Глава 1. Сохранение единства духа
Сегодня мы хотим заняться предметом, которому в наши дни придается особое значение: как можно во время разобщенности среди чад Божьих все-таки идти в счастливом сообществе общим путем — путем, который находит одобрение Бога? Этот вопрос, несомненно, касается сложнейших тем, но современность вряд ли находится в какой-либо другой области в таком противоречии с мыслями Божьими, как в этой. Конечно, каждое чадо Божье более или менее ощущает, что освобожденным следует идти, собственно говоря всем одним и тeм же христианским путем. А на небесах они будут полностью едины, там не будет никаких разделений. Но внимательный взгляд на христианство делает болезненно ясным, что единство верующих, как оно было сотворено Богом, сегодня полностью разрушено. Что же делать перед лицом этого? Оставляет ли нас Бог в этом положении без ответа, без помощи? Конечно, нет. Слово Божье дает нам ответ на все вопросы и в том числе на тот, которым мы теперь желаем заняться. И Он указывает нам один путь, по которому мы можем идти во времена величайшего упадка.
А вот послание Ефесянам не исходит из истинности упадка христианства. Оно больше обрисовывает нам Божье решение относительно Христа и собрания, и здесь все совершенно и неприкосновенно. Но практические наставления, которые в связи с этим Бог тогда давал верующим в Ефесе, действенны и применимы во все времена. Времена и обстоятельства, конечно, изменились, но не мысли Божьи.
Теперь, с осознанием этого, мы хотим обратиться к словам, которыми апостол Павел начинает наставления в своем послании верующим в Ефесе. Они прямо ведут нас к нашему предмету.
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1-3).
Что есть наше призвание?
Если мы должны вести себя достойно своего призвания, то нам следует сначала хотя бы познакомиться с самим призванием. Это тема второй главы послания Ефесянам, которой я теперь могу коснуться только вкратце. Она, между тем, достойна подробного изучения. В ней, в стихах с 11-ого по 22-ой говорится, что через благословенное следствие креста Христова, была разрушена «стоявшая посреди преграда», которая до этого отделяла евреев от язычников. И намерением Божьим было связать в единого нового человека верующих из евреев и язычников и объединить их в одном священном храме Господа, в жилище Божье Духом. Это две славные стороны призвания Божьего, с которыми были призваны все истинные чада Божьи: быть членами одного тела — тела Христова, образовать жилище Божье и жить там, где живет Бог.
Неизмеримое благословение! И если мы подумаем, где Бог взял цели этого призвания, то тогда все станет еще чудеснее. Для этого мы были мертвы для Бога, мертвы в наших поступках и грехах, и мы были по природе, как и все остальные, чадами гнева (стихи 1-3). Только чистая благодать могла так приблизить тех, кто был в мире без Христа, без надежды, без Бога.
Поступать достойно
Однако это не смиренномудрие и не кротость, когда подвергают сомнению высказывания Слова Божьего или когда не желают занять подаренное Богом место. Это также не долготерпение и не любовь, когда допускают ложь или зло в другом человеке. Истинная христианская любовь всегда отдает Христу первое место. Но, однако, там где сообществу верующих придается более высокая цена, чем слава Господа и его сторонников, там любовь уже утратила свой характер и в лучшем случае уступает место естественной склонности. И давайте подумаем: нигде дерзость и своеволие человека не вызывают таких ужасных последствий, как в Божьем собрании.
Как члены тела Христова, мы по милости Божьей призваны к единению со Христом — главой и отдельными членами. Если мы хотим вести себя достойно этого призвания, мы также должны соответствовать следующему наставлению: «...стараясь сохранять единство духа в союзе мира».
Что означает «единство духа»?
Итак, это выражение с точностью не выражает одного — единства нашего духа. Не объединение на основе воззрений, мнений или вероисповеданий является путем Божьим для нас. Напротив, Он ставит перед нашими глазами то драгоценное единство, которое осуществляется Святым Духом и, в сущности, охватывает всех членов тела Христова. Другого единства Слово Божье не знает и не признает. Какова цена любого другого единства? Оно никогда не поднимается над своим человеческим происхождением.
Сохранять единство духа — не значит создавать его, а значит соблюдать или поддерживать его. Это практическое осуществление истины, что есть «одно тело» и «один дух», и оно означает в практике нашей жизни, что нельзя признавать никакое другое членство, кроме того, которое существует благодаря Духу Божьему. Это значит хранить единство духа.
«Единство духа» — это, таким образом, та сила и тот принцип, с помощью которых истинные чада Божьи оказываются способными совместно идти по своему жизненному пути соответственно их участию в единстве тела Христова. Хранить единство духа чад Божьих — это нравственное осуществление единства тела Христова или, выражаясь иначе, поддержание наших взаимоотношений со всеми святыми в соответствии с Духом Божьим.
Не «единство тела»
Полно значимости то, что нас не призывают хранить единство тела. Это означало бы, что мы должны были бы идти вместе с каждым членом тела Христова, независимо от того, в каких отношениях он находится с этим телом или как выглядят его духовные искания. Даже самое большое зло в брате по вере не могло бы быть тогда для нас поводом разлучиться с ним. Мы еще познаем, что Писание этому не учит, ибо сохранение единства духа по необходимости включает сообщество с божественной личностью. Однако, если собрание Божье еще будет находиться в своем божественном и здоровом состоянии, то практически не существует никакой разницы между обоями выражениями — «единство тела» и «единство духа».
Однако, что касается сохранения единства: единство тела мы не можем ни сохранить, ни нарушить. Это единство будет поддерживаться через самого Святого Духа, который обитает в собрании и связывает всех членов тела Христова друг с другом и с главой на небесах. Несмотря на отказ человека, это единство остается, потому что остается Святой Дух.
Разве разделился Христос?
Если Святой Дух хочет практически осуществить единство среди верующих, то тогда становится полностью ясно, что существующие сегодня разногласия внутри христианства и разные христианские группировки и секты существуют не по мыслям Божьим. Скорее они находятся в полном противоречии с ним и его волей. Нередко говорят, что упоминаемое в Еф. 4 «единство» — это невидимое единство во Христе и вполне допускается объединение с многообразными разъединенными группами. Только нужно якобы сохранять мирное единство, даже если верующие внешне разъединены. Но это объяснение ложно с любой точки зрения. С одной стороны, тем самым мир делается главным предметом, как бы призывая нас стараться сохранить внешний союз. Святой Дух не требует от нас сохранить мир среди расколов, а требует поддерживать фактическое единство в мире. С другой стороны, мы не нуждаемся в сохранении «невидимого», абсолютного единства. Это мы уже видели.
Что Бог действительно думает о единстве, которое также должно выглядеть видимым, могут разъяснить две другие цитаты из Нового Завета. Когда Господь Иисус в качестве предмета своей молитвы в Иоанна 17 переходит от апостолов к тем, кто уверует в него по их слову, тогда появляется его первая просьба к Отцу для них: «да будут все едино, ...да уверует мир, что Ты послал меня» (стих 21). Однако невидимое дело никогда не могло быть свидетельством, благодаря которому мир был бы побужден верить в него. Если единство верующих изображается не так, чтобы оно могло быть воспринято миром, то свидетельство, о котором здесь говорит Господь, не излагается.
В первой главе первого послания Коринфянам очень серьезно и решительным образом осуждается разделение среди верующих: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (стихи 10 -13).
Что мы здесь находим? Именно то, что характеризует сегодняшнее христианство: разделение. Конечно, верующие в Коринфе еще собирались вместе в одном месте, еще преломляли вместе хлеб, так как тогда еще не наступил внешний разрыв. Эти различия я подробнее разберу в третьей части. Но, в принципе, уже были те групповые образования, которые сегодня мы видим повсюду в христианстве. Верующие уже группируются вокруг разных человеческих учителей, они образуют определенные «школы», из которых одна предпочитает это теоретическое мнение, а другая — то. Самую плохую группу образуют, конечно, те, кто избрал самого Христа своим высшим главой: тем самым они поставили его и его учение в противоречие с апостолами и их учением и сделали его тем самым главой некой христианской партии («а я Христов» — прим.).
Как встречает апостол это развитие событий среди верующих? Говорит ли он: «Умоляю вас теперь, так как вы все говорите разное, делать это по-дружески?» Нет, он говорит: «Умоляю вас, братия, чтобы вы все говорили одно». Говорит ли он: «Смотрите, чтобы разные группы жили в мире друг с другом?» Нет, он говорит: «Умоляю вас, братия, ...чтобы не было между вами разделений». И затем он добавляет почти против воли: «Разве разделился Христос?» Эти слова могут иметь только одно значение: разделение христиан по разным учениям или школам, даже в их самой мягкой форме, которая тогда была, является полностью несоответствующим единству собрания как тела Христова. Объединение во имя Павла будет заключать в себе не что иное, как то, что вместо Христа за них был распят Павел. Абсурдная, невыносимая мысль! Точно так же невыносимо разделение среди чад Божьих. Нет, это разделение ничем нельзя оправдать. И кто может, не насилуя свою совесть, утверждать, что одобренное Павлом положение в Коринфе было тогда, пожалуй, ложным, а то, что мы сегодня видим вокруг нас, является правильным? Сказал бы сегодня Павел, вдохновленный Духом Божьим, что-то иное, чем тогда? «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: „я Павлов“, а другой: „я Аполлосов“, то не плотские ли вы?» (1 Кор. 3:3-4).
Семикратное единство
Невозможно отрицать, что Бог думает о внешнем образе единства и поэтому Он осуждает разделение и партии среди своего народа. Если мы теперь вернемся к интересующему нас наставлению «хранить единство духа в союзе мира», то мы установим, что нам, как причину для наших стараний, называют семь единств, в которые мы приведены Божьей милостью. Эти семь единств разделяются на три сферы, которые важно понять при рассмотрении нашего предмета (Ефесянам 4:4-6).
1. «Одно тело и один дух» — это сфера действительного, божественного сообщества. Существует только одно тело, которое, как мы видели, образуется благодаря Святому Духу. Каждое чадо Божье, которое в данный момент живет на земле, принадлежит к этому телу в его временном аспекте. Святой Дух также поддерживает в сердцах верующих «надежду вашего звания», как она была раскрыта в первой главе послания.
2. «Один Господь, одна вера, одно крещение» — это сфера (или единство) общественного признания, признания в христианстве. В то время, как первая сфера характеризуется истинным сообществом в силе Святого Духа, вторая охватывает все христианское исповедание. Это сфера господства Христа на земле. Поэтому говорится: «Один Господь»; эта сфера включает всех тех, которые каким-то образом, пусть даже только по внешней форме, например, через христианское вероисповедание, признают Христа как Господа — и, что эта сфера охватывает и мертвых, но покаявшихся, является истиной, но не предметом этого послания. Выражение «одна вера» указывает как на противоположность христианской веры еврейству или язычеству. По ней все, кто ее исповедует, несут на себе внешний знак, «одно крещение», а именно христианское крещение в воде.
3. «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» — это сфера универсального единства. Эта сфера имеет еще более общий характер, чем вторая, и охватывает не только христиан, но и все творение одного Бога и Отца. Вот — это «Отец», то есть первоисточник «всех», так как Он сотворил их всех. Это — Он, кто «дал всему жизнь и дыхание и все»; «ибо мы его и род» (Деян. 17:25-28). Итак, здесь мы имеем сферу творения.
Но почему нам представлено это семикратное единство? Оно, очевидно, образует наставление старательно «хранить единство духа в союзе мира». Это — «одно тело». Разве тем самым разделение не осуждается в самом принципе? Это — «один дух». Почему же тогда есть так много взглядов на порядок, на учение, на правильный способ поведения в собрании Божьем? Существует только «одна надежда вашего звания». Откуда же тогда противоречие путей и намерений тех, кто стремится к одной и той же небесной цели? Есть «один Господь». Тогда как страшно видеть, что люди ведут себя по собственным законам, игнорируя авторитет Господа! Вот «одна вера». Как же соединить ее с разными вероисповеданиями, которые разрывают христианство на части? Существует только «одно крещение». Как же тогда постыдно, когда те, кто объявил, что погребены вместе со Христом, настолько плотские, что разъединяются на группы и партии. В конце концов это — «один Бог и Отец всех», который объединяет в себе происхождение всего сущего. Разве не должны те, кто знает его лично как своего Отца, поддерживать божественный порядок и единство, а не такую картину запутанности и раскола, которую мы видим вокруг нас в христианстве?
Каким путем мы должны идти?
Если партии и секты являются прямым отрицанием мыслей Божьих о собрании, то какой путь остается нам тогда? По возможности, самое дружеское отношение друг к другу, несмотря на все разграничения? Иметь дружеские чувства по отношению к другим чадам Божьим — это, конечно, всегда правильно, но только одно это не может быть путем Божьим. Бог осуждает не только ложные взгляды разных сект, но и сами секты. Теперь к этому должны прийти и мы, если мы хотим быть в сообществе с Богом. Мы, конечно, не можем и не должны устранять созданные людьми системы. Тот факт, что они есть в наличии, только слишком ясно показывает, что мы не были бдительны. Это постыдно для нас. Так как внешнее изображение единства было разрушено нашим неверием, нас призывают к невозможному: восстановить первоначальное положение. Нет, Святой Дух указывает нам совсем другой путь: вернуться к принципам Божьим, на которых было вначале основано собрание и на которых оно покоится и сегодня.
Если мы вспомним, как возникли разделения вначале, мы получим ключи к тому, как мы можем вернуться к первоначальным принципам. При этом выявляются два момента, собственно говоря, — только эти два.
Первый момент — мы признаем центром нашего собрания только Христа. Мы должны отказаться от любой другой причины основания собрания. Мы видим, как верующие в Коринфе все больше и больше скапливались вокруг людей, имена которых принимались как центр, и как они даже использовали имя Христа как имя некоего лидера. Именно из-за этих вещей в их среде возникли разногласия. Мы, напротив, собираемся только вокруг имени Иисуса Христа. Только тем, кто собирается именно так, Он обеспечивает свое личное присутствие (Матф.18:20).
Второй момент — признание Слова Божьего как единственного критерия для регулирования всех вопросов о совместном и личном пути. Коринфяне придавали большое значение человеческой мудрости, философии и красноречию. Как раз из-за этой склонности они попали в объятия «совопросников века сего» (1 Кор. 1:20) и сочли совершенно нормальным, когда они также присоединились к разным «школам». Но апостол должен был показать им, что Бог обратил мудрость мира сего в безумие.
В 1 Кор. гл. 1 разъясняется следующее: через мудрость мира нельзя познать вещи Божьи. Сам мир доказал это печальным образом: он отверг Господа Иисуса. Он лично был мудростью Божьей. И когда Он был здесь, то «князья этого века» не смогли узнать его. А что противопоставляет Бог человеческой мудрости? «Безумие проповеди», «слово о кресте», вообще говоря: Его святое Слово. Мнение и приговор людей отбрасываются в сторону, и на их место вступает истинное Слово Божье.
Таковы две вещи, благодаря которым мы можем избежать зла сектантства, даже сегодня. Только имя Господа Иисуса Христа («Имя» означает проявление того, кем является личность, которая его носит) может быть центром, вокруг которого мы собираемся. И только Слово Божье может быть вождем, через которого мы даем ввести нас в силу Святого Духа. Не зря Господь Иисус с похвалой возносит обе эти вещи у верующих в Филадельфии, когда Он говорит об этом остатке: «и сохранил слово мое, и не отрекся имени моего» (Откр. 3,8).
«Хранить его слово» означает не только хранить его определенные части, но и придерживаться всех проявлений воли Божьей. Все заблуждения христианства начинались с того, что к Слову Божьему что-то добавляли или что-то от него отнимали. Я думаю, что на эту опасность указано в словах: «Я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин». Бог доверял каждому из этих слуг определенную линию истины, если мы можем так сказать, вместо того, чтобы принимать истину от всех, они занимались только частью истины, которая обслуживалась одним слугой. Вместо того, чтобы понять, что верующим было подарено все, будь-то «Павел ли, или Аполлос, или Кифа» (1 Кор. 3:22-23), они в своей узости и безумии хотели принять только одного или другого. Но тем самым они отвергали не только то, что Бог доверял другим, а еще попадали и в противоречие с ними. Здесь мы обнаруживаем корни почти каждого поучительного заблуждения. Когда предпочитают или подчеркивают одну истину слова Божьего за счет других истин, то это само по себе правильное — будет только ложным. Учение священного Писания крайне многообразно, и оно имеет много сторон. Естественно, все стороны поучения находятся в совершенной гармонии друг с другом. Но только когда мы будем готовы подчинить себя всему Слову Божьему, Бог сможет предохранить нас от распада на партии или секты.
Еще одна секта?
Наставление «хранить единство духа в союзе мира» применимо еще и сегодня и является связующим для всех нас. Мы ни в коем случае не должны давать ход мысли, что в наши дни раскола больше нет возможности придерживаться несектантской точки зрения. Принять это означало бы, что Бог позволяет нам идти по пути, который Он сам осудил как ложный, или же что Он призывает нас идти по пути, о котором Он заранее знал, что по нему больше нельзя будет идти. Вряд ли что-то могло опорочить его больше, чем подобное представление. Нет, возлюбленные, путь послушания его Слову всегда блажен. Этот путь я пытался представить себе. Если мы не признаем никакого другого центра собрания, кроме как имя Христово, и если мы подчиняемся всему Слову Божьему, то это не приводит нас к начальному состоянию церкви, когда она была еще едина в теории и практике, а возвращает нас к тем божественным принципам, на которых была основана церковь с самого начала. Таким образом, мы можем также еще и сегодня сохранять единство духа в союзе мира. Мы уже говорили о том, что в это включено отделение от всего, что противостоит мыслям Божьим. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2 Кор. 6:17).
Тех, кто желает идти этим путем, часто упрекают в том, что они образуют еще одну секту своим отделением от других верующих. Однако этот упрек несправедлив. Они отделяются как раз не от других членов тела Христова, ибо находят их уже разделенными, и они говорят: «Эти разделения ложны. Мы не можем их санкционировать тем, что мы идем вместе с одной из этих групп». Итак, они не отклоняют других верующих, а отклоняют системы, из-за которых они фактически разделены. Они хотят встречаться только на основании принципа единства верующих — божественного принципа, по которому осуждаются все партии или секты, как противоречащие Писанию и как отрицающие единство тела Христова. Другие верующие могут оставаться вовлеченными в различные секты. Но эти различия вызваны не теми, кто отклоняет эти сектантские группировки, а теми, кто в них находится.
Если только двое или трое встречаются на основании, соответствующему Писанию, то тогда они встречаются по принципу собрания Божьего, а не на почве какой-то секты. Этот принцип достаточно широк, чтобы принять каждого члена тела Христова, и достаточно узок, чтобы удерживаться вдали от того, что может обесчестить Господа.
Они — не собрание. Они никогда не будут выдавать себя за таковое. Они не предъявят претензию быть «остатком». Но их поведут относительно их молитв и встреч к благоговению и молитве по принципам, которые Бог дал для порядка единства его собрания, когда дела обстояли еще хорошо. Ибо принципы Божьи не отбрасываются в сторону даже при серьезном упадке. Остаток знает это и действует по этим принципам. Как результат, остаток имеет все права на собрание Божье, даже на личное присутствие Господа Иисуса. С ним в центре, они удостаиваются чести представлять его собрание на земле.
Пусть Господь поможет нам идти этим путем с настроением, которое выражено через мир! В заключение я хочу сказать: какое счастье, что Бог подарил нам этот путь! На нем мы имеем его присутствие и его одобрение, как темны бы ни были дни и как бы они нас ни испытывали.