал там, что змей солгал, когда сказал: Бог говорит неправду, ты не умрешь. Он доказал, что Божье Слово истинно, ибо Он умер, да, должен был умереть, когда понес мои грехи. Он доказал, как праведен Бог, ибо тот же суд, который должен был поразить меня, поразил Его. Он доказал, как свят Бог, ибо Он воскликнул: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?». Он доказал, что Бог есть любовь – Бог, который отдал Своего единородного Сына, чтобы спасти погибшего грешника. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5,8).

Все это сделал Господь Иисус на кресте, и Он сделал это в тот момент, когда вынужден был воскликнуть: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?». Мы чувствуем: это бесконечно больше, чем было необходимо, применительно к нашим грехам. Это больше, чем было необходимо, чтобы удовлетворить праведность относительно наших грехов. Он так прославил Бога, как Бог никогда не был прославлен, и как Он также никогда больше не будет прославлен. Да, Он именно грех взял за повод – это ужасное нечто, что так  ненавидит Бог, вследствие чего Бог был так обесчещен – чтобы прославить Бога. Если бы греха никогда не было, и Господь Иисус не совершил дело, никогда бы не обнаружилось, как истинно Слово Божье, как праведен, как свят Бог, что Бог есть любовь. Если бы не было греха, тогда бы Бог никогда не смог  доказать величие Своей любви так, как сейчас, когда Он отдал за грешников, за безбожных людей, за Своих врагов, Своего единородного Сына, чтобы спасти их. И все это открыл Человек Христос Иисус на кресте. Поэтому Господь Иисус в Иоанна 13 говорит: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем».

Это то, что мы находим представленным в жертве всесожжения: то, что Господь Иисус заплатил больше, чем мы лишили Бога, то (если я могу так сказать), что Бог получил больше, чем Он требовал от человека. Можем ли мы понять, что Бог взирал на Него с благоволением? Никогда Бог не взирал, на Него с таким благоволением, как в тот момент, когда Он скрыл от Него Свое лицо, и Господь Иисус вынужден был воскликнуть: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Разве могла Божья праведность человека, который Его так прославил, оставить в смерти, после того как Он совершил дело? Нет, это было невозможно. Та же праведность, которая, когда Господь Иисус там, на кресте взял мои грехи на Себя и за меня сделался грехом, требовала, чтобы Он умер под судом Божьим – та же праведность требовала, чтобы Бог воскресил Его из мертвых и дал Ему награду, которая достойна того, что сделал этот Человек. Мог ли Бог получить что-то и не ответить на это? Тогда бы Он не был Богом!

Божья праведность воскресила Господа из мертвых и дала Ему место одесную Него: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псалом 101,1; смотри также Матфея 22,44)! Господь Иисус также сказал: «если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Иоанна 13,32). Бог сделал это, и это основание для того, чтобы мы могли получить все благословения. Бога прославил Господь Иисус, а не я. Бога явил Он, а не мы. Но Господь Иисус сделал это в те часы, когда Он соединил Себя со мной в моих грехах, когда Он понес мои грехи в суде и умер за меня; Он совершил это дело, как мой Заместитель. И так Бог причислил мне то, что сделал Господь Иисус. Как сказано, Бог воскресил Его из мертвых, а послание к Ефесянам выводит заключение: мы воскресли с Ним. Бог посадил Его одесную Себя, и мы посажены в Нем на небесах (Ефесянам 2). Бог все положил под ноги Его, и по Ефесянам 1,10-13, мы будем господствовать с Ним во вселенной. Господь Иисус, Сам сказал нам, что Его Отец теперь стал нашим Отцом. Это чудесные результаты Его дела, как это представлено нам здесь в жертве всесожжения.

Об этих чудесных вещах мы читаем именно в Евангелии от Иоанна, где  видим Господа Иисуса, как жертву всесожжения. В трех первых Евангелиях Он нам представлен иначе. Например, в Евангелии от Матфея,  мы видим Его, как жертву за грех, «который Сам понес наши грехи», а у Марка, Он, это жертва за грех, Кто  сделался грехом за нас. Поэтому  в этих Евангелиях, на кресте Он восклицает: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» В Евангелии от Иоанна мы этого не прочтем. Ведь там Он, это жертва всесожжения; там Он всей Своей жизнью являет и прославляет, единственно, Бога. Иоанна 1,18  говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». И Он сделал это, особенно, на кресте, ибо там Он совершенно доказал Божью любовь. И каков результат? Мы видим это в Иоанна 17,4, где Господь Иисус говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Это было не только дело на кресте!  Это было все откровение Бога здесь на земле, как Бога, который есть свет, как Бога, который есть любовь. Но высшее и понятнейшее откровение Бога мы видим на кресте.

Господь Иисус  в Иоанна 17, после 4-го стиха продолжает: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (стих 5). Следовательно, здесь Господь, как Человек, просит о той же славе, которой Он обладал, как извечный Сын, от вечности. Он не потерял эту славу. Да,  правда то, что нам говорит Филипп 2, что Он уничижил Себя Самого, или, буквально: опустошил. Он отложил Свою внешнюю славу. Он, будучи вечным Богом, пришел сюда на землю,  Человеком, как мы, исключая грех (сравни к Евреям 4,15). Поэтому внешне Его славу нельзя было видеть. Он  был рожден не во дворце,  для Него однажды даже не было  места в гостинице. У Него не было лучезарного венца на голове, как это иногда  видно на картинах. Нет, внешне Он был простым Человеком. Когда Иудеи говорили с Ним, они сказали: Тебе нет еще пятидесяти лет – когда Господь был, приблизительно, тридцати лет! Следовательно, они давали Ему намного больше лет, чем Он был. Поэтому видно, что Он не обладал особенной внешностью.

Но это ничего не изменяет из того факта, что Он был вечным Богом и никогда не прекращал  быть Богом. Мог ли Бог прекратить быть Богом? Мог ли Бог прекратить иметь божественную власть? И мог ли прекратить Господь, обладать нравственной славой Бога? Это невозможно! Он был, также когда был на земле «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (не: был) , как говорит Иоанна 1,18. И когда Он говорил с Никодимом – ведь в ту ночь он был в Иерусалиме – тогда Он сказал ему о «Сыне Человеческом, сущем на небесах» (Иоанна 3,13), а не:  был в небесах. В тот же момент, когда Он разговаривал с Никодимом в Иерусалиме, Он был в небесах, и мог  рассказать Никодиму, что Он в этот момент видел и слышал в небесах – Он не сделал этого, но сказал, что Он мог это сделать: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели». Он был вечным Богом. В Евреям 1 нам сказано, что Он держит все. Даже когда Он был Человеком на земле, даже когда Он был младенцем в колыбели, даже когда Он умер на кресте за наши грехи, Он держал вселенную, все, словом силы Своей.

Но здесь, в Иоанна 17, Господь Иисус молит о чем-то повторно. Он был вечным Сыном, предметом наслаждения и любви Отца, и Творцом неба и земли. Все принадлежало Ему, как мы видим это представленным в образе Бытие 24, где раб говорит, что Авраам отдал Исааку все, что принадлежало ему. И так мы читаем это также в Иоанна 13: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его…» — Но теперь, в Иоанна 17, Господь Иисус просит Отца, еще раз, дать Ему эту славу. Как вечный Сын Бога, Он обладал всем, и во всякий момент мог идти в дом Отца. Да, мы, вероятно, даже не можем сказать, что Он, как вечный Сын, когда-нибудь покинул дом Отца. Правда, Он пришел на землю,  но мы не можем сказать, что Он, как Сын, покинул небеса. Он никогда не покидал небеса, потому что был Богом и мог быть повсюду, одновременно (Иоанна 3,13).

Но как Человек Христос Иисус, Который совершил дело в Своей жизни на земле и в Своей смерти, где Он явил  и так бесконечно прославил Бога, как этот Человек, Он просит Бога: «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Чудесный факт! Он же имел славу! О да, Он имел ее, но теперь Он получил ее во второй раз, и, правда, как Человек, в награду за Его дело. И почему Господь просит об этом? Разве для Него недостаточно было, что Он имел ее в Самом Себе? Да, для Него Самого этого было, конечно, достаточно; но если мы эту главу прочтем дальше, то увидим, почему Господь, как Человек, просит об этом. В стихе 22 Он говорит: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино».

Здесь мы имеем объяснение. Ту же славу, которую Он, как вечный Сын Бога, имел от вечности, теперь, как Человек, Он получает в награду за Свое дело, через которое Он так прославил Бога.  И эту славу Он хотел дать людям – всем людям, которые примут Его во время Его отвержения, чьи грехи Он понес телом Своим на древе. Они должны получить  Его часть с Ним, а это значит: они должны войти с Ним в дом Отца, туда, где никогда не было творение. Это не только небеса; это дом Отца, который ознаменован любовью Отца к Своему Сыну и Сына к Отцу. Туда мы можем войти, только как дети. После того как Господь совершил дело на кресте, Он сказал Марии: «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанна 20,17). Он, вечный Сын Бога, говорит, что принадлежащие Ему, которые через Него спасены, теперь Его братья, и что Его Отец стал их Отцом. И в Иоанна 14, Он говорит, что идет в дом Отца, и далее: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (стих 2.3).

Этот чудесный  факт соответствует Божьим планам. В Рим 8,29 мы читаем, что Бог предопределил нам быть подобными образу Своего Сына, «дабы Он был первородным между многими братьями». А здесь, в Иоанна 17, мы видим, каким образом исполнился этот план Божий: Господь Иисус совершил дело на кресте, только благодаря которому Он убрал все препятствия, которые мешали Богу исполнить Его план. Бог не мог принять никакого грешника в дом Отца, в который никогда не входил грех, и где все говорит о Его свете, о Его любви. И, кроме того: как мог бы греховный человек там быть счастлив?   Предположим,   в небеса вошел кто-то, кто не рожден заново, где все есть свет, и где не может быть никакого греха, где делается только то, что благоугодно Богу, где даже невозможно грешить – что это означало бы для человека, о котором Бог сказал: «все мысли и помышления сердца его зло во всякое время» (Бытие 6,5)? Он не смог бы там делать ничего, что он желает делать, и  думать о том, о чем его сердце хотело бы думать. Для него это было бы место, в котором он был бы несчастнее всего. Если бы  было возможно, что не рожденный заново человек вошел в небеса, тогда небеса были бы для него адом, ибо все было бы против него. Он бы ни одного мгновения не радовался там.

Следовательно, Бог не может сразу принять в небеса никакого человека. Для этого с человека должны быть сняты грехи, с тем, чтобы для него больше не было никакого суда. Тогда его греховная природа  будет  осуждена,  и  Бог  даст  ему новую природу –  природу, которая не греховна, и которая пригодна для дома Отца, природа, которая воспринимает  небесные предметы и  наслаждается ими, и которая  находит свою радость в том,  в  чем  имеет радость Бог.  Первое, что сделал Господь Иисус: Он понес наши грехи в суде, сделался грехом за нас и умер за нас; вследствие этого наша греховная природа устранена в суде. Затем  Бог в рождении заново дал нам новую жизнь.  И на основание Его дела, благодаря которому Господь получил чудесные вещи, которые мы видели в Иоанна 17, и которыми Он, как Бог Сын обладал от вечности, Он может все эти вещи разделить с теми, которых Ему дал Отец.  Так   исполнился план Божий: теперь Он мог спасти греховных, падших людей из состояния бедствия,  в котором они были; Ему не нужно бросать их в геену, куда идти они заслужили, а Он мог  принять их в небеса; не просто в небеса, в которых находятся ангелы, а Он мог   дать им место выше ангелов, высшее и славнейшее место, которое имеется.

Что было высшим местом, которое мог дать Всемогущий? Разве это  не то место, которое занял Его возлюбленный Сын? Что было высшим благословением, которое Он мог даровать человеку? Разве не это: привести его в соединение с Самим Собой, туда, где обитает Он Сам? И что было высшим наслаждением, которое мог даровать человеку Всемогущий Бог? Разве это было не Его собственным наслаждением? И Он дал все это! Он принял людей в Свою славу, в славу дома Отца. Он дал им часть, которая была частью Его Сына и Его частью. «Сия же есть вечная жизнь», говорит Господь Иисус в Иоанна 17,3, «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Что было радостью Отца в вечности? «В Тебе» — в Сыне – «Мое благоволение». Так Он дал нам Сына, и Он дал нам жизнь, которая  способна знать Сына и наслаждаться Его славой – уже теперь на земле, но прежде всего, в доме Отца. А что было радостью Сына? Он был в недре Отчем, у сердца Отца и наслаждался там всей Его любовью и славой. Так это стало нашей участью. «Сия же есть вечная жизнь, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Иоанна 17). Так мы благословлены всяким духовным благословением в небесах (смотри к Ефесянам 1,3). Бог может делать это в праведности. Он никогда не может делать что-либо, не имея праведного основания, ибо Он, праведный Бог. И   Бог может это делать, потому что Господь Иисус на кресте совершил это чудесное дело. Именно в те часы, в которые Он понес наши грехи и был поражен и покинут Богом, Он так прославил Бога, что Бог был праведен, когда Он воскресил Его из мертвых и в награду  за Его дело дал Ему ту же славу, которой Он, как Бог Сын, обладал от вечности. И Он так прославил Бога, что Бог праведен, когда Он   дает эту славу также  тем, для которых Господь, как их Заместитель, совершил дело на кресте.

Это та сторона дела Господа Иисуса, которую мы находим представленной в жертве всесожжения. Если мы это правильно понимаем, тогда мы поймем также то, что прочли в Исход 29. Там Бог сказал, что сыновья Израилевы каждый день должны приносить во всесожжение на жертвеннике агнцев, одного утром и одного вечером, «в благоухание приятное», и что Он на основании этой жертвы будет обитать среди них. Но разве Израиль не был греховным народом? Разве мы не видим, когда читаем историю этого народа, каким мятежным он был? С того момента, когда Бог спас Израильтян из Египта, они роптали. В 14 главе книги Исход они прошли через Красное море. В 15 главе они пели: «Ты избавил нас», но в конце главы они роптали. В 16 главе они роптали, потому что им нечего  было есть, в главе 17, потому что нечего было пить. И так это продолжалось дальше. В Числах 10 мы видим, что Израильтяне отправились от горы, у которой Бог провозгласил их Своим народом. В 11 главе они роптали. В следующей главе роптали Мариам и Аарон против Моисея. В 13 главе Бог хотел ввести сыновей Израиля в землю, но они не захотели. Поэтому в главе 14 Он говорит, что они не войдут в землю; тогда они захотели пойти. Глава 16 приносит восстание Дафана, Корея и Авирона. И так продолжается дальше во время всего пути: постоянно грех, постоянно ропот против Бога. Поэтому Евреям 3 говорит нам в последнем стихе: они не могли войти в землю за неверие. Так Бог вынужден был судить их в пустыне.

Как мог Бог обитать в среде такого народа? Он мог это только потому, что видел дело этого Человека! Нет, Господь тогда еще не был на земле, но Бог уже видел крест. Мы находим это также в Рим 3, где сказано,  что Бог имел долготерпение (точнее: пропускал их) к грехам верующих ветхого завета, потому что видел дело Господа Иисуса, которое однажды произошло: «для оказания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божья». Здесь мы видим, почему Бог мог обитать в среде Своего народа.  И  здесь также мы имеем ключ к факту, который каждого верующего, когда он смотрит на самого себя, исполняет преклонением – и чем старше он становится, тем больше: я подразумеваю факт, что Бог нас всегда терпит, и что Он  уже давно не пренебрег нами и не отверг. Есть ли  один единственный верующий – я полагаю сейчас кого-то, кто знает благодать Бога, что он видел, что Бог отдал  за него Своего единородного Сына, и который знает о том, что его грехи прощены – есть ли такой верующий, который удовлетворен самим собой и может сказать: «моя жизнь находится в соответствии с благодатью, которую  мне оказал Бог. Он оказал мне много благодати, и с этого момента моя жизнь полностью посвящена Ему»? Если бы кто-нибудь это сказал, тогда бы он солгал. Мы знаем это лучше. Я знаю это, ибо я знаю мою собственную жизнь и мое собственное сердце. Каждый искренний скажет: «я позорно вел себя по отношению к любви и благодати Господа». Не должен ли каждый верующий, когда вечером прошедшего дня обдумывает и спрашивает себя: «сколько моей жизни сегодня было посвящено Господу?  Сколько я сделал для Него и сколько, для самого себя? Не должен ли тогда каждый верующий стыдиться, что он так мало сделал для Господа, что он так много был занят самим собой и  своими собственными интересами, и что его сердце было так холодно по отношению к чудесной любви Отца? Почему Бог не пренебрегает нами? Почему Господь Иисус уже давно нас не отверг? Уже 45 лет я знаю, что мои грехи прощены, и уже 45 лет я действительно имею мир с Богом – и как часто я смиряюсь пред Господом! С каким человеком я имел столько терпения, как Господь имел и имеет со мной. Почему Он не пренебрег мной! Почему Он не сказал: «Я так много сделал для этого человека, и теперь,  это его ответ! Я больше не хочу иметь с ним никакого дела!»?

В жертве всесожжения мы видим ответ. Отец не пренебрегает мной, потому что Он, когда смотрит на меня, видит Господа Иисуса.  Я, как говорит Ефес 1,6, «облагодатствован», или, как значится в сноске эльберфельдского перевода, «сделан угоднымв Возлюбленном»,  я «введен в Царство возлюбленного Сына Его» (Кол 1,13). Когда Отец видит меня, Он видит Господа Иисуса. Я облечен в Него. Если Господь пожелает, в следующей лекции мы увидим, что тот, кто приносил жертву, должен был снять шкуру с жертвенного животного. И эту шкуру получал священник, который совершил дело, так что он мог облечься в шкуру. Каждый, кто его видел, видел совершенство жертвы. Так Бог в Бытие 3, после грехопадения, одел Адама и Еву в кожу животных, которые не согрешили, но умерли, чтобы Адам и Ева были одеты, так что Бог, когда видел их, видел этих невиновных животных. И так мы, принявшие Господа Иисуса, как нашего Спасителя,  участвуем в Нем и Его деле, облекшись в Него, и «сделаны угодными  в Возлюбленном». Как уже сказано: когда Бог видит меня, Он видит Господа Иисуса. Он видит все Его совершенство, видит меня, как предмет любви Господа Иисуса. Поэтому Бог может терпеть от меня все. Он не может одобрять грех, и если в моей жизни имеется грех, тогда Отец будет действовать так долго, пока он не будет удален. Он не может со мной иметь никакого общения, пока я не осужу грех. Но Он терпит меня, занимается мной, чтобы вести меня так далеко, чтобы я осудил его – и это все потому, что Он во мне всегда видит Господа Иисуса, который так прославил Его.

И так мы можем понять то, что Бог благодаря жертве всесожжения мог обитать в среде Своего народа. В Числах 23 и 24 мы читаем, как Валаам говорит: «Он (Бог) не видит неправедности в Иакове  (в синодальном переводе «не видно бедствия в Иакове»), а уже главой позднее мы узнаем, что этот народ жил в блуде и идолопоклонстве. И все-таки, посредством Духа, Валаам говорит: Бог не видит неправедности в Иакове! Почему не видит? Потому что там была жертва всесожжения.  «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером» (Исход 29, 38 и следующий). В Левит 6 мы читаем, что огонь на жертвеннике всесожжения не должен угасать, так что приятное благоухание этой жертвы восходило к Богу день и ночь. Этой жертвой постоянно Богу напоминалось о чудесном деле, которое совершит Господь на кресте, и благодаря которому Он будет так прославлен – и правда, через Человека, Человека Христа Иисуса, «предавшего Себя», как нам говорит 1 Тимофею 2,5 и 6. Это основание, почему Бог мог обитать в среде Своего народа, без суда над ним, и еще больше: Он мог благословить и говорить с ним. Мы прочли: «одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером … : Это – всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их» (Исход 29,41 – 46).

Какой чудесный факт! Мы видим, что народ, это греховный народ. Хотя агнец был заколот (Исход 12) и его кровью помазано на косяках. Израильтяне в Исходе 29 были безопасны от суда и избавлены из Египта. Но все ли это? Мог ли Бог, если Он кому-то простил грехи, терпеть его дальнейшие грехи? Мог ли Бог простить его неверность, неблагодарность, отступление? Здесь мы имеем ответ. Бог всегда помнит о чудесном деле, которое Господь Иисус совершил на кресте, и на этом основании Он может обитать в среде Своего народа. И поэтому также жертва всесожжения должна приноситься ежедневно, утром и вечером, и огонь на жертвеннике не должен гаснуть. Приятно благоухание должно возноситься к Богу всегда. Благодаря этому Он всегда помнит об этом Человеке, который Его так прославил.

Это, также основание, почему любовь Божья для нас обновляется каждое утро, и каждый из нас может опереться на Его благо, на Его верность и на Его заботу. Каждый, действительно принявший Господа, может быть уверен, что он достигнет конца, и что придет момент, когда он войдет в славу. Если мы умрем, прежде чем придет Господь Иисус – или, лучше сказать: если Господь Иисус не придет вскоре, и мы умрем – тогда мы войдем в рай, как Господь говорит в Луки 21 разбойнику. Павел в Филипп 1,23 пишет: «имею желание разрешиться и быть со Христом». А если Господь вскоре придет, тогда мы изменимся. Мы ждем, как говорит Филипп 3,21, Господа Иисуса, Спасителя с небес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его». И тогда Господь, как Он Сам сказал в Иоанна 14, возьмет нас в дом Отца. В 1 Коринф 15 и 1 Фес 4 мы читаем, что  изменимся, а усопшие во Христе воскреснут. Вместе мы будем восхищены в сретение Господу на воздухе. Он встретит нас в воздухе. Встреча состоится между небом и землей. И тогда Он введет нас в дом Отца, где мы будем с Ним вечно, как дети Отца. В Иоанна 20 Господь говорит Марии: «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (стих 17). Он введет нас туда, как Своих братьев, приведет нас к  Отцу, к Своему Отцу, который теперь, на основании этого чудесного дела стал нашим Отцом. Тогда мы вечно будем с Ним, в славе, как ее    никогда не знало творение, и как ее также никогда не видели ангелы и еще менее, получили. Но мы примем эту славу. Почему? Потому что Отец любит нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

В этом выражении, «вечная жизнь», содержится все, что мы только что видели; ибо «вечная жизнь» означает, что эта жизнь не имеет ни начала, ни конца, и относится, единственно, к жизни Бога. Теперь, когда Господь Иисус стал нашей жизнью, мы можем быть введены в дом Отца и наслаждаться Отцовским домом. Путь, которым Бог сделал это возможным, это Сын Божий, возлюбивший нас и предавший Себя за нас. Он умер за нас на кресте, чтобы спасти нас от вечного суда. Он Сам взял там наши грехи на Себя и сделался грехом за нас; Он понес суд за наши грехи и наше состояние. И одновременно, Он так прославил Бога, что Бог, в Своей праведности, дал Ему, как Человеку, все чудесные благословения, и что также нам, для которых  Господь совершил дело, Он дает ту же славу.

Как чудесно дело Господа Иисуса!  Чем больше мы им занимаемся, тем, настолько больше, видим Его славу, и настолько больше видим так же, как велика благодать Бога и как велика любовь Господа Иисуса, который пожелал совершить для нас такое дело, чтобы мы могли получить эти благословения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: