Это письмо было направлено в 1878 году одному из редакторов католической газеты. Редактор этой газеты попросил автора письма дать некоторую информацию о библейском учении о Церкви.
Письмо Джона Нельсона Дарби об исповедании и учении, которого он придерживался.
Уважаемый, господин!
Мой ответ на письмо, которое Вы направили мне, задержался из-за постоянной занятости, которая не оставляла места для подобного вдохновения. Несмотря на это я не вижу трудности в том, чтобы сообщить Вам об исповедании моего вероучения. Однако отмечу, что свободная газета не является именно тем верным местом, где я с удовольствием писал бы моим пером.
Я верю, что христианское призвание является небесным призванием. Что христианин, как и его учитель, не от мира сего. Христианин на этой земле является письмом Христовым для того, чтобы среди людей засвидетельствовать жизнь Иисуса, в постоянном ожидании пришествия своего Господа, который возьмет своих во славу свою. Вам, как редактору газеты «Францейс», нет необходимости объяснять, что статьям, которые освещают подобные вопросы, не место в политических газетах.
Сам я живу жизнью только для свидетельства Христова, хотя эта жизнь, должен признаться, еще практически является слабым свидетельством, но я живу для этого. Поэтому я охотно делюсь с Вами, отвечая на те вопросы, которые Вас интересовали, а именно, что меня и других побудило занять позицию, в которой мы теперь, как христиане находимся.
В связи с расширяющимся в наше время неверием, было бы хорошо для начала сказать, что мы держимся за все те основы христианского вероучения, как: Божественность Отца, Сына и Святого Духа, единственного Бога, прославленного в вечности, Божественность и воплощение Господа Иисуса (это означает две натуры в одной личности), Его воскресение и прославление в обителях Бога, существование Святого Духа на земле, сошедшего с небес в день пятидесятницы, Его второе пришествие, как Он завещал. Далее мы верим и в то, что Отец из любви послал Своего Сына, чтобы для пользы людей и благодати над ними совершить дело спасения. Что также Сын из этой же любви сошел на землю, чтобы совершить это дело, и что Он завершил дело спасения, которое дал Ему Отец для совершения на этой земле. Мы верим, что Он совершил примирение за наши грехи, и что Он по завершению этого примирения взошел на небеса и теперь как Первосвященник и Ходатай за нас сидит одесную Отца Небесного. К тому же следует и такая истина, как чудодейственное рождение Спасителя, который был совершенно безгрешен и многие другие истины.
Но моим намерением не является, как Вы и поймете, преподнести Вам теологические разработки. Этим самым я хочу лишь подтвердить, что наша позиция ни в коем случае не базируется на упразднении основополагающих догм христианского вероучения. Более того, – тот, кто стал бы отрицать ту или иную истину, не был бы допущен к общению с нами. Или, если бы кто-то из нас создал учение, которое ставит под вопрос ту или другую из этих истин, был бы исключен из нашего общения. Во всяком случае после того, как были бы использованы все меры и возможности вернуть его на путь истины. И хотя эти истины являются догмами учения, мы их считаем неотделимыми для живой веры и спасения, для духовной христианской жизни, – той жизни, которой мы живем, как рожденные от Бога.
Вероятно, Вы не очень желаете знать эти основополагающие истины, в которые верят другие, как и мы, но хотите узнать, что нас отличает от тех других. Однако, как уже сказано, мною ни в коем случае, не преследуется цель писать разработку на тему уже названных христианских истин. Но в тоже время, я счел необходимым напомнить о них как об основах, признавая при этом истинными христианами, членами тела Христова всех тех, кто чрез благодать Божью и влияние Святого Духа по истине и от сердца верит в эти основы.
После того, как я чрез благодать Господа был обращен, я провел около семи лет под бичом закона. Хотя я чувствовал, что только Христос может быть моим единственным Спасителем, но не мог подтвердить, что я в Нем живу и чрез Него спасен. Я молился, постился, давал пожертвование (эти действия всегда являются добродетелью тогда, если они происходят в правильном духовном направлении). Однако у меня не было внутреннего мира. И в то же время меня неотступно преследовало чувство, что если Сын Божий отдался за меня, я ему должен принадлежать телом и душою со всем тем, чем я владею. Наконец, Бог дал мне понять, что во Христе я соединен с Ним через Духа Святого. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»» (Иоанна 14:20). Что это означало, – ученики могли понять только тогда, когда снизошел Святой Дух. Это было подкреплено еще одной ободряющей истиной: “Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:1). Этот завет духа дан всем, кому прощены грехи: “А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом” (1 Кор. 6:17). Такими образом, христиане являются храмом Духа Святого: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…” (1 Кор. 6:19). Следует подчеркнуть, что в то время, о котором я говорю, Слово Божие для меня, моей веры и жизни стало неоспоримым авторитетом. Не то, чтобы я до этого сомневался в правдивости Святого Писания, но теперь оно стало для меня убеждением, которое самим Богом было посеяно в моем сердце. Таким образом, я познал, что характерное состояние христианина определяется убежденностью в спасении через Христа, присутствием живущего в нас Святого Духа, которым мы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), а также принятием нами познанной благодати. Благодаря жизни Святого Духа в нашей плоти, удостоверяется характерное состояние христианина.
Христианин теперь не от мира сего. Он должен пройти мирно по этой земле, исполняя Божью волю. Как спасенный дорогой ценою, он должен прославить Бога своим хождением. Это познание направило мои мысли на единство Церкви: Тело Христово, в этом смысле, состоит из тех, кто через Святого Духа связан с Его Главою – Христом на небесах. И если во Христе нам в небесах приготовлено место, как и написано: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:5-6).
Так чего же мы еще ждем? Да, чтобы Христос снова пришел, чтобы нас переместить в ту действительность, где наше место. “И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к себе, чтобы и вы были где Я” (Иоанн 14:3). “Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все” (Филип. 3:20-21). “И как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Eго” (1 Фес.1:9-10). Таким образом, присутствие в нас Святого Духа и ожидание пришествия Христова с особым благоговением характеризуют нормальное состояние христианина. И все те, кто владеет этим Духом, объединены в единое Тело: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. … и все напоены одним Духом” (1 Кор. 12:13). Это крещение произошло в день пятидесятницы (Деян. 1:5).
Христиане, в кругу которых я тогда вращался, не стояли на этой позиции. По крайней мере, если не рассуждать о каждом в отдельности, эта позиция не выражалась в их вероисповедании. При чтении Деяний Апостолов, глав 2-ой и 4-ой, мне стало очень ясно, насколько мы далеки были от того, что Бог создал на этой земле. Где можно было найти церковь? Я покинул англиканскую церковь, потому что она не была той церковью. Рим не упустил случая, вначале моего обращения повлиять на меня своей притягательной силой. Но 10-ая глава Послания к Евреям сделала мое присоединение к католической церкви невозможным. В стихах 14 и 18 сказано: “Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них”. К тому же здесь присутствует убедительный факт нашего положения, как священства. И это результат жертвы Христовой, в которой мы с полным доверием можем приходить непосредственно к Богу Отцу. “Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» (Евр. 10:19). Я рассказываю Вам, как было со мной. Я не собираюсь спорить, но вера в совершенное священство, и позже мое убеждение, что я владею этим священством, не позволили, мне присоединиться к католической церкви.
Итак, когда я понял единство Тела Христова, то меня не могли привлечь к себе различные другие секты. Что же касается свободы, на которую претендует Рим, о которой мы знаем, она для меня была разрушающей. Старейшие церкви об этом ничего не хотят знать, также и протестанты. Таким образом, большая часть тех, кто свидетельствует о христианском вероисповедании, находится вне лона Римской церкви. С другой стороны, не могло быть и речи, искать единство в протестантских партиях. В итоге: большинство из тех, кто называются христианами, каковой бы не была их церковная позиция, люди из мира сего, мирские люди, как и язычники. Однако в 12 главе 1-ого послания к Коринфянам сказано ясно, что существовала одна Церковь, основанная на этой земле через сошествие Святого Духа: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом” (1 Кор. 12:13). “И вы – тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор. 12:27). И это происходит на земле. Далее Апостол говори о дарах духовных и о языках, о предметах и факторах, которые можно рассматривать и применять только в рамках общины на этой земле.
Собрание, или Церковь Божья, было создано на земле и должно было быть всегда наяву. Жаль! Она таковой не была. Что же касается отдельных личностей, Господь сказал наперед: “… и волк расхищает овец и разгоняет их” (Иоанн 10:12). Благодаря Богу есть верный пастырь (Христос), который Сам говорит: “… и никто не похитит их из рук моих”. Но и это еще не все. При расставании с верующим Азии апостол Павел сказал: “Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорит превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Апостол Иуда объясняет, что уже в те времена злые люди вкрадывались в среду христиан: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие, благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 4). Эти люди были губителями внутри церкви. Кроме того, восстанут и такие, которые будут полностью отрицать христианское вероучение: “Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами…” (1 Иоанна 2:18-19). И еще апостол Павел напоминает: “Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих» и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего. тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2:19-21).
Это и есть состояние церкви в настоящее время. Она есть большой дом со множеством различных сосудов. Вот он и призывает верных очиститься от нечистых сосудов. В третьей главе названного послания сказано еще точнее: “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, … Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся” (2 Тим. 3:1-5; сравн. Римл. 1:29-31). Апостол Павел таковых обвиняет в тех же грехах, что делают язычники, только здесь он добавляет: “… имеющих вид благочестия, силы же его отрекшиеся…”. И далее мы читаем: “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (2 Тим. 3:12-13). Но для нашей безопасности в этом послании наше внимание направляется на личность, у которой мы научились (как мы верим – это сам апостол), да и “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3:16). В доказательство того, что зло проникло в церковь и продвигается вперед безудержно, апостол пишет: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего” (2 Фес. 2:7-8). То злое, которое уже было на пути во дни апостола, будет преуспевать, пока не откроется сам беззаконник. Господь уничтожит его при своем пришествии. И если здесь речь идет не буквально о церкви, то нам, все-таки, ясно, что подобное происходит в христианстве. Мы читаем о том, что плевелы (сорняки) посеяны там же, где Господь посеял доброе семя. И когда слуги хотят удалить плевелы “… он сказал: нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; …” (Матф. 13:29-30). Зло, причинённое Божьему Царству, должно остаться на поле жизни – этой земле до суда Божьего. Нет сомнения в том, что Христос соберёт пшеницу в Свои житницы, но жатва на этой земле испорчена.
Но вы, вероятно, скажете: “То, что Христос основал, не могут даже врата ада одолеть”. Совершенно верно, и я славлю Бога от всего сердца за это. Однако следует различать одно от другого, как это различает Слово Божье. С одной стороны – это дело Христа, а с другой, – это то, что происходит от людей с их ответственностью. Никогда враг не сможет разрушить то, что Христос основал или одолеть дело Господа. Какого рода не было бы зло, которое вкралось (всякие разделения и течения), дело Христа стояло и будет стоять. Это строение, которое мы находим в 1-ом послании Петра 2:4-5. Это живые камни, которые приходят, как к живому камню и становятся духовным строением. Это строение я нахожу также в послании Ефесянам 2:20-22, а именно: “Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом”. Здесь мы также имеем картину строения, создаваемую Господом из живых камней. Здание, состоящее из святых, которое растет, чтобы стать Храмом, строение которого еще не завершено. Но в Священном Писании Дом Божий на земле рассматривается еще и в другом аспекте: “Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот Храм – вы: (1 Кор. 3:10-17). Здесь я вижу ответственность человека и оценку того, что он совершает. В целом оно характеризуется как храм Божий, и суд начинается именно отсюда. От дома Божьего (сравните с 1 Петра 4:17). Уже при жизни Апостола Петра наступило это время, хотя долготерпение и благодать Божья еще не сдали своих позиций. Таким образом, я признаю ответственность дома Божьего и объединенного христианства. Что Христос строит сам, является действительно делом и плод его труда не пропадет. Но что строит ответственный человек, – другое дело. С самого начала Господь ежедневно прилагал к церкви таких, которые должны были быть спасены. Но вскоре вкрались лжебратья, начали сеяться плевелы, и дом, начал наполняться сосудами всякого рода, от которых верным пришлось очиститься, как например, от святости без силы Духа Святого, от которой следует отвернуться.
Это то, что Слово Божие представляет исторически и пророчески в Новом Завете. Это Слово, которое через учителей направлено верующим, является нашим источником помощи, когда наступят тяжелые времена. И события подтвердили все, что было предсказано.
Что же остается делать? Слово говорит нам, где двое или трое собраны во имя Иисуса, Он находится среди них. По этому принципу мы и действовали. Вначале мы так собирались только вчетвером. И делаем мы это не из-за упорства и высокомерия, но с глубокой печалью, видя окружающую нас, среду. Однако, молясь и принимая каждого возрожденного христианина в своё сердце как брата или сестру, независимо от того в какой церковной сфере им приходилось вращаться. Мы желали ничего иного как удовлетворения наших душ на основе Слова Божьего. Тогда мы не думали о распространении учения. Так мы нашли обещанное присутствие Господа. То же желание заставило .и многих других пойти по этому пути, и, таким образом, служение распространилось в такой мере, что мы себе и представить не могли. Начало было положено в Дублине и распространилось на все Британские острова и за их пределами: в Швейцарии (где дело Божье впервые начало распространяться в Европе), во Франции (где большое число явных безбожников пришли к вере), в Голландии, в Дании, в Швейцарии, где в настоящее время наблюдается оживленное религиозное движение. Нами начатый опыт распространился и в английских колониях, позже в США, в Азии, в Африке и других местах. Дух Божий действует, возбуждая и удовлетворяя духовные нужды там, где не могут этого сделать религиозные системы и организации.
Вот это вкратце и есть позиция братьев, которые основываются на авторитете Божьего Слова. В этом Слове личность Христа рассматривается в трёх аспектах: Он тот, кто совершил спасение на кресте; сел одесную Отца Небесного и послал Святого Духа на землю. Наконец, Он вернется забрать своих с этой земли к Себе. Мы верим в это. Кроме того, мы имеем уверенность в спасении и святости, в силе этого спасения. Мы верим в запечатлённость Духом Святым, Который живет в каждом возрожденном христианине и ожидаем Сына Божьего с небес, не зная, когда наступит момент Его пришествия. “Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но; приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче»” (Рим. 8:15). И мы верим в Его обещание: “И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я” (Иоанн 14:3). Твердая вера в силу спасения, запечатление Духом Святым, которые дают уверенность в принадлежности Богу, как Его детей и радостное ожидание Его пришествия, – это все то, что характеризует христиан, о которых я говорю. Искупленные дорогой ценой; они уже не могут рассматривать себя как принадлежащих самим себе, но как принадлежащих Господу Иисусу, чтобы быть угодными Ему во всех делах и жить только для Него. Это не означает, что мы все практически находимся на высоте небесного призвания, но обязанность стремиться к этому мы признаем. Если кто-либо явно не соответствует тому, что требуется от христианина, будь это в вопросах нравственности или веры, таковой отлучается. Мы воздерживаемся от различных развлечений этого мира. По вечерам мы собираемся для того, чтобы изучать Писание и назидать друг друга. Мы не вмешиваемся в политику. Мы не от мира сего. Мы не принимаем участия в выборах. Мы подчиняемся назначенным властям, какими бы они ни были, за исключением случая, когда они принуждали бы к тому, что явно противоречит воле Христовой. Мы участвуем в хлебопреломлении каждое воскресенье и те, которые имеют дар, проповедуют Евангелие спасения грешникам и учат верующих. Каждый стремится способствовать освящению или добру своего ближнего, соответственно способностям, данных ему Господом. Чувствуя, что христианство идет к упадку, мы находимся вне мировой (господствующей – прим. корректора) церкви, каким бы именем она не называлась. Число тех, которые идут этим путем, я не смог бы Вам назвать. У нас не ведется счет с желанием остаться незаметными, как это надлежит христианам. И наконец, мы считаем братом вo Христе каждого, кто имеет в себе Дух Христа. Мы признаем только одну церковь, Тело Христово, жилище Бога в Духе.
Вы меня спрашиваете о пользе этого пути. Нам достаточно послушания Слову Божьему. Быть послушным Христу – это первая потребность души, которая знает о своём спасении. Проявляется это в нашем сердечном признании Сына Божьего, Который возлюбил и отдал свою жизнь за нас. И действительно, если мы Ему послушны, Он стоит на нашей стороне, несмотря на наши слабости, ошибки и недостатки, в которых я с моей стороны, сознаюсь.
Да прославится имя Его за Его присутствие, за упоение души из источника радости, который и есть залог счастья. И не будет нужды там, где Он прославляется действительно всеми верующими.
Я старался, по возможности, в простоте изложить Вам то, о чём Вы просили. И я не знаю, мог бы я Вам предложить что-либо еще больше. Мне становится стыдно за то, что мне пришлось подробно изложить Вам основы учения христиан, о которых однако и должна идти речь. И так как мне приходилось несколько раз прерывать эту работу, то могло случиться, что я некоторые высказывания повторил. За это я прошу прощение и выражаю Вам мое почтение.