Франц Каупп
В 1885 году, когда я был еще молодым рабочим, Господь остановил меня на пути в Мюлузу (Эльзас) через братьев и я обратился к Нему. Как я позже понял, братья собирались к имени Господа Иисуса.
Старые братья, вероятно, помнят еще брата Водоза (1836 — 1906), который приходил каждый вторник вечером с Гебвиллера в Мюлузу на собрания молодой церкви, чтобы размышлять над Словом Божьим. Часто, когда мы приходили на Собрание, его Библия была уже открытой. Это было исключением из всего, что мог этот старый брат себе позволить. Но я еще до сих пор помню одно из его размышлений из 1-ой главы Послания к Римлянам. Обстоятельства моей жизни были таковыми, что я сначала посещал евангельское общение, затем общение баптистов, что однако было полезным, как я потом увидел, для моего будущего формирования. Тогда я еще не знал истин, касающихся Собрания Божия, Собрания во имя Господа Иисуса Христа, поклонения и др.
Затем я стал жить в Гебвиллере. Это было связано с моей работой. С этого времени я начал понимать, что для того, чтобы Дух Святой мог положить на сердце одному или другому брату то или другое в Собрании, нужно ЖДАТЬ Его указаний в ТИШИНЕ.
Затем мой путь привел меня в Кольмар (Эльзас), где существовало с недавних пор Собрание христиан. Водоз приходил туда в четверг, как он это делал в Мюлузе по вторникам. В воскресенье мы были вместе, как и в Гебвиллере.
В 1888 году я пришел в Пампиньи, кантон Вод (Швейцария), к брату Самуилу Продому (1857 — 1933). Собрание в этом крестьянском поселке было очень многочисленно, по сравнению с числом жителей. На Собрании было много как пожилых, так и молодых братьев. Все- же, как это часто бывает, молодое поколение не несло той святой серьезности и того полного посвящения, как пожилые братья. Самые старые были как раз из тех, которые были с самого начала зарождения этого Собрания. Я знал, что если присутствовали эти братья, то все ждали в тишине, на Собрании, что положит Дух Святой на сердце тому или другому брату. Иногда возвещали Слово братья среднего возраста, но в основном, это были пять или шесть братьев пожилого возраста, которые говорили Слово.
В течении недели было одно собрание для назидания и одно молитвенное. Был обычай после первого гимна и молитвы петь еще один гимн. Но все это делалось в ожидании действий Духа Святого. Как я смог быстро понять, каждый из этих братьев имел особый дар. Брат П. имел яркий дар евангелиста; у другого был дар назидания Словом, у третьего — дар пастыря. Другой- же брат П. в начале своего тридцатилетнего возраста обладал даром учителя. Один, никогда не говоривший, был очень способен избирать гимн (он до своего обращения был грубым мирским человеком). Таким образом, братья взаимно дополняли один другого, в единении с теми, кто излагал Слово не так часто.
Был случай в нарушении дисциплины молодыми супругами. Они должны были быть исключены. По этому случаю было созвано чрезвычайное молитвенное собрание, во время которого мы горько скорбели о НАШЕЙ ошибке ( а НЕ об ИХ ошибке). Какая хорошая черта, угодная Духу Святому!
После того, как брат Продом оставил булочную для своего полного посвящения делу Господа в Пампиньи, я переехал в Биу, поселок часовщиков, высоко в горах Жюра. Здесь, в Собрании, было совсем иначе чем в Собрании в Пампиньи. Здесь было братьев больше, но только один излагал Слово. И хотя говорил только один брат, все-же и здесь было ожидание на руководство Духом. И ничего другого. Пожилой брат не имел ораторского дара. Но то, что он говорил и как он выражал свои мысли, было убедительным. Он действительно говорил истину и совсем не являлся причиной того, что другие братья не служили Словом, кроме чтения, молитвы и избрания гимнов. В большинстве это были братья, которые не так давно покаялись, и когда один из них начинал говорить, это не всегда было для назидания. После отшествия этого пожилого брата, другие братья смогли победить свою стеснительность и стали служить с благословением.
В 1893 году я побывал снова в Гебвиллере. Братья труженики в деле Божьем, продолжали идти этим путем — ожидания указаний Духа Святого в Собрании. В это время я познакомился со многими французскими и немецкими братьями: братом Карлом Брокгаузом (1822 — 1899) в 1886 году на месячной конференции в Лондоне, с братом Росье (1835 -1928) и профессором Ладриером (1825 — 1899). Насколько эти конференции были благословенными! Тогда не было ни дебатов, ни дискуссий, ни споров.
Возвратимся снова к вопросу о руководстве Духом Святым в Собрании. Вспоминается, как в Пампиньи, на одном из собраний, после долгого ожидания на действия Духа Святого, один брат предложил для разбора 3-ю главу Послания к Колоссянам. После собрания, брат Продом поделился о том, как внутренний голос говорил ему: Читай Колоссянам 3-ю главу! Но поскольку, он ничего не мог сказать на 3-ю главу, то он не решился ее предложить. Когда другой брат начал говорить о прочитанном, его сердце стало настолько переполненным, что теперь он мог бы говорить об этой главе часами.
И такие случаи бывали очень часто, которые и вы, дорогой читатель, не раз переживали.
В 1860 году собрания были запрещены властями и нарушение влекло за собой штраф — 800 франков. Брат Фошер, по профессии — кротолов, из селения Апль, расположенного в часе ходьбы от Пампиньи, приходил среди недели и в воскресенье в Пампиньи, где он принимал активное участие в Собрании. Будучи пожилым человеком, он рассказывал мне в 1889 году, как однажды, после одного собрания, один богатый брат X. который сам платил штрафы за проходившие собрания, позвал меня и сказал: «Подожди брат Фошер, так не расходятся.» И прощаясь со мной, он по-братски поцеловал меня. Когда я вспоминаю о нем, мне становится тепло на сердце.
Вспоминаю о другом случае в Фреденштадте. Я здесь уже 20 лет и иногда возвещаю Слово. Однажды, в воскресенье после обеда, Господь положил мне на сердце читать и размышлять о 12-ой главе к Римлянам. Но я ожидал и выдерживал паузу, не желая быть препятствием для других, чтобы если какой-то брат имеет что сказать, пусть он скажет. И что-же один из братьев прочел? 12-ю главу к Римлянам!
Что же касается избрания гимнов — было тоже самое, да и еще чаще. Во многих случаях я не мог понять, почему я должен читать ту или другую часть Писания. Но результат, а также и личное внутреннее убеждение показывали, что как раз это было то что нужно.
Было естественно и иначе. Однажды пришел к нам в Мюлузу брат Грау из Вестервальда. Во вторник вечером, после долгого ожидания, он не получил указания Свыше, о чем он должен говорить из Слова. Наконец, один брат сказал, что можно бы прочитать о блудном сыне. Брат Г pay прочел этот отрывок и говорил о нем, но сам он не был удовлетворен. И что же мы узнали, спустя некоторое время? Что одна женщина обратилась к Господу. Подобные случаи бывали и еще бывают. Нужно ли из любви к новому отказываться от того, что уже давно дало доказательства и приносит положительный результат? Это было бы неразумным. В Гебвиллере, идя на утреннее воскресное собрание, я не шел под впечатлением прочитанного раннее, так как в субботу я должен был сделать работу на два дня, чтоб не быть объязанным открывать булочную в воскресенье утром. И потому я шел на собрания не под влиянием продуманного заранее.
Но насколько это были счастливые собрания! А для этого только нужно, чтобы каждый приходил на собрания в духе, ожидая, что скажет Господь и притом не имея преднамеренно приготовленной темы. Конечно, все это достигается тогда, когда мы в течении недели жили со Словом Божьим, и читали его не только немного, но изучали его, питаясь духовно. В Гебвиллере на Собрании часто другой брат излагал Слово, а не только я. И я должен сказать, что то, о чем он говорил, всегда было кстати, и я этому царственно радовался. Должен добавить еще, что в воскресенье утром Собрание в Гебвиллере становилось на колени, для КАЖДОГО благодарения.
В Фрейденштадте мне приходилось представлять Слово для назидания, но все мы не удалялись от принципа «ожидания» указаний от Духа Святого. И часто, это «ожидание» было сопровождаемо священным трепетом и дрожанием — но какая радость! — когда то, о чем говорилось, приносило назидание и утешение как для личного наставления так и для слушающих.
Брат Д. Н. Дарби в Берлине, в 1885 году, говорил с известным профессором Тулуком о руководстве Духом. У Тулука было мнение: по теории оно так, но на практике это невозможно. «А вы когда-нибудь пробовали?» -спросил Дарби.
И это так! Вера рассчитывает на то, что невозможно чувствовать или видеть. Она зависима от Бога и потому смела.
Признаюсь, мне приходилось иногда проповедывать Слово, которое я заранее приготовил, и читать место, которое произвело на меня впечатление. Но после изложенного Слова в Собрании я чувствовал себя неудовлетворенным. Это не приносило того результата, и не имело той мощи и оригинальности как тогда, когда Слово излагается из переполненного сердца под воздействием Духа Святого. Поэтому, нужно всегда ожидать указание Божье. Конечно, этому невозможно научиться, это достигается верою. Источник в ЛИЧНОМ ОБЩЕНИИ С ГОСПОДОМ.
В этом нет ничего раболепствующего и в этом не должно быть страха: «Хорошо ли ты избрал это место, ту часть, которую Дух Святой хочет?» Нет, это конечно, не так. Но ожидание на указания Духа Святого приводило к тому, что один брат читал отрывок из Слова Божия, не имея, в то же время, никаких мыслей по поводу этого отрывка. Но вот это прочитанное братом место, просвещало меня или другого брата — что Г осподь давал на сердце. И вот от этого размышления над этим отрывком исходила какая-то теплота. Разумеется, что каждый из этих братьев жил в общении с Г осподом.
Конечно, возможно, не всегда было так, как хотел Господь, но Он милостив, когда в наших сердцах есть добрая воля. Но нельзя учить тому, что противоречит руководству Духа Святого, ибо это будет непослушанием Его руководству и даже опасностью лишиться Его руководства вообще.