Эта статья была написана Чарльзом Генри Макинтошем как ответ на письмо-вопрос.
Скачать и читать переведённые на русский язык книги и статьи Ч. Г. Макинтоша («Избранные работы») в форматах ePub, Fb2, PDF можно из «Библиотеки христианской литературы». Электронное издание в отличие от печатного издания переработано и исправлено. Все работы в книге упорядочены в алфавитном порядке.
Вы можете помочь электронному тексту стать лучше. Сообщите, пожалуйста, нам о найденных Вами неточностях и ошибках: для этого выделите текст совместным нажатием клавиш Ctrl+Enter и нажав на кнопку «Отправить».
Недавно мы получили длинное письмо, представляющее собой поразительное доказательство того, как легко нас может сбить с толку одностороннее (или по-другому, однобокое) богословие. Автор письма, очевидно, находится под влиянием того, что называют высшей доктринальной школой (прим. кальвинизма). Отсюда, он не может видеть, как необходимо призывать необращённых «придти», «слышать», «покаяться» и «верить». Ему это кажется нелепым. Так же, как если бы рябине повелевали приносить яблоки, чтобы через это она стала яблоней.
Итак, мы убеждены в том, что вера – это Божий дар и что она приходит не от желания мужа (человека) и не силой человеческой (Еф. 2). И далее, мы верим, что ни одна душа не может прийти ко Христу, если не будет привлечена (да, именно принуждённая к этому благодатью). И поэтому все спасённые должны благодарить за это свободную, независимую Божью благодать. И вот их песнь: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9). И такой она будет всегда!
И это мы принимаем не как часть определённой доктринальной системы, а как откровение Божьей истины. Но, с другой стороны, мы так же безусловно верим в великую истину о нравственной ответственности человека, так как этому прямо учит Писание (Библия). Хотя этого мы не находим среди так называемых «Пяти принципов веры избранных Божьих» (так называемых, пяти принципов кальвинизма). Но мы принимаем эти принципы настолько, насколько они соответствуют истине. Однако они очень далеки от того, чтобы представлять собой веру избранных Божьих. Есть множество областей божественного откровения, которых эта недоразвитая и однобокая система никак не касается и на которые даже не намекает. Где здесь можно найти небесное призвание христианина? Где здесь славная истина о Церкви как о теле и невесте Христа? Где здесь бесценная очищающая надежда на пришествие Христа за Своими? Где здесь великий размах пророчеств — обширный вид, открытый взорам наших сердец, — в том, что так напыщенно величается «верой избранных Божьих»? Напрасно мы сможем найти хоть какой-нибудь след этих перечисленных нами истин во всей системе, которой предан автор письма.
Теперь, можем ли мы хоть на мгновение представить себе, чтобы благословенный апостол Павел принял эти принципы «веры избранных Божьих» как некоторую систему, которая оставляет без внимания ту славную тайну Церкви, для возвещения которой он был специально послан? Представим себе, что кто-то показал Павлу так называемые "пять принципов кальвинизма” как установление истины Божьей. Тогда что бы ответил на это Павел? Что? «Вся истина Божия», «вера избранных Божьих», «всё самое главное, во что нужно верить»? И при этом ни звука об истинном положении Церкви: её призвании, её установлении, её надеждах, её привилегиях! Ни слова о будущем Израиля! Полное игнорирование (или, по крайней мере, отвержение) обетований, данных Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду! Все пророчества подавляются этой системой, которая у Израиля украла принадлежащую ему часть. А истинное Христианство опускается этой системой до уровня земных обетований и надежд! При этом, заметьте, всё это хотят предоставить нам в столь величественной форме: «Вера избранных Божьих»!
Благодарение Богу, что она (эта система), — не есть вера избранных Божьих! Он (да будет благословенно Его Имя) не ограничил Себя рамками какой-либо доктринальной школы: высшей, низшей или умеренной. Он открыл Себя. Он рассказал о глубочайших и драгоценных тайнах Своего сердца. Он развернул перед нами Свои вечные намерения: как в отношении Церкви, так и в отношении Израиля, и язычников, и всего Творения. Пытаться ограничить огромные пространства откровения Божьего шаткими оградками человеческих доктринальных систем — то же самое, что пытаться заключить океан в сконструированный человеком сосуд. Сделать это невозможно, и не нужно пытаться это сделать. Гораздо лучше — оставить в стороне все богословские системы и школы и, как маленькое дитя, приступить к вечному источнику Святого Писания (Библии) и пить там живые наставления Духа Божьего.
Ничто не приносит больше вреда истине Божьей, ничто так не иссушает душу, ничто не действует так губительно на духовный рост и развитие, как простое богословие, высшее (кальвинистское) или низшее (арминианское). Душа, преданная какой-либо системе, ограниченная рамками этой системы, не может развиваться. Если меня научили воспринимать «пять принципов» как «веру избранных Божьих», я и думать не стану о том, чтобы заглянуть за их рамки. И тогда наиболее славные области небесной истины остаются сокрытыми от моего взора. Я становлюсь неразвитым, ограниченным, однобоким. И надо мной нависает опасность так очерстветь и иссохнуть душой, что занятием моим, моим интересом, моим делом станут пункты доктрины, а не Сам Христос. Последователь высшей доктринальной школы (кальвинист) не услышит великого Евангелия о любви Бога к миру — радостной вести для каждого создания в Поднебесье. Он принял лишь Евангелие для избранных. С другой стороны, последователь низшей школы (арминианец) не услышит о вечной уверенности и безопасности Божьего народа. Их спасение зависит частично от Христа и частично от них самих. В соответствие с учением этой системы в текст так называемой песни прославленных должны быть внесены изменения: вместо «достоин Агнец» им нужно петь «достоин Агнец, и достойны мы». Сегодня мы можем спастись, а завтра — погибнуть… Всё это бесчестит Бога, всё это грабит христианина, лишает его полного истинного мира, делает его в чём-то нищим.
Мы пишем это не для того, чтобы обидеть читателя. Наши мысли более чем далеки от этого. Мы имеем дело не с личностями, а с доктринальными школами и богословскими системами, о которых мы серьёзнейшим образом будем умолять наших возлюбленных читателей покинуть их, сейчас же и навсегда. Ни одна из них не содержит полной, совершенной истины Бога. В каждой из них есть определённые элементы истины. Но будем осторожны: истина часто нейтрализуется ошибкой. И даже если бы мы нашли некую систему, которая не содержала бы (насколько это возможно) ничего кроме истины, в ней, всё же, не было бы всей истины. Поэтому влияние на душу такой системы будет самым пагубным, потому как она ведёт человека к тому, что он начинает кичиться (гордиться) тем, что он обладает всей истиной Божьей. В то время как он ухватился лишь за однобокую человеческую систему.
К тому же мы редко встретим последователя какой-либо школы способного обращаться со всем Писанием, во всей его полноте. Он будет цитировать и постоянно повторять любимые места, но огромная и основная часть Писания останется почти совершенно незатронутой. Возьмём, например, следующее место: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30) и ещё: «…Господь… долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). И на самой последней странице Библии мы читаем: «Желающий пусть берёт воду жизни даром». Должны ли мы принять эти высказывания такими, какие они есть? Или же мы должны вставить в них ослабляющие или видоизменяющие слова, чтобы они вписались в нашу систему? На самом деле они открывают перед нами величину Божьего сердца, благодатную деятельность Его природы, они показывают, как широка Его любовь, и Его любящее сердце не желает того, чтобы кто-либо из Его Творения погиб. В Писании не открывается какое-либо постановление Бога, которое предназначает определённую часть рода человеческого к вечному проклятию. Некоторые могут быть законно преданы ослеплению, из-за сознательного отвержения света (см. Рим. 9:17; Евр. 6:4-6; 10:26-27; 2 Фес. 2:11-12; 1 Пет. 2:8). Всем погибшим придётся винить в этом только самих себя. А все достигшие небес будут благодарить только Бога!
Писание учит нас вере в то, что каждый человек ответственен по мере света, ему явленного. Ответственность язычника — слушать голос творения. Еврей отвечает по Закону. Ответственность христианина основана на полном откровении, содержащемся в Слове Божьем. Если Бог повелевает всем повсюду покаяться, имеет ли Он всех в виду, или только всех избранных? Какое право мы имеем изменять, сокращать, адаптировать Божье Слово или добавлять что-либо к нему? Никакого! Давайте принимать Писание таким, какое оно есть, и отвергнем всё, что не выдерживает его проверки. И, конечно, мы можем усомниться в верности какой угодно системы, не могущей воспринимать Слово Божье во всей его полноте. Если нам кажется, что есть некое несоответствие, расхождение между некоторыми местами Писания, то причина этому — наше невежество. Давайте будем в смирении принимать это и ожидать, чтобы Бог послал нам больше света. Это, несомненно, — твёрдое основание для нашего строительства (созидания), и вместо того, чтобы пытаться сгладить некие видимые шероховатости, склонимся к ногам Господа и скажем: «Прав Ты во всех словах Твоих». Таким образом, мы пожнём чудные благословения и возрастём в познании Бога и всех Его путей…
Несколько дней назад один друг вручил нам проповедь, недавно прочитанную знаменитым священнослужителем, принадлежащим к высшей доктринальной школе (кальвинизму). Как и в рассматриваемом нами письме, в этой проповеди видно влияние однобокого богословия. Например, обращаясь к тому чудесному утверждению Иоанна Крестителя в Ин. 1:29, проповедник цитирует его следующим образом: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира избранных Божьих».
Читатель, вдумайся только: «Мир избранных Божьих». В этом месте нет ни слова о людях. Оно говорит об искупительном деле Христа, благодаря которому всякий след греха изгладится из всего Творения Божьего. Мы увидим это исполненным только при новом небе и новой Земле, там, где обитает правда. Ограничение этого дела лишь грехом избранных Божьих является плодом богословского предубеждения. В Писании нет выражения: «Который берёт на Себя грех избранных Божьих». Где бы ни упоминался народ Божий, везде имеется в виду удаление грехов, искупление наших грехов, прощение грехов. Писание никогда не смешивает эти вещи. И нет ничего более важного для наших душ, чем исключительное наставление из самого Писания, а не из искажающих истину, тормозящих наш рост и иссушающих душу догм однобокого богословия.
Иногда мы слышим, как цитируют Ин. 1:29 или, точнее, переиначивают это место последователи низшей доктринальной школы (арминианство): «Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира». Если бы это было так, никто не был бы потерян. Это утверждение является основанием для ужасной ереси о всеобщем спасении. То же самое можно сказать о передаче 1 Ин. 2:2: «Грехи всего мира». Это не Писание, а безнадёжно ложная доктрина. Она, несомненно, была бы отвергнута нашими переводчиками так же, как и другие подобные. Где бы ни появлялось слово «грехи», оно относится к личностям. Христос есть умилостивление за весь мир. Он заместил Собой Свой народ.
Примечание. Весьма интересно заметить, каким образом Писание противостоит мерзкой доктрине предопределения к осуждению. Посмотрите, например, Мф. 25:34. Здесь царь, обращаясь к тем, кто справа от Него, говорит: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Сравните с этим обращение к тем, кто слева: «идите от Меня, проклятые [не сказано "проклятые Отца Моего"] в огонь вечный, уготованный [не для вас, а] диаволу и ангелам его». То же в Рим. 9. О «сосудах гнева» Он говорит: «готовые к погибели». Не Богом, конечно же, приготовленные, а самими собой. С другой стороны о «сосудах милосердия» Он говорит: «которые Он приготовил к славе». Великая истина о предопределении к спасению утверждена совершенно, гнусное заблуждение о предопределении к осуждению старательно избегается.