Достаточность написанного слова Божьего (Писаний) и его использование
(небольшое размышление по 3-ей главе 2-ого послания апостола Петра)
Бог никогда не оставляет Свой народ без света, необходимого ему в пути. Время от времени Он являлся патриархам, чтобы направлять их в странствиях: в видениях и снах Он сообщал им Свою волю. Он явился Исааку, чтобы запретить ему идти в Египет (Бытие 26). Позже в ночном видении Он убеждал Иакова отправиться туда (Бытие 46). Будучи под законом, через сны или видения, через Урим и Туммим или пророков израильтяне получали Божественное руководство соответственно тем обстоятельствам, в которых они находились. Закон указывал им, что они обязаны были делать. Когда началось уклонение от исполнения заповедей, были воздвигнуты пророки, чтобы призвать людей к верности, направить их на путь тогда и возвестить о будущем. Написанное Слово Божье, каким они его получили, в любое время могло быть дополнено новым откровением, данным пророку, который мог быть скромного происхождения, как Амос — один из пастухов Фекойских, или являться членом семьи Аарона, как Иезекииль. Такое положение, которое давало им чувствовать постоянную заботу Господа об их жизни, в то же время заставляло их смотреть по сторонам в поисках того, кого Господь мог избрать из их среды в следующий раз, чтобы далее возвещать Его мысли. Написанное Слово тогда было явно не полным откровением воли Божьей. Тем не менее, народ должен был слушать его и соблюдать. Оно обладало властью, которой не могло обладать ничто другое, поскольку это было Божье Слово. Однако, они могли правомерно ожидать к нему новых дополнений.
Что касается нас, христиан, то здесь другой случай. С отшествием Апостолов все откровения, дополняющие Слово Божье прекратились. Всё, что Бог хотел открыть, прежде чем Господь придёт за Своей Церковью, в течение почти 18-ти столетий (а ныне уже 19-ти, автор этих строк жил в 19-ом веке) находится в руках Его святых. Явился Тот, Кто был Истиной и показал Отца (Иоанна 14:6—9). Дух истины, Который Сам есть Истина, находится здесь, чтобы наставить нас на всякую истину (Иоанна 16:13; 1 Иоанна 5:6), так что полное откровение — это то, что мы имеем. Слово Божье закончено, и никто не имеет власти добавлять к нему. Таким образом, заметна разница между заключительными наставлениями, данными Моисеем и Малахией Израилю, и последними указаниями Апостолов, которые относятся к нам. Находясь в земле Моавитской, близ Иордана, Моисей говорил о тайнах, сокрытых в недре Божьем, и наставлял людей ждать пришествия пророка, подобного ему самому, которого они должны были слушаться во всём, что бы он ни сказал. Малахия, последний пророк Ветхого Завета, заканчивает своё пророчество предсказанием прихода Илии пророка перед наступлением дня великого и страшного — дня, когда Господь придёт, сообщая тем самым, что Израилю предстоит новое общение с Богом. Павел, напротив, в конце своей жизни умолял Тимофея держаться образца здравого учения, которое он слышал от него, советуя во избежание заблуждений, которые усиливались и должны были преобладать, проповедовать Слово, и наставлял его передавать известную уже истину тем, кто придёт после них. Иуда вдохновляет верующих «подвизаться за веру, однажды переданную святым», видя приближающееся отступничество. Он напоминает им о словах, прежде сказанных Апостолами относительно тех, кто появится в собраниях святых, он предъявляет пророчество Еноха, прежде не записанное в Слове, о суде, который падёт на этих людей. Пророчества, произнесённого перед потопом, и уже известного учения Апостолов было достаточно, чтобы предупредить верных о подобных людях и о том, что их ждёт. Иоанн пишет младенцам во Христе, увещевая их, чтобы в них пребывало то, что они слышали от начала: если это пребудет в них, то и они пребудут в Сыне и Отце (1 Иоанна 2:24). Иаков, пополняя наши знания об Илии, не говорит, что мы удостоимся новых откровений (Иакова 5:17—18). Также и Пётр пишет: «Напоминанием возбуждаю ваш чистый разум, чтобы вы помнили слова, прежде речённые святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Петра 3:1—2). Все они обращают мысли верных к тому, что уже было дано, — этого вполне достаточно для руководства в жизни, и это всё, что необходимо для общения с Отцом и Сыном в последние дни и до конца дней.
Таким образом, наличие полного откровения Божьих замыслов с первого столетия домостроительства является отличительной чертой, присущей времени благодати. Те, через кого Божья истина начала окончательно раскрываться, были также и теми, кто завершил откровение. Когда они отошли в вечность, откровения перестали посылаться, однако любое дитя Божье по мере необходимости всегда могло рассчитывать на помощь провидения. Объяснение этому напрашивается само собой. Единственно верная позиция Церкви на земле — это позиция ожидания (а не нового пророка) появления в любой момент Господа Иисуса на воздухе. Хотя только Богу известно, насколько близок или далёк этот час, ясно, что эта надежда не была бы воспринята нами как реальная, если бы мы могли ожидать посланника, который возвестил бы нам Его новую волю. Однако Апостолы говорили о заключительных днях христианства. Будущее было перед их глазами, делая предметом наиболее серьёзных и вдохновенных увещеваний не просьбу к святым ждать кого-то, кто будет послан сообщить мудрость и Божественное водительство во времена упадка, но держаться истины, данной в то время, чтобы противостоять заблуждениям, которые будут возникать часто. Когда закончится нынешний промежуточный период, после пришествия Господа на воздухе за Своими святыми, Бог снова займётся непосредственно евреями, язычниками и землёй, и новые откровения будут даны через избранные Им орудия (Иоиль 2:28; Откровение 11:3). До тех пор написанное Слово является совершенным путеводителем и сокровищницей для Его народа. Из него мы узнаём, как нам жить, поступать и сражаться с его помощью. В нём мы находим всю истину, какую Богу было угодно доверить нам, пока мы ещё здесь, на земле.
Удовлетворяет ли это Слово наши нужды? Можем ли мы доверять ему как отвечающему нашим потребностям во всяком руководстве? Достаточно ли оно предусмотрело для нас всё необходимое, чтобы мы могли противостоять заблуждениям наших дней? Те, кто обращается за помощью к другим источникам, ответили бы отрицательно. Если мы послушаем Петра, мы ответим утвердительно, и узнаем, прочитав его второе послание, каким богатым арсеналом духовного оружия является Библия. Вдохновлённый Святым Духом, находящийся в ожидании смерти, осведомлённый о заблуждениях, которые умножаться перед возвращением Господа, он не только рекомендует святым Слово Божье как их руководство, но и показывает, как извлекать из него пользу.
Как у святых, так и у безбожников есть будущее: разгоревшиеся стихии растают. Апостол Пётр держит эту картину перед их взором. Для святых будущее, о котором он говорит, — это Царствие; для безбожников остаётся суд и погибель; в то время как материальный мир исчезнет. Все эти события тесно связаны с возвращением Господа на землю. Скептики последних дней будут открыто отрицать пришествие Господа. Пётр, пророческим духом глядя вперёд, уверяет своих читателей в том, что мир, несомненно, исчезнет, и вооружает их против учения, которое будет преобладать, отправляя их к тому самому Слову, о котором скептики предпочитают не знать. «Где обетование пришествия Его?» — спрашивают они. Говоря так, они поворачиваются от Божьего Слова к Его делам и делают выводы из того, что видят, в противоположность тому, что они читают. «Где обетование пришествия Его?». Обетование есть. Слово, в котором оно хранится, признаётся существующим, но вера в то, что Бог сказал, отвергается. «Ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же». Являясь творениями одного дня, они преподносят свои догадки как доказательства, вытекающие из того, чего им хотелось бы, чтобы было правдой. Состояние природы с тех пор, как стали умирать отцы, остаётся неизменным и должно оставаться неизменным — таково желание их сердец. Подобные мысли некоторым могут показаться неопровержимыми и заключения, сделанные на основании исследования Божьих деяний, бесспорными. Однако большинство доводов относительно материи не входит в их расчёты, а именно Источник творения и сила Того, Кто сотворил небо и землю, море и источники вод: «Думающие так не знают, что вначале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою». Творение обрело свои формы по слову Всемогущего. У неба и земли было начало и, естественно, может быть и конец. И далее: «потому тогдашний мир (установленный порядок вещей на земле) погиб, быв потоплен водою». Такова история прошлого, записанная в Слове. Порядок вещей, как говорят люди, был нарушен. Следовательно, он может быть нарушен снова.
Те ругатели, рассуждая о том, что видят, делают заключения о том, что должно быть. Неизменность творения в настоящее время является для них показателем того, что так будет всегда. «Мы можем узнать, — сказали бы они, — о том, что должно быть, из того, что есть». Они говорят о начале творения, о неизменном состоянии вещей с того времени до сего дня. Пётр здесь встречается с ними на их собственном основании, делая для нас возможным испытать их выводы. Он тоже может говорить о сотворении и свидетельствовать о возможности вмешательства, как бы они это назвали, в незыблемый порядок вещей. Бог и прежде вершил суд, Он будет, Он должен делать это снова, если люди не будут слушать Его Слово и подчиняться Его Сыну. Разве странно то, что Он должен судить, разве это чуждо Ему? «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». Не только ангелы ощутили на себе силу Его гнева, ибо Он осудил и человека. Он не пощадил ангелов. Он «не пощадил первого мира... когда навёл потоп на мир нечестивых». И снова, позже: «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам». Эти вмешательства Божьего суда имели место, потому что Слово упоминает о них, и ни какой другой источник информации не даёт нам возможности узнать об этом. Таким образом, ценность Божьего Слова огромна и опровергает глупые умозаключения заблудших людей. То, что произошло до потопа и было сокрыто от глаз человека, впервые описано Петром и Иудой. Правдивое и последовательное повествование о том, что случилось при жизни Ноя, может быть найдено только в Библии. Катастрофа, произошедшая во дни Авраама, записана не историком, но законодателем соответствующего периода домостроительства.
Такие проявления суда подтверждают власть и постоянство Всемогущего, но примеры с Содомом и Гоморрой не действуют на этих недалёких мыслителей — ругателей Божьей истины. Он наказывает и ангелов, и людей. Ни одно творение, наделённое разумом, не спасётся от Его руки. Падшие ангелы и потерянные души ждут исполнения своего приговора. Что касается падших существ — причина их падения, их теперешнее состояние и судьба в будущем — изложены ясно, хотя и кратко. Какое это порицание для человеческой самоуверенности — узнать, что ангелы согрешили! Человек думает, что он знает или может узнать всё, и рассуждает, будто он должен быть прав даже ценой Божьей верности и истины. О событии огромной важности повествуется столетия спустя после того, как оно произошло, причём не так, будто это только что открылось, но как о чём-то, с чем автор хорошо знаком и что должны узнать другие, чтобы понять, как Бог будет поступать в будущем.
Когда мы думаем об этих вторжениях суда Всевышнего, то так часто звучащие утверждения, что милосердие и любовь, являющиеся атрибутами Божеского естества, находятся в противоречии с мыслью о Боге как о Судье, тут же оказываются несостоятельными. Когда же мы вспоминаем Его изречения о потопе и уничтожении городов в долине, все рассуждения нечестивых людей, исходящие из неизменности творения, немедленно отвергаются. Мы не можем читать послания Петра или Иуды и верить, что Бог слишком милосерд, чтобы являть суд. Мы не можем принимать Божье суждение о потопе и городах долины и утверждать, что порядок вещей в природе не может отклониться от своего привычного течения.
Но мы не будем останавливаться ни на этом, ни на выводах, как бы ясны и правдивы они ни были. Мы не только открыли для себя (Бытие 1), что происходило, когда сотворение человека ещё было делом будущего, но мы увидели, в том же самом Слове, грядущий суд, его действие и масштабы. «Вначале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою». Пётр никогда не был этому свидетелем, но говорит об этом, как имеющий власть объявить, как знающий в совершенстве предмет, о котором идёт речь. Он написал эти слова, которые в сущности не его. Он — писец, а Святой Дух — автор, Который показывает, что в действительности было и что ещё будет. Земля и небеса были сотворены Словом Божьим. Тем же Словом «нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Каким явным сразу становится ничтожество человека по сравнению с такими масштабами! Он может обнаружить, поскольку это находится в пределах его интеллектуальных способностей, что обширные перемены произошли на планете. Однако её возникновение и ожидаемое исчезновение в одинаковой степени стоят выше его понимания. Он вынужден признать, что своими знаниями об этом он обязан откровению. Есть вещи, которые знает ребёнок, но которых не может познать вся человеческая учёность. Так Пётр направляет нас к написанному Слову — оружию, данному нам во владение по учению Духа. Нам нужно оружие для борьбы, и мы должны знать, как им пользоваться. Пётр показывает нам, что это за оружие, и, демонстрируя нам, как им владеть, объясняет ценность меча, вложенного в нашу руку. Как гладкий камень, выбранный Давидом, — метательный снаряд, данный Богом, — вместо вооружений Саула (приспособлений, придуманных человеком), мы имеем в Слове Божьем меч, который одним ударом уничтожает красиво сплетённую паутину врага. Небеса и земля исчезнут, когда воспламенится огонь Божьего суда. Потопом был уничтожен прежний мир. Теперь земля и дела на ней сгорят. Ничто видимое не может привести человека к ожиданию этого. Оставаясь Собой, Бог имеет источники в Самом Себе и действует в присущей Ему манере, немыслимой для нас.
Безбожники сознательно не хотят знать Слово. Пётр не мог позволить святым оставаться в неведении об одном, — что годы для Вечного, как одно мгновение. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Если непокоряющиеся отрицают возможность исполнения Его обетования, то верующие должны помнить, что это Его обетование (ст. 9). И здесь Апостол напоминает нам о том, что заключается в утверждении этих ругателей, возвращаясь к языку пророческих писаний и связывая Его пришествие, которое отвергают ругатели, с днём Господним — темой, так часто обсуждаемой. Могут ли быть пренебрегаемы утверждения Ветхого Завета, касающиеся этого дня? Немыслимо! «Придёт же день Господень, как тать ночью, тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Это, к примеру, предсказания пророков (Пс. 101:26-27; Ис. 51:6; Ис. 66:22), которые, как утверждает Апостол, точнейшим образом исполнятся. Он говорит в первой главе этого послания о пророческих писаниях Ветхого Завета как «о светильнике, сияющем в тёмном месте», к которому верующие должны обращаться, «доколе не начнёт рассветать день, и не взойдёт утренняя звезда» в их сердцах. Если они слушали этих ругателей, они должны были забыть всё это и быть, как судно в океане без руля или компаса. Может казаться пустяком непонимание какой-то истины в учении о будущем, но пренебрежение чем-то одним есть пренебрежение всем, потому что каждое пророчество — это звено в огромной цепи. Если не берётся во внимание обетование Его пришествия, то ожидание дня Господня и всё, связанное с этим, должно быть также отвергнуто. Хорошо это видеть и знать, что в действительности содержится в вопросе этих неверующих.
Держась написанного Слова, мы можем противостоять этим людям, но мы можем и больше. В исчезновении небес в огне и таянии стихий в жарком пламени мы можем верою увидеть новое небо и новую землю, обретающих форму согласно воле Создателя. «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли». Он обещал прийти. Он обещал новое небо и новую землю. Бог милостиво обязал Себя непременно исполнить то, о чём говорит Слово. Как далеки от Бога должны быть души, подвергающие сомнению Его обетования.
Но Слово идёт дальше и даёт нам описание благословенного будущего, исполненного правды. Несправедливость, обман, насилие, беззаконие — черты наших дней. Пребывающая правда будет характеристикой вечности, «по обетованию Его». Вот основание, на котором должна стоять душа. Творение, каким бы постоянным оно ни казалось, будет разрушено и сожжено, потому что Он обещал вернуться на землю, после чего состоятся и суды. Новое небо и новая земля будут созданы и останутся навсегда, ибо Он также обещал и это (Исаия 66:22). Здесь истинное объяснение того, что иначе осталось бы непостижимым. Можем ли мы предположить, что сатана испортил прекрасное Божье творение и навсегда разрушил Его замыслы? Это значило бы поставить сатану выше Бога. Если же кто смущается временным успехом врага, им нужно только обратиться к Слову и узнать о конечной судьбе всего существующего. Тот, Кто однажды сотворил небо и землю, начнёт действовать снова. Тот, Кто в начале Своими делами показал, что Он Бог, покажет, что Он Бог, и в конце. Божественная сила снова будет пущена в ход, и появятся новое небо и новая земля, которые уже никогда не оскверняться ненавистным присутствием дьявола.
Что касается прошлого и будущего, то написанное Слово — наш единственный путеводитель во всём этом. А как насчёт настоящего? Могут ли скептики уловить души из-за того, что Господь медлит, и с успехом использовать Его медление, чтобы сокрушить их шаткую позицию? Здесь Слово также приходит на помощь, и Пётр показывает нам, в чём его ценность. Оно раскрывает причину медления. Апостол говорит об этом в 9-ом стихе и обращается за подтверждением к посланиям Павла (ст. 15). Он указывает нам не на традиции, не на мнения церкви, не на рассуждения людей, какими бы святыми они ни были, но, поскольку он учит нас ценить написанное Слово, он направляет нас опять к нему же, цитируя писания Павла в доказательство истинности того, что «долготерпение Господа нашего» есть спасение. Не неспособность исполнить обетование является причиной Его видимой задержки, не равнодушие, но долготерпение — Он не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Это единственное объяснение Его долгого отсутствия, и было бы хорошо, чтобы все прислушались к нему. Потому что, хотя ни один падший ангел не спасётся, Бог сохранил Ноя и его семью во время потопа, вывел Лота и его двух дочерей и избавил бы всю его семью, если бы они захотели. Для падшего человека есть спасение от неминуемой гибели, и вот Господь медлит. Таким образом, не только деяния Божьи открыты нам, но и их мотивы. И, поскольку мы не могли бы ни предсказать, как Он будет действовать, ни определить, если не будет дано откровение, что Он делал до того, как был сотворён человек, мы бы никогда не узнали истинную причину затянувшегося отсутствия Господа. О прошлом, настоящем и будущем мы узнаём из написанного Слова. Прошлое даёт ключ к пониманию будущего, потому что это деяния Бога, а не человека, чередование ситуаций, которые нас интересуют.
Кроме того, раз это Слово — путеводитель к Божьим замыслам, то в отношении тех ругателей оно снабжает нас объяснением их позиции. Они «поступают по собственным своим похотям». Они сами, а не Господь Иисус, — объект их устремлений. Они закрывают от Господа свои сердца, они лишают Его места на земле и убеждают других, что Его пришествие, о котором учили Апостолы, не состоится. Поскольку их побуждения раскрыты, святым даны необходимые указания. Видя предстоящее разрушение творения, мы должны показать свою святую жизнь и благочестие. Скептики могут смеяться над мыслью о Его возвращении. Праведники должны ждать и торопить Его приход, и, предупреждённые о распространяющихся лжеучениях, возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Используя Слово так, как учит нас Пётр, мы имеем мудрость, силу и благодать от Бога. Он знал 18 (а для нас уже 19) столетий назад, что сатана предложит людям в последние дни, и с помощью написанного Слова снабдил Свой народ соответствующим оружием. Власть, которую Он явил и которая ещё будет явлена, прослеживается перед нами, и причина Его видимого невмешательства становится понятной.
За пределами откровения нам не нужно искать оружие, чтобы противостоять врагам истины, или подбирать щит, которым мы могли бы защитить себя от их нападок: всё было предусмотрено и предоставлено нам. С таким руководителем, как живой и пребывающее Слово Божье, исследуя Божьи шаги в прошлом и познавая причины затянувшегося отсутствия Господа, мы ожидаем с полной уверенностью и определённостью Божьих действий в будущем. И там, где царит мрак для человека мирского, всегда есть свет для простого верующего.