Жертва (лекции, статьи). Г.Л. Гайкооп

Жертва повинности

До сих пор мы рассматривали жертву за грех, как она представлена в главе 4 и 5,1-13. Вчера вечером мы видели, что в первых стихах пятой главы она несет смешанный характер, ибо названа жертвой за грех, но также жертвой повинности. В сегодня зачитанном отрывке речь идет только о жертве повинности. Переведенное еврейское слово «вина» означает: виновность по отношению к тому, кому мы обязаны ответственностью. Также из этого мы видим, что между жертвой повинности – жертвой за грех существует различие. Уже слово «жертва за грех» говорит, что при этом речь идет о грехе, и не более, тогда как при жертве повинности на переднем плане находится вина. Это две вещи, которые находятся в тесной связи друг с другом, но, тем не менее,  не являются тем же самым. При рассмотрении жертвы за грех мы видели, что речь идет о прегрешениях против заповедей Иеговы, делах, которые находятся в противоречии со святой природой Бога и Его обитанием в среде народа. В Исход 29 мы видели, что Бог мог обитать среди народа и посвятил Аарона и его сыновей  священниками для Себя на основании жертвы всесожжения. Но если Бог обитает со Своим народом, состояние этого народа и дела, которые там совершаются, должны быть в соответствии с Его святой природой. Это подчеркивается вчерашней ссылкой из послания к Евреям: «Бог наш есть огонь поядающий» и «в приближающихся ко Мне освящусь». Этот характер греха в виду святой природы Бога мы рассматривали в главе 4 и 5,1-13. Тут  речь идет не о каком-то особенном грехе, а, в общем, обо всем, что направлено против заповедей и запретов Иеговы и поэтому не может терпеться в Его присутствии, причем, тем не менее, Бог учитывает способности порознь. Священник должен был принести намного, большую жертву, чем кто-то из народа.

Однако здесь мы видим другую сторону греха, которая большей частью, но не всегда, находится в соединении с жертвой за грех. Речь идет о вине, которая возникает вследствие того, что кто-то согрешает, о вине по отношению к Богу или ближнему. «Ближние», это братья или сестры, те, которые также принадлежат к народу Бога. Разумеется, этим не ограничивается, но этот случай нам здесь представлен  первым. Ясно сказано, что это грех, но добавляется, что возникает вина по отношению к другому, по отношению к Богу. Если я растрачиваю то, что принадлежит Богу, или не даю Ему что-то, на что Он имеет право, то я грешу. Но я также навлекаю на себя вину, ибо  чего-то лишаю  Бога. Также если я отказываю в чем-то брату, сестре или мирскому человеку (здесь речь идет, как уже сказано, о первых), что-то утаиваю, или, не даю то, на что он имеет право, то это грех, но в то же время, также вина. Это даже такой большой грех, что Бог  этот случай, что я что-то присваиваю, по отношению к брату или сестре или что-то им не даю,  рассматривает, как будто я обокрал Его. Мы видим это также во втором отрывке, где говорится: «если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим …» (стих 21). В этом случае требуемая  жертва повинности одинаковая, как в случае, когда что-то присваивают или воруют у Него.

В связи с этим мы видим нечто новое. Если из-за моего греха кто-то обделен —  будь то Бог или человек – то недостаточно, чтобы я осудил себя в свете Божьем. Правда,  также необходимо то, чтобы я вернулся к кресту, чтобы познать, как ужасен сделанный грех, тем, что вижу, как сильно за него должен был страдать Господь, но так же, как совершенно достаточно самого дела для  этого греха. Но в то же время я должен не только признать, что совершил грех, но также снова исправить то, в чем  согрешил. Лишь  только речь заходит о вине, как вступает в действие правление Бога, и под этим правлением Бога снова должен быть исправлен каждый проступок. Так мы видим  здесь соответствующие принципы, данные Богом. Я убежден, что если бы мы действительно придерживались этих принципов, отношения верующих друг с другом  были бы намного лучше.  Тогда не оставалась бы нерешенной ни одна проблема, но все было бы упорядочено в духовном образе мыслей.  Сам Бог дал нам пример, как можно все привести в порядок по Его мыслям – я  бы лучше сказал, что Господь Иисус подал нам пример на кресте. Он снова исправил не только то, в чем человек согрешил (Он сетует в  псалме 69,4: «чего я не отнимал, то должен отдать»), а возвратил больше, чем мы Его лишили. Выражаясь жертвой повинности, говорится: Он прибавил к тому пятую долю. Мы видим это в Иоанна 13,31: «ныне прославился Сын человеческий (на кресте) и Бог прославился в Нем». Там Он явил Бога во всей Его славе, так что прославление Бога на кресте было больше, чем Его бесчестье через грех. В жертве всесожжения, где нам  это представлено, мы видели результат. Все благословения, которыми мы обладаем, восходят к тому, что Бог был совершенно удовлетворен, и мы приняты  Им в Возлюбленном, и,  правда, так, что теперь мы гораздо приятнее в Его очах, чем  был когда-либо Адам до грехопадения.

Если бы мы так поступали друг с другом, все проблемы, наверняка были бы решены. Ибо брат, которому я причинил несправедливость, видя, что я по этой причине смирился и открыто исповедую ему, что я согрешил, ничего не оправдывая, и отдаю ему то, что я у него отнял и еще возвращаю двадцать процентов, то благодать, которая выражается в моем образе действий,  и мое добровольное смирение  согреют его сердце. Это приведет к тому, что он приобретет более высокое мнение обо мне, чем у него было до сих пор, потому что видит благодать Божью во мне.

Тот факт, что в наших рядах имеется так много нерешенных проблем этого рода, сводится к тому, что мы  эти предписания либо не знаем, либо не принимаем их во внимание. Как важны они, мы видим,  однако, в том, что Бог, в отношении жертвы повинности дает два новых откровения. Вся 4-я глава и первые тринадцать стихов 5-й главы образуют откровение Бога Моисею. Но в главе 5,14, где начинается жертва повинности, мы читаем: «и сказал Господь Моисею, говоря». Это выражение в Пятикнижии, пяти книгах Моисея, всегда является указанием, что начинается новый раздел. Более того, в главе 5,20, где излагается вторая часть жертвы повинности, значится еще раз: «и сказал Господь Моисею, говоря». В первой части речь идет о том, что мы согрешили против Бога. Но когда затем речь идет о провинности против брата или сестры, Бог считает это таким важным, что дает еще одно откровение. Этот факт должен говорить к нам серьезно, чтобы  также мы видели, что это значит, когда мы согрешаем друг против друга. Бог объединяется со Своими. В Деяниях 9 мы видим, что Господь Иисус что-то направленное против кого-то из Своих рассматривает, как будто это причинили Ему Самому. Он говорит Савлу: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи?» ответ  гласит: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл  преследовал не прославленного Господа, потому что это было невозможно, а принадлежащих Ему здесь на земле. Но то, что он причинил принадлежащим Ему на земле, он причинил также Господу. Все, что причиняется принадлежащим Ему, Господь чувствует так, как будто это причиняется Ему Самому, ибо они являются Его телом, они принадлежат Ему. Это признание де-факто великого принципа, который мы  видим здесь.

Сначала мы читаем слова: «если кто сделает преступление и по ошибки согрешит против посвященного Господу …». Следовательно, это означает, что мы  берем у Бога то, что было отделено для Него, ибо посвящение означает лишь:  отделение для Бога. Значит, мы отнимаем у Бога то, что принадлежит Ему. Это важный вопрос для нас, размышляли ли мы уже когда-нибудь, и запечатлено ли в нашем сердце и совести, что является собственностью Бога и на что Он имеет право. Этот великий принцип мы видим в 1 Коринф 6,20: «ибо вы куплены дорогою ценою». Следовательно, мы не принадлежим нам самим, а являемся Его собственностью. Если я являюсь собственностью Господа Иисуса,  разве тогда не принадлежит все, что я есть, мое тело и мои телесные способности, мой дух и моя душа и их способности, а также все, чем я обладаю в земных благах, Господу Иисусу? Если я использую все это для самого себя и рассматриваю, как мою собственность, разве тогда я не похищаю что-то, что принадлежит Ему и отделено для Него? В случае с Израилем нам это приведено совершенно ясно, в Левит 25 и 26. То есть, там говорится: «ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня». В другом месте Бог говорит, что народ обладает землей как наследием, но как Его управляющие, которые должны обрабатывать и хранить ее. Так и Адаму в Эдеме Бог также дал задание в Бытие 2, обрабатывать и хранить сад.  Если я должен что-то обрабатывать и хранить для Бога, то это значит, что я Его управляющий, и что все, что мне доверено, является Его собственностью.  На этот принцип ссылается Господь Иисус в притче о неправедном управителе в Луки 16. Это пример человека, в общем, и Израиля, в особенности. Человек получил земные блага от Бога, как Его управляющий, чтобы хранить их и управлять ими для Него, но он использует эти блага своего Господина для самого себя. Поэтому Бог  сказал человеку: «ты не можешь более управлять». Затем, немного далее Господь Иисус говорит: «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» — «Истинное» является духовными благами, которые Господь Иисус нам приобрел, и которые Отец нам дает, как Своим детям. Как образ этого Израиль должен был отдавать десятину из всего, что получал, от животных, от жатвы и так далее. Последние стихи книги Левит описывают десятину. Вся 27 глава, впрочем, описывает вещи, которые находятся в связи с жертвой повинности, то есть вещи, которые посвящены Иегове но которые даритель забирает обратно.  Тогда он должен заплатить покупную цену, стоимость, и свыше того, еще больше  на пятую часть. Если мы берем то, что принадлежит Господу, мы должны заплатить за это, и свыше того, добавить еще 20 %, как мы это также прочли в связи с жертвой повинности. В книге Левит затем дальше говорится; «и всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и оно само и замен его будет святынею и не может быть выкуплено» (Левит 27,30-33).

Итак, здесь мы видим принцип. Выражая то, что все принадлежит Господу, они должны были давать десятину. Во время голода в Египте Иосиф дает Египтянам в имени фараона зерно и вследствие этого покупает землю. С этого момента Египтяне должны были давать фараону 20%, пятую часть жатвы. Вследствие этого они признавали, что как земля, так и они сами были собственностью фараона, ибо также их самих он  купил за зерно. Значит, это великий принцип, который здесь представлен нашей совести: верны ли мы в отношении того, что принадлежит Богу, и отдаем ли мы Богу то, на что Он имеет право, или  то, что принадлежит Богу, мы присвоили для нас самих?

Здесь речь идет о «вещах, посвященных Господу». Посвящение означает: отделение для Бога. Об этом говорит, например,  27 глава. Я не могу посвятить мне самому мой дом, поле или животное. Если я  позднее, тем не менее, претендую на это для самого себя, то согрешаю в «посвященных», то есть отделенных для Бога вещах, которые я посвятил Господу только из преданности сердца.  С 25-го стиха, тем не менее, речь идет о вещах, на которые Господь всегда обладает правом, то есть первенцы и десятины.  Значит, я согрешаю вследствие того, что использую что-то, на что Бог всегда имеет право, например,  первенцев – а это я сам, если  принадлежу к «церкви первенцев, написанных в небесах» (Евреям 12,23) – или десятины для самого себя, и этим практически не признаю часть Бога. Это очень серьезная мысль! Кто из нас отважится утверждать, что он этого никогда не делал? Кто из нас сегодня не виновен  в  том, что согрешил в посвященных Богу вещах?

Правда, Господь признает, что мы сделали это неосознанно, то есть без намерения. При всех жертвах за грех мы видели, что Бог не признает, что кто-то из Его народа преднамеренно преступает Его заповедь или ворует что-то принадлежащее Ему. Бог не может так думать. И также мы не думаем этого, если мы узнали благодать и любовь Бога и Господа Иисуса, который отдал все, что имел, чтобы сделать нас богатыми. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринф 8,9). Также мы видим это в Матфея 13, в образе купца, который ищет хороших жемчужин и продал все, что имел, чтобы купить драгоценную жемчужину. Поэтому Господь Иисус пошел на крест и отдал все, даже Свою жизнь, а затем навечно сделал Себя рабом (сравни Исход 21,5), чтобы мы получили полноту благословений, которые были Его частью в доме Отца. Никакое творение – даже архангел Михаил и Гавриил – не имели части в ней, но нам Он хочет ее дать! Кто мог бы в свете такой благодати преднамеренно лишить Его или отказаться дать Ему то, на что Он имеет право? Этого Господь понять не может. Если мы смотрим на благодать Господа Иисуса, мы также не сможем поверить, что кто-то, кто знает Его как Спасителя, в состоянии сделать это. Но как люди с эгоистичными сердцами, мы часто упускаем размышлять о том, что подобает   Богу, как мы уже видели это при рассмотрении жертвы за грех. Уже в отношении нашего ближнего нам бывает тяжело понять положение другого и его обстоятельства, нужды и чувства.

Это так также по отношению к Богу. Наши собрания  по утрам в воскресенье, которые должны быть часами поклонения, разве не лучшее доказательство того, что наши сердца эгоистичны?  Разве это не так, что мы там, куда Господь Иисус приглашает нас к Себе и просит: «сие творите в Мое воспоминание», часто собираемся не для воспоминания о Нем и Его деле, а о нашем спасении? Разве часто мы не думаем почти исключительно о результатах, которые Его дело принесло нам? В какой мере мы занимаемся Его любовью и драгоценностью Его Личности, как она выражается на кресте, и Его страданиями и Его смертью? Его просьба, это: «сие творите в Мое воспоминание». Разве тот факт, что мы так быстро переходим к тому, что мы получаем, не доказательство эгоизма наших сердец? Разве часто также в нашей практической жизни   не так, что мы занимаемся тем, чего мы желаем или считаем необходимым, и просим Бога об этом, тогда как мало думаем о том, на что Он имеет право, что Он очень хотел бы от нас получить, и чем мы могли бы порадовать Его сердце? -  Несколько лет тому назад я спросил одного молодого человека, по случаю погребения его отца, знает ли он Господа Иисуса. Он ответил, что  знает, что он спасен. Но он добавил: «хотя не всегда нужно говорить с другими о Господе Иисусе или Евангелии. И не обязательно каждому соседу возвещать Евангелие, как это делает мой брат. Но можно также просто говорить с ними о разных вещах, а этот вопрос  обойти молчанием». На это я ему ответил: «из этого я заключаю, что ты, правда,  охотно принял из рук Господа твое спасение, но сверх этого не хочешь затрудняться. Значит, ты очень хочешь быть связанным с Господом Иисусом, насколько это касается твоей собственной выгоды, однако нет, если ты, возможно, поэтому будешь осмеян или  твой сосед больше не будет к тебе так дружелюбен». Разве часто не таково состоянием нашего сердца?  Бог здесь показывает нам это. Он напоминает нам о том, что имеет определенное право, и что Он, хотя Он также бесконечно милостив, должен вмешаться в Своем правлении, если этим правом пренебрегают. (точнее сказать, благодать Бога не бесконечна. Правда, по представлению человека она бесконечна, но, тем не менее, Его благодать имеет конец, потому что ни благодать ни любовь Божья никогда не могут находиться в противоречии с Его святостью и праведностью) Хотя границы благодати и любви Бога намного превышают наше представление, они существуют.  Например, каждый, кто узнал Его благодать и любовь, все снова и снова будет потрясен ее богатством. Если мы исполняем Его волю и живем в Его общении, то получим богатейшие благословения. Нет большего благословения, чем находиться в Его присутствии. Если только  Он считает нужным в любви и благодати заниматься нами, то благословения будут в избытке; практически, мы тогда обладаем небесами на земле. Существенная часть того, чем мы однажды будем наслаждаться в доме Отца, может уже сейчас на земле быть нашей частью, если только мы действительно полностью преданы Ему, делаем то, что узнаем в общении с Ним, и рассматриваем все Его очами и расцениваем так, как расценивает Он. Если мы этого не делаем, то страдаем сами.

Это относится также к нашим собраниям в воскресение утром. Если мы занимаемся почти только нами самими, нашими благословениями и нашим спасением, то  сами терпим величайший вред. Но также ограничивается Господь Иисус, потому что мы не делаем того, чего Он желает и чего требует Его сердце, то есть, не думаем о Нем и Его смерти. Ограничивается Бог, потому что мы не даем Ему то, чего Он желает: «ибо таких поклонников Отец ищет Себе …  поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине», и никакое не поклонение, если мы говорим: мы спасены через Его благодать. Наконец, ограничиваемся также мы, потому что Бог никогда не оставляет без награды тех, которые Ему что-то дают. Кто что-то дает Богу, получает также сам, как когда-то царица Савская. Она дала Соломону подарок, среди прочего, благовония, которых никогда не было в таком множестве в Иерусалиме. Но царь Соломон дал ей все, чего она желала и чего просила, сверх того, что он ей подарил своими руками. Следовательно, хотя она отдала ему так много, она возвратилась намного богаче, чем когда пришла. Бог никогда не получает от человека что-то, чтобы не возвратить Ему стократ. Возможно, это происходит совершенно другим образом, но все-таки, по крайней мере, стократ, или лучше сказать, тысячу крат, ибо этот масштаб безграничен. Бог дает по Своей возможности, и кто может измерить Его возможности, Его богатство?

Но здесь речь идет о противоположном, то есть о факте, что мы не даем Богу  то,  на что Он имеет право. Мы только что прочли: «если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу». Я уже приводил стих из 1 Коринф 6.  «вы куплены дорогою ценою. Посему прославляете Господа и в телах ваших». Мы знаем также первые стихи из Рим 12, где говорится, что мы должны представить наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, и познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная. Но спрашивается: сделал ли я это? Считаю ли я мое тело, как собственность Господа Иисуса и предоставил ли его в Его распоряжение, так что Он может его использовать, для чего хочет? Предоставил ли я мои способности, мой разум, мою работоспособность, возможно, мою телесную силу, и все мои способности в Его распоряжение, потому что Он, благодаря Своей крови, приобрел на меня право? Предоставил ли я в Его распоряжение все, что я имею в земных благах? Если я, Его собственность, то  и все эти вещи, также Его! Разве Он не сделал нас управляющими также в этих земных вещах? – Я вспоминаю о том, что брат Иоаганн Меннинга, которого еще знают старшие из нас, рассказывал о своих родителях. Его отец был простым рабочим в Йемгуме, восточной Фрисландии. Когда  в субботу он приходил со своей недельной зарплатой домой, то садился со своей женой за стол. Тогда сначала откладывалась определенная часть для Господа. Затем они обдумывали, что нужно купить на следующей неделе и распределяли оставшиеся деньги соответственно этому. Но затем они проверяли каждую статью еще раз, нельзя ли вычесть еще что-нибудь, чтобы добавить к части, определенной для Господа. Это они делали каждую неделю. Они осознавали, что были управляющими Господа и использовали для самих себя только то, что им давал Господь.

Употребляю ли я действительно в Его служении духовные дары, которые Он мне дал, или использую их для самого себя? Использую ли я в Его служении познание и понимание мыслей Бога, которое мне дал Бог Святой Дух, тем, что открывает мне Свое слово?   Осознал ли я, что это приходит от Него, и что я могу использовать это, только как Его управляющий?  Или я использую это для самого себя, чтобы обладать чем-то самому, чтобы, возможно, этим выделиться или чтобы благодаря этому стать богатым? Под этим я подразумеваю, разумеется, богатым в глазах людей, как будто я кем-то являюсь или что-то имею, богатым не в Господе Иисусе, ибо ведь это цель, для которой Он мне что-то дает.

Бог желает, чтобы каждый из нас встал в свет Божий, чтобы испытать самого себя, всегда ли и во всем он отдает Отцу то, что Его, и всегда ли приносит Господу Иисусу то, на что Он имеет право. Если это не так, то «пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности» (стих 15). Первое, это овен без порока в жертву повинности. При этом, как сказано, не сделано никакого различия относительно положения порознь, а жертва для каждого одинаковая, ибо речь идет о вине по отношению к Богу. Бог определяет, что есть соответствующее подлинное осуждение, подлинное покаяние: овен без порока. Только познание вины и смирение, которое видит, что значит дело Господа Иисуса на кресте в соединении с виной для Бога, только тот, кто видит, как Господь Иисус там, в мужской энергии, оплатил Богу  нашу вину, и кто вследствие этого познал, как ужасно его деяние, только тот принес подлинную жертву повинности. Только на этой почве Отец может простить этот грех (1 Иоанна 1,9).

Овен, это овца мужского пола. Овца, это образ Господа Иисуса в Его кротости, но овен говорит о зрелости, полном возрастании и одновременно о мужской силе, в которой осуществляется положение. Значит, «овен без порока в жертву повинности» показывает нам духовную энергию, в которой Господь Иисус осуществлял Свое положение и в которой Он действительно как агнец шел на смерть и стал жертвой повинности для Бога. В Псалме 40,12 Он восклицает: «постигли меня беззакония мои, … их более, нежели волос на голове моей». Здесь мы видим вину, — наши беззакония, которые Он взял на Себя. В Псалме 69,4 Он говорит: «чего я не отнимал, то должен отдать». Он ничего не отнял, ибо виновны были мы, но уплатить это должен был  Он.  Безмолвно шел Он Своим путем, как овца, которую ведут на заклание. Но в то же время Он шел этим путем кротости в божественной энергии, не поддающейся чужому влиянию. Разве наши сердца не трогает то, когда мы видим Господа Иисуса перед судьями, первосвященниками и Пилатом, что Он ни слова не говорит в Свою защиту и ничего не отвечает на ложные обвинения? Лишь когда Его закляли клятвой, Он дает ответ, ибо слово Божье говорит, что необходимо отвечать, когда власть заклинает клятвой. Мы видим на кресте, как ужасно, когда Бога чего-то лишают. Разве это не ужасно, когда маленькое, ничтожное творение лишает всевышнего Бога вещей,  которые принадлежат Ему? В книге пророка Малахии мы видим, например, как Бог судит об этом. Там Он говорит: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоволение предо Мною? Говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» — Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». – И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? Говорит Господь Саваоф. И так молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? Говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших не благоугодно Мне». – И немного дальше: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная». Затем Бог продолжает: «проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (Малахия 1,6-14).

Здесь мы видим, как  Бог судит о том, когда люди лишают Его чего-то, и не дают Ему то, на что Он имеет право. Этот великий Бог наш Отец. Он не только Творец, а наш Избавитель, Бог наш Спаситель, как Он назван в послании к Тимофею и Титу, Который отдал Своего единородного Сына, чтобы спасти нас. Поэтому Он имеет право на нас, не только как Творец, но также как Избавитель, так как Он заплатил за наше избавление высшую цену. Как сильно задето не только Его величие, но также Его любящее сердце, когда Он видит, что мы лишаем Его того, на что Он имеет право. Тогда Он указывает на Господа Иисуса и говорит:  «вот Он, и так Он заплатил за все, что вы украли». Он оплатил это в мужской энергии. Только вследствие того, что мы видим, какую цену за это должен был заплатить Иисус, что мы  виновны также и в этом отношении, и как Он совершил дело в мужской кротости и пошел на смерть,  в нас вызывается самоосуждение. В то же время мы видим в этом – и поэтому это становится особенно великим – что Сам Бог, которого мы оскорбили и ограбили, дал жертву, чтобы в Его правлении, за эту вину Ему не нужно было налагать на нас вечное наказание. То, чего мы лишили Бога, заплатил Его собственный Сын. Только если мы познаем величину нашего греха в совершенном над ним суде, видим совершенство Господа Иисуса и благодать Бога, который отдал Своего Сына также и за этот грех, мы  достигнем настоящего самоосуждения и подлинного исповедания перед Ним, того, что сделали.

Но затем мы видим, что  для жертвы повинности необходимо еще большее. Говорится: «… пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности» (Левит 5,15). Что значит: «по твоей оценке»? Это не оценка того, кто согрешил, ибо эти слова обращены к Моисею! Значит, здесь говорится об оценке Моисея. Моисей устанавливает, что нужно заплатить. Моисей, это образ Господа Иисуса, как великого учителя, который с авторитетом говорит слово Бога, великий Пророк. Но это находится в соединении с Евреям 3, где мы читаем, что Он, это Сын в доме Его (Евреям 3,6). Он устанавливает, какая оценка достойна Бога. Значит, если я, например, слишком мало дал для дела Господа, то Господь не предоставляет мне определять, как много я теперь должен дать, что бы снова это исправить.  Я должен спросить Его, и Он мне скажет, какова Его оценка. Оценка состоит из «серебряных сиклей, по сиклю священному». Как мы знаем, сикль в Исходе 30 и 38 говорит о цене, которую платили за избавление, ибо на тех, которые заплатили пол сикля серебра, не приходил суд Божий. Это ведет нас к крови Господа Иисуса, к Его страданиям на кресте, к Его любви, благодаря которой Он был готов заплатить эту цену. Господь Иисус берет это как масштаб для установления того, что мы должны возвратить Богу.  Это никакой не человеческий масштаб, «по сиклю священному», то есть, который соответствует масштабу святилища, месту обитания Бога. Когда речь идет о вине, нашего масштаба недостаточно, но это должен быть масштаб, который действителен в святилище. Это серебряный сикль, и, таким образом, основан на цене, которую Господь Иисус заплатил за наше избавление, в соответствие с Его любовью. Примечательно, что здесь мы ничего не читаем о том, что на основании жертвы повинности имело место примирение; это относится к другому. В дальнейшем продолжении мы увидим даже, что при прегрешении в имуществе ближнего, сначала должен произойти возврат похищенного, включая пятую долю, прежде чем можно принести овна в жертву повинности. Здесь, где речь идет о Боге, сначала мы находим овна, значит, сначала исповедание вины, а затем также то, что мы должны возвратить Богу. Здесь сначала упоминается овен, а затем говорится: «за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему» (Левит 5,16). Это великий принцип: мы должны не только исповедать нашу вину, а возвратить, что мы похитили или утаили от Бога, и свыше того, еще больше на пятую часть. Господь Иисус сделал это на кресте. Он возвратил Богу то, чего мы лишили Его; но Он заплатил еще много больше. В законе для жертвы повинности мы увидим, что по предписанию Бога жертва повинности должна быть заколота на том месте, где закалывается жертва всесожжения.

Это место указывает на пятую часть, на которую Господь Иисус заплатил больше. Да, мы можем сказать о Нем, что Он заплатил бесконечно много больше. Нам здесь сказано: двадцать процентов, то есть, на пятую часть больше. Мы не можем возвратить в достаточной мере, как это сделал Господь Иисус за нас.  Но, тем не менее, нам это представлено, чтобы мы учились у Него, как нам поступить, если мы должны что-то возвратить Богу. Если до сих пор моя жизнь не была  посвящена Ему совершенно, то это означает, что в будущем я должен посвятить Ему мою жизнь сверх обычной меры. Мы видим это, например, у Иоанна Марка. После того как он первоначально отправился на служение с Павлом и Варнавой, то возвратился обратно. Трудности для него были слишком высоки. Он вернулся, потому что цена для него была слишком высока, хотя он предоставил свою жизнь в служение Господу. Но мы видим, как позднее в своей жизни он возвратил Богу отнятое и сверх того, добавил «пятую часть». Он не только сопровождает Павла во всех трудностях, но идет с ним в темницу. Мы можем быть уверены, что это было существенно труднее, быть с Павлом в римской темнице, чем сопровождать его в путешествии, хотя также уже с этим были связаны некоторые опасности. Он оплатил свою вину, и свыше того, пятую часть.

Это важный принцип для нас. Если мы как верующие проверим нашу жизнь в свете этого слова Бога и спросим себя, была ли Ему посвящена вся наша жизнь, все наши способности и все, что мы есть (как мы поем в песне: «поэтому Тебе принадлежит наша жизнь»), и если затем мы должны признать, что мы не сделали этого и не отдали Ему того, на что Он имеет право, также, что касается наших денег, нашего имущества и времени, то мы достигли познания, что отныне мы должны это отдавать Ему, и даже более, чем в  обычной мере, то есть больше на пятую часть, так что при этом Бог что-то приобретает. Если мы придем к этому познанию, то увидим, какой результат будет у такого восстановления. Чудесный результат! Когда принесена жертва повинности и цена оплачена, то Бог имеет пользу, ибо Он получает жертву повинности и на 20 процентов больше, чем у Него было удержано, и я имею пользу, ибо я в известной мере продвигаюсь вперед только благодаря тому,  сколь много увидел от величия дела Господа Иисуса.   Я узнал это дело лучше, чем когда-либо прежде. Я прошел через духовное упражнение, которое привело меня ближе к Господу и вызвало лучшее духовное состояние во мне. В будущем я буду лучше знать, что значит быть преданным Ему, и узнаю бесконечные благословения, которые связаны с этим, если я действительно полностью посвящу себя Ему и буду служить Ему всем сердцем и всеми моими способностями.

 Теперь мы подходим ко второму случаю: «если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Левит 5,17). Следовательно, здесь речь идет о том, что сделано дело, которое в Божьем  слове  запрещено. При этом мы определяем как первое, что никто не может быть невиновным из-за незнания. В повседневной жизни каждый понимает это. На юридическом языке это значит: считается, что каждый гражданин знает закон, ибо он опубликован. Каждый может быть проинформирован. Но когда речь идет о заповедях Бога, человек и даже иногда верующий не хочет этого признавать. Но у нас на руках слово Бога. Если бы мы  ревностно изучали его, мы бы знали, что мы по воле Божьей должны и не должны делать. Но даже если я еще не мог прочесть всего слова Бога, потому что еще недавно обратился или по другой причине, то я знаю, если действительно имею общение с Господом, погрешает ли что-то против Его воли. В 1 Иоанна 2,20 и 27 к детям (маленьким) во Христе, тем, которые только обратились и уверовали в Евангелие, а затем были помазаны и запечатлены Святым Духом, сказано: «вы имеете помазание от Святого и знаете все». Это не значит, что эти молодые верующие знали все злые вещи. Именно этого Бог не хочет. Поэтому в Рим 16,19 говорится: «но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Это ложь сатаны, что мы должны исследовать все, чтобы знать, доброе ли что-то или злое. Правда, в 1 Фес 5,21 говорится: «все испытывайте, хорошего держитесь», но при этом речь идет о пророчестве в собраниях, в которых Святой Дух может свободно действовать. Мы должны испытывать все, что слышим или видим в собраниях, соответствует ли это слову Божьему и потому хорошо. Что находится в противоречии к слову Божьему, мы должны отвергать. «А прочие пусть рассуждают» (1 Коринф 14,29). Мы должны постоянно заниматься добром, а  злом, только если  этого нельзя избежать, что в этом мире, к сожалению, часто происходит. Если я имею общение с Господом, то тотчас определю, голос ли это доброго Пастыря, который мне говорит. «Овцы Мои слушаются голоса Моего ... и они идут за Мною» говорит Господь Иисус в Иоанна 10,27. Если у меня нет никакого чувства  для этого, то это только доказывает, что я недостаточно близок к Господу и мое сердце не безоговорочно послушно. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоанна 7,17). В виду частых жалоб, что бывает так трудно узнать волю Господа в конкретном случае, это является важным принципом. Большинство верующих, юных и старых, жалуются в этом отношении. Обычно причина в том, что хотят следовать само избранным, путем, который лучше по собственному мнению или собственному желанию. Для тех, которые  действительно хотят быть послушными Господу, причина только  в том, что они слишком мало привыкли слушать Господа, и поэтому слишком мало знают голос доброго Пастыря на практике. Я сейчас говорю, разумеется, только  о тех случаях, где в практической жизни верующего не имеется никакого явного непослушания или скрытого или явного греха. Если это тот случай, Господь не дает никакого ответа, чтобы встряхнуть совесть или чтобы открыть, что есть в сердце этого верующего. Мы видим это, например, у царя Саула в 1 Сам 13,8-14 и 28,6-19!

Как часто мы видим что-то такого рода в практической жизни верующих. Тогда они говорят: «этого я не понимаю, или: «это также может значить что-нибудь другое», или: «это действительно для того времени, а не для времени и обстоятельств, в которых мы живем». Но здесь значится: «и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех». Если я не понимаю или не хочу понять изречение Бога, то это меня не оправдывает. Общение с Отцом прерывается и восстановится не прежде, чем я принесу мою жертву повинности и оплачу мою вину. Пока я понесу мой грех, и пока Бог должен встретиться со мной на Его пути правления. «Пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему. Это жертва повинности, которою он провинился пред Господом» (Левит 5,18).

Какой большой духовный вред для меня, если я о том, что значится в Библии,  говорю: «я понимаю это иначе», или если я это не хочу понять, и становлюсь виновным, перед Богом, потому что вследствие этого что-то от Него утаиваю. Бог не прощает меня на Своем пути правления, а поэтому будет  судить. Какой позор означает такая линия поведения также по отношению к нашему небесному Отцу, Спасителю – Богу, который судил за меня Своего единородного Сына на кресте, чтобы мог меня очистить от всех грехов и дать мне все, что может дать всемогущий Бог!

Теперь мы подходим к третьему случаю, в котором речь идет о грехе против ближнего. При этом нам тотчас бросается в глаза, что здесь нет речи об ошибке или незнании, как в предыдущем отрывке. Разве это не печальное свидетельство о позиции человека – также верующего – по отношению к Богу?  Мы больше задумываемся  о наших обязательствах  и нашей вине по отношению к ближнему, чем по отношению к Богу. Мы скорее осознаем, что причинили вред человеку, чем Богу. «Если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат» (Левит 5,21.22).

Как первое, бросается в глаза, что Бог говорит, что мы неверны по отношению к Господу, если согрешили по отношению к нашему ближнему. Бог и Господь Иисус рассматривают эту несправедливость по отношению к брату или сестре, как направленную против Бога! В Своем пути правления Бог судит и наказывает это точно так же, как будто мы совершили несправедливость по отношению к Нему. Поэтому также жертва повинности и оценка в этом случае та же, как в том случае, где мы чего-то лишаем Бога. Этот принцип мы находим также в Деяниях 9,4, где Господь говорит Савлу: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», когда Савл преследовал верующих. Мы члены Его тела и объединены с Ним. Мы также являемся детьми Отца, так что Он также чувствует причиненное нам зло, как будто его причинили  Ему. Какой серьезный свет бросает это на наши грехи и ошибки по отношению к верующим!

Как я погрешаю  против брата или сестры, или всех братьев и сестер вместе? В данных стихах речь идет о материальных вещах, а о таком может  идти речь также у нас. Тем не менее, все предписания закона для нас, большей частью, образы духовных вещей. Израиль был земной общиной, к которой принадлежали через рождение. Также их благословения были земного рода, как ясно показывает Второзаконие  28. Но собрание, тело Христа, является духовным общением,  принадлежность к которому приобретается вследствие того, что после того как уверовали в полное Евангелие, получают Святого Духа. Мы благословлены всяким духовным благословением (Еф 1,3). Значит, наши отношения друг к другу, как верующих,  духовные, хотя также часто могут возникнуть земные, материальные связи, потому что мы еще живем на земле.

Во Второзаконии 15 нам представлены различные вещи, которые показывают нам, каким образом мы можем чего-то лишить братьев и сестер, но так же, как мы можем им что-то дать. Когда, например, какая-то сестра   в воскресенье утром на час поклонения регулярно приходит с пустым сердцем, потому что не занимается на неделе словом Божьим, разве тогда она не лишает чего-то не только Господа, но также присутствующих братьев и сестер? В ее сердце нет ничего, что может использовать Святой Дух, чтобы это вместе с поклонением в сердцах других вознести как фимиам к Богу. Точно также может быть с братом. Если Святой Дух хочет использовать меня в собраниях как уста собрания в молитве или поклонении, или как уста Господа в служении словом, то разве я не лишаю чего-то не только Господа, но также братьев и сестер, если не даю использовать себя. Слово Божье говорит, что я должен любить братьев и сестер. Разве тогда я не лишаю их чего-то, на что они имеют право? Я не говорю, что они могут требовать этого, ибо слово Божье не дает право на это. Существует большое различие между правом что-то требовать, и долгом, который имеет кто-то другой, чтобы отдать его! Верно, что однажды сказал один брат: «единственное, на что мы имеем право, это место в геене, ибо мы его заслужили. Но пожалуй, мы имеем бесконечное преимущество, которое, однако, покоится только на благодати».

Разве я не обманываю моего брата, когда что-то, что он мне рассказал конфиденциально, рассказываю другим, употребляю это во зло, или отрицаю, что он мне это рассказал? Или, также, когда я говорю  не правду о том, что знаю о нем, или что он мне рассказал?  Разве я не обираю его, когда оспариваю или умаляю способности или духовные дары, которые он получил? Когда я  брату или сестре не оказываю чести, которая подобает им на основании их духовного состояния – ибо христианину подобает честь только в соответствии с его хождением с Господом и его духовным состоянием – разве я не лишаю их чего-то, что им полагается?  Если я слышу, что о брате говорят что-то, о чем я знаю, что это не правда, но  не возражаю этому и не говорю, что могу доказать, что это неправда, не лишаю ли я тогда брата его чести? Мы могли бы перечислить еще многое другое, также, что касается таких материальных вещей, как денег, и так далее. Возможно, я должен брату деньги и не возвращаю их, потому что он про это забыл или по другой причине. Или я взял у него книгу и не возвращаю  ее. Имеется так много вещей, которых мы можем лишить наших братьев и сестер.  Хотя они имеют на них право, или, лучше сказать, мы обязаны этим по отношению к ним. Здесь мы видим, что Бог говорит об этом: «… то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей; и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным» (Левит 5,23 – 26). Обратили ли мы внимание на последовательность в стихах 24 и 25? Бог говорит, что в этом случае сначала должна быть сделана оценка, еще до приношения жертвы повинности. Лишь если дана оценка с прибавлением пятой части и после этого принесена жертва повинности, происходит прощение со стороны Божьей. Когда речь идет о вещах между верующими, то Бог желает, чтобы сначала мы извинились за вред, который им причинили и дали на двадцать процентов больше, чем мы похитили. Если я брату оказывал слишком мало любви, сначала я должен полностью это перед ним признать, и любить его на двадцать процентов больше. Если я слишком мало уважал  брата, то теперь я должен уважать его на двадцать процентов больше, чем это было бы обычным. Если он увидит, что во мне действует благодать, его сердце будет удовлетворено, так что он свободно и открыто, переменится  ко мне и дело с ним уладится. Эта мысль очень серьезна. Разве мы не пережили уже, как кто-то говорил: «я не должен этого делать», и не больше? Если мы так поступаем, мы не возвращаем, что мы отняли, и сначала, верно, не возвращаем двадцать процентов! Только если мы совершенно и полностью признаем, что мы согрешили и сделали несправедливость, мы возмещаем то, что отняли. Тогда нам не нужно никакого извинения, как: «ах, я этого не подразумевал», или, «ты не должен это так понимать», но сознаемся во всем и добавим еще пятую часть. Мы видим это также при других жертвах за грех. Мы должны полностью исповедаться перед нашим ближним, а затем дать на двадцать процентов больше, так что тот, кто претерпел вред, теперь будет богаче, чем был прежде. Тогда он получает обратно то, чего я его лишил или утаил от него, но еще двадцать процентов дополнительно. Благодаря этому он стал богаче, и дело не оставило в его сердце никакой горечи, чтобы он мог сказать: «мне причинили несправедливость», а тогда в его сердце будет радость, потому что он стал богаче, так как я действительно уладил  дело.

Если я сделал это, Бог говорит: «после того как ты привел в порядок дело с братом или сестрой, приди ко Мне с твоей жертвой повинности».  Бог желает, чтобы сначала мы привели в порядок  между собой все, прежде чем придем к Нему. Раньше он не примет нашу жертву повинности. Если мы затем в самоосуждении приходим к Нему, то мы читаем, что священник очистит нас и нам будет прощено. Таким образом, Господь Иисус, великий священник, хочет устранить зло.

Разве мы не думаем, что были бы решены все старые проблемы, если бы мы поступали по этим принципам, чтобы не оставалось никаких старых дел, «старых ран», которые никогда не были действительно решены описанным здесь образом? Но чтобы быть в состоянии это сделать, нужно быть духовно богатым. Духовно бедный не сможет убрать с пути вину по отношению к брату или сестре совершенно по мыслям Божьим. Следствием этого является, что его отношение к брату или сестре никогда  не будет полностью восстановлено, и он никогда больше не будет иметь полное общение с Отцом и Господом Иисусом. Разве это не может быть причиной, что так многие сердца отдалены друг от друга? Только взгляд на Господа Иисуса, который на кресте не только полностью оплатил нашу вину по отношению к Богу, но дал еще на пятую часть больше, так что теперь совершенным и праведным образом  Божья  благодать и любовь пришли к нам, погибшим и виновным грешникам, может сделать наше сердце достаточно богатым, чтобы вступить на путь  восстановления,  который нам здесь показал  Бог.  Это единственный путь! В этом случае Бог не говорит: «если ты слишком беден, я удовлетворюсь меньшим, козой, парой горлиц или десятой частью ефы муки». В Своем пути правления Бог должен здесь требовать  полную плату. Только так возможно восстановление. Как серьезно говорит это нам! Достаточно ли богаты наши сердца,  чтобы могли всегда вступать на этот путь?  Если это не так, это не зависит от Бога. Прежде всего, сначала Он представил нам жертву всесожжения, в которой мы видели, что Господь Иисус заплатил столь много больше, чем мы были виновны, чтобы все, что было между нами и Богом, можно было убрать, и чтобы Бог нас сейчас мог сделать бесконечно богатыми, что Он и сделал. Затем в жертве хлебного приношения Он показал нам всю личную славу Господа Иисуса, чтобы мы, как священники, могли питаться от нее и благодаря этому были практически подобны Ему. Наконец, Он привел нас к жертве мирной и благодарности за Его столом, чтобы  мы там совместно с Отцом и Сыном участвовали в чудесной трапезе – питались от всей славы чудесного дела Господа Иисуса на кресте. Если мы действительно это видели и приняли в наши сердца, мы так богаты, что  полностью оплатим нашу вину по отношению к брату или сестре и также легко сможем и захотим дать им на пятую часть больше. Да даст нам Господь, чтобы с нами всеми так было и пребывало!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: