Посеянное при дороге
Притча о «сеятеле», как мы увидели, представляет нам проповедование слова Божьего через Христа. Израилю, как народу бывшему и остающемуся глухим к этому проповедованию — суд Божий. Однако это проповедование слова носит совершенно иной характер, чем проповедование царства в предшествующей главе евангелия от Матфея. Там проповедование царства было адресовано народу, хотя и мятежному, но в определенном смысле еще признаваемому Богом и поэтому призывавшемуся к покаянию. Только таким образом они могли иметь часть в благословениях и величии приближающегося царства. Однако теперь сеятель посеял слово на поле мира, и это означает, что Бог теперь предлагает свою милость каждому человеку, независимо от расовых различий, характера или состояния.
Состояние сердца
В соответствии с этим Господь представляет теперь в нашей притче четыре «почвы» (или состояния), на которые упало при посеве Его семя. Соответствующей «почвой» Он вне сомнения обозначает не природное состояние человека. Потому что это означало бы, что хорошие люди существуют также и от природы — то есть люди, уже до слышания слова бывшие хорошими. Что, однако, совершенно противоречит учению Священного Писания. Каким образом произошло такое, что почва в четвертом случае является доброй, здесь совершенно умалчивается. Речь попросту идет о том факте, что семя посеяно, и что оно соприкоснулось с различными состояниями, которые либо предотвращают приношение плода, либо делают это возможным.
Выглядит также так, что «сеятель» не прилагает особых стараний к тому, чтобы никакое семя не упало на смежный путь. Напротив, Он принимает это в расчет:
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мтф.13,3.4).
То, что четыре «почвы» говорят о четырех разных состояниях сердца, которые слово Бога находит в людях, делает ясным выражение в стихе 19: «посеянное в сердце его». Это является решающим: слово Божье сеется всердце человека, а не в его разум. Таким образом, Бог воздействует на его сердце и совесть, и состояние сердца является решающим в том, что произойдет с «семенем» далее. Поэтому каждый отдельный слушатель слова несет ответственность. Каждое зерно, независимо от того, где оно падает, несет в себе жизненную силу; то каким будет каждый индивидуальный результат, зависит от личной ответственности каждого в отдельности. В первом случае слово Божье находит нечто подобное «дороге». Человек хотя и слышит слово, однако сердце его по отношению к этому слову, как плотно утоптанная дорога. Это безнадежнейший случай. Потому что многое уже прошло по этой «дороге» и сделало почву твердой. Действительно, сегодня больше, чем когда-либо, бесчисленные мирские дела беспрерывно занимают сердце человека. Скольким влияниям предоставлен современный человек через наплыв информации и средства массовой информации, как много увлечений и хобби находят его интерес! И все это сказывается на его внутреннем состоянии, желает он это принять или нет: человек становится совершенно нечувствительным к Божьей вести, он «не понимает» ее. Также и религиозные предубеждения, как это ясно видно в случае с евреями, имеют тот же самый результат: слово не понимают.
«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге» (Мтф.13,19).
Разумение, о котором говорит Господь, не чисто интеллектуальное, но разумение сердца, желание разуметь. Поэтому в Лук.8 показано, что, для того чтобы слово имело доступ, необходимо «чистое и доброе сердце»(стих 15). Потому что сердцем веруют к праведности (Рим.10,10). И апостол Павел представлял себя совести всякого человека, пред Богом открывая истину (2Кор. 4,2). «Посеянное в сердце» — какой показательной является эта формулировка Господа! «Сердцем» в Священном Писании описывается не только место нахождение устремлений. Очень часто под этим имеется ввиду сам человек, несущий ответственность человек и центр его воли. Личное чувство ответственности, которое в человеке, в отличие от животных, может принимать решения, в греческом языке подчеркивается здесь интересной параллельной конструкцией слова. В стихе 19 написано «посеянное в сердце», и это похищает сатана. И, таким образом, конец стиха звучит совершенно схоже: «посеянное при дороге». Этим говорится: «посеянное в сердце» и «посеянное при дороге» одинаково. Семя в сердце не несет само по себе ответственности, но человек, не желающий его. Подобное приравнивание символа и предмета мы часто находим в Писании, например в известных словах Господа «сие есть тело Мое» (Лук.22,19; 1 Кор.11,24). Хлеб, который Он «взял», являлся лишь прообразом Его тела, и, однако, Господь не говорит: «Этот символ моего тела», но просто: «сие есть тело Мое».
Многократное применение
Картина плотно утоптанной, не готовой к принятию посеянного семени сердечной почвы, применима с различных точек зрения. Сначала, с исторической и пророческой точки зрения, мы видим в этом прообраз Израиля, как народа. Не только иудеи времени жизни Господа на земле не принимали слово о царстве, но притча показывает нам также, что они не примут его и позже.
Применение к слышавшему евангелие грешнику, находится на поверхности. Как часто видели мы уже личности, иногда или даже регулярно приходящие, чтобы послушать евангелие, и потом вновь уходящие совершенно беззаботно и без раскаяния. Многие влияния, о которых мы уже говорили, сковали их сердце и сделали их совесть такой очерствелой, что семя слова остается лежать на поверхности. Они наверняка слышали слово, однако они тотчас забывали его снова. Таким образом, для сатаны не составляет никакого труда, похитить слово совсем. Этим мы обращаемся еще раз назад.
Но эту картину мы также должны применить и к нам верующим. Большей частью мы не делаем этого, думаем только о неверующих, однако это является ошибкой. Господь Иисус Его притчей о «сеятеле», также с помощью «посеянного при дороге» говорит нечто и нам. Хотя каждое дитя божье в принципе обладает доброй сердечной почвой и приносит Богу плоды, все же в нашей жизни могут иметься области, к которым в точности подходит картина «посеянного при дороге». Например, нам нравится в религиозных или церковных взглядах иметь предвзятые, необоснованные мнения. Встречается нам в таком случае ясное слово из уст Господа, мы становимся неготовыми принять его. В этом пункте или понятии наше сердце очерствело, и мы не понимаем ни того, что говорит Господь, ни того,что к нам вообще говорит Он. Это может оказаться роковым для нашего личного и совместного пути, как детей божьих. И не находимся ли также и все мы в опасности, впустить в наши сердца мир со всеми его принципами и устремлениями, так что они будут становиться все более бесчувственными для слова божьего? Как часто уже Господь в его милосердии говорил к нам, и как мало оценили, и осуществили мы это! Со стыдом мы должны сказать: часто в том или ином вопросе мы попросту не желали принимать этого. Мы не хотели больше ничего слышать об уподоблении миру, отделении и несении креста. Мы были нетерпимы более к поучениям о прическах сестер, о праведности и порядке в собрании. Так доброе слово осталось на поверхности, и пришел сатана, и похитил из наших сердец то, что мы не принимали.
О «лукавом» говорится, что он приходит и «похищает» посеянное в сердце. Он не может помешать тому, чтобы семя было посеяно в сердце, однако если слово не принимается сердцем, тогда врагу не составляет труда похитить его совсем. Часто он намного лучше, чем мы, знает какое благословение сокрыто в том, что мы так легкомысленно и своевольно отклоняем. Таким образом, и для нас христиан действителен тот принцип, что истина божья будет или принята или отвергнута душой. Этот принцип испытывает нас, насколько мы в нашей практической жизни действительно «от истины» (Ин.18,37;1Ин.4,6). Нравственный упадок в нашей среде, отступление от до сих пор почитаемых истин и принятие ошибочных не являются результатом простого невежества, но отклонения истины, будь это даже только в частичных областях. Будем помнить о том, что сказал Господь Иисус: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14,23)! Если сегодня мы должны были бы думать иначе, тогда мы думали бы неверно. Обобщая, мы можем сказать, что в «посеянном при дороге» мы видим бессердечного слушателя слова. При этом мы познаем из слова Божьего, что имеется три врага, противодействующих действительному принятию слова: сатана, плоть и мир. Всякая неспособность в принесении плода может иметь отношение к тому или иному из этих врагов или принципов. Здесь мы имеем первого врага,сатану и его бесов, представленных в образе «птиц». Он приходит извне и использует внутреннее состояние. Он похищает слово.
Ободрение и предостережение
Еще кое-что делает эту притчу яснее: даже если посев слова совершает великий мастер и применяет для этого исключено доброе семя, не везде работа увенчивается успехом. В первых трех случаях семя вообще не приносит никакого плода, и даже там, где оно падает на добрую почву, результат разный. Не должно ли это придавать мужества сердцам всех тех, которые в мире, пред взором своего Господа прилагают усилия для посева Его доброго семени? Мы не должны терять мужества, когда не видим никакого плода или он незначителен. С нашим дорогим Господом происходило такое же. И все же о Нем сказано: «Вот, вышел сеятель сеять». Станем и мы следовать тому же: с верою Богу сеять на поле доброе семя слова Божьего! В вечности мы увидим, что оно принесло плод.
Свои старанья сеем
Как семя на земле;
Цвет их в благословении
Да будет весь Тебе.
Наша притча поправляет еще одно, часто встречающееся, мнение: универсального приема слова Божьего в это время благодати не будет. Люди любят мечтать об обращении всего мира, однако Господь здесь и в других местах делает абсолютно ясным, что большая часть слушателей слова не принесет никакого плода для Бога. В притче о «тесных и широких вратах» Он утверждает, что лишь немногие находят узкий, ведущий к жизни путь, в то время как на широком пути, ведущем в погибель, находятся многие (Мтф.7,13.14).
Также и дальнейшие притчи в Мтф. 13 показывают нам упадочное развитие Царства Небесного в его видимой форме. Если мы не верим в тенденцию улучшения в христианской сфере, это не является недостатком веры или рисованием черными красками. Слово Божье говорит иначе, и именно более поздние книги Нового Завета не оставляют никакого сомнения в том, что все в христианском мире устремляется к окончательному «отпадению» — отпадению от всего, что является действительно «христианским». Прием антихриста станет печальным пиком этого развития.
И каким бы пугающим для отдельного, бессердечного слушателя не был конечный пункт этого развития, начало этого конечного пункта в том, что он не позволяет слову Божьему оказать влияние на свое сердце. Он настолько находится под властью сатаны, что тот с лёгкостью может похитить все, что не принимает сердце. Фактически это безнадежнейший случай, который возможно только представить.
Посеянное на каменистую почву
Второй, описанный Господом случай выглядит подающим больше надежды:
«Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока».
Здесь семя всё-таки всходит, в предыдущем случае для этого не было никаких условий. Но обоснование скорого всхода – «потому что земля была неглубока» — указывает на серьезный недостаток этого рода слушателей слова: им недостает обязательного глубокого проникновения.Хотя тонкий слой пыли или почвы и находящиеся под ним теплые камни способствуют быстрому всходу семени, сами камни, однако, предотвращают всякий доступ к жизненно необходимой воде. И если уж «дорога» была тверда — здесь, под обещающей успех поверхностью, еще тверже. Проросшее семя не имеет никакой возможности пустить корни и проникнуть глубже.
Радостное принятие слова
Скорое прорастание семени Господь Иисус объясняет в стихе 20 так:
«А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его».
Радостное принятие слова Божьего — это ли не нечто доброе, достойное желания? Может ли существовать нечто более подходящее для людей? Многие так думали, и многие затем так и действовали. Но это роковая ошибка! Отрицают значение, то есть абсолютную серьезность, свойственную Божьей вести, и отрицают также значение собственного испорченного состояния. Если в предыдущем примере, как подлинного противника, мы видели сатану, то здесь нам встречается плоть в ее противлении слову — а именно плоть в ее самой притягательной форме. Некоторые были уже готовы, с радостью предаться Господу. Но сокрушения сердца, о котором говорит Божье слово, они никогда не знали. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.51,17). Когда на жителей Иерусалима однажды изольется дух благодати и умиления, тогда они будут скорбеть, каждое колено в отдельности (Зах.12,10.12).
Всегда, когда где-то действует Дух Божий: лемех слова Божьего вспахивает сердце человека и преподносит его сознанию его грех. Это, однако, ни в малейшей степени не связано с радостью. Верою увидеть себя потерянным грешником не несет в себе радости, но трепет и нужду. Конечно, когда вопрос греха урегулирован, Бог дарует радость спасения. Но «покаяние ко спасению» (2.Кор.7,10) приходит прежде радости, «печаль» прежде примирения.
Где, однако, слово принимается с легкостью и «радостью», существует доказательство отсутствия глубокого проникновения. Божий лемех не смог исследовать сердце и совесть, и испорченная природа человека не узнана. Фактически человеческое сердце от природы каменное, если принимать во внимание отношение человека к Богу (ср. Иез.36,26). Самоосуждение чуждо природному человеку. Однако это каменное сердце сможет все-таки показаться очень религиозным, оно может быть словно покрытым тонким слоем плодородной почвы. И не является ли отличительным признаком христианства в последние дни то, что оно имеет известный «вид благочестия», силы которого, однако, отреклось (2.Тим.3,5)? Как много людей в наших христианских странах любят признавать себя христианами только потому, что так уже сделали их родители или потому, что в этой стране так принято! Таким образом, они «верят», принимают слово в ограниченном смысле, но они не обладают им в истинном смысле, и — как показывает дальнейший ход — они не сохраняют его. Человек, особенно признанный идейным, в состоянии позволить оказать на себя впечатление определенным мыслям Бога. Он любит, к примеру, почитать Божий план спасения великолепным и в определенных истинах внешне быстро прогрессирует. Он любит проявлять большой интерес к пророчествам и ставить принципы нагорной проповеди на высшую этическую ступень. Однако существует огромная опасность — и Господь желает предупредить о ней слушателей слова — что при всем этом совесть остается нетронутой; несокрушенная скала при всем этом остается неизменной. Хотя семя слова Божьего имеется в наличии, однако ему не позволяется пустить корни. Слово принято только поверхностно, с определенным восторгом, совесть, однако, практически бездействует.
Этой тенденции отчасти способствуют и сами проповедники слова. Не подвержены ли некоторые из них тенденции, делать евангелие приемлемее? Проконтролируем: производится ли еще воздействие к осознанию греха и признанию греха? Говорится ли еще о грехе вообще? Или говорится всего лишь о радостной отдаче Господу? Продиктованное чисто чувством принятие евангелия не что иное как «чуждый огонь» (Лев.10,1). Более того «евангелие» не означает, как это так часто слышно, «радостную весть». «Добрая (благая) весть» — это его значение. Возвещение людям того, что они должны покаяться, если не хотят вечной погибели, отнюдь не радостная весть. Однако нечто доброе содержится в самой этой вести, она предназначена для того, чтобы побудить людей к обращению. И фактически, не добрая ли весть то, что Отец послал Сына, как Спасителя мира?
Однако радость не может быть первым и единственным чувством грешника при слышаньи слова Божьего. Да, Господь показывает, что именно потому, что в этом втором случае была только радость, становится очевидным отсутствие корня. Будет ли это, например, знаком любви к Господу, когда не испытывают никаких серьезных чувств в отношении страшного суда, который должен был обрушиться на Господа за наш грех? Или является ли это свидетельством воздействия Божьей благодати, если из-за личного спасения так переполнены радостью, что не считают необходимым задуматься о грехе? Господь Иисус разоблачает истинный характер подобной «радости». Она не что иное, как врожденный эгоизм и свидетельство очерствевшего по отношению к Богу сердца. Именно религиозные христиане могут быть настолько бессердечны, что еще никогда, хотя бы немного, не ощутили того, что значили для Господа Иисуса их грехи. Им нравится быть глубоко тронутыми при слышаньи страстей (выраженных сообщений) о страданиях Иисуса и несправедливом обращении с Ним; однако мысль о том, что Господь пошел на крест из-за их греха, еще никогда не приходила им в голову. Где горячее чувство пробуждается, но обходит стороной грех, пред нами описанный здесь случай. То, что в таком случае имеет видимость большого успеха, несмотря ни на что является только смертью. «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3,1).
Не должны ли были также, и мы сами, как божьи дети, иногда уже постыдиться того, что наше чувство в отношении греха и того, что наши грехи причинили нашему Спасителю, так слабо? И не заняты ли зачастую и мы «радостью», которая не «в Господе» (Фил.4,4)? Некоторая радость, которая нас исполняет, в конце концов, также является не чем иным как эгоизмом и гордостью. Понятно, радость является существенным элементом истинного христианства, но это должна быть радость Святого Духа (1.Фес.1,6). В Фессалониках она сочеталась со «многими скорбями». Святой Дух никогда не приводил к поверхностному, неглубокому взгляду на грех, как нам было уже напомнено при помощи, 10-го стиха, 12-ой главы книги пророка Захарии.
Покаяние и признание греха
Сущность истинного покаяния — самоосуждение. Даже Иова, хотя он и являлся святым, необходимо было привести к такому пункту, что он отрекся самого себя. Не раньше, чем он увидел Бога, он признал: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42,6). В свете Нового Завета мы сегодня можем сказать, что там, где имеется вера в Господа Иисуса Христа, будет также и покаяние перед Богом (Дн.20,21).
И «покаяние» — не только изменение мышления, как это часто обусловливается. Несомненно, с покаянием, если его вызывает Святой Дух, связанно также и изменение мышления. Но возможно ли представить себе изменение мышления, без преклонения пред Божьим приговором. Но где человек склоняется перед выносимым ему Богом приговором, там является и изменение мышления. Значение этого слова определяет не только производное из корня греческого слова, но, прежде всего, также и связь, в которой Святой Дух это слово использует.1
Сирофиникиянка из 7-ой главы Евангелия от Марка является примером того, кто совершил покаяние во время жизни Господа. Лишь тогда, когда она признала, что подобна нечистому, презренному «щенку», она получила благословение Господа. И то, что из покаяния вытекает радость, делает ясным пример с заблудшим сыном. Он признает свою недостойность, называться «сыном», потому что он согрешил против неба и перед своим отцом. И тогда мы вновь слышим о радости: «О том надобно было радоваться и веселиться» (Лук.15,21-32).
Многие из услышавших слово нашего Господа все же полностью соответствовали посеянному на каменистой почве. Они хотели радоваться в присутствии Господа, не покаявшись. Одни хотели сделать Его Царем, другие искали Его — не из-за Его слов, но потому что они ели хлеб и насытились. И немало было таких, которые кричали «Осанна», когда Он въезжал в Иерусалим. Там действительно была радость. Но чего она стоила, если их сердца оставались нетронутыми? Немного позднее вся толпа кричала: «Не Его, но Варавву!»
Я думаю, что к группе тех, кто лишь легкомысленно и механически признает грех, относится посеянное на каменистой почве. Почти ничто не делает сердце черствым больше, чем привычка признавать грехи, не прочувствовав их.
Если такая просьба как: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» исходит из уст без внутреннего переживания, тогда зачерствевшая совесть становится всего лишь тверже. Кто-либо действительно полагает, что Бог слышит подобные «просьбы»? Признание «согрешил я» легко произнести, и если это к тому же так охотно выражается, уместно серьезное сомнение в том, является ли оно вообще искренним.
В Ветхом, как и в Новом Завете, мы находим некоторые личности, которые, в соответствии с обстоятельствами, признавали: «Согрешил я.» Это следующие:
- Фараон (Исх.10,16);
- Валаам (Чис.22,34);
- Ахан (Иис.Нав.7,20);
- Саул (1Сам.15,24.30);
- Давид (2Сам.12,13;24,10.17; 1Хр.21,8;Пс.51,4);
- Семей (2Сам.19,20);
- Иуда Искариот (Мтф.27,4);
- блудный сын (Лук.15,18.21).
Не показательно ли, не пугающе ли то, что из этих восьми лиц только двое были верующими (или их прообразом) и шесть, насколько мы знаем, погибли? Нет, скорое признание греха часто только лишь знамение огрубевшей совести. Как часто израильтяне в ходе их истории восклицали «Мы согрешили» — часто только лишь для того, чтобы избежать по своей собственной вине случившейся беды! Однажды — когда они, в начале их странствования по пустыне, уже находились на границе обетованной земли и из-за своего неверия в деле с соглядатаями получили указание Господа, обратиться и вернуться в пустыню — они ответили словами «согрешили мы против Господа» и — совершили абсолютно противоположное тому, что повелевал Господь. Когда же после этого потерпели тяжелое поражение от Амореев, они возвратились назад и плакали пред Господом. Однако позднее Моисей должен был напомнить о том, что Господь не услышал их вопля и не внял им (Вт.1,45). Они думали, что скорым «согрешили мы» смогут уладить дело с Богом.
Также и мы, дети божьи, должны извлечь из этого урок. Как скоро также и мы при исповедании наших грехов перед Богом умеем находить определенные формулы, и какими холодными при этом часто остаются наши сердца! Не должны ли мы все в большей или меньшей степени признать это? Да дарует Господь и нам необходимое глубокое осознание, когда речь идет о признании грехов! Полный веры взор на нашего страдающего на кресте Спасителя поможет нам при этом.
Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub fb2 pdf