Обзор притч 13 главы Евангелия от Матфея

Из книги Кристиана Брима «И учил их притчами много...»

(скачать полную версию книги можно внизу страницы)

Хотя Господь и говорил притчи по-отдельности, однако, очень часто Он связывал две или несколько из них вместе. В 5-ой главе Евангелия от Луки Он говорит сначала о «новой заплате на ветхой одежде» и потом добавляет притчу о «новом вине в ветхих мехах» (стихи 36-39). В 13-ой главе того же Евангелия мы находим две притчи о «Царстве Божьем» стоящие непосредственно рядом (стихи 18-21).

И кто не знает трех притч в 15-ой главе Евангелия от Луки, которые связаны одна с другой совместной мыслью, быть потерянным и быть найденным? Очевидно посредством подобного группирования мы должны быть задержаны в этом месте для того, чтобы сравнить притчи одну с другой и увидеть параллели и противоположности.

13-я глава в Евангелии от Матфея является в этом отношении также единственной в своём роде. Она содержит, как уже было замечено, не меньше, чем восемь притч. Я знаю что в общем считается, что она содержит семь притч. Странно, что восьмая о «хозяине» (стих 52), почти всегда остаётся незамеченной. Но Господь в Матфея 13 завершает Свои поучения в форме семи притч этой небольшой восьмой притчей.

Прежде всего, чтобы получить общий обзор, перечислим эти восемь притч данной главы:

  • Притча о «сеятеле»
  • Притча о «плевелах»
  • Притча о «горчичном зерне»
  • Притча о «закваске»
  • Притча о «сокровище в поле»
  • Притча о «жемчужине»
  • Притча о «неводе»
  • Притча о «хозяине»

Итак, первой из всех притч стоит притча о «сеятеле». Ей придаётся особое значение, потому что Господь видит её как ключ для понимания других притч, так как об этой притче Он говорит: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4:13). Наверняка этими словами Господь не хотел выразить то, что она наиболее простая среди всех, но то, что ученики не сумеют понять наступающего домостроения, если не поймут этой притчи. То что обещанное Израилю Царство должно было быть отодвинуто на определённое время. И всё же, оно должно иметь своё начало в ином виде и форме, но сразу и более того: притча о «сеятеле», во всяком случае, не является непосредственно притчей о Царстве Небесном, однако она представляет предпосылку для следующих притч.

За притчей о «сеятеле» следуют три притчи, из которых первые две начинаются словами: «Другую притчу предложил Он им». Перед третьей говорится: «Иную притчу сказал Он им». Все три притчи — притчи о «Царстве Небесном», т.к. сопровождаются словами «Царство Небесное подобно...». Эти четыре притчи Господь говорил народу, и эта первая группа завершается замечанием: «Все сие Иисус Говорил народу притчами» (стих 34). Этим, в данной главе, обозначен определённый перелом, а также и изменение положения. К Иисусу собралось множество народа, так что Он вошёл в лодку, сел и учил оттуда тех, кто на берегу (стих 2). Но потом Господь отпустил народ и вошёл с учениками «в дом» (стих 36). «Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче» (Мк. 4:10). Вслед за этим Господь даёт, прежде всего, объяснение второй притчи (о «плевелах») и затем — трех дальнейших притч, которое начинает словами: «Ещё подобно Царство Небесное...». В итоге следует короткая, однако многозначительная притча о «хозяине», которая в определённом смысле объединяет предыдущие семь притч. Она показывает нам, какую пользу мы должны извлечь из этого. Эта вторая группа притч завершается замечанием в стихе 53, которое очень схоже с первым замечанием в стихе 34: «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда».

Первую группу притч в Евангелии от Матфея метко обозначают „формулой“ 1+3, вторую — „формулой“ 3+1. Тогда „центральные“ притчи о «Царстве Небесном» могут быть обозначены следующим образом: 1+2 и 2+1. Фактически первая притча (о «плевелах») и последняя (о «неводе») явно похожи одна на другую.

Первые семь притч в систематическом порядке и исторической последовательности символически показывают нам, нравственные характеристики Царства Небесного, и именно в следующих отношениях:

  • происхождение
  • внешнее развитие
  • закат
  • исполнение
  • Царство рассматривается как нечто такое, что вверено в руки людей и вследствие этого может иметь и неправильное развитие. Также одновременно раскрывается и внутренний аспект этого Царства, который объясняет мотив действий Господа. В этом смысле это Царство неуязвимо. И, таким образом, в этих притчах мы видим также дополнительные три вещи:

  • то что делает Христос,
  • то что делает сатана
  • то что делают люди

Если мы видим перед собой повторяющееся выражение «Царство Небесное», то прежде чем углубиться в сами притчи, будет уместным сначала поближе ознакомиться с этой важной темой. Слишком много зависит от правильного понимания этого понятия, чтобы не упомянуть его только мимоходом. Многому из того, что будет сказано ниже, в последствии мы найдём подтверждение в притчах. Этот небольшой экскурс в понятие «Царство Небесное» станет, как я надеюсь, помощью для некоторых читателей в понимании самих притч и разных домостроений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: