Мы уже видели, что Христос, как Сын, явил Отца, и как только был явлен Отец, появилась необходимость в тех, кто наслаждается этими отношениями; другими словами, у Отца должны быть дети. Согласно этому мы обнаруживаем это семейство в том же самом евангелии, которое содержит провозглашение имени отца. Существует три упоминания об этом, на которое следует обратить внимание.
Первое из них содержится в главе 1, но сейчас мы обратимся к тому, что сказано в главе 6. После воскресения Лазаря иудейские власти собрались на совет. Они не могли отрицать совершенное чудо, но закрывая глаза на его божественное значение и их собственную ответственность и заботясь только о собственных интересах и привилегиях, они решили избавиться от Того, кто нарушил их покой и собрал так много учеников. В своих злобных замыслах они думали только о себе, но невидимый Бог направлял их помыслы, и Он собирался обратить их гнев во славу Его в завершении Своих собственных извечных замыслов благодати и любви. Таким образом, устами Каиафы было произнесено пророчество, что Иисус должен умереть за иудейский народ — таков был замысел Божий от вечности; и к этому пророчеству Дух Божий добавляет еще одно, чтобы выразить всю сущность смерти Христа — рукою Иоанна. Он пишет: «И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоан. 11,49-52). Таким образом, мы познаем, что не только сердце Божье было обращено к Его чадам, но и смерть Христа была необходимой — необходимой для славы Божьей, для искупления Его народа и как то основание, на котором Дух Божий мог посредством увещевания в евангелии проникнуть в любую страну и собрать воедино тех, кто должен составить семейство Отца и в таком качестве быть наследниками Бога и сонаследниками с Христом. Поскольку Отец мог быть полностью явлен только посредством жизни и смерти Христа, подобно этому и чада могли быть найдены, обнаружены и собраны только посредством этой смерти.
Вторая ссылка содержится в главе 1,12-13 и указывает на тот способ, которым мы стали чадами, — единственно возможный способ, и на этом нужно остановиться более подробно. Этот способ утвержден с самого начала в соответствии с характером этого евангелия. В трех предшествующих евангелиях, обычно называемых синоптическими, Христос представлен Своему народу для принятия, и в ходе повествования мы видим Его отвержение. Это истинно для всех трех евангелий, хотя существуют и характерные различия. В евангелии по Иоанну, с другой стороны, Христос показан уже отвергнутым. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Мир был невежественным (не знал Бога, как в 2Фес. 1,8), и иудеи отвергли Его (в сущности, не повинуясь благовест- вованию, что также цитируется в писании). Следовательно, в евангелии по Иоанну мы находим более полное выражение личности Христа, а также характеристику креста с его благословенными наставлениями в начале (глава 3) вместо того, чтобы обнаружить историческое повествование в конце. Итак, после утверждения о Его отвержении мы видим тех, кто принял Его и кто в принятии Его обрел силу (право или власть) стать (то есть занять место) чадами Божьими 4, и затем, чтобы рассеять все сомнения, касающиеся природы такого изменения, добавлено: «Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (стих 13). Это божественное, превосходное действие, совершенное посредством силы и средств помимо человека, и так, что человек, хотя он мог быть объектом их воздействия, ничего не мог с этим поделать.
Однако рассмотрение этого приведет нас к самому источнику существования чад Божьих. Они рождены от Бога. В главе 3 Господь говорит Никодиму, что, «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (стих 5); и здесь мы видим еще одну истину, — то, что рожденные вновь посредством этого, поставлены в положение чад по отношению к Отцу. Сопоставляя эти писания, мы увидим всю истину о том, как образовано семейство Божье.
1. Его происхождение — в Самом Боге, и тот же самый апостол говорит нам еще об одном моменте — что верующие не только рождены от Бога, но и что их благословенные место и отношения проистекают из сердца Отца. «Смотрите, — восклицает он, — какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (дети — Текла; 1 Иоан. 3,1), так что сам факт нашего пребывания детьми есть выражение замыслов Отца. Он жаждет иметь Своих детей для Своего собственного удовлетворения и радости, и если мы добавим к этому еще одно писание, мы увидим, что и в прошедшей вечности Он нес в Себе этот благословенный замысел благодати. Как пишет Павел, «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатст- вовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1,5-6). Мы не можем слишком долго задерживаться на этом излиянии сердца Божьего, не можем, повторяем, том основании, что наше пребывание детьми — всего лишь следствие любви Отца. И когда в связи с этим мы узнаем, какими мы были, в каком состоянии мы находились, наше совершенное отчуждение от Бога, прискорбную вражду наших сердец по отношению к Богу, мы в некоторой мере понимаем значение восклицания Иоанна: «Смотрите, какая любовь!» Да, это любовь неизъяснимая, безграничная и божественная, не имеющая иного источника своего выражения, кроме как в благословенном сердце, откуда она проистекла. В самом деле, мы смирились бы перед этим, если бы подумали, что мы, всего лишь жалкие грешники, язычники, стали ее предметом и навеки сделались ее отрадой.
2. Сердце Божье — источник, но у Бога есть Свои собственные способы, чтобы привести нас в Свое семейство. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами (детьми) Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1,12-13). В этих словах содержится два или три важных утверждения. Во-первых, те, кто принял Христа или уверовал в Его имя, действительно родились от Бога. Более того, сам вид этого утверждения отличается от всех человеческих действий или требований. В отношении иудеев, происшедших от Авраама, рожденных «от крови», было совершено великое деяние — приведение их в число избранных. Но теперь, когда явился Христос, естественное происхождение не имеет никакого преимущества, оно совершенно упразднено, и ничто не поможет, кроме рождения от Бога. Следовательно, это не только принятие, как говорят теологи, благословенная и чудесная благодать, — это нечто большее, это действительно новое рождение, следствие деяния превосходной и божественной силы, посредством которой те, кто являлись ее предметом, стали причастны новой природе и новой жизни. Именно таким образом Иоанн, говоря отвлеченно (то есть ограничивая наше внимание только характером новой природы, безотносительно к старой природе, природе Адама, которой еще обладают все верующие), замечает: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан. 3,9). Да, в этом нет ничего неясного — рожден от Бога, это истина; но если от Бога, если рассматривать особый характер этого деяния, то и от Духа. Святой Дух — это божественный посредник, с помощью которого совершается это чудесное изменение; согласно этому, как уже говорилось в писании, мы «рождены от воды и отДуха».
Это подводит нас ко второму средству, использованному Богом. Если Дух является силой, и единственной достаточной силой, то Слово, ибо «вода» есть символ этого Слова (смотри Еф. 5,26), является тем средством, которое Святой Дух использует, чтобы вызвать новое рождение. Таким образом, Петр говорит: «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава (все плотское), и цвет ее опал (слава человека); но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Петр. 1,23-25). Значит, вот как все просто — так просто, что даже ребенок в состоянии понять это! Евангелие возвещено, Христос представлен в этом евангелии, и посредством благодати Божьей сердце принимает Христа, принимает Его как Спасителя, и, таким образом, оно принимает Его, вместе с Ним обладая новой жизнью и новой природой. Такая душа рождена от Бога. Следовательно, вера во Христа — и признак, и причина, если можно так выразиться, нового рождения; потому мы должны заботиться не о божественном способе действия или божественном превосходстве в этом действии, а только о вере в Господа Иисуса Христа. Все опирается на это. Если мы приняли Его, уверовали в Его имя, мы рождены от Бога; если же мы не приняли Его, то мы лишены нового рождения, мы еще во плоти, ибо то, что рождено от плоти, есть плоть, и вся плоть — как трава, и вся слава человека — как цвет травы.
Следует добавить одно слово, чтобы предупредить недоразумение и, надеемся, послужить благословению слабых душ. При разговорах о необходимости или повторности рождении существует опасность — опасность особенно заметная в трудах некоторых евангелистов, — упущение из виду исповедания греха, забвение, несмотря на правильно указанное возрождение, о необходимости искупления грехов, очищения от вины и нового рождения. Однако в Иоан. 3 оба этих момента самым тесным образом связаны между собой. Если, с одной стороны, наш благословенный Господь говорит: «вы возродитесь», то, с другой стороны, Он также говорит: «Сын человеческий должен возвыситься». Если бы это оказалось возможным, то новая природа не была бы достаточна сама по себе и как таковая, поскольку она не затронула бы вопрос о наших грехах. Однако едва ли необходимо говорить, что когда душа верит во Христа, она не только возродилась, но и причастна пред Богом ко всем последствиям Его искупительного деяния. Это не всегда понимают. В действительности часто случается, что посредством неверия, невежества или лжеучения душа считается возрожденной в годы до обретения прощения грехов. Спасительно даже малейшее общение с Христом, и не только это, но если мы таким образом приведены к общению с Христом, мы оказываемся пред Богом, хотя зачастую и обычно не в наших собственных душах, не в обладании всеми достоинствами Христа и Его искупительного дела. Более внимательное отношение к истине в этой главе (Иоан. 1) оберегает от множества заблуждений. Вместо утверждения о необходимости возрождения (которое еще является обязательным) должно произойти обретение Христа грешником, ибо его первое чувство должно возникнуть от сознания собственной вины, и тогда его сердце готово принять Его как Спасителя; он избавляется от бремени своей вины, наслаждается прощением и тем самым возрождается — рождается от Бога. Следовательно, все зависит от явления и принятия Христа.
Последнее, на что следует обратить внимание в этом писании, — это сила, власть или дарованное право. Тем, кто принял Христа, Он дал силу, чтобы они стали или заняли место детей (чад) Божьих. Все указанные нами люди рождены от Бога, и в результате этого они теперь призваны, призваны божественным образом занять место чад Божьих. Это слово означает «чада», а не «дети», как сказано в нашем переводе. В сущности, Иоанн никогда не использует выражение «дети», а всегда «чада». У Павла встречаются оба слова. В Послании же Галатам употребляется слово «сыны», а в Рим. 8 — оба слова, и таким образом нам дается ключ к пониманию разницы в значениях. По-видимому, слово «сыны» выражает скорее положение, в котором мы оказались вследствие веры во Христа; слово же «чада» более определенно говорит об этих отношениях, об их близости и наслаждении.
Как же чудесно то, что показывает здесь евангелист, — что все, кто верует во имя Христа, получает возможность занять место чад Божьих! Подобное не было известно до пришествия Христа. Иудейские святые, несомненно, были рождены от Бога, но поскольку искупление еще не было совершено и Святой Дух еще не дарован, так как Иисус еще не был прославлен, то для них оказалось невозможным занять место детей, или, даже если бы они оказались в этом положении, то не смогли бы насладиться этим. До приношения за грех, завершенного в смерти Христа, возможно было обладание «отсутствием сознание грехов» — познание вечного совершенства, однако не могло быть ни мира, ни свободы в присутствии Бога; чадо же Божье должно пребывать перед Отцом совершенно свободным, находясь в доме с сознанием любви Отца. И это место сейчас предоставлено нам — предоставлено божественной благодатью и переданным нам правом.
Здесь как раз и выражено то обстоятельство, что это место принадлежит нам, и в завершение этого евангелия, как мы видели в прошлой главе, Сам Господь в утро Своего воскресения ставит Своих учеников на это место. Какую любовь и нежность Он проявил здесь! Здесь сказано, что это место принадлежит нам по божественному повелению, и теперь, чтобы мы не утратили этого наслаждения в своей слабости и неверии, Он объяснил нам его особенности, приводя нас к наслаждению ими. Он говорит Марии: «Иди к братья Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20,17). Из этих слов мы узнаем, что место, которое Отец предоставил нам как Своим детям, — то же самое место, которым наслаждается Сам Христос. Как для Человека, Бог был для Него Богом нашего благословенного Господа; как для Сына — Его Отцом; эти два отношения охватывают все положе-ние, которое Он занимает на земле, и теперь ясно, что Он прославлен одесную Бога. Именно по этой причине мы так часто встречаем в посланиях выражение «Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа» (смотрите, к примеру, 2Кор.1,3; Еф. 1,3; 1Петр. 1,3; и т. д.); также и в молитвах мы таким образом обращаемся к Богу — как к нашему Богу и Отцу, потому что это Бог и Отец нашего благословенного Господа, — эти имена явлены в то же самое время, когда возник источник определенного благословения, которое изливается на нас на основании искупления. Но здесь, поскольку мы говорим о чадах, мы главным образом имеем дело с выражением «Отец» — «Мой Отец и ваш Отец». Короче говоря, Он предоставляет нам Свое собственное место, и ничто не может яснее охарактеризовать чудесное воздействие Его смерти и воскресения. Повторяем, Его собственное место, и это Его отношения с Богом, так что нам позволено использовать то же самое обращение, когда мы говорим с Самим Богом. Однако следует хорошо запомнить, что в то время, как Он таким образом соединяет нас с Собой перед Богом, Он всегда обладает преимуществом. В Его устах не могло прозвучать «наш Отец», но «Мой Отец и ваш Отец», ибо хотя Он не стыдился называть нас Своими братьями, Он является первенцем, как учит нас писание, повествующее, что Бог предначертал нам соответствовать образу Его Сына, так чтобы Он был первенцем среди множества братьев. Во многих из наших известных гимнов это различие забыто, и это порождает образ мыслей и выражения, которые не присущи Духу Божьему. Если наш благословенный Господь в Своей благодати и любви ставит нас на Свое собственное место, благоволя называть братьями, то со своей сгоро-ны мы забываем, что именно благодаря Ему в Его достоинстве, благородстве, совершенном величии, мы обращаемся к Нему как к нашему Брату. В той близости, которой в величии Своей любви Он допускает преданных Себе, внушая им любовь словами, которые Он применял по отношению к ним, они никогда не должны не забывать, — и по мере того, как они наслаждаются Его любовью, они никогда не забудут, — что Его имя превыше всех имен и что радость их сердец в Его присутствии должна изливаться в выражениях почтения и поклонения Ему. Он дал нам полностью понять особенность того положения, в которое Он ввел нас, а также и факт объединения с Собой пред лицом Бога, как нашего Бога и Отца, поскольку это Его Бог и Отец.
Рассмотрение еще одного писания в этом евангелии может завершить наши размышления над этой частью нашей темы. В Иоан. 17, при завершении чудесной молитвы, которую наш благословенный Господь возносит Отцу прежде, чем удалиться из этого мира, Он говорит: «Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (стих 26). В этих словах мы полностью видим цель откровения Отца и наше введение в описанные отношения. Можно повторить, что имя в писании всегда выражает истину о том, что это за лицо; к примеру, когда святым было велено собраться во имя Господа Иисуса Христа (Матф. 18), это означает, что они собирались в истине всего, что есть Христос, и Христос, как Иисус и Господь. Так, имя Отца является откровением всего, что есть Он в тех отношениях, которое выражено таким образом. Затем Господь произносит имя Отца, и Он делает это посредством служения Духа через Его слуг, так что та же самая любовь, которая покоится в Нем, как в Сыне здесь в мире, может не только покоиться на нас, чтобы мы наслаждались ею, но также пребывать в нас, и что Он Сам может пребывать в нас, как посредник или канал, посредством которого эта любовь изливается в наши сердца.
Поразительное свидетельство этого можно обнаружить в главе 15. Он говорит: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (стих 9). Любовь Отца изливалась из Его сосуда, как из своего источника или родника, в сердце Христа, и затем из сердца Христа в сердце Его учеников, откуда она должна была вновь изливаться от одного к другому. Однако суть здесь в том, что это одна и та же любовь — одинаковая по Своему характеру и по глубине. Кто же тогда способен измерить и постичь ее? Какие мысли возникают в наших душах, когда мы слышим голос Отца: «Это мой возлюбленный Сын, в котором Я нашел свою радость» — то, что та же самая безграничная и бесконечная любовь покоится и пребывает в нас, Его детях. Это следует знать и наслаждаться этим, но это не должно умалять действие истины в наших душах — то, что Его любовь покоится на каждом сыне Божьем. Возможно, вы скажете: «Я так слаб, поступаю столь плохо, что я колеблюсь, печаля Дух Божий». Возможно, это справедливо, и, увы, должно быть так; но есть еще одно обстоятельство: несмотря ни на что, вы любили той же любовью, которой был любим Христос, когда Он пребывал на земле, как возлюбленный Сын Божий. Никогда не упускайте из виду эту благословенную истину; пусть она обретет вес в ваших душах, ибо посредством благодати Божьей и силы Его Духа она будет хранить и укреплять вас, ободряя ваше сердце во времена сомнений и уныния, утешая вас в печали и скорби, наполняя вашу душу своим благословенным светом и сиянием, таким образом позволяя вам в значительной степени предвкусить атмосферу и радость дома Отца, когда мы будем вечно находиться там с Господом. В ожидании этого мы все можем воскликнуть:
В царстве славного покоя,
Далеко от всех невзгод.
Агнца вечно славить будет,
Им искупленный народ.