Это цитата из Нового Завета из 1-го послания к Коринфянам из 4 главы (1 Кор. 4:6). Написано апостолом Павлом. Что означают эти слова апостола?
Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало (Деяния 17:10-12).
Примечание. Другой возможный перевод слова «благомысленнее» это «благороднее». В 1 Коринфянам 1:26 за словом «благородных» в греческом оригинале стоит точно такое же слово.
Согласно книге Деяний и послания к Фессалоникийцам (1 Фесс. 2:2) апостолы были преследуемы в городе Филиппы за истину, после чего они отправились в Фессалоники и «дерзнули» проповедовать Евангелие там. И, придя в синагогу, нашли там Иудеев и прозелитов (язычники обратившиеся к Богу Израилеву). Они принесли весть об Иисусе, которого верийцы не знали хотя и ожидали Мессию (т. е. Христа). Как поверить, что тот самый Иисус, сын Марии, униженный, отверженный и убитый во истину и есть Мессия из Ветхого Завета, Сын Бога? Принять слово со всем усердием и ежедневно изучать его. То есть проверить истинность слов человека, который говорит что-то новое о духовном, что-то, что мне ещё неизвестно. При этом важно заметить, что верийцы разбирали Писания в критическом залоге — проверяли истинность учения Павла и его соратников. Было ли это плохо? Очевидно, что нет. Ведь Дух Святой через Евангелиста Луку приводит этот пример как положительный, так как верийцы названы благомысленными (благородными), а значит они поставлены как пример для нас. Это короткое повествование заканчивается приходом к вере в Господа Иисуса многих: и иудеев, и прозелитов из еллинов. Павел благовествовал им по Писанию, а не по своим видениям или духовным откровениям, которые у него были и были чудесны. Верийцы были убеждены Писанием и вера их покоилась не на Павле с его духовным опытом, а на незыблемом Слове Божьем.
Ещё одна мысль по этому небольшому отрывку. Верийцы не были христианами, но иудеями, а значит ещё не имели способности видеть (духовно) так как видел Павел. Как же они поверили ему? Очевидно, что, разбирая Писания, они могли увидеть те истины, которые проповедовал им апостол. Они читали (скорее всего, это были пророчества из Ветхого Завета о Христе, их около 300) и убеждались, что это действительно так, что сей Иисус и есть Христос, Сын Божий (см. Деяния 28:23-24).
Помимо этого отрывка есть и другие, из которых любой, кто хочет познать фундамент своей веры, может почерпнуть принципы верного токования Писаний. Прежде всего, мы можем учиться этому у Самого Господа и Его апостолов, когда они истолковывают различные образы (притч или ветхозаветных историй). Начало Евангелия от Луки звучит так: «... чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Феофил мог понимать то, что ему написал Лука в Евангелии, и из книги Деяний тот же самый Феофил мог понимать то, что написано там. Более того, из этого можно сделать вывод, что всё Писание (и Ветхий и Новый Заветы) дано нам для того, чтобы мы могли его понимать. Хотя, конечно, остаётся тот факта, что каждому дана разная глубина познания даже при условии того, что все мы придерживаемся принципов его истолкования. И это для того, чтобы мы знали основы нашей веры, знали и были утверждены в верном учении (2 Петр. 1:12), чтобы фундамент нашей веры находился в Боге и Его Слове, а не на авторитете человека. Попытка сделать из простого Писания нечто мистическое, недоступное, непонятное — это тоже самое что отнять его у человека. В средние века католики запрещали читать Писание, и, таким образом, держали людей во тьме своих толкований, не давая возможности проверить их. Есть и современные их последователи. Они скрывают Божье Слово за пеленой выгодной им таинственности. Первые сжигали Библию, но это привело лишь к тому, что тысячи стали её читать. Вторые оказываются хитрее, — вручая её человеку, они отнимают у него возможность проверить их же учение.
Одним из фундаментальных принципов является слово, написанное апостолом Павлом коринфянам:
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1 Коринфянам 4:6)
Это значит, что мы не имеем права преступать границ Писания, строить умозаключения на каких-либо предположениях, чьих-либо мнениях, видениях, откровениях. И ещё:
зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петра 1:20-21)
В связи с предыдущим отрывком становится понятным, что объяснение Божественного Писания происходит самим Писанием, то есть не выходя за его рамки и не ограничиваясь какой-то одной цитатой. И этот принцип никак не противоречит действию Духа Божьего, ведь это Он вдохновлял пророков и апостолов, когда они писали, Он же и дал ключ к разумению написанного:
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. (Лук. 24:44-48)