Чада Божьи

Мы уже видели, что Христос, как Сын, явил От­ца, и как только был явлен Отец, появилась необ­ходимость в тех, кто наслаждается этими отноше­ниями; другими словами, у Отца должны быть де­ти. Согласно этому мы обнаруживаем это семейст­во в том же самом евангелии, которое содержит провозглашение имени отца. Существует три упо­минания об этом, на которое следует обратить внимание.

Первое из них содержится в главе 1, но сейчас мы обратимся к тому, что сказано в главе 6. После воскресения Лазаря иудейские власти собрались на совет. Они не могли отрицать совершенное чу­до, но закрывая глаза на его божественное значе­ние и их собственную ответственность и заботясь только о собственных интересах и привилегиях, они решили избавиться от Того, кто нарушил их покой и собрал так много учеников. В своих злоб­ных замыслах они думали только о себе, но неви­димый Бог направлял их помыслы, и Он собирал­ся обратить их гнев во славу Его в завершении Своих собственных извечных замыслов благодати и любви. Таким образом, устами Каиафы было произнесено пророчество, что Иисус должен уме­реть за иудейский народ — таков был замысел Бо­жий от вечности; и к этому пророчеству Дух Божий добавляет еще одно, чтобы выразить всю сущ­ность смерти Христа — рукою Иоанна. Он пишет: «И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоан. 11,49-52). Таким образом, мы познаем, что не только сердце Божье было обращено к Его чадам, но и смерть Христа была необходимой — необходимой для славы Божьей, для искупления Его народа и как то осно­вание, на котором Дух Божий мог посредством увещевания в евангелии проникнуть в любую страну и собрать воедино тех, кто должен соста­вить семейство Отца и в таком качестве быть на­следниками Бога и сонаследниками с Христом. Поскольку Отец мог быть полностью явлен только посредством жизни и смерти Христа, подобно это­му и чада могли быть найдены, обнаружены и соб­раны только посредством этой смерти.

Вторая ссылка содержится в главе 1,12-13 и указывает на тот способ, которым мы стали чада­ми, — единственно возможный способ, и на этом нужно остановиться более подробно. Этот способ утвержден с самого начала в соответствии с ха­рактером этого евангелия. В трех предшествую­щих евангелиях, обычно называемых синоптиче­скими, Христос представлен Своему народу для принятия, и в ходе повествования мы видим Его отвержение. Это истинно для всех трех евангелий, хотя существуют и характерные различия. В еван­гелии по Иоанну, с другой стороны, Христос пока­зан уже отвергнутым. «В мире был, и мир чрез Не­го начал быть, и мир Его не познал. Пришел к сво­им, и свои Его не приняли». Мир был невежествен­ным (не знал Бога, как в 2Фес. 1,8), и иудеи от­вергли Его (в сущности, не повинуясь благовест- вованию, что также цитируется в писании). Следо­вательно, в евангелии по Иоанну мы находим бо­лее полное выражение личности Христа, а также характеристику креста с его благословенными на­ставлениями в начале (глава 3) вместо того, что­бы обнаружить историческое повествование в кон­це. Итак, после утверждения о Его отвержении мы видим тех, кто принял Его и кто в принятии Его об­рел силу (право или власть) стать (то есть занять место) чадами Божьими 4, и затем, чтобы рассе­ять все сомнения, касающиеся природы такого из­менения, добавлено: «Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога ро­дились» (стих 13). Это божественное, превосход­ное действие, совершенное посредством силы и средств помимо человека, и так, что человек, хотя он мог быть объектом их воздействия, ничего не мог с этим поделать.

Однако рассмотрение этого приведет нас к са­мому источнику существования чад Божьих. Они рождены от Бога. В главе 3 Господь говорит Нико­диму, что, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (стих 5); и здесь мы видим еще одну истину, — то, что рожденные вновь посредством этого, поставлены в положе­ние чад по отношению к Отцу. Сопоставляя эти писания, мы увидим всю истину о том, как образо­вано семейство Божье.

1. Его происхождение — в Самом Боге, и тот же самый апостол говорит нам еще об одном момен­те — что верующие не только рождены от Бога, но и что их благословенные место и отношения про­истекают из сердца Отца. «Смотрите, — восклицает он, — какую любовь дал нам Отец, чтобы нам назы­ваться и быть детьми Божиими» (дети — Текла; 1 Ио­ан. 3,1), так что сам факт нашего пребывания детьми есть выражение замыслов Отца. Он жаж­дет иметь Своих детей для Своего собственного удовлетворения и радости, и если мы добавим к этому еще одно писание, мы увидим, что и в про­шедшей вечности Он нес в Себе этот благосло­венный замысел благодати. Как пишет Павел, «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатст- вовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1,5-6). Мы не мо­жем слишком долго задерживаться на этом излия­нии сердца Божьего, не можем, повторяем, том основании, что наше пребывание детьми — всего лишь следствие любви Отца. И когда в связи с этим мы узнаем, какими мы были, в каком состоя­нии мы находились, наше совершенное отчужде­ние от Бога, прискорбную вражду наших сердец по отношению к Богу, мы в некоторой мере понимаем значение восклицания Иоанна: «Смотрите, какая любовь!» Да, это любовь неизъяснимая, безгранич­ная и божественная, не имеющая иного источника своего выражения, кроме как в благословенном сердце, откуда она проистекла. В самом деле, мы смирились бы перед этим, если бы подумали, что мы, всего лишь жалкие грешники, язычники, стали ее предметом и навеки сделались ее отрадой.

2. Сердце Божье — источник, но у Бога есть Свои собственные способы, чтобы привести нас в Свое семейство. «А тем, которые приняли Его, верую­щим во имя Его, дал власть быть чадами (детьми) Божьими, которые ни от крови, ни от хотения пло­ти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ио­ан. 1,12-13). В этих словах содержится два или три важных утверждения. Во-первых, те, кто принял Христа или уверовал в Его имя, действительно ро­дились от Бога. Более того, сам вид этого утвер­ждения отличается от всех человеческих действий или требований. В отношении иудеев, происшед­ших от Авраама, рожденных «от крови», было со­вершено великое деяние — приведение их в число избранных. Но теперь, когда явился Христос, есте­ственное происхождение не имеет никакого пре­имущества, оно совершенно упразднено, и ничто не поможет, кроме рождения от Бога. Следова­тельно, это не только принятие, как говорят теоло­ги, благословенная и чудесная благодать, — это не­что большее, это действительно новое рождение, следствие деяния превосходной и божественной силы, посредством которой те, кто являлись ее предметом, стали причастны новой природе и но­вой жизни. Именно таким образом Иоанн, говоря отвлеченно (то есть ограничивая наше внимание только характером новой природы, безотноситель­но к старой природе, природе Адама, которой еще обладают все верующие), замечает: «Всякий, рож­денный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, по­тому что рожден от Бога» (1Иоан. 3,9). Да, в этом нет ничего неясного — рожден от Бога, это истина; но если от Бога, если рассматривать особый ха­рактер этого деяния, то и от Духа. Святой Дух — это божественный посредник, с помощью которого со­вершается это чудесное изменение; согласно это­му, как уже говорилось в писании, мы «рождены от воды и отДуха».

Это подводит нас ко второму средству, исполь­зованному Богом. Если Дух является силой, и единственной достаточной силой, то Слово, ибо «вода» есть символ этого Слова (смотри Еф. 5,26), является тем средством, которое Святой Дух ис­пользует, чтобы вызвать новое рождение. Таким образом, Петр говорит: «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бо­жия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава (все плотское), и цвет ее опал (слава человека); но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Петр. 1,23-25). Значит, вот как все просто — так просто, что даже ребенок в состоянии понять это! Евангелие возвещено, Христос пред­ставлен в этом евангелии, и посредством благода­ти Божьей сердце принимает Христа, принимает Его как Спасителя, и, таким образом, оно принима­ет Его, вместе с Ним обладая новой жизнью и но­вой природой. Такая душа рождена от Бога. Сле­довательно, вера во Христа — и признак, и причи­на, если можно так выразиться, нового рождения; потому мы должны заботиться не о божественном способе действия или божественном превосходст­ве в этом действии, а только о вере в Господа Ии­суса Христа. Все опирается на это. Если мы при­няли Его, уверовали в Его имя, мы рождены от Бо­га; если же мы не приняли Его, то мы лишены но­вого рождения, мы еще во плоти, ибо то, что рож­дено от плоти, есть плоть, и вся плоть — как трава, и вся слава человека — как цвет травы.

Следует добавить одно слово, чтобы предупре­дить недоразумение и, надеемся, послужить бла­гословению слабых душ. При разговорах о необхо­димости или повторности рождении существует опасность — опасность особенно заметная в трудах некоторых евангелистов, — упущение из виду испо­ведания греха, забвение, несмотря на правильно указанное возрождение, о необходимости искупле­ния грехов, очищения от вины и нового рождения. Однако в Иоан. 3 оба этих момента самым тесным образом связаны между собой. Если, с одной сто­роны, наш благословенный Господь говорит: «вы возродитесь», то, с другой стороны, Он также гово­рит: «Сын человеческий должен возвыситься». Ес­ли бы это оказалось возможным, то новая природа не была бы достаточна сама по себе и как тако­вая, поскольку она не затронула бы вопрос о на­ших грехах. Однако едва ли необходимо говорить, что когда душа верит во Христа, она не только возродилась, но и причастна пред Богом ко всем последствиям Его искупительного деяния. Это не всегда понимают. В действительности часто слу­чается, что посредством неверия, невежества или лжеучения душа считается возрожденной в годы до обретения прощения грехов. Спасительно даже малейшее общение с Христом, и не только это, но если мы таким образом приведены к общению с Христом, мы оказываемся пред Богом, хотя зачас­тую и обычно не в наших собственных душах, не в обладании всеми достоинствами Христа и Его ис­купительного дела. Более внимательное отноше­ние к истине в этой главе (Иоан. 1) оберегает от множества заблуждений. Вместо утверждения о необходимости возрождения (которое еще являет­ся обязательным) должно произойти обретение Христа грешником, ибо его первое чувство должно возникнуть от сознания собственной вины, и тогда его сердце готово принять Его как Спасителя; он избавляется от бремени своей вины, наслаждает­ся прощением и тем самым возрождается — рожда­ется от Бога. Следовательно, все зависит от явле­ния и принятия Христа.

Последнее, на что следует обратить внимание в этом писании, — это сила, власть или дарованное право. Тем, кто принял Христа, Он дал силу, что­бы они стали или заняли место детей (чад) Божь­их. Все указанные нами люди рождены от Бога, и в результате этого они теперь призваны, призваны божественным образом занять место чад Божьих. Это слово означает «чада», а не «дети», как сказа­но в нашем переводе. В сущности, Иоанн никогда не использует выражение «дети», а всегда «чада». У Павла встречаются оба слова. В Послании же Галатам употребляется слово «сыны», а в Рим. 8 — оба слова, и таким образом нам дается ключ к по­ниманию разницы в значениях. По-видимому, сло­во «сыны» выражает скорее положение, в котором мы оказались вследствие веры во Христа; слово же «чада» более определенно говорит об этих от­ношениях, об их близости и наслаждении.

Как же чудесно то, что показывает здесь еванге­лист, — что все, кто верует во имя Христа, получает возможность занять место чад Божьих! Подобное не было известно до пришествия Христа. Иудей­ские святые, несомненно, были рождены от Бога, но поскольку искупление еще не было совершено и Святой Дух еще не дарован, так как Иисус еще не был прославлен, то для них оказалось невоз­можным занять место детей, или, даже если бы они оказались в этом положении, то не смогли бы насладиться этим. До приношения за грех, завер­шенного в смерти Христа, возможно было облада­ние «отсутствием сознание грехов» — познание веч­ного совершенства, однако не могло быть ни ми­ра, ни свободы в присутствии Бога; чадо же Божье должно пребывать перед Отцом совершенно сво­бодным, находясь в доме с сознанием любви От­ца. И это место сейчас предоставлено нам — пре­доставлено божественной благодатью и передан­ным нам правом.

Здесь как раз и выражено то обстоятельство, что это место принадлежит нам, и в завершение этого евангелия, как мы видели в прошлой главе, Сам Господь в утро Своего воскресения ставит Своих учеников на это место. Какую любовь и неж­ность Он проявил здесь! Здесь сказано, что это место принадлежит нам по божественному пове­лению, и теперь, чтобы мы не утратили этого на­слаждения в своей слабости и неверии, Он объяс­нил нам его особенности, приводя нас к наслажде­нию ими. Он говорит Марии: «Иди к братья Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20,17). Из этих слов мы узнаем, что место, которое Отец предоставил нам как Своим детям, — то же самое место, которым наслаждается Сам Христос. Как для Человека, Бог был для Него Богом нашего благословенного Господа; как для Сына — Его От­цом; эти два отношения охватывают все положе-ние, которое Он занимает на земле, и теперь ясно, что Он прославлен одесную Бога. Именно по этой причине мы так часто встречаем в посланиях вы­ражение «Бог и Отец нашего Господа Иисуса Хри­ста» (смотрите, к примеру, 2Кор.1,3; Еф. 1,3; 1Петр. 1,3; и т. д.); также и в молитвах мы таким образом обращаемся к Богу — как к нашему Богу и Отцу, потому что это Бог и Отец нашего благосло­венного Господа, — эти имена явлены в то же са­мое время, когда возник источник определенного благословения, которое изливается на нас на ос­новании искупления. Но здесь, поскольку мы гово­рим о чадах, мы главным образом имеем дело с выражением «Отец» — «Мой Отец и ваш Отец». Ко­роче говоря, Он предоставляет нам Свое собст­венное место, и ничто не может яснее охарактери­зовать чудесное воздействие Его смерти и воскре­сения. Повторяем, Его собственное место, и это Его отношения с Богом, так что нам позволено ис­пользовать то же самое обращение, когда мы го­ворим с Самим Богом. Однако следует хорошо за­помнить, что в то время, как Он таким образом со­единяет нас с Собой перед Богом, Он всегда об­ладает преимуществом. В Его устах не могло про­звучать «наш Отец», но «Мой Отец и ваш Отец», ибо хотя Он не стыдился называть нас Своими братьями, Он является первенцем, как учит нас писание, повествующее, что Бог предначертал нам соответствовать образу Его Сына, так чтобы Он был первенцем среди множества братьев. Во многих из наших известных гимнов это различие забыто, и это порождает образ мыслей и выраже­ния, которые не присущи Духу Божьему. Если наш благословенный Господь в Своей благодати и любви ставит нас на Свое собственное место, благоволя называть братьями, то со своей сгоро-ны мы забываем, что именно благодаря Ему в Его достоинстве, благородстве, совершенном вели­чии, мы обращаемся к Нему как к нашему Брату. В той близости, которой в величии Своей любви Он допускает преданных Себе, внушая им любовь словами, которые Он применял по отношению к ним, они никогда не должны не забывать, — и по мере того, как они наслаждаются Его любовью, они никогда не забудут, — что Его имя превыше всех имен и что радость их сердец в Его присутст­вии должна изливаться в выражениях почтения и поклонения Ему. Он дал нам полностью понять особенность того положения, в которое Он ввел нас, а также и факт объединения с Собой пред ли­цом Бога, как нашего Бога и Отца, поскольку это Его Бог и Отец.

Рассмотрение еще одного писания в этом еван­гелии может завершить наши размышления над этой частью нашей темы. В Иоан. 17, при завер­шении чудесной молитвы, которую наш благосло­венный Господь возносит Отцу прежде, чем уда­литься из этого мира, Он говорит: «Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлю­бил Меня, в них будет, и Я в них» (стих 26). В этих словах мы полностью видим цель откровения От­ца и наше введение в описанные отношения. Мож­но повторить, что имя в писании всегда выражает истину о том, что это за лицо; к примеру, когда святым было велено собраться во имя Господа Иисуса Христа (Матф. 18), это означает, что они собирались в истине всего, что есть Христос, и Христос, как Иисус и Господь. Так, имя Отца явля­ется откровением всего, что есть Он в тех отноше­ниях, которое выражено таким образом. Затем Господь произносит имя Отца, и Он делает это по­средством служения Духа через Его слуг, так что та же самая любовь, которая покоится в Нем, как в Сыне здесь в мире, может не только покоиться на нас, чтобы мы наслаждались ею, но также пребы­вать в нас, и что Он Сам может пребывать в нас, как посредник или канал, посредством которого эта любовь изливается в наши сердца.

Поразительное свидетельство этого можно об­наружить в главе 15. Он говорит: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (стих 9). Любовь Отца изливалась из Его сосуда, как из своего ис­точника или родника, в сердце Христа, и затем из сердца Христа в сердце Его учеников, откуда она должна была вновь изливаться от одного к друго­му. Однако суть здесь в том, что это одна и та же любовь — одинаковая по Своему характеру и по глубине. Кто же тогда способен измерить и по­стичь ее? Какие мысли возникают в наших душах, когда мы слышим голос Отца: «Это мой возлюб­ленный Сын, в котором Я нашел свою радость» — то, что та же самая безграничная и бесконечная любовь покоится и пребывает в нас, Его детях. Это следует знать и наслаждаться этим, но это не должно умалять действие истины в наших душах — то, что Его любовь покоится на каждом сыне Божь­ем. Возможно, вы скажете: «Я так слаб, поступаю столь плохо, что я колеблюсь, печаля Дух Божий». Возможно, это справедливо, и, увы, должно быть так; но есть еще одно обстоятельство: несмотря ни на что, вы любили той же любовью, которой был любим Христос, когда Он пребывал на земле, как возлюбленный Сын Божий. Никогда не упус­кайте из виду эту благословенную истину; пусть она обретет вес в ваших душах, ибо посредством благодати Божьей и силы Его Духа она будет хра­нить и укреплять вас, ободряя ваше сердце во времена сомнений и уныния, утешая вас в печали и скорби, наполняя вашу душу своим благословен­ным светом и сиянием, таким образом позволяя вам в значительной степени предвкусить атмо­сферу и радость дома Отца, когда мы будем вечно находиться там с Господом. В ожидании этого мы все можем воскликнуть:

В царстве славного покоя,

Далеко от всех невзгод.

Агнца вечно славить будет,

Им искупленный народ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: