История христианской Церкви

ВВЕДЕНИЕ

Вне сомнения, многие наши читатели не имели ни времени, ни возможности прочитать множество книг об истории церкви, которые появлялись время от времени. Однако никто из нас не может отрицать того, что место жилища Бога на земле, в котором Он пребывает уже более девятнадцати столетий, для Его детей должно быть предметом наивысшего интереса. Мы говорим здесь о церкви не в таком ракурсе, в каком нередко изображается она в истории, а в истинном свете, в каком она освещается в Слове Божьем, о церкви в ее истинном духовном характере, как о Теле Христовом, как о жилище Божием Духом (Еф. 2, 22).

Между тем, если мы заняты рассмотрением истории церкви, то должны помнить о том, что от самых апостольских дней и поныне среди исповедателей было и есть два совершенно отличающихся друг от друга класса людей, а именно: к одному относятся так называемые христиане, носящие только имя, вернее сказать, лжехристиане, и к другому — истинные, настоящие христиане. Это еще в седой древности предсказал сам апостол: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30). Второе послание апостола к Тимофею также полно предостережений, предсказаний и обличений различного рода зла, которое возникало уже в те времена. Со времени первого послания в промежуток до второго послания к Тимофею в церкви произошли изменения к худшему, и зло, как рак, быстро прогрессировало. Потому апостол настоятельно призывал верующих удаляться от таковых, которые имеют вид благочестия, отрекшись от его силы (2 Тим. 3, 5). Это наставление апостола имело свое место во все времена, и ныне оно настолько же достойно внимания, как и тогда. Естественно, мы не можем удаляться от христианства, мы не должны отрекаться от христианства, однако мы можем и должны удаляться от таковых, которых апостол сравнивает с сосудами для низкого употребления. Если мы поступаем так, то наследуем обетования стать сосудом для почетного употребления, «сосудом чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2,21).

Весьма интересно, хотя в то же время и скорбно, отмечать разницу между первым и вторым посланиями к Тимофею. В первом послании церковь рассматривается в ее истинном характере, ее благословенном положении на земле, как дом Божий, как столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Второе же послание, в отличие от первого, показывает нам, во что превратилась церковь по вине заблудших и заблуждающихся, под чьи руки она попала. Для истолкования этой мысли приведем из каждого Послания по одной выдержке: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,14-15). «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2,20).

К чрезвычайной скорби и к великому сожалению, здесь уже все изменилось. На место Божественного порядка вступила безнадежная путаница. Если в первом послании речь шла о доме Божьем как о столпе и утверждении истины, то здесь, во втором послании, говорится уже о «большом доме». Вместо того, чтобы блюсти дом Божий по Его воле, здесь стали наводиться порядки по воле человеческой, по воле людей, стремящихся возвыситься над другими и поступающих по собственному произволу. Зло, выявившееся с самого начала, затем умело укреплялось и утверждалось к стыду и позору христианства. Однако Дух Божий знал, как обратить это зло в добро тем, что в Своем безграничном милосердии, наставляя и оберегая нас на протяжении всех веков мрака и отступничества, на протяжении всей истории церкви неизменно указывал путь истины и жизни так, что никто не имеет оправдания. Времена и обстоятельства могут меняться, но истина Божья неизменна!

К сожалению, некоторые составители истории смешивали воедино сосуды в почетном употреблении с сосудами в низком употреблении, не видя разницы между истинными и лжехристианами. Они сами не были людьми духовного убеждения. В основном именно потому они старались описывать многие антихристовы и безбожные пути, становясь последовательными сторонниками их. С нескончаемыми подробностями передавали они вереницы событий, которые сбивали церковь с пути, и с изнурительной точностью описывали злоупотребления и распри, которыми была терзаема и гонима церковь. Тем усерднее мы будем стараться сконцентрировать все наше внимание на благодати Божьей, которая во все времена явно действовала в истинных христианах и золотым лучом пронизывала мрачные страницы истории, хотя временами растерянность и путаница были настолько велики, что едва можно было отличать святое от нечистого.

Во все времена Бог имел на земле Своих свидетелей. Во все столетия повсеместно у Него были такие люди, которых Он знал, любил и охранял, хотя бы они оставались в тайне. Ничьи очи, кроме очей Божьих, не видели семи тысяч человек, верных Ему, которые во дни всеобщего отпадения во времена царствования Ахава и Иезавели не преклонили своих колен перед Ваалом (3 Царств 19,18). Вне сомнения, в мрачные времена истории христианства также были соблюдены тысячи и тысячи верных, которых Сам Христос в долгожданный грядущий День славы и великолепия поставит пред Собой чистыми и непорочными. Лучи Его благодати, славы и великолепия в День вознаграждения со многих стряхнут мусор средневековья и возложат на их головы венцы, сияющие драгоценными камнями. Как драгоценно это ожидание, которое уже сейчас переполняет души ликованием и радостью! О, да ускорит Господь наступление того благословенного Дня ради Имени Своего!

Воистину богобоязненный всегда кроток, в основном такие живут в тишине, неприметно, и в большинстве своем в неизвестности. Нет кротости истиннее и глубже той, которая истекает из познания благодати. Воистину кроткие люди в летописях истории занимают незначительные места в основной массе. Их минует всеобщее внимание. В противовес таковым напористые, скандальные еретические фанатики производят много шума, так что никак не могут остаться незамеченными. Это в основном и является причиной того, почему многие историки так старательно описывают неразумные идеи и злые козни таких людей.

Мы же отодвинем в сторону эту тему и приступим сначала к обзору первой части нашего исследования.

О семи церквях (общинах) в Малой Азии

Эти семь посланий, адресованных к семи церквям, послужат нам как бы введением в дальнейшие исследования. Мы же уверены в том, что они не только исторические документы, но и носят в себе глубокий пророческий смысл, пророческий характер. Безусловно, они абсолютно историчны, и мы должны признать этот факт во всей полноте, если желаем исследовать пророческий характер посланий. Фактически семь церквей находились в семи названных городах и точно в таком состоянии, как это описано в тех посланиях. Однако также непреложно и то, что намерением Того, Кто знает конец прежде начала, было придание посланиям не только исторического характера, но и пророческого значения. Если бы кто пожелал ограничить эти семь посланий семью малоазиатскими церквями, то этим он повредил бы целостность характера Откровения и потерял бы обетованные благословения. Ибо «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» — эти слова раскрывают пророческий и символической характер всей книги. Вторая и третья главы книги не есть исключение из этого. Сам Господь вводит нас в таинственный характер послания, говоря: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.»

Число семь весьма знаменательно. Оно означает полноту всемогущего промысла, или пути Божьего, относительно времени. Таково число дней недели, седьмина Израильтян, семь притчей Царства небесного. Оно часто употреблено в книге Откровения, когда дело касается ответственности живущих на земле, будь то иудеи или язычники, а также церкви Божией. Мы находим здесь семь церквей, семь звезд, семь светильников, семь ангелов, семь труб, семь чаш и так далее. Во 2 и 3 главах говорится об ответственности церкви на земле как объекта господства и присутствия Бога. С 4 по 19 главы она рассматривается на небе, а в заключительных главах мы видим ее явление с Господом в Его великолепной славе: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19,14).

Значительная часть книги, точнее, с 6 главы, показывает иудеев и язычников, стоящих перед судом, который исходит от трона Божьего на небе. Однако этот суд начнется лишь тогда, когда церковь, истинная Невеста Агнца, будет взята на небо, а номинальная церковь, как развращенная, окончательно будет отвергнута.

Разделение книги на три основных части, произведенное Самим Господом, делает порядок событий понятным и имеет важнейшее значение при исследовании Откровения. В 1,19 слов «Напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего» есть содержание и назначение всей книги. «Что ты видел» относится к откровению Иисуса, которое видел Иоанн в первой главе; «и что есть» — тогдашнее состояние церквей, поименно описанных во 2 и 3 главах; «и что будет после сего» — события, описанные в 4 главе и до конца книги. Таким образом, третья основная часть начинается с 4 главы. Дверь на небе была открыта, и апостол был приглашен подняться и войти в нее: «Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего!» Эти обращенные к апостолу слова абсолютно созвучны словам из 1,19. Дела, которые есть и которые должны быть после них, не могут совпадать во времени, ибо одному нужно завершиться, чтобы могло начаться другое.

Число семь, если употребить его не в буквальном, а в библейском значении, всегда обозначает совершенство, полноту. Очевидно, что в главах 2 и 3 оно употреблено именно в этом смысле. Во времена апостолов, как нам известно, были и другие церкви, кроме этих названных поименно, однако только эти семь были избраны и сопоставлены, чтобы явить совершенную и законченную картину того, что должно произойти позднее в истории церкви. Господь заранее предвидел, что важнейшие нравственные элементы, существовавшие тогда, явятся по истечении времени вновь. Таким образом, здесь мы имеем семикратное, божественно совершенное отображение постоянно развивающегося состояния названных церквей, их ответственности в течение всего времени их существования на земле.

Бросим же беглый взгляд на эти семь церквей с их различными характерами. Мы хотим попытаться кратко, в общих чертах, обрисовать различные периоды времени истории церкви.

Ефес. В Ефесе Господь обнажает корень разложения церкви: «Ты оставил первую любовь твою.» Безусловно, церковь заслужила этот упрек уже во времена апостолов, однако эти слова одновременно содержат торжественное пророчество относительно грядущих веков! Церковь строго предупреждена, что Господь сдвинет светильник с места его, если она не покается. Это послание соответствует периоду времени, начиная с апостольского, вплоть до конца двадцатого столетия.

Смирна. Поскольку адресованное Ефесской церкви обличительное послание выявляет чуть ли не всеохватывающий характер, постольку Смирнская церковь являет собой особенный, своеобразный характер. Однако послание, адресованное Смирнской церкви тех времен равно пророческое на все времена. Оно предсказывает жестокие, непрекращающиеся гонения, что и постигло церковь во времена языческих веков до кесаря Константина.

Пергам. Здесь мы находим вознесение христианства царем Константином до уровня государственной религии, он не притеснял христиан, а покровительствовал им. С того времени церковь быстро покатилась по наклонной вниз. Ее общение и дружба с нечестивым миром явились причиной печального глубочайшего падения. Из-за того церковь лишилась истинного понимания ее отношения ко Христу на небе и потеряла характер чужестранца и пилигрима на земле. Это время с четвертого столетия до возникновения папства в седьмом столетии.

фиатира. В Фиатире представлено папство средневековья, которое, подобно Иезавели, творило страшные, богохульные мерзости и под маской религиозного рвения и усердия гнало Самого Бога. Тем не менее в Фиатире Господь утешает церковь обетованием Своего пришествия, властью и господством над язычниками. Слово наставления гласит: Что имеете, держите, пока приду." Таким образом, этот промежуток времени берет начало от основания папства, и конец его — пришествие Христа. Он простирается до самого конца и знаменует мрачные эпохи средневековья.

Сардис. В этом послании мы встречаемся с частью протестанства, или же с движением великого дела реформации. Исчезло нечестивое главенство папства, новая система сама по себе не имеет жизни: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.» Но даже в среде этой безжизненной системы есть истинные святые, и Христос знает их всех: «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.» Этот период начался потрясающими мир волнениями шестнадцатого века. Здесь мы встречаем протестантство после реформации.

Филадельфия. Филадельфийская церковь представляет собой слабый малочисленный остаток, и все же она сохранила слово Господне и не отреклась от Имени Его. Этот небольшой остаток являет собой нам особенное свидетельство Божье последнего времени и систему, от которой оно обособлено, и это все более приобретает характер Лаодикии. Христос пребывает в среде этого верного остатка как Святой и Истинный, Который держит под Своим контролем дом. Он имеет «ключи Давида». Он открывает, и никто не может закрыть. Он закрывает, и никто не может открыть. Жители дома любят Своего Хозяина и ждут Его явления. «Как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать всех живущих на земле.» Это послание представляет собой период времени, который начался вскоре после реформации, особенно с последнего десятилетия до начала девятнадцатого столетия. Разносторонняя деятельность приводит к быстрейшему развитию христианства и возводит его на последнюю ступень.

Лаодикия. В Лаодикийской церкви мы встречаем равнодушие, безразличие, отвлеченно-религиозный образ мыслей, связанных с гордым самомнением и ослеплением, духом высокомерия и величайшего самодовольства. Это последнее состояние тех, кто носит имя Христа на земле. Однако, увы! Это состояние, которое Господь не может терпеть! Этому будет произнесен последний приговор. Когда Христос выведет из среды растленного христианства всех Своих верных последователей и вознесет их к Себе, то последних Он извергнет из уст Своих. Что должно было бы для Него стать благоуханием, то стало мерзостью, потому будет извергнуто навсегда! Если мы исследуем это послание в его значении, то увидим изображение такого состояния, которое отчасти наблюдается уже в Сардисе и Филадельфии, но которое с особенной силой отразилось в заключительной сцене.

После того, как мы, таким образом, дали краткий анализ семи церквей, хотим с Господней помощью попытаться подробнее рассмотреть различные периоды истории церкви. При более тщательном разборе посланий мы убедимся, какой яркий свет проливают они изначально на различные периоды времени. С другой стороны, мы увидим, насколько факты истории церквей во 2 и 3 главах проясняют сжатое изложение Писания. Господь да направит нас, чтобы все было в наставление и благословение!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: