Глава 3. Свобода или независимость?
Мы живем, как уже было замечено, в очень серьезные дни в отношении того, что касается свидетельства Божьего в этом мире. Бог в своей милости подготовил нас к этим дням своим Словом (2 Тим. 3:1), а также апостол Павел в своей прощальной речи в Милите специально предупреждал об опасностях, подстерегающих церковь изнутри (Деян. 20:30). Мы сегодня находимся в центре этих опасностей, и мне представляется крайне необходимым, чтобы мы заново осмыслили определенные принципы Слова Божьего.
Круг общения
Недавно под вопрос были поставлены истины, касающиеся непосредственной основы собрания верующих. Истинно ли, что мы в нашем отделении уже зашли слишком далеко, в то же время преломляя хлеб, как правило, только с теми, кто сидит «с нами в общении за столом Господним», а других случайных посетителей в каждом отдельном случае мы тщательно проверяем, имеются ли соответствующие Писанию предпосылки для их допуска. Соответствует ли мыслям Божьим то, что мы должны отделяться только от таких групп, в которых открыто терпят зло в теории или на практике, в то время как для отдельных лиц и для целых собраний существует свобода взаимного преломления хлеба, особенно для тех групп, которые свободны от этих вещей, так как Господь точно так же пребывает среди них, как среди нас? Справедлив ли упрек, что мы образуем замкнутый круг общения и не хотим впускать в этот круг никого, кто не соответствует во всем нашим мыслям?
Я хочу начать с последнего пункта. Среди чад Божьих в зависимости от склонности или предрасположенности отдельных лиц существует опасность быть или слишком сильно узко мыслящим, или слишком открытым и великодушным. И в соответствии с влиянием, которое господствует, какая-нибудь группа или местное собрание могут быть втиснуты в то или иное направление. Поэтому нам действительно следует быть настороже перед лицом той или иной крайности. Обе — не от Бога. Но наше призвание состоит в том, чтобы «хранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3). Что это означает на практике я уже пытался показать, и я еще остановлюсь на некоторых других аспектах. Но одно безусловно ясно: когда мы имеем это призвание перед нашими сердцами, мы остаемся огражденными от мышления категориями «круга». Наше сердце может охватить всех чад Божьих, все собрание Божье (Еф. 1,15). Меньшим мы не желаем и не можем довольствоваться.
Теперь христианство характеризуется разделением на различные группировки. Среди истинных чад Божьих также произошли печальные разделения. Кроме того, как раз в наши дни постоянно возникают новые группы, которые частично отделились от больших заблуждений и остаются более или менее сами по себе. Принимая во внимание эти отношения, следует заметить, что фактически появляется ряд групп, с которыми некоторые вступают в практическое общение. В этой запутанности и раздробленности иное и невозможно. Я хочу, чтобы над этим поразмыслили все те, кто так резко нападает на мысли о круге собраний.*
* Примечание: Собрание Божье в каком-либо месте состоит из всех тамошних чад Божьих, но как выражение собрания Божьего Господь признает свое присутствие среди двоих или троих, которые собраны во имя его. И тот факт, что Господь не только на этом месте, но и в различнейших местах земли признает этих двоих или троих, ставит их на почву совместной ответственности и привилегий, на которой взаимно признаются действия собраний в допуске или воспитании и принципиально возможно беспрепятственное общение во всех отношениях. Такая сфера общения не имеет в себе ничего сектантского. Напротив, отречение от него под предлогом избежания сектантских тенденций безотказно ведет к открытой независимости.
Ибо даже те, кто выступает за большее право свободного передвижения и независимость и поэтому отвергает мысль об одном круге общения, должны будут создать где-нибудь свой круг. Поэтому и они не проходят мимо этого. И они не хотят и не могут вовлечь в практику своего общения все виды группировок и собраний. Тем не менее, вопрос заключается в том, где должна быть проведена граница согласно Слову Божьему. Этим мы и хотим заняться сейчас.
Сохранение единства духа
«Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5,22) и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2,19) — это ясные указания Слова — границы, которые действительны для личного пути так же, как и для совместного. Что злое и что неправедное, мы должны научиться определять не по нашим ощущениям, а по Слову Божьему. В этом я вижу главную трудность для нас сегодня.
Мы, между тем, привыкли к столь многому злому и ложному в «христианском» мире, что часто нам трудно увидеть вещи так, как их видит Бог, и назвать злыми те вещи, которые Он называет злыми.
Давайте рассмотрим многие христианские общины и группы, которые, по мнению некоторых, вряд ли отличаются от нас.*
* Примечание: Пусть читатель простит мне выражения «мы» и «нас», которые я применяю ради простоты. Они избраны, чтобы описать тех, кто имеет желание стремиться к единству духа и собираться на основании одного тела.
Если мы рассмотрим их поближе, мы скоро заметим, что это не совсем так. Я говорю это не с удовлетворением, а с болью. Эти группы обычно возникали благодаря работе самоотверженных евангелистов, и за это дело Бога мы благодарны ему от всего сердца. Да, мы молимся о том, чтобы Он и дальше направлял и благословлял это дело. Но давайте предположим: у одной определенной группы все самое лучшее. Речь идет о том, что в этой группе есть истинные чада Божьи, которые отделились от всех христианских наименований. Они свободны от злых заблуждений христианства и жаждут просто собираться во имя Господа Иисуса. Не можем ли мы тогда исходить из того, что Господь Иисус дарит им свое присутствие (Матф. 18, 20)?
Вы можете не иметь никакого понятия о том, что признание одного тела в теории и практике является божественной основой для собрания, даже если у вас не было мысли о единстве духа. Тем не менее, это был Дух Божий, который привел вас к этому отделению. Таким способом вы приведены в согласие с намерением Святого Духа, ибо Святой Дух прославляет Христа (Иоан. 16,14). Но потому, что прославление Христа является Его целью, Он по необходимости должен освободить верующих от всего, что противостоит Христу и бесчестит его. Это главный принцип, который нам следует соблюдать.
Но следует добавить еще кое-что существенное, чтобы подтвердить нам наш пример. Святой Дух освобождает вас не только от того, что против Христа, но Он также связывает вас с тем, что соответствует ему. Ввиду их отделения от того, что они благодаря Духу узнали как ложное, эти верующие были поставлены на почву одинаковой и, тем самым, совместной ответственности с теми, кто как объекты подобной деятельности Духа Божьего уже идут этим путем и уже имеют это убеждение о божественной основе собрания. Они до того не знали этих верных, но Господь был с ними. Святой Дух желает привести их к практическому признанию истины об одном теле. И раньше или позже Он познакомит их с теми, кто уже занимает это место — в их городе, их стране.
Вот волнующий вопрос: примете ли вы практическое общение с ними — признавая, например, их воспитательные действия — или вы примете принцип: остаться независимыми? Решитесь на последнее, тогда это возымеет серьезные последствия, которые разительно противоречат намерению Духа Божьего. Вы, собственно, собираетесь и дальше, но собираетесь больше не божественным образом. Потому что невозможно допустить, что вы встречаетесь согласно мысли Бога с облегченным пониманием благодаря Духу и что вы одновременно могли бы игнорировать то, что тот же Дух пробудил в других перед вами. Подобной независимости Божье Слово не знает и не разрешает. Итак, если эти христиане, которые поначалу были собраны в силу Духа Божьего во всей простоте во имя Господа, будут поддерживать независимое положение, то тем самым они практически поставят себя вне единства Духа. Как печально, если то, что начиналось в Духе, заканчивается во плоти — в новой секте!
Но другими считаются те, кто признает собрания уже на почве одного тела. Они, со своей стороны, с радостью признают все, что Господь пробудил и пробуждает в других. Если бы они этого не делали, то тогда фактически противоречили бы своему исповеданию. Эта опасность существует на деле. Как легко мы приходим к довольству собой и нашим положением и тогда самодовольно смотрим на других верующих сверху вниз, особенно не задумываясь о том, возможен ли совместный путь с ними! Пусть Господь хранит нас от подобного сектантского духа!
Что такое секта?
Теперь многие считают, что секта характеризуется главным образом ошибочным учением, а выражение «ересь» означает то же. Но это вовсе не первоначальное использование этого понятия в святом Писании, как нам показывает 1 Кор. 11. В стихе 18 апостол говорит о различиях (греческ. schisma) среди верующих в Коринфе. Тем самым имеются в виду внутренние группировки внутри верующих, что также делают ясным главы 1 и 3. Но в стихе 19 он использует другое слово и говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Разномыслие (греческ. hairesis) означает группировку верующих, которые более или менее отделены от остальных. Оно означает внешний, видимый разлад среди тех, кто до этого шел вместе по одному пути, и всегда является результатом своеволия, часто своеволия отдельного человека. В этой связи интересно узнать главное значение греческого слова «hairesis»: выбор, склонность, намерение, образ мышления. Вряд ли можно точнее представить, каким образом возникают секты благодаря этим четырем словам. Склоняются к одной особой мысли (речь может идти о великом учении священного Писания), но чересчур подчеркивают ее, делают ее подобной своему особому выбору, имеют намерение открыто представить его и акцентировать на нем внимание. И, наконец, она концентрирует весь образ мышления, что оставляет мало места для других столь же важных истин. Другие также склоняются к этой мысли, группируются вокруг вождя. Так возникает изначально внутреннее разделение, которое вынужденно, так как злое дело остается неосужденным, ведет к внешнему разномыслию или секте. То, что позднее, как правило также возникают ложные и злые учения, даже если вначале их не было можно, к сожалению, наблюдать слишком часто (сравн. также 2 Петр. 2,1). Но это больше не имеет ничего общего со значением слова «секта». В каждом случае секты принадлежат к делу плоти (Гал. 5,20), от которых мы должны держаться подальше. Где плоть действует эффективно, там секты растут, как грибы.
Обособление
Если теперь некоторые братья и сестры, наставленные Богом, отделяются от их нынешнего круга, потому что познали ложность господствующего там принципа, то их как раз ни в коем случае нельзя упрекать в разделении. Это означало бы ставить вещи с ног на голову. Они слушаются только Господа (2 Тим. 2,19), который постоянно ждет от нас, чтобы мы соответствовали подаренному нам свету и избегали любой формы неправедности, а также неправедного принципа независимости. Как могли они сами быть сосудами чести домохозяина, если остались в безбожных связях?
Мысль, что они должны были бы стараться ждать несколько лет, чтобы по возможности привлечь и других из этой группы, является обманом. Конечно, они осуществят разделение не раньше, чем изложат свидетельство о вновь полученных знаниях братьям и сестрам, с которыми до сих пор были в общении, чтобы так привести в действие и их совесть. То, что все может произойти не иначе, как с глубокой болью, вряд ли нуждается в упоминании. Те, кто прошел через подобный процесс, знают, как глубоки раны. Но ждать, решится ли также тот или иной на этот шаг, занятие не только праздное, но и не соответствующее учению Писания. Писание говорит: «Но ты». Этого достаточно. Последуют ли потом еще и другие, мы, утешенные, можем предоставить решать Богу. Многие ждут других годами и в результате сами до сегодняшнего дня находятся в ложном месте.
Это не имеет ничего общего с бессердечностью. Давайте вспомним, что истинная братская любовь также всегда послушна: «Что мы любим детей Божьих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоан. 5,2).
Что Бог думает о независимости?
Принцип независимости, как он толкуется многими, несовместим с сохранением единства Духа. Слово Бога не знает независимых друг от друга собраний. Собрание Божье в одном месте представляет все собрание и действует с учетом целого. «Внутри» и «снаружи» из 1 Кор. относится не только к одному местному собранию, где проводится воспитание, а ко всему Собранию. Немыслимо представить себе, что злой, который был исключен в Коринфе, был принят, например, в Ефесе!
Это сами по себе простые истины, но удивительно, что даже они понятны так мало понятны на практике. Ничто не делает это яснее, чем первоначально упомянутая постановка вопроса. Как мы можем преломлять хлеб с той или иной группой верующих, если они годами пребывают на почве независимости? Не является ли это чем-то фундаментально ложным? Это не имеет ничего общего с тем, что они не были любимыми чадами Божьими. Они являются ими, и мы любим их, как таковых, от всего сердца, но они не сохраняют в этом отношении единство, которое вызывает Святой Дух. Если я преломлю с ними хлеб, то тогда я оставлю божественный принцип единства тела и вместе с ними встану на почву независимости, а это был бы грех. «Но ведь Господ Иисус среди вас!» Если бы Он был там, я тоже мог бы пойти туда. Но Господь никогда не разрешит своим присутствием то, что принципиально противостоит мыслям Бога. Мы не должны так легкомысленно обходиться с его словами!
Независимость, собственно говоря, означает на практике не больше и не меньше, чем непризнание решений местного собрания. Отдельный человек или целая группа не считают себя связанными с собранием и предпочитают иметь возможность думать об этом иначе и действовать соответственно. Но это грубейшая ошибка. Случай в Иерусалиме, о котором сообщается в Деян. 15 гл. — ясное доказательство того, что собрание, как нам его показывает Писание, никогда не имело мысли о независимости в суждениях и действиях. Параллельное существование независимых, более или менее открытых собраний полностью чуждо священному Писанию. Мы не должны делать и шага в этом направлении.
«Но, — часто говорят, — собрание может заблуждаться». Конечно, но средством лечения от этого является не независимость и не отрицание решений собрания, а беседы с братьями и сестрами в соответствующем месте, чтобы привести в действие их совесть. И эти усилия — пусть об этом будет сказано совершенно ясно — должны были быть допущены как соответствующим собранием, так и пребывающим в нем Господом. В противном случае нужно считаться с тем, что Господь вмешивается в воспитание к стыду всего собрания. Но мы уже догадались однажды сказать: «Я не признаю решения», это означает не что иное, как отрицать статус соответствующего собрания, отрицать то, что оно является выражением собрания Божьего и что Господь Иисус находится среди них? Ибо единственное оправдание их действий находится во власти присутствующего среди них Господа. Было бы большим бесчестием Господа, если бы два собрания приняли по одному вопросу взаимно противоречащие решения и оба связали бы с его именем.
Может произойти так, что собрание будет действовать ложно и останется глухим ко всем предупреждениям. Тогда близлежащие собрания должны будут в конце концов отказать этому собранию в доверии. Но это не может быть делом отдельного человека, или отдельной группы. В принципе, никакое собрание не подпадает под суд другого собрания. Это было бы отрицанием единства Духа, это было бы независимостью. Чего нам часто не хватает, так это знания того, что в каком-то месте действительно есть собрание Божье: местное представительство всей церкви Божьей характерное тем, что среди них находится Господь Иисус и что там обитает и действует Святой Дух. Собрание Божье — это ни в коем случае не спущенная с цепи система независимых собраний, добровольно связанных друг с другом групп. И оно не является системой с центральным человеческим руководством.
Независимые группы христиан — это почти «закон природы», обычно проявляющий раньше или позже «открытые» тенденции. Иначе и не может быть, если нет соответствующей Писанию почвы единства тела. Между прочим, эта открытость становится видной по тому, что они не отдают должное осуществлению общности с библейским учением, что, связываясь со злом, люди сами становятся оскверненными, а также по тому, что кое-кто совместно работает и даже преломляет хлеб с теми, кто изгнан из нашей среды. Такое поведение может только опечалить нас, ибо мы любим братьев и сестер в Господе и желаем им всего наилучшего. Но с ними этим путем мы не можем идти вместе.
Тем не менее нас заставляет прислушаться и призывает к высшей бдительности то обстоятельство, что братья из нашей среды изображают пройденный до сих пор путь как слишком узкий и требуют большей свободы обращения с группами описанного вида и практикуют такую свободу. У нас, конечно, нет никакой причины ставить себя каким-либо образом выше других чад Божьих, совсем наоборот. Это я уже показал. Но это может быть путем Божьим. То же, что пропагандируется как христианская свобода и любовь, фактически не что иное, как независимость.
Мы, конечно, стремимся хранить единство Духа в союзе мира. И мы хотим быть еще усерднее в этом. И если бы от нас потребовали отказаться от принципов Слова Божьего, то мы должны были бы занять ясную решительную позицию. Если мы откажемся от соответствующего Писанию обособления, то станем одной из многих христианских групп. Я тогда действительно знал бы, где должен был бы искать свидетельство об одном теле. Давайте серьезно задумаемся: если мы должны были бы перенять принцип независимости собраний, то наше свидетельство о единстве тела Христова перестала бы существовать.
Пусть никто не упрекнет нас в высокомерии или надменности. Речь вообще идет не о нас, нашей чести или положении, нашем знании, не о нашем мнении или чем-то подобном, а просто о славе Господа. Он — глава тела, собрания, и мы должны держаться его как главы (Кол. 2,19). Но раз уж Бог доверил нам свидетельство Христово и его собрание, должны ли мы легкомысленно отказаться от него под влиянием либерализма наших дней? Никогда! Мы хотим и дальше идти со столь многими, сколько возможно (2 Тим. 2,22) путем единства Духа. Это, конечно, узкий путь, но счастливый. Ибо на нем мы имеем одобрение того, кто умер, чтобы «рассеянных чад Божьих собрать воедино» (Иоан. 11, 52). Этот путь — пусть об этом будет сказано еще раз — со всеми своими принципами достаточно узок, чтобы отклонять все злое, и достаточно широк, чтобы охватить всех чад Божьих и их сердца. Другого пути Слово Божье не знает, и поэтому мы хотим идти этим путем, пока Он не придет на землю.
Да поможет нам в этом Бог!