Троякое деление семейства Божьего (1 Иоан. 2)
Семейство Божье едино — это неизбежно, поскольку каждый член его обладает одной и той же природой и жизнью. И в этом смысле оно так совершенно, что Господь желает, чтобы это единство проявлялось в мире. Он говорит: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня»* (Иоан. 17,20-21).
*Более того, на эту просьбу был получен положительный ответ, ибо иначе и быть не могло. В ранние времена церкви Пятидесятницы мы читаем: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4,32), и в связи с этим было свидетельство единства семейства Божьего; апостолы с поразительной силой свидетельствуют о воскресении Господа Иисуса. В их свидетельстве видна сила, убеждающая мир в том, что Христос был послан Богом. Проявление единства всей церкви вскоре прекратилось в мире. Но, несмотря на это, каждый наученный верующий должен придерживаться истины, что семейство Божье едино и что сердца детей Божьих никогда не окажутся в более узком кругу, чем сердце Самого Отца. Как пишет Иоанн, «всякий, любя- сций Родившего, любит и Рожденного от Него». Но чтобы в этом не было ошибки, чтобы показать святость любви, которая должна быть выражена, как и тот канал, по которому она изливается, он добавляет: «Что мы любим детей Божьих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Иоан. 5,1-2). Следовательно, радостно помня, что все, кто дорог сердцу Отца, благодаря нашим общим отношениям, должны также быть дороги нам, мы обязаны в то же время не забывать, что Сам Отец должен занимать первое место в наших чувствах и что истинная божественная любовь к Его детям, может проистекать только когда мы послушны Его слову. Любовь всегда должна пребывать в наших сердцах, но ее выражение должно подобать Богу. Эти два момента никогда не следует путать.
В этом писании, несомненно, содержится нечто большее, чем единство семейства, но все-таки, поскольку это единство проявляется в природе и жизни, оно может быть применено к детям Божьим.
Единство семейства, следовательно, всегда необходимо подтверждать, и это никоим образом не противоречит тому, что апостол Иоанн дает ее троякое разделение, ибо группы, на которые он делит детей Божьих, выражают только состояние или принадлежность. Точно так же, как в человеческой семье разделение основывается на возрасте или субординации, так же и в семействе Божьем. Иоанн говорит нам: «Есть отцы, юноши и отроки или младенцы». Но прежде чем рассмотреть эти отдельные группы, он обращается ко всем и описывает особенности всего семейства. «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его». Выражение «отроки» в этом стихе не то же самое, что в следующем. Если слово «дети» 12-ом стихе включает всю семью, то выражение «отроки» в стихе 13 обозначает лишь определенную группу*.
*В то же время в стихе 28 апостол вновь употребляет слово “дети" (а не «отроки»), поскольку там он обращается ко всем.
Итак, божественной особенностью каждого чада Божьего является то, что его грехи прощены. Это следует запомнить, поскольку мы еще увидим, что ни одному вопросу не уделяется столько внимания в писании, как чаду Божьему без Духа усыновления, и далее, поскольку в прошлой главе мы указали причину, по которой Бог дарует Дух, эта особенность будет сразу понятна. Следовательно, каждое чадо Божье, то есть каждое чадо, которое может воскликнуть: «Авва, Отче!», наслаждается прощением грехов, и имя Христово является основанием, на котором было получено это неизъяснимое блаженство. «Прощены вам грехи ради имени Его», — говорит Иоанн. Это божественное свидетельство, и свидетельство, основанное на значении имени Христа для Бога, на всем значении того, что есть Христос благодаря Своей смерти и воскресению. Следовательно, прощение грехов, которым Бог дал радость Своим детям, является и божественным и вечным — божественным по своим качествам и вечным по своей продолжительности. Да, воздействие драгоценной крови Христа таково, что если наши грехи прощены, то они прощены навечно. Вы скажете, что это не мои мысли? Изучайте писания, и вы увидите, что это Божьи мысли, а если это так, они вполне могут стать нашими. В самом деле, вера состоит в принятии нами Божьих помыслов и утверждении в них вместо наших собственных, и, веруя таким образом, мы можем насладиться смыслом изречения апостола — «Прощены вам грехи ради имени Его». Разве сказано: «Неужели я не нуждаюсь в ежедневном очищении кровью?» Увы, верно, что мы грешим каждый день, хотя всегда следует помнить, что для верующего вовсе необязательно грешить. «Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали», — говорит Иоанн. Но наше состояние таково, что, в сущности, мы грешим каждый день, и поэтому, представляя благодатную божественную помощь в наших недостойных проступках, он добавляет: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2,1-2).
Итак, истина состоит в том, что, будучи однажды очищенными от вины греха, мы очищены навеки. «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10,14). На основании одного совершенного освящения Бог в Своей благодати не только простил наши грехи, но и никогда больше не станет вменять вину верующим. Он не может допустить грех в Своем народе, и, таким образом, если он грешит, то ходатай Отца, праведник Иисус Христос ручается за него на основании Своего единственного совершенного умилостивления за их грехи, молится за них, в ответ на что Бог, действующий посредством Своего Духа, через Слово доводит грех до их сознания, вызывая самоосуждение и исповедание, и затем, как говорит апостол: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Каждый верующий находится под постоянным воздействием драгоценной крови, и вследствие этого больше не возникает вопрос о вине. Но Бог наказывает Своих детей, если они согрешили и еще продолжают грешить, чтобы смирить их в Своем присутствии, чтобы они могли признаться Ему в своих грехах. Затем они омываются водой Слова — путем воздействия слова Божьего на их сердца и сознания, а не очищаются кровью, ибо это уже было сделано однажды и для всех и не может быть повторено. Итак, утверждение этого отрывка совершенно истинно — что грехи всех детей Божьих прощены, прощены во имя Его, Христа, и прощены навечно.
Обратимся ко всему семейству, Иоанн далее разделяет детей на три группы: отец, юноши и отроки, или дети. В стихе 13 он характеризует каждую группу и далее вновь дает им советы и предостережения. Рассмотрим эти группы, определенные апостолом (стихи 13-27).
(1). ОТЦЫ. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (стих 14). Выражение «отцы» обозначает степень признания, и не более. Никоим образом не следует понимать это так, что отцы — это пожилые верующие, хотя в общем верно, что группа отцов главным образом состоит из них. Однако следует помнить, что многие старые христиане — старые в смысле времени, в течение которого они являются верующими — еще всего лишь дети, в то время как в некоторых случаях сравнительно молодые верующие благодаря своему быстрому возрастанию в благодати и познании Иисуса Христа могут оказаться среди «отцов». Важно знать, что эта группа включает всех, независимо от возраста, кто отмечен духовным познанием Сущего от начала.
У Иоанна слова «от начала» указывают на совершенно определенное время. В отличие от его евангелия это не «в начале», которое относится к самой вечности, а от начала, то есть с того времени, как Христос, будучи вечной жизнью, появился в мире, ибо когда Христос был рожден в мире, Он стал вторым Человеком, хотя так же верно, что Он не занял это место до воскресения. Он не был и в состоянии второго Человека (относительно обстоятельств), пока не воскрес из мертвых. Следовательно, слова «Сущий от начала» указывает на Христа, теперь находящегося одесную Бога, как первенец из мертвых и начало творения Божьего (Кол. 1,18; Откр. 3,14). На кресте и посредством креста Бог завершил Свои отношения с Адамом, естественным человеком, и после этого все уже относится к человеку по замыслам Его, к восшед- шему и прославленному Христу. Поэтому, согласно свидетельству Иоанна, кровь и вода вытекли из бока мертвого Христа — кровь, которая искупила грех, и вода, которая омывала или очищала, — в знак того, что жизнь не в первом, а в последнем Адаме. Следовательно, как говорит Павел, Христос Сам есть наша жизнь, и в этом отношении Он есть истинное начало, так как Он первенец из мертвых.
Знать Сущего от начала — это знать Христа таким, какой Он есть, и там, где Он есть, как вечную жизнь, «которая была с Отцом и явилась нам», как все, что теперь есть в Нем, как прославленного Человека одесную Бога. Но иногда возникает вопрос: «Разве не все верующие знают Его?» Такой вопрос — не что иное, как пренебрежение истиной, содержащейся нашем отрывке. Все верующие в большей или меньшей степени знают Христа как своего Спасителя и принимают Его как своего Господа, но это совершенно не вовсе познание Его. Познать Его в каком-то отдельном качестве — блаженство, но познание, о котором говорит здесь апостол, охватывает то, что Он есть, в отличие от любых отдельных представлений или качеств. К примеру, мы можем знать королеву как нашу правительницу, при этом совсем необязательно личное знакомство с ней. С другой стороны, ее дети, не забывая о том, что она правительница, знают ее скорее саму по себе — ее мысли, характер, поведение. Так и отцы здесь абстрагируются от всех качеств, обязанностей и отношений, которые Он может поддерживать в отношении их, и радуются в Нем тому, что Он есть, всем Его духовным добродетелям, Его совершенству и превосходству.
Следует заметить, что это высшее и последнее достижение. Выше его ничего нет. Будучи обращенными, мы главным образом поглощены трудами Христа и благодатью Божьей; впоследствии мы радуемся истине, но в конце концов, если мы стремимся к тому, что перед нами, Сам Христос приковывает наше внимание, и только тогда мы становимся «отцами» в понимании апостола. Это утверждение можно проиллюстрировать примечательным примером. Некоторое время назад нам разрешили посетить святого, пребывающего в тяжких телесных страданиях. Его руки и лицо были искажены суровыми муками. Но хотя страдания были наиболее острыми в то время, когда мы видели его и едва ли какие-нибудь средства могли хотя бы временно улучшить его состояние, он ни слова не произнес ни о себе, ни о своих болях. Его речь была всецело обращена к Господу. Во время нашего визита он говорит об этом влиянии: "Первые десять лет своей христианской жизни я познавал и наслаждался действием драгоценной крови Христа. После этого истина о церкви во всей ее полноте осенила мою душу, и поскольку я не утратил благословенное понимание значения этой крови, мне открылись новые истины, образовавшие главный предмет моих размышлений. «Но теперь, — сказал он, — посредством благодати Божьей, я введен в новый круг, где Сам Христос наполняет мой взор». Он продолжал: «Не то, чтобы другие истины стали менее грешными, а Сам Христос оказался еще более драгоценен, но я чувствую, что мне уже нечего желать». Он заключил: «Теперь это Сам Христос, и только Христос». Этот святой Божий был, как понимает читатель, истинным отцом, и его опыт отмечает последовательность роста христианского сознания, доказывая уже приведенное утверждение, что последним достижением является познание Самого Христа.
Можно добавить еще одно: поскольку эта последняя ступень, то после достижения ее, больше ничего не нужно, кроме более полного и неуклонного познания уже известного нам Сущего. Это видно из того обстоятельства, что когда Иоанн обращается к другим группам, он ничего им не советует, ни о чем их не предупреждает и не взывает к «отцам». Он просто повторяет: «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» (стих 14). Это совершенно ясно. Отцы были полностью поглощены Самим Христом и, следовательно, открыли тайну всех достижений, развития и безопасности. Ибо уподобление Христу достигается посредством силы Духа, путем размышления о Христе (2Кор. 3,18). Единственная цель христианской жизни — больше узнать о Нем, и сатане нет доступа в сердце, исполненное Христом. Следовательно, Иоанну больше нечего сказать им, ибо в сущности им ничего уже не надо. Возьмем, к примеру, все наставления писания, — что они собой представляют? Они только воплощение некоторых черт Христа, и поэтому в познании Его эти «отцы» обладали всем или находились у источника всего, что было необходимо для их поддержки и возрастания в божественной жизни. Если они нуждались в ободрении, мудрости, руководстве, утешении или наставлении — всем этим, всеми блаженствами, дарованными нам в искуплении, они обладали в Сущем, которого познали.
Возможно, настоящих «отцов» всего несколько человек. Но вопрос заключается в том, удовлетворит ли нас что-либо еще? Сегодняшний ребенок — это будущий мужчина и отец. Разве не происходит то же самое в духовном смысле? Увы, столь многие из нас в этом плане остановились в росте и даже отошли назад. Вследствие этого очень многие из нас никогда не выходят из детства. Как мы читаем в Послании Евреям: «Судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началом Слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (стих 12). Но если мы знаем полноту блаженства христианской жизни, или, скорее, если мы желаем больше узнать о безграничных сокровищах, которые заключены для нас в Самом Христе, мы должны с твердым намерением сердца заняться изучением всех благословенных сторон Его личности, Его благодетелей, добродетелей и духовных совершенств, заключенных в слове Божьем. Действительно, если мы ежедневно сидим, подобно Марии, у ног Господа, чтобы слушать Его слово, мы окажемся на пути, на котором мы можем стать «отцами» в семействе Бога.
(2). ЮНОШИ. Это вторая группа, которую Иоанн выделяет среди детей Божьих, и сначала дается их характеристика и затем божественные советы, обращенные к ним для руководства и для предостережения. В начале призыва к ним апостол повторяет их отличительные особенности и добавляет фразу, которая открывает нам источник их силы: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (сравните стих 13-14). Эти несколько слов представляют для нас значительный интерес. Но упомянем лишь то обстоятельство, что они сильны; именно источник их силы содержит наставление для нас. Итак, их сила происходит от того, что слово Божье пребывает в них. Именно зто дает силу в любых отношениях — с Богом, перед людьми, или, как здесь, в борьбе с сатаной.
Что же означает слова «Слово Божие пребывает в вас»? Наш благословенный Господь дал нам ключ, сказав: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15,7). В данном случае это означает не что иное, как то, что Его слова должны укорениться в наших сердцах, и, таким образом, воздействовать на наши мысли; благодаря тому, что мы исполняемся божественными помыслами и в нас пробуждается разум Христа, так что сами желания, которые мы изливаем в молитве, — всего лишь выражение Его собственного разума и воли. Поэтому Он мог сказать: «Чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Так и с «юношами» — слово, пребывающее в них, свидетельствует, что оно настолько ценно в их душах, что руководит их жизнью и формирует ее, и они, обладая ею, всегда готовы выступить против нападок сатаны.
«Именно этого мы и хотим», — можете сказать вы. Многое выражает ту же самую мысль. Потому следует осознать, что обладание словом Божьим, пребывающим в нас, подразумевает беспрестанный труд. К примеру, если я лишь изредка читаю писание, да и то бегло и поспешно, то я не могу обладать словом Божьим, пребывающим во мне. Нет, такое блаженство может быть достигнуто только посредством чтения, молитвы, размышления и служения Духа. В этом случае слово, записанное в Библии, переносится в наши сердца, хранится там как бесценное сокровище и становится источником всех наших помыслов, поступков и борьбы. Мы читаем, что Израиль в последние дни получит закон Божий, вложенный в их мысли и написанный в их сердцах, и тогда все будут знать Господа от малого до большого (Евр. 8,10-11). Они все обладали законом на скрижалях каменных, но он не давал им силы для послушания или борьбы, а когда он будет запечатлен на их сердцах, все измениться — они станут верными и сильными на путях Господних. Подобно этому, если мы имеем слово Божье только в Библии, оно не поможет нам в нашей повседневной борьбе, но как только хотя бы часть его будет сохранена в сердце, оно станет, как мы видели, источником жизни и силы посредством Духа Божьего.
Именно с помощью слова, пребывающего в них, юноши преодолели лукавого, и сделали это по двум причинам. Храня слово, они повиновались ему, а сатана не может прикоснуться к послушному верующему. Пока он пребывает в зависимости и послушании, все уловки сатаны тщетны. То же самое слово, пребывающее в сердце, становится мечом наготове, которым мы изгоняем врага из наших душ. Сам Господь дал совершенный пример этого (как и всего прочего) будучи искушаем в пустыне. Обращаясь в Духе, Он говорит в Псалтири: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Приведенный Духом в пустыню, Он подвергся искушениям дьявола, но на каждое искушение Он отвечал: «Так написано». Он использовал слово, уже пребывающее в Его сердце, и таким образом отражал все нападки и поражал врага, который наконец отступил побежденным. В этом заключается наставление для нас — если слова не было прежде в душе, то оно не может быть использовано в качестве оружия для защиты, Как часто мы вынуждены признать, что если бы мы помнили то или иное место из писания, то мы могли бы избежать многих ошибок и связанных с ними опасностей! Следовательно, самое главное, к чему мы должны стремиться, — чтобы слово Божье пребывало в нас. Это единственный меч Духа, и никаким другим оружием нельзя отразить беспрестанные атаки сатаны. Действительно, быть «сильными юношами» совершенно необходимо всегда, но особенно во времена, подобные нынешним, когда подвергается сомнению само основание нашей веры, — также необходимо сохранять живое слово Божье в самой глубине своих сердец. Божественная помощь для нас при таком положении вещей заключается в том, чтобы ценить, размышлять и полагаться на истинное слово Божье.
Однако существует особая опасность, которой подвержены юноши, и эта опасность составляет тему обращенного к ним увещевания. Апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (стихи 15-17). Следовательно, мир — единственная особая опасность, проистекающая из характера той борьбы, в которой оказываются «юноши». Так было с Самсоном, с назоре- ем и юношей, благодаря его силе посредством отделения Господа и поскольку он не упивался вином, а исполнялся Духом (сравните Числ. 6; Еф. 5,18). Как таковой он стал особым объектом вражды и нападок сатаны, и искушение, которое он испытал в соблазнении его с целью сбить с пути, было одним из мирских соблазнов, о которых говорит Иоанн, — похотью плоти.
Существует две уже указанные вещи — мир и то, что в мире. Самое важное для нас — понять это. Иоанн употребляет слово «мир» в духовном смысле; едва ли следует говорить, что это не физическое понятие, то есть не место, где мы живем, сотворенный мир, земля, а обозначение существующего положения вещей вокруг нас, — мир, обустроенный человеком и управляемый сатаной, его князем и божеством (смотрите Иоан. 7,31; 14,30; 2Кор. 4,4). Каин был его создателем, когда он ушел от Господа и построил город — выражение упорядоченного общества, а его потомки украсили таким образом созданный мир искусствами и науками, целью которых было сделать человека счастливым вдали от Бога. Следовательно, мир всегда противостоит Богу, или, говоря соответственно учению Нового Завета, противоречит Отцу. Именно поэтому Иоанн говорит: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей». Это означает не то, что каждый, любящий мир, является неверующим, а то, что такой человек не способен наслаждаться Отчей любовью*.
*Отец действительно не может явить Свою любовь тому, кто любит мир, ибо имеет место глубочайшее противостояние между миром и Отцом. Это и представляет собой распятие Христа. На примере распятия Бог показал, какими были человек и мир. Именно этот мир распял Христа. Сатане удалось объединить против Единородного Сына Божьего все слои общества. Весь мир — иудеи и язычники, религиозные и гражданские власти — объединились, чтобы умертвить Его, и таким образом сатана свидетельствовал, что он был князем мира сего. Теперь Бог считает мир виновным в смерти Его Сына, и, следовательно, дитя Божье не может любить этот мир и в то же время иметь любовь Отца. Нет, единственной возможной позицией по отношению к этому должна быть позиция, выраженная в словах апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Гэспода нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). Все это настолько просто и понятно, что ни у одного верующего не возникнет вопросов, да и кто станет отрицать, что все опасности для нас проистекают от этого источника? Сатана чрезвычайно деятелен, а наши сердца столь изменчивы, что мирское в любом своем проявлении находит легкий путь в среду детей Божьих. Значит, мы всегда должны быть бдительными и помнить важные слова, что любовь к миру совершенно изгоняет из сердца Отчую любовь. Какие безумства мы часто совершаем! Ради преходящего удовольствия мы поступаемся самым прекрасным и благословенным наслаждением души, лишаемся того, что излучает постоянное сияние на наши сердца и служит утешением во всех бедствиях и скорбях, которые могут обрушиться на нас на этом трудном пути.
Несомненно, в этом отрывке любовь к миру и любовь Отца являются весьма характерным. Мы же говорим об общей истине в ее применении.
Чтобы избежать неправильного понимания, апостол говорит не только о мире, но и о том, что принадлежит миру, а именно о похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. То есть обо всем, что в любом виде может пожелать плоть, обо всем, что может иметь привлекательный вид, обо всем, что глаз может возжаждать и чем может гордиться человек, — то есть тем, что придает ему значение в этом мире и возвещает его среди ему подобных, что бы это ни было, — положение, звание, ученость, сила, искусство или какое-либо мастерство — словом, все, что служит человеку как таковому в этом мире. Юноше следует избегать всего этого в той мере, в какой он понимает свои отношения с отвергнутым Христом и, следовательно, с Отцом в Его любви.
Более того, мы увидим, что Дух Божий указывает в этом писании на три пути к нашим душам — способы, которыми сатана пытается прельстить нас своими мирскими прелестями и чарами. Следовательно, эти пути следует всегда бдительно охранять. Легче оградить врага, чем потом изгнать его, когда он проникнет внутрь. Подобно тому, как Неемия построил стену, предназначенную защищать жителей Иерусалима, каждый должен бдительно защищать свой собственный дом, чтобы поддержать город в святом отделении, то и мы должны защищать входы нашей души от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, соблюдая себя в наслаждении любовью Отчей. Чтобы достичь этого, совершенно необходимо ходить пред Богом, постоянно быть бдительными, молиться в силе Святого Духа.
Апостол придает еще больше силы своему восклицанию, приводя дополнительный довод:: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Он напоминает нам о бренности мира и его вещей в противоположность постоянству и неизменности всего, что присуще Богу. Исполняя Его волю, мы пребываем вечно, ибо в Своей благодати Он объединил нас с Собой и Своим возлюбленным Сыном (1Иоан. 1,3), и тогда нашим уделом станет вечность — вечность блаженства и радости. Чем больше мы постигаем это, тем больше наши сердца понимают то положение, в котором мы оказались, будучи приятными и направляемыми любовью Отца, тем сильнее мы будем противостоять обольщениям мира, сознавая его абсолютную суетность. «Каждый след Египта — упрек верующим», — говорит известный автор. Это свидетельство истинно, ибо Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1,4).