«И будут двое одна плоть». Быть мужем — нелегко
(глава из книги Джона Пейсти «Чтобы семья была крепкой»)
Если ты столяр, то я уверен, не забыл продолжительный процесс обучения этой профессии. Если ты автомеханик, то долго будешь помнить, как много времени ушло на изучение всех деталей и особенностей работы двигателя, коробки передач и сцепления. Какой бы ни была твоя профессия, обучаясь ей, ты, наверняка, затратил какое-то время. Возможно, ты освоил ее в школе или в каком-либо учебном заведении. А может быть, просто наблюдая, задавая вопросы и подражая специалисту в определенной сфере деятельности.
Скачать и читать книгу книги Джона Пейсти «Чтобы семья была крепкой» бесплатно в форматах ePub, Fb2, PDF можно из «Библиотеки христианской литературы». Электронное издание книги переработано, исправлены ошибки, опечатки.
Но у большинства мужчин есть еще и вторая профессия, которая тоже требует ответственности и предъявляет немало других требований. Как и в любой другой профессии, мы можем добиться в ней успеха или потерпеть неудачу, за которую на производстве нас просто уволили бы с работы.
Если вы женаты, то у вас есть вторая профессия. Быть мужем — это тоже своего рода профессия. Но кто обучал нас ей? Большинство из нас должны признаться: никто. И это печально, но мы не виноваты. Просто так получилось. Мы были так заняты, стараясь научиться строить дома, чинить автомобили и т.д., что нам некогда было учиться быть хорошими мужьями. А даже если бы мы спросили, как этого достичь, некому было бы научить нас. Кто слышал о такой школе или институте, который предлагал бы курс о том, как правильно управлять своей семьей?
Столяр, например, начинает с того, что проходит курс обучения. Ну а как с профессией мужа? Мы вступили в эту должность в тот момент, когда сделали предложение своей невесте, не имея ни соответствующей подготовки, ни опыта, ни знания, не располагая даже помощью мастера, который мог бы подсказать нам, что и как делать. Мы просто сказали: «Я бы хотел взять на себя ответственность быть твоим мужем». И невеста ответила: «Хорошо, ты можешь взять на себя эту ответственность». После этого разговора, какое-то время спустя, мы появились на своем рабочем месте неподготовленными, необученными, неопытными, но тем не менее, взвалив на себя эту огромную ответственность.
Некоторые находятся в этой должности уже немало лет, однако все еще не освоили ее как следует. Все еще нет ясного представления о роли и ответственности, которые возлагаются на главу семьи. В течение ряда лет, прошедших со дня свадьбы, мы делали то, что нам казалось естественным, или же то, что случайно обнаруживали вместе с женой.
Мы не виноваты, что процесс нашего обучения оказался таким затяжным, слепо рассчитанным на удачу. Мы не виноваты, что обманули ожидания общества и даже наших церквей, предполагавших, что мы знаем, что делаем. Просто так получилось.
Но у Бога другие намерения. Он хочет, чтобы и жены, и мужья были хорошо подготовлены к браку и со знанием дела приступили к исполнению своих обязанностей. Господь хочет, чтобы мы развивались и были не просто ремесленниками в семейной жизни, а искусными мастерами. Он дал нам для этого учебный материал — Живое Божье Слово.
Любящий руководитель
Что же Господь хочет сказать нам в отношении того, как быть хорошим мужем? В первую очередь, муж-христианин — это любящий руководитель в семье, который придает большое значение общению с женой. Еще там, в Едемском саду, нужда в друге и в дружбе была заложена Богом в естество человека. Эта потребность в общении касается всех областей нашей жизни. Безусловно, мы зависимы друг от друга в удовлетворении таких потребностей, как необходимость в пропитании, одежде и крыше над головой. Но мужчина, который женится в основном для того, чтобы иметь личного повара и человека, который чинил бы его одежду — ничего не знает о настоящих супружеских отношениях.
Дело в том, что помимо очевидных физических потребностей у людей есть и другие потребности. Одна из наибольших — это потребность в соответствующем отклике, отклике на нашу любовь, на наши идеи, высказывания и поступки. Все мы хотим, чтобы кто-то откликнулся, ободрил нас, когда мы в этом нуждаемся, и даже, порой, подверг критике наши идеи, когда в этом есть необходимость. Нам нужно, чтобы кто-то сказал: «Это замечательная мысль! Ты — молодец!» или что-то подобное.
Мужья могут внести неоценимый вклад в создание семейного благополучия тем, что станут терпеливо выслушивать и откликаться на идеи, мысли, надежды и мечты своих жен. Не только на фабрике или на каком-либо другом рабочем месте, где вы работаете, уместна пословица: «Один ум хорошо, а два — лучше!» Она уместна и в вашей семье.
Мужья, я хочу, чтобы вы сделали что-то необычное. Я хочу, чтобы вы спросили у своих жен, что, по их мнению, является доказательством того, что вы их любите? Спросите у них об этом. Может быть, это ваше умение обеспечить семью? Или подарки, которые вы иногда преподносите жене? А может быть, это то, что вы делитесь с ней? А я сейчас попытаюсь угадать, какой ответ вы получили. Предполагаю, что в большинстве случаев ответ касался того, что наилучшим доказательством вашей любви к женам является то, как вы разговариваете и общаетесь с ними. Конечно, такой ответ вы можете получить, если хотя бы изредка делитесь своими мыслями с ней.
Жены ищут возможности поговорить. Они могут перенести многие материальные лишения, но не могут терпеть молчания. Почему? Если вы думаете, что причина в том, что все женщины болтливы, то это не так! Дело совсем не в этом.
В первую очередь, ваша жена — человек. И создав людей, Бог не обрек их на одиночество. Он создал нас для общения, для дружбы, для взаимопомощи. С другой стороны, жена-христианка ожидает от мужа руководства не в форме повелений, а в форме откровенного разговора. Согласно Божьим намерениям, брак был учрежден для взаимоотношений, ведущих не к соперничеству, а к единству. И для того, чтобы в браке было такое единство, необходимо искренное, откровенное общение, необходим разговор.
Обратимся к четвертой главе Послания к Ефесянам. Основная тема этой главы — единство и общение между христианами. И, безусловно, это касается мужей и жен. Вот несколько ключевых стихов из этой главы:
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (ст. 1-3).
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (ст. 4-6).
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (ст. 25).
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (ст. 29).
Итак, если открытое и откровенное общение может показаться таким простым и естественным явлением, то почему же, в таком случае, его так недостает в наших семьях сегодня?
Вспомните свое последнее возвращение с работы на этой неделе. Что вы сделали, войдя в дом и закрыв за собой дверь? Я надеюсь, что вы нежно приветствовали свою жену любящим поцелуем, и очень хорошо, если это так. Но что было после этого? Если вы похожи на меня, то, наверное, у вас появилось искушение поудобней устроиться и отгородиться от всего мира. Может быть, почитать газету или книгу, а может, заняться любимым делом. Я уверен, что многие из вас по возвращению домой хотят есть, и, зная это, наши любящие жены уже накрыли стол. А вы садитесь за стол и моментально проглатываете обед, на который ушли часы приготовления. И прежде чем ваша жена успеет перевести дыхание, вы уже сидите в любимом углу и занимаетесь своим делом.
Бывает ли что-либо подобное в вашей семье? Боюсь, что бывает. Вы понимаете, что-то не в порядке, чего-то не достает в ситуации только что описанной мною. А что это может быть? Отсутствие взаимопонимания, отсутствие отклика или жизненно важного человеческого общения, возможно, кроме традиционного поцелуя, если, конечно, и он не отсутствовал. Мужья, мы должны научиться общаться с нашими супругами. Давайте посмотрим, как это делать, на жизненных примерах.
«Но я возвращаюсь с работы таким усталым, — возразите вы. — Домой приходится добираться в переполненном транспорте, дома мысли о работе все еще кружатся в моей голове, я чувствую напряжение, и совсем не хочется заводить какие-то разговоры». Безусловно, это правда. У многих из нас такая работа, после которой не так-то просто переключиться на семейный ритм. Необходимо какое-то время, чтобы успокоиться и напомнить себе, что для работы будет время завтра. Имея это в виду, может быть, нужно несколько минут передохнуть, принять душ, или же просто побыть одному. Но знает ли об этом ваша жена?
Рассказали ли вы ей во всех подробностях, как чувствуете себя, когда приходите домой после тяжелого рабочего дня? Или же, подобно гадалке, она должна самостоятельно угадать, почему у вас появились морщины на лбу и вы имеете такое хмурое выражение лица?
Подумайте немного о своей жене. Если у вас есть дети, то, по всей вероятности, она весь день провела дома. Приготовив завтрак, отправив мужа на работу и детей в школу, она только начала свой день. Очень интересно было бы, если бы мы, мужья, вместо того, чтобы идти на работу, могли бы тайком понаблюдать за женами в течение хотя бы одной недели. Я убежден, что мы были бы поражены всем тем, что происходит в доме в течение одного, так называемого, обычного дня.
И вот муж приходит вечером домой. Весь день он находился в другом волнующем мире идей, кипящей деятельности и, что важнее всего, общения с другими людьми, а для жены очаровательно лишь то, что находится за пределами повседневного быта. Для вашей жены именно вы представляете собой глоток свежего воздуха из другого мира. Найдите же в себе силы подарить ей это, столь долго ожидаемое общение.
Может быть, я чересчур романтично описываю вашу роль, но я лишь пытаюсь побудить вас подумать о разнице между двумя мирами, в которых живет большинство мужей и жен. И важно, чтобы вы с женой не жили в одиночестве, но чтобы где-то, когда-то происходило сближение этих двух миров. Иными словами: будьте откровенными, делитесь друг с другом своими мнениями и впечатлениями, одним словом, поддерживайте необходимое общение!
Однако ваш разговор должен быть глубже, чем просто вращение вокруг вопроса: «А что ты сегодня делал?» Места, в которых вы побывали, люди, которых встретили, и неприятности, которых вы избежали — несомненно, хорошее начало. Но этого недостаточно. Когда вы вплетаете в свой рассказ личные переживания, или чувства, тогда разговор становится интересным и полезным. Возможно, вы замечаете, что начинаете зевать, когда жена рассказывает вам о событиях дня? В таком случае, постарайтесь узнать ее чувства, ее реакцию, поинтересуйтесь, о чем она думала в то время.
Ну, о чем еще можно говорить, кроме как о событиях дня? Здесь должна вступить в действие ваша изобретательность. Но позвольте мне внести одно предложение, оно записано в 14-ой главе Первого послания к Коринфянам.
Вы помните, когда в коринфской церкви были определенные сложности, Апостолу Павлу пришлось установить правило, чтобы женщины в церкви молчали? Но это, разумеется, не значило, что на вопросы, возникавшие у них, они вообще не получали ответа. В 35-ом стихе Павел говорит о том, чтобы женщины, придя домой, обсуждали эти вопросы со своими мужьями.
Позвольте мне задать вам вопрос: «Когда вы в последний раз, возвратясь из церкви домой, сделали это, и, разрешите добавить, не сплетничая при этом о проповеднике? Когда вы в последний раз вместе обсудили какое-нибудь место из Писания? Под обсуждением я имею в виду не лекцию мужа, а полноценный обмен мнениями. Попробуйте делать это, и вы увидите, насколько живой и назидательной может быть такая беседа».
Что касается общения между мужем и женой, то самое печальное состоит в том, что его отсутствие не вызывает немедленных последствий. Намного легче заниматься будничными делами и не вступать в серьезное и откровенное обсуждение. Но если вы убеждены, что нуждаетесь друг в друге, то непременно найдете время и силы для беседы.
Мне хочется поделиться с вами, уважаемые читатели, какие моменты моей жизни послужили хорошей возможностью для дискуссии между мной и моей женой Кристин. Прежде всего, очень полезно в непринужденной обстановке поговорить о том, что произошло в течение дня, во время ужина. Это также помогает мне принимать пищу, не торопясь, наслаждаясь ею и оценивая труд, затраченный на ее приготовление.
Конечно, принимая во внимание, что наши дети уже подростки, становится все труднее говорить за столом с Кристин один на один. Поэтому вечером, когда один из нас читает что-то интересное, мы прерываем чтение, чтобы обменяться впечатлениями и, может быть, вкратце обсудить прочитанное. Но, наверное, наилучшее время для нас — это поздний вечер, когда свет потушен и все затихает. Мы только что вместе читали Библию и молились. После этого у нас всегда есть тема для беседы. Наш разговор заканчивается, когда один из нас просто засыпает. Этот метод кажется наилучшим для нас, а для вас, возможно, подойдет другое время для общения. Но что бы вы ни делали, старайтесь больше говорить друг с другом.
Однако, даже имея достаточно времени и наилучшие намерения, невозможно избежать моментов, когда общение в семье будет затруднено. Просто невозможно быть в полной гармонии каждое мгновение вашей супружеской жизни. Это первое наиболее разочаровывающее открытие, которое делают новобрачные. Но чем скорее вы осознаете этот факт, тем лучше. Когда у нас с женой возникают недопонимания, я спрашиваю себя: реальна ли эта проблема или надумана? Действительно ли она хотела причинить мне неприятность или же это получилось случайно? В большинстве случаев это бывает случайно. Может быть, мы не уделили достаточно времени обсуждению вопросов, из-за которых возникло недоразумение? Мы торопились и прервали разговор или же вообще не говорили об этом. Возможно, предполагали, что знали, о чем думал другой человек. Одна из главных причин недоразумений — отсутствие общения.
Итак, не жалейте времени, чтобы обсудить свои мысли и не делайте скоропостижных выводов. Кроме этого, в семье мы почему-то склонны забывать самые основные библейские истины о служении друг другу. Удивительно также, что наш язык развязывается преимущественно дома, и мы раним словами человека, которого любим больше всех. Обычное чувство вежливости не позволило бы нам разговаривать подобным образом с сотрудником. Так почему же, придя домой, мы обнаруживаем, что говорим такое, чего никогда не сказали бы своим знакомым? Причина в том, что мы слишком небрежны в отношениях друг с другом. Мы начинаем требовать, чтобы другой человек реагировал каким-то определенным образом, и когда эта реакция оказывается другой, негодуем.
Доказательства любви часто выражаются словами, словами, произнесенными в обществе или наедине, словами, сказанными нашим женам и о наших женах. Искренние слова одобрения являются ступенями, ведущими нас от трагического одиночества к радостному единению.
Супруги могут научиться жить без раздражения, ярости, гнева, крика, злоречия и злобы, как нас учит 4-ая глава Послания к Ефесянам. Но для этого мы должны учиться сохранять отношения любви друг ко другу. Любовь — это не только чувство, но и усилие воли, потому что любовь выражается в том, что мы отдаем себя. В этом сущность любви. А если мы даем, то за этим последует чувство любви. Чтобы любить, мы должны отдавать себя, наше время и все что необходимо, чтобы выразить любовь. Даяние является основной частью библейского понятия о любви. Послушайте:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...»
«Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою».
Любовь всегда начинается с отдачи и растет из даяния. И этот дух даяния вносит в любую семью новую атмосферу. А атмосфера эта создает климат, при котором может расти и процветать общение.
Посмотрите на лицо женщины, любимой мужем, и вы увидите непревзойденную славу. Приятно смотреть на жену, муж которой оказывает ей честь и уважение. Мужчины, мужья, на нас лежит ответственность за то, чтобы наши жены были самыми любимыми и уважаемыми людьми. Апостол Павел говорит нам в своем Послании к Ефесянам: «...мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».
Предать себя ради своей жены — такой должна быть норма любви. Никакой муж не сможет занять соответствующего места в браке до тех пор, пока он не научится предавать себя за свою жену, открывать ей свое сердце, делиться с ней своими переживаниями и мечтами, своими мыслями, разочарованиями, радостями, иными словами, полностью открывать свой внутренний мир жене. Легко преподносить подарки и покупать вещи, необходимые для жизни, но намного труднее отдать самого себя. Однако нет ничего, делающего женщину более счастливой, чем знание, что она полностью посвящена в жизнь мужа. Это приносит ей удовлетворение и, конечно же, приносит удовлетворение ее мужу.
Повеление любить, ясно выражено в Библии, и для нас не секрет, что мы должны повиноваться этому прямому повелению Господа любить своих жен. Но как нам поступать, чтобы оказывать такую любовь нашим женам? Дает ли Библия практические советы или же в ней записаны только идеальные повеления, которые почти невозможно исполнить? Апостол Петр был рыбаком, очень практичным человеком. Мы также знаем, что он был женат, из чего следует, что у него был опыт супружеской жизни. Поэтому не удивительно, что Бог использовал его, чтобы дать нам практические советы о том, как нам любить своих жен. В третьей главе своего Первого послания Петр пишет: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Во-первых, можно оказать любовь жене, научившись мудрому руководству: «обращайтесь благоразумно с женами вашими». Ответственность мужа — дать разумное направление семейным отношениям. Библия неизменно утверждает, что мужу следует управлять домом, он является главой. Однако Петр напоминает мужьям, что они с мудростью должны применять свое руководство. Быть главой семьи — это не значит игнорировать или подавлять таланты и дарования жены. Это не значит, что надо принимать все решения без совета с ней. Это не значит, что муж не позволяет жене принимать самостоятельных решений или делать что-либо самостоятельно. Библейская картина совершенно противоположна.
Как хороший владелец умеет правильно распределить работу между подчиненными, так настоящий глава семьи понимает, что Бог дает ему жену в качестве помощницы. Прочитайте 31-ю главу Книги Притчей Соломоновых, и вы найдете описание успешного брака: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» . Вот жена, которая добивается многого, и делает она это с радостью, потому что у нее есть любящий муж, который также является хорошим хозяином.
Понятно, что муж обязан осуществлять в своей семье руководство с любовью, но Петр не останавливается на этом. Он говорит, что мужьям следует оказывать честь своим женам. Жена, почитаемая мужем, это жена, любимая им. Чтобы такое отношение стало реальностью в повседневной жизни, мужьям следует всегда вежливо обращаться со своими женами.
В наши дни вежливость кажется пережитком, однако, мы всегда вежливы с теми, кого уважаем и кому стараемся оказать честь. Это значит, что мы стараемся избежать насмешек и пренебрежения в разговоре, избегаем злой, резкой и необоснованной критики. Это не исключает обсуждение вопросов, по которым существуют разные взгляды. Но не должно быть места тому, что может как-то опорочить или скомпрометировать жену.
Один практический совет: никогда не критикуй, не унижай свою жену на людях. Если ты хочешь ей что- то сказать, подожди, пока вы останетесь вдвоем. Критикуя свою жену в присутствии других, ты можешь ранить ее гораздо глубже, чем представляешь себе. Во всех областях отношений с женой будь добрым и мягким. Знак сильно любящего мужа — это мягкое сердце, мягкий язык и мягкая рука.
И еще одно: любить свою жену — это признание необходимости делиться с ней абсолютно всем, что наполняет твою жизнь. Петр напоминает мужьям, что их жены суть «сонаследницы благодатной жизни». Помните, вы теперь идете по жизни вместе. Это значит, что муж должен осознать право жены участвовать в его жизни.
Все препятствия должны быть устранены и все барьеры — разрушены. Вы должны иметь искреннее и свободное общение. Это означает, что у мужа не должно быть области, недоступной для жены. В каждой стране существуют закрытые военные зоны, недоступные для общественности. В семейной жизни не должно быть таких закрытых зон. Ведь брак не имеет ничего общего с военными действиями, по крайне мере, не должен иметь. Мужу следует быть откровенным, но также он должен проявлять настоящий, живой интерес к своей жене.
Большое благословение жениться на женщине, которая разделяет с тобой все твои мечты, идеи и принципы; но еще большее благословение, если муж проявляет подобный интерес по отношению к стремлениям своей жены.
Согласно библейским принципам, жена является помощницей. Но какая польза от этой помощи, если сам нуждающийся отказывается от нее? Будь откровенным, признайся в своих нуждах, разреши жене быть твоей помощницей. Это сыграет важную роль в ваших взаимоотношениях и будет видимым доказательством, что ты действительно любишь ее и дорожишь ею.