Из книги Кристиана Брима «Основы христианской веры»
Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub fb2 pdf
Авторитетность Библии
Вопрос: имеет ли Библия власть над человеком, над его сознанием и жизнью, в основном зависит от того, вдохновлена ли, то есть, дана ли эта книга Богом. Является ли Библия Словом Божьим? Нет более важного, более основополагающего вопроса, чем этот. Пусть верующие из Ветхого Завета имели бесценное познание Бога, пусть Господь Иисус передал нам удивительные сообщения, и совершил небывалые чудеса, пусть апостолы Господни получили драгоценные откровения от Бога, но, если все это передано нам не каким-то божественным, совершенным образом, то это не имеет над нами никакой власти: у нас, стало быть, нет ничего, что оправдало бы название «вера». У нас, пожалуй, была бы коллекция интересных мыслей, воспоминаний и впечатлений, которые передавались бы из рода в род, но в целом не могло бы оказать влияния на наше сознание, или лишь ничтожно малое как «Фауст» Гете. Это ясно с самого начала: если Библия не вдохновлена Богом, т.е. каждое ее слово не дано Им, то тогда у нас нет ничего, что могло бы называться «истиной».
Не гений человеческий
Когда мы говорим о вдохновении, то имеем в виду совсем не то, что понимается под этим словом в общепринятом смысле. Можно было бы говорить о человеческом гении Гете или Шекспира, можно было бы рассказывать о том, как Георг Фридрих Гендель «вдохновлялся» особым образом, когда в удивительно короткое время он создал своего «Мессию». Но Исайя не вдохновлялся подобно Шекспиру, Паулюсу или Лютеру. Какой из этих высокоодаренных людей мог бы написать в своих трудах слова: «Так говорит Господь...»? Итак, под вдохновением мы подразумеваем полнейший контроль, который осуществляет Бог над авторами отдельных книг Библии, так что они через мысли и слова точно излагают то, что хотел сказать Бог.
Что говорит Библия о себе самой?
Мы никоим образом не намереваемся цитировать высказывания известных людей о Библии. Возможно, интересно было бы знать, что Бисмарк очень любил свою Библию и ежедневно читал ее, делая для себя заметки на полях, а особенно важные цитаты подчеркивал. Но что это нам дает? Это никогда не может стать основой нашей веры! Поэтому нам самим надо обратиться к Слову Божьему и послушать, что оно свидетельствует о себе самом! Давайте направим наш взор сначала на ту часть Слова Божьего, которая называется «Ветхим Заветом».
В Ветхом Завете есть три вещи, которые особенно бросаются в глаза и удивляют нас:
- В первых главах Библии нам сообщаются вещи, лежащие совершенно за пределами восприятия людей. Вещи, превосходящие всякое познание, которое не может быть получено иным способом, как через откровение самого Бога, поскольку описываемые события, имели место до появления человечества. К тому же нас поражает стиль языка: нет ни одного неуверенного слога, что было бы свойственно и уместно для человеческого умозрения, но лишь спокойные и уверенные слова абсолютного знания — слова истины.
- Если мы обратимся к историческим книгам Ветхого Завета, то найдем там характерные черты, которые совершенно чужды каким-либо человеческим опытам и историческим повествованиям. Правда, там тоже люди, великие мужи веры, а вовсе не герои. Таким верующим человеком с высокими нравственными качествами был Авраам, и он назван другом Божьим; Давид, великий царь, был человеком по сердцу Божьему. Перед нами предстают и безбожные люди, переполнившие меру своих грехов, но и тогда даже в самом порочном человеке подчеркиваются похвальные черты характера, если они у него имеются. Все эти жизнеописания имеют одно общее: все они отмечены возвышенным стилем, свободным от человеческих пристрастий и предрассудков. Они отражают объективное и справедливое суждение, которое можно найти только у самого Бога. Другой бросающейся в глаза характерной чертой исторических книг является то, что важнейшие события мировой истории либо совсем не затронуты описанием, либо затронуты вскользь, тогда как кажущиеся второстепенными происшествия и случаи изображены со значительными подробностями. Мы мало, что можем прочесть о знаменитых фараонах той эпохи, тогда как множество глав посвящено простому пастуху, патриарху Иакову. Так, к примеру, в исторических книгах мы видим отнюдь не малозначительное упоминание о великом землетрясении, случившемся во времена правления царя Озии. Мы ничего об этом не знали бы, если бы не упоминал о нем вскользь пророк Амос в самом начале своей книги (гл. 1,1) (сравните также с Зах. 14,5). Так что в заключение мы можем сказать, что эти истории сообщаются лишь в той степени, в какой это необходимо для освещения отношений Господа с людьми.
- Когда мы обращаемся к книгам пророков, то в глаза бросается прямота их речей, их призывов. Нет никаких колебаний, никаких оправданий, но недвусмысленно и впечатляюще звучит: «Так говорит Господь», и эти слова повторяются более 400 раз. Слово Божье исходит из их уст, с их пера, и в своей силе и власти оно обращено к сознанию людей той эпохи. Здесь мы хотим сослаться на одно только место в Ветхом Завете, но стоящее многих других, а именно: на последние слова Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Сам. 23,2).
Свидетельство Нового Завета о Ветхом Завете
Когда мы раскрываем Новый Завет, чтобы найти там свидетельства о Ветхом Завете, то в изобилии встречаем в нем подтверждения вдохновенности и подлинности Ветхого Завета.
- Чрезвычайно важные свидетельства авторитетности Ветхого Завета исходят из уст самого Господа. Когда Господь Иисус был искушаем в пустыне сатаной, он трижды отвечал ему словами: «Написано» (Матф. 4,4; 7,10), каждый раз цитируя из Пятикнижия. Он пришел не для того, чтобы нарушить закон или пророков, но пришел, чтобы его исполнить (Матф. 5,17). Ученикам шедшим в Эммаус Он сказал следующие слова: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24, 26-27). И в стихе 44 той же главы Господь удостоверяет, что надлежит исполниться всему, что в законе Моисеевом, в пророках и псалмах написано о Нем. В Иоан. 5, 46-47 Он — зависимый человек, в определенном смысле ставит власть Писания над своим собственным словом, говоря: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»
- Также и составители евангелия, евангелисты, вновь и вновь подтверждают власть записанных в Ветхом Завете слов, ссылаясь на исполнение его свидетельств, и постоянно повторяют такие выражения, как «Да сбудется Писание», «Да сбудется реченное Господом чрез пророка» и т.д. (Иоан. 19,36; Матф. 2,15).
- Также и в новозаветных посланиях подчеркивается и подтверждается богодухновенность посланий из Ветхого Завета. Павел говорит о Тимофее, что тот с детства знал священные писания, а потом добавляет: «Все Писание богодухновенно и полезно для наставления в праведности» (2 Тим. 3,16). Петр в своем первом послании указывает, что Дух Христов говорит в пророках Ветхого Завета (гл. 1,10-12), а в своем втором послании он утверждает, что это изрекали святые Божьи мужи, будучи движимы Духом Святым (гл. 1,21).
- В Деяниях апостолов, последней исторической книге Нового Завета, мы также встречаем повторяющиеся изречения из Ветхого Завета. Уже в первой главе Петр цитирует две строки из Псалмов, ссылаясь на Иуду Искариота, и говорит: «Мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде». В первом христианском обращении в день пятидесятницы после излияния Святого Духа Петр цитирует пророка Иоиля и три различных псалма, разъясняя исполнение предсказаний, касающихся излияния Святого Духа и смерти, воскресения и вознесения Христа. В главе 3 он говорит о временах совершения всего, «что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (стих 21). В главе 4,24-25 сказано, что именно Господь устами Давида, раба своего, изрек 2-й псалом. И, наконец, относительно свидетельства Петра в Деяниях апостолов мы могли бы сослаться на его проповедь в Кесарии, где он говорит о Господе Иисусе как о назначенном Богом судье живых и мертвых: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10,43).
Давайте еще раз, прежде чем продолжить, обратимся к свидетельству Павла в Деяниях апостолов. В своем первом, таком замечательном, обращении к Антиохийцам (гл. 13) он заостряет их внимание на пути Сущего с народом Израиля. Со времени его пребывания в Египте до дней явления Его на землю, признавая при этом авторитетность книг Моисея, Иисуса Навина, Судей, Царств вплоть до Давида, чьим сыном по плоти был Господь Иисус. Затем в стихе 29 мы слышим: «Когда же исполнили все написанное о Нем, то, снявши с древа, положили Его в гроб». Потом он приводит псалом 2, где говорится, что Бог послал в мир Сына своего единородного. В заключение он цитирует псалом 16, чтобы показать, что Христос и в смерти не увидел тления. Все служение апостола Павла основывалось на божественной власти ветхозаветного Писания. Пожалуй, следует заметить, что в те дни раннего христианства проповедь означала не провозглашение человеческих идей и красноречие, а возвещение «Слова Божьего». Так, в стихе 44 мы читаем: «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». И именно «Слово Господне» распространялось по всей стране (ст. 49). В Фессалониках Павел беседовал с иудеями «из Писаний». Что это за писания? Конечно же, Ветхий Завет. Именно их он открыл и доказал им, что «Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (гл. 17,3). И результатом было то, что многие уверовали. А если мы обратимся к первому посланию к Фессалоникийцам, то прочтем там, что апостол непрестанно благодарит Господа за то, «что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине» (гл. 2,13, оба слова “как” в оригинале отвутствуют, в синодальном переводе такие слова выделены курсивом – прим. редактора). Может ли какое-то другое свидетельство лучше доказать именно богодухновенность ветхозаветного Писания? Поскольку апостол начал свое служение у фессалоникийцев с данного писания, теперь он мог похвалить их за то, что они приняли это слово как «Слово Божье». Затем Павел принес евангелие в Верию: нам сообщается, что жители Верии оказались благомысленнее, чем жители Фессалоник. Почему? Потому что они посчитали писания (естественно, писания Ветхого Завета) единственным, данным Богом, средством для проверки всего, что они слышали. «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (гл. 17,11). Поэтому они определяются здесь как «благомысленные», потому что само служение апостола они проверяют Писанием. Ах, если бы в наши дни таких людей было больше! Как быстро бы исчезли человеческие суждения с церковных кафедр и из аудиторий, чтобы уступить место истине Слова Божьего!
Является ли Новый Завет Словом Божьим?
Мы видим, что во всех книгах Нового Завета Ветхий Завет признается богодухновенным. Но может ли он сам подтвердить свою богодухновенность? Ответ прост: да!
В 1 Кор. 2,13 апостол Павел, передавая откровения Господа, настаивает на вдохновенности Духом Божьим его высказываний и высказываний других апостолов. В 1 Кор. 14,37 он ссылается на свои писания, и каждый, считающий себя духовным, должен признать: «я пишу вам, ибо это заповеди Господни».
Во 2 Пет. 3,15-16 мы находим одно очень значительное событие: новозаветный автор (Петр) ссылается на писания новозаветного автора (Павла) и ставит их по своей значительности на такую же высоту, что и прочие писания. Нечто подобное мы встречаем и тогда, когда апостол Павел в своем первом послании к Тимофею цитирует слово из евангелия своего сподвижника Луки (см. 1 Тим. 5,18). И здесь также цитата из Нового Завета стоит на той же самой высоте и сопровождается теми же словами «ибо Писание говорит», что и цитата из Ветхого Завета. В начале своего евангелия Лука ссылается на то обстоятельство, что он точно следует всему с самого начала, чтобы «по порядку» описать все Феофилу, дабы и тот мог узнать «твердое основание того учения, в котором он был прежде наставлен». Обратим внимание на выражение «по порядку» (оно означает «методично»). Лука пишет методично! Когда Господь позволяет писать свою книгу, то у Него при этом есть определенный метод. Это неудивительно, ведь даже люди, сочиняя свои произведения, используют тот или иной метод. Почему же Бог не должен так поступать? Пожалуй, он не так очевиден, поскольку Бог не пожелал показать неверующему критику своего Слова всю его гармонию. Но верующий восхищается тем, насколько методично написана каждая книга Слова Божьего. Но что это за порядок и метод, по которому Лука писал свое евангелие? Он пишет не в соответствии с каким-либо временным хронологическим порядком или последовательностью событий, но располагает явления согласно их духовному порядку – вот его метод! И, подобно Луке, повествующему о твердом основании учения, говорит и Иоанн в своем первом послании, обращаясь к верующим, чтобы те «знали», что они имеют жизнь вечную (гл. 5,13). Оба этих утверждения предполагают относительно писаний их подлинность и авторитетность, которые может обеспечить только богодухновенность. И какое серьезное, вечное наказание в конце книги Откровений угрожает тому, кто отнимет не только «мысли», но и «слова» от сей книги, которые были даны первоначально (Откр. 22,18-19)!
Все писания богодухновенны
Приведенных цитат вполне достаточно, чтобы показать, что писатели Нового Завета относительно всего, что они писали, точно так же настаивали на вдохновении, как и в случае с писаниями Ветхого Завета. Тимофей с детства знал священные писания (Ветхого Завета). Им как и писаниям Нового Завета, присуще одно — «все Писание богодухновенно и полезно дл научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3,16). О каком бы писании, новозаветном или старозаветном, ни шла речь, – все Писание «богодухновенно». Это, в самом деле, замечательное выражение, которое в греческом подлиннике обозначено одним словом, означающим «вдохнуто Богом». Точно так же, как Бог вдунул дыхание жизни в лицо (ноздри) первого человека, созданного из праха земного, и тот, благодаря этому, превратился в своей целостности в живую душу. Так и все то, что в противном случае осталось бы собранием фрагментов, имеющих большую или меньшую литературную ценность, в результате оживления Богом каждой отдельной части превратилось в единое органическое целое, живое и могущественное, каковым и является вдохновенное Слово Божье.
Процесс сообщения
Теперь мы обратимся к способам и путям, которыми Господь сообщал свои мысли своему народу. Этот процесс, если мы можем так выразиться, охватывает, согласно 1 Кор. 2, три различные стадии, которые мы должны тщательно отделить друг от друга, чтобы устоять перед кривотолками. Первый шаг — это шаг ОТКРОВЕНИЯ. Бог в своем сердце приготовил для тех, кто его любит, драгоценные вещи, настолько чудесные, что их не видит ни один глаз и не слышит ни одно ухо, и они не приходят ни в одно человеческое сердце. Когда Господь пожелал сообщить своим, верующим в Него, эти вещи, то Он должен был их через кого-то, где-то, огласить, раскрыть. И Он сделал это! Да будет прославлено навеки имя Его! Стих 10 показывает, что Дух, проницающий глубины Божьи, — только Он один может открыть людям мысли Божьи. А стих 11 идет еще дальше и поясняет, что Дух Божий является единственно возможным источником таких откровений. Но эти данные Богом откровения дошли не до всего мира и даже не до всех святых, а только до апостолов и пророков Нового Завета (ср. Еф. 3,5), на которых указывает одно слово, стоящее в начале десятого стиха: «нам». Вместо «нам» в десятом стихе в стихе 13, соответственно, стоит «мы»: это те же люди, апостолы. И здесь мы переходим ко второму этапу: «этапу вдохновения». Было бы недостаточно, если бы Бог, имея в сердце своем драгоценные мысли, не открыл бы их. Но и самого откровения Его мыслей еще недостаточно, поскольку, если мы должны овладеть ими, воспользоваться ими, то Он должен позаботиться о том, чтобы они были переданы нам каким-либо верным и надежным способом. И тогда Господь предпринял этот второй шаг. Да будет Ему за это вечное благодарение! Господь позаботился о том, чтобы апостолы и пророки СООБЩАЛИ И ПЕРЕДАВАЛИ эти откровения другим под полным контролем Святого Духа прямым и божественным способом. Как учит нас стих 13, они должны были при этом передавать не свою собственную мудрость, но, как они посчитали за лучшее, передавать истину. Нет они возвещали «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Этот стих показывает, что возвещение истины через апостолов, — а оно происходило сначала в устной, а потом в письменной форме, — совершилось в словах, которые дал им для выражения Дух Святой. Итак, сами слова именно такие, в каких Господь пожелал дать нам истину.
Таким образом, откровение связано с сообщением Господом истины апостолам и пророкам, так что они своим разумом смогли понять его. Вдохновение же связано с сообщением той самой истины от апостолов и пророков всем святым, а здесь уже необходимы были не только мысли, но и слова. Остается еще третий шаг в сообщении истины Божьей, описываемый в стихе 15, который мы могли бы обозначить словом УСВОЕНИЕ, а именно, усвоение мыслей Господних отдельными верующими. Если истина Господня открывается избранным людям и через них передается дальше во вдохновенных словах, то теперь она должна быть принята и понята, если ее цель — «стать благословением и блаженством» для человека. Плотской же человек, человек в своем природном (не обращенном состоянии), не может принять этих вещей, как показывает 14-ый стих. Необходимые для этого способности у него полностью отсутствуют. Духовное надобно судить духовно. Но верующие «имеют ум Христов» (ст. 16), они приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное им от Бога. Однако из сказанного мы не должны делать вывод, будто для неверующих нет смысла раскрывать Библию и читать ее. Дух Святой всегда будет использовать Слово Божье, чтобы, с одной стороны, показать душевному человеку его греховное состояние, его вечную потерянность, а с другой стороны, — Божью святость. Но познание выраженных в Слове Божьем сокровищ и богатств благодати Божьей Он приберег для своих. Было бы нравственно невозможно, чтобы Господь открыл подобные сокровища неверующим критикам своего Слова. Ни учебой, ни умственными усилиями, ни исследованиями и экспериментами нельзя добиться понимания Слова Божьего. Только то, что само по себе «духовно», может судить духовное. «Духовен» возрожденный человек, в котором Святой Дух не только живет, но и управляет им и характеризует его. В этом отношении мы имеем ум Христов. Если нами будет управлять Дух, глаза наши будут открыты сердцу, чтобы понять Божье. Однажды кто-то пожаловался: «Я не могу видеть, мне надо больше света!» Ему ответили: «Тебе не света больше нужно, но истины». Если мы позволим Духу Божьему шире распахнуть окна наших душ, то мы сразу же станем видеть яснее.
Вдохновение с ведома или без ведома писателей
Факт божественного вдохновения ни в малейшей степени не основывается на понимании писателями того, что они должны были писать. Едва ли что другое подчеркивает так необычайность Божьего вдохновения, как то обстоятельство, что пророки из Ветхого Завета (смотри 1 Петр. 1,9-11), — всё, написанное ими под полным контролем Духа, должны были исследовать сами, чтобы понять значение истины. И, если они изучали и исследовали истину, им отрывалось, что они исполняют все это не для самих себя, а для нас. Этот вид вдохновения, который характеризует если не всех писателей Ветхого Завета, то большинство из них, мы можем назвать «неосознанным вдохновением». Редко, если вообще когда-либо пророки понимали полный смысл всего того, что вкладывал Господь в уста. Несмотря ни на что, это было полное вдохновение, но не полное откровение.
В противоположность этому, мы можем обозначить упомянутое в 1 Кор. 2 вдохновение как «вдохновение разумное», характеризующее почти весь Новый Завет. Если мы сказали при этом «почти», то мы имеем в виду, например, некоторые части откровения, в которых мы едва можем понять то, что удалось понять ясновидящему Иоанну в их полном значении. Понимание значения знаменитого числа 666 (гл. 13,18) — наглядный пример тому, что мы под этим подразумеваем. Но это совсем не меняет ни факта, ни получения вдохновения.
Божье и человеческое
Божье вдохновение никоим образом не устраняет авторство человека. Окружение, призвание, опыт и способности различных писателей — всё это вносило свой вклад в форму и содержание того, что они писали. Как их характер, так и их стиль обнаруживается в их рассказах и повествованиях. Дух Божий использовал разнообразные качества, и Он так воздействовал на писателей, что используемые ими слова были их собственными и в то же время вдохновлены Господом. И именно потому их словам свойственна божественная власть и точность. Независимо от того, каким мог быть характер предмета, — давался ли он им через откровение Божье, или же авторы излагали факты, исходя из своей собственной эрудиции, или, имея в своем распоряжении письменные материалы — всё, по свидетельству апостола, происходило под контролем Духа Святого. Язык фактически был их собственным языком, но он был именно таков, каковым Господь пожелал иметь его и в соответствии с Его намерением. Каждый писатель сохранял свой естественный стиль. Но Божий контроль над ними настолько очевиден, что их собственные сильные эмоции остаются невыраженными даже тогда, когда мы, вполне естественно, могли бы ожидать их сильнейшего выражения. Мы не находим никакого проявления чувств, никакого свидетельства сочувствия, когда они повествуют о борьбе Господа в Гефсимании или об ужасе на кресте. Мы не находим ни малейшего проявления восторга при известии о воскресении Христа. Всякий обычный писатель непpeменно бы добавил свои собственные слова, чтобы выразить свои личные мысли и движения своей души, но все это в результате контроля Святого Духа совершенно отсутствует.
То, что божественный и человеческий элементы в священном Писании смешиваются друг с другом таким чудесным образом, что писатели как все вместе, так и каждый в отдельности, ответственны за то, что они написали, становится ясно из определений Библии и из ее содержания. В то время как, с одной стороны, мы утверждаем, что откровения тайны через пророческие писания даны по повелению Бога вечного (Рим. 16,25-26), с другой стороны, мы иногда встречаем имена отдельных писателей: «Так и Давид называет блаженным человека...» (Рим. 4,6); «Моисей пишет о праведности...» (Рим. 10,5); «... о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр. 7,14) и т.д. Также Иоанн в конце своего евангелия оставляет нас в неведении о том, кто написал все это: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие» (Иоан. 21,24). Так что в заключение мы можем сказать относительно Священного Писания: оно авторитетно, поскольку является голосом Божьим, и оно понятно, потому что написано на языке людей.
Словесное вдохновение
И всё же почему (может спросить кто-нибудь) так необходимо настаивать на словесном вдохновении Библии? Разве недостаточно мысленного вдохновения? На это мы, прежде всего, ответим, что в священном Писании вдохновение прочно связано с теми словами, в которых оно выражено (1 Кор. 2,13; Откр. 1,3; 22,18-19). После этого мы можем утверждать, что вдохновение, которое распространяется только на мысли, было бы беспомощным в плане авторитетности послания. Уверять, что и Павел, и Петр, и Иоанн имели удивительные, полученные от Бога мысли, но что в отношении формы их выражения они отказались от всякого Божьего контроля и надзора, — значит отбирать левой рукой то, что дается правой. Павел, верно, мог иметь чудесные мысли от Бога, он мог даже сообщить их нам, но, если бы слова этого сообщения тоже не были бы от Бога, то как мы могли бы полагаться на них? Нет, без вдохновенных слов у нас вообще не будет богодухновенного. Если мы не имеем словесно вдохновенных посланий, то у нас вообще не будет богодухновенных посланий, а Библия, пусть даже весьма интересная и возвышенная, не будет иметь никакого авторитета. Именно на этом авторитете для себя настаивают и современные лжеучители. Для нас достаточно того, что Библия сама подтверждает свою словесную вдохновенность. Мы верим в это.
Теории выше богодухновения?
Нас иногда спрашивают, каких теорий относительно богодухновения священного Писания мы придерживаемся. На это мы можем ответить просто и коротко: «Никаких!». Вдохновение священного Писания так же чудесно, как и все другое божественное. Мы так же должны и обязаны верить в него, как мы верим в другие чудеса Господа. Мы не связываем теорию ни с каким-либо другим великим таинством веры, как, например, истиной о триединстве Бога, или о воплощении Христа, или о восхищении верующих. Все эти великие истины открыты нам в Писании, и мы радостно, безоговорочно и немедленно признаем, что они совершенно сверхъестественны и лежат вне нашего понимания. Да, мы совсем не ждем, что сможем понять их; наоборот, мы принимаем их на веру. Мы ни в малейшей степени не обеспокоены тем, чтобы познать эти тайны, совершенно недоступные нашим мыслительным возможностям, напротив, через это мы укрепляемся. Именно этого мы ожидаем от откровения, которое является Божьим. Попытайся мы что-либо где-либо исследовать человеческим духом, это только выдало бы человеческие мотивы подобной попытки. Вдохновение не таково: оно сверхъестественно, оно — от Господа.
Переводы
Серьезным затруднением для некоторых является тот факт, что вновь и вновь появляются новые, пересмотренные, улучшенные переводы Библии. Как же тогда быть с притязанием на словесное вдохновение? Но и здесь ответ прост: вдохновение относится к писаниям на их оригинальных языках. Для Ветхого Завета Господь избрал еврейский, а для Нового Завета — греческий язык. Именно подлинные тексты на подлинных языках словесно вдохновлены Господом, а не переводы. Хороший перевод передает нам Слово Божье и истину по возможности точно. Так, например, долгое время Рим. 8,1 в переводе Лютера звучало так: «Нет ничего предосудительного в тех, которые во Христе Иисусе». Но это было не точное изложение греческого текста. Кроме того, это не было истиной: в верующих есть еще нечто проклинаемое, а именно — плоть, греховная природа. Поэтому был необходимый пересмотр лютеранского текста, чтобы выразить истину, которая содержится в греческом тексте: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу».
И все же имеется один перевод Слова Божьего. Сам Господь Иисус, а также апостолы и писатели Нового Завета, использовали и часто цитировали один перевод Ветхого Завета, так называемую Септуагинту — перевод еврейского Ветхого Завета на греческий язык. Не все ее части являются точным переводом, однако Господь Иисус, используя его, говорил: «Написано». Итак, хороший перевод передает нам самую суть согласно вдохновенному Слову Божьему в достойной доверия форме. Но вдохновенным является только оригинальный текст как на еврейском, так и на греческом языках. По возможности точно восстанавливать эти тексты (так как мы не располагаем единственным оригинальным текстом) ставит своей задачей честная критика текста (не путать с разлагающей верующих библейской критикой). И мы можем сказать что, благодаря доброте Господа и несмотря на нашу неверность, мы все же имеем такой правильный и точный основной текст, который был недоступен предыдущим поколениям. Господь заботится о своем Слове, и оно будет навеки утверждено в небесах.
Вольные цитаты
В Новом Завете мы часто находим вольные цитаты из Ветхого Завета. Этот факт используется критиками как доказательство против богодухновенности священного Писания. В этом случае мы могли бы спросить: «Разве Дух Святой, одинаково вдохновлявший писателей Ветхого и Нового Завета, не имел прав и полномочий придать некоторым местам в какой-либо другой связи новую ясность или иные значения?». Пример тому — цитата из Ис. 8,12 в 1 Петр. 3,14-15. Ни еврейский, ни греческий тексты Ветхого Завета не упоминают здесь имени «Христос» или «Мессия», но Духу Святому было угодно недвусмысленно связать эти места в Новом Завете с Господом Иисусом Христом.
Также и цитата из Мих. 5,2 в Матф. 2,6 чрезвычайно поучительна и ценна. Если у Михея мы читаем: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле», то цитата в Матф. 2 звучит следующим образом: «Ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Михей, говорящий пророчески об Иисусе Христе, не сказал о том, что Он должен спасти народ Израиля. Но именно эта мысль Святого Духа звучит в евангелии от Матфея, где Господь представлен не только как царь, но показано также Его сострадание к стаду, оставшемуся без пастыря (гл. 9,36). Как ценно для наших душ именно таким видеть характер Господа Иисуса! Подобно тому, как Давид спасал стада своего отца, прежде чем стать повелителем сынов Израиля, так же и Господь Иисус хотел спасти свой народ Израиля, прежде чем Он начнет управлять им в качестве Владыки. Не исключается также, что Дух Святой в Матф. 2,6 дополнительно намекает на 2 Сам. 5,2: "И сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, и ты будешь вождем Израиля». Даже если отвержение Христа служило внешним поводом, то это была духовная последовательность в откровении Господа: сначала спасать и сострадать, а потом владычествовать.
Разница между откровением и вдохновением
Много трудностей для неверующих возникает из-за того, что не принимается во внимание разница между откровением и вдохновением. Можно услышать такие вопросы: «Как увязывается с вдохновением тот факт, что в Библии встречаются слова порочных людей? Они тоже вдохновлены? Они тоже истина? Тоже выражение мыслей Божьих?» Конечно, нет! Тот, кто задает такой вопрос, упускает из виду уже разъясненную разницу между откровением и вдохновением. Не всякая часть писания является прямым откровением Бога. В Слове Божьем частично изложена история, в которой передаются также и слова злых людей, даже самого сатаны. Но не все в том, что люди — верующие или неверующие — делают и говорят, согласуется с помыслами Бога, его намерениями и деяниями и является в этом смысле «истиной». Но все это дается нам от Господа через вдохновение. У нас есть божественно точные сообщения о том, что делается и что говорится. Так, в книге Екклесиаста дается пример того, что видит человек «под солнцем» и к какому результату он приходит: «Все — суета и томление духа!» Возьмем другой пример из главы 2, стих 24: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего». Является ли это, спросим мы, откровением Господа? Это ли голос Божий, говорящий, будто еда и питье есть высочайшее благо? Тысячу раз нет! Так что же это? Это вдохновенное Богом сообщение о совершенной суетности и пустоте всего земного, что человек находит под солнцем. Как добр Господь, что позволяет нам заглянуть во вдохновенное им слово для нашего же предостережения и исправления!
Другой пример, мы находим в 1 Кор. 7,12, где Павел говорит: «Прочим же я говорю, а не Господь». И это место тоже подчеркивает разницу между откровением и вдохновением. Сомневающиеся подумают, что здесь Павел отвергает богодухновение. Однако этот отрывок, наоборот, только подтверждает богодухновение. Павел, как верный слуга Господа, желает дать нам свое суждение по какому-то определенному вопросу, и тут-то он вдохновляется Духом Божьим, чтобы сказать нам, что это его личное мнение, а не заповедь Господа, как прежде слово в стихе 10, согласно Матфею 5,32.
Противоречия в Библии
Зачастую факту богодухновения Библии противопоставляется утверждение о том, что она содержит много неточностей и даже противоречий. Если бы мы собрали все эти обвинения, которые выдвигают люди против священного Писания, и классифицировали этих людей по определенным признакам, то наибольшее число обвинений можно было бы найти у той группы людей, которые характеризуются полнейшим невежеством, и даже иногда определенной нечестностью. Любимый вопрос неверующих критиков: «Откуда Каин взял жену?» — это только один пример этой большой группы. Словно у Каина не было сестер (Быт. 5,4)! Нет, подобные трудности существуют не в священном Писании, — они лишь в мыслях людей, откапывающих подобные вопросы.
Подлинные трудности в Библии
Однако помимо массы надуманных вопросов, встречаются также и настоящие затруднения, которые при изучении и молитве оказываются прямо-таки источником обильной благодати для души, потому что они ведут к раскрытию сокровенных красот священного Писания.
К такой группе, например, принадлежат те вопросы, которые возникают из различной трактовки четырех евангелистов. Но, если подумать, что каждый из евангелистов имел какую-то другую задачу и должен был описывать Господа Иисуса с какой-либо иной стороны, то различия в четырех евангелиях становятся настоящей сокровищницей для верующего и свидетельством вдохновения. Первая трудность появляется в 1 Цар. 6, где говорится, что Соломон начал строить храм в 480 году по исшествии сынов Израиля, тогда как в действительности прошло 573 года. Но как важно открытие, что пропущены 93 года, которые Израиль во времена судей провел под чужим господством! Разве не знал Матфей, когда давал родословие Господа, что от Давида до переселения в Вавилон в действительности было более чем четырнадцать родов (гл. 1,17)? Естественно, он знал это! Но под вдохновением Духа Божьего он должен был пропустить три поколения, потому что они происходили от безбожной царицы Гофолии. У некоторых может вызвать затруднение Матф. 2,23. Тщетно мы будем искать в Ветхом Завете слова: «Он Назореем наречется». Эта трудность также разрешима, если понимать, что Дух Святой не говорит, что это сказал один пророк, часто многие пророки сообща свидетельствовали о том, что Христос будет презираем. Точно так же для многих серьезную трудность представляет то, что Матфей в главе 27,9 цитирует высказывание Захарии, но говорит, будто оно изрекалось пророком Иеремией.
В качестве последнего примера такого рода трудностей сошлемся на 1 Kop. 10,8, где Павел приводит число погибших в бедствии — 23000, тогда как в Числах 25,9 говорится о 24000. Не допустил ли здесь Павел ошибку, как утверждают многие? Не имеются ли здесь противоречия? Ни в коем случае! Дело в том, что если Моисей в Числах 25 приводит общее число погибших в бедствии, не упоминая при этом, в один ли день все они погибли или нет, то Павел, вдохновляемый Духом Святым, сообщает нам дополнительную подробность, что бедствие было таким ужасным, что в один день было 23000 умерших.
Подлинные расхождения в Библии
Остается еще одна маленькая группа действительных затруднений, на источник которых нельзя указать с уверенностью. Примером может служить вопрос о возрасте царя Охозии при его вступлении на престол. 2 Цар. 8,26 указывает, что ему было 22 года, тогда как 2 Хрон 22,2 приводит 42 (в некоторых версиях). Возможно, здесь имеется какая-то очень древняя ошибка в переводе или при переписывании, но как и когда это произошло, нам неизвестно. Такие маленькие различия, которые большей частью можно найти в ошибочных копиях, появляющиеся в ходе тысячелетий, не представляют собой интереса: они не имеют ничего общего с богодухновением.
В заключение мы хотели бы заметить, что Библия писалась не для небрежных, а для прилежных искателей истины, которые в духе Верии (Деян. 17,11) разбирают и исследуют писания! Если только мы читаем их в вере и в зависимости от Господа, мы можем стать «делателями неукоризненными» (2 Тим. 2,15), получая от Господа мудрость и свет. Граф фон Эйнзендорф прекрасно сказал о Слове:
Если Слово начнут забывать,
Поколеблется веры основа!
Что мне мир — мне важна благодать,
Что дает только Божие Слово!
Огромное значение имеет тот факт, что в отношении помыслов Господних мы полагаемся не на устный и при этом неточный пересказ людей, но держим в руках письменное Слово Божье! Все прелести этого мира пройдут бесследно, «но слово Господне пребывает в век» (1 Петр. 1,25). Кто опирается в вере на это слово, тот имеет под собой прочную почву, которая есть в вечности Господней, ибо «и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2,17).