Является ли Иисус Христос Богом?

Мы не можем быть окончательно уверены ни в том, что Бог существует, ни в том, каков Он, если Он Сам не проявит инициативу и не откроется нам. Мы должны знать, каков Он, и каково Его отношение к нам. Предположим, мы знаем, что Он существует, но что Он подобен Адольфу Гитлеру — также своенравен, злобен, жесток и предубеждён. Каким кошмаром стало бы для нас подобное открытие!

Мы должны проникнуть вглубь истории, чтобы узнать, есть ли там путеводная нить, ведущая к Божественному откровению. И такая путеводная нить у нас есть. В глухой деревушке, в Палестине, почти 2000 лет тому назад в хлеву родился Младенец. Его рождение напугало царствующего тогда Ирода. Ради того, чтобы уничтожить Младенца, Который по слухам должен был стать царем иудеев, Ирод приказал убить огромное количество маленьких мальчиков. Это трагическое событие известно в истории под названием «избиения младенцев».

Родители этого Младенца Иисуса, поселились вместе с Ним в Назарете, где Он научился ремеслу Своего отца — плотничьему делу. Он был необычным ребёнком. В 12 лет Он поставил в тупик книжников и раввинов в Иерусалиме. Когда родители пожурили Его за то, что Он остался в Иерусалиме и не пошел с ними, Он ответил им непонятно и странно: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Этот ответ давал понять, что у Него с Богом особые, уникальные отношения.Он жил в неизвестности до тридцати лет, а потом начал служение в народе, которое продолжалось три года. Его служению было предначертано изменить ход истории.Он был энергичной Личностью, и мы читаем о том, что «множество народа слушало Его с услаждением». В отличие от религиозных учителей Его времени «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».Вскоре, однако, все заметили, что Он делал потрясающие и поразительные заявления по поводу Самого Себя. Из Его слов стало ясно, что Он считал Себя Кем-то несравненно более высоким, чем просто выдающимся учителем или пророком. Он начал открыто говорить о Своей Божественности. Он поставил Свою Личность в центр Своего учения. Он придавал чрезвычайную важность вопросу, который Он задавал Своим последователям: «А вы за кого почитаете Меня?» Когда Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 1б:15-1б),Он не был потрясен и не осудил Петра. Напротив, Он его похвалил! Он говорил об этом ясно и определенно, и Его слова производили на слушателей должное впечатление. Мы читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанна 5:18).В другой раз Он сказал: «Я и Отец — одно». Сразу же вслед за этим иудеи захотели побить Его камнями, и тогда Он спросил их, за какое из Его добрых дел они хотят Его убить. Они ответили: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10:30-33).Иисус явно претендовал на качества, которые могут быть присущи только Богу- Когда через отверстие в крыше к Его ногам спустили парализованного, Он сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мар. 2:5). Эти слова привели в великое негодование книжников, которые «помышляли в сердцах своих: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мар. 2:7). «Зная, о чем они думают, Иисус сказал им: «Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? (Мар. 2:9).И затем буквально следующее: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле .прощать грехи, — говорит расслабленному, — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мар. 2:11).То, что слова «Сын Человеческий» подтверждают Его Божественность, а не отрицают ее, как предполагают некоторые, следует из того, на что притязает Иисус, как Сын Человеческий. Такими качествами может обладать только БогВ критический момент, когда из-за этих притязаний над Его жизнью нависла угроза, Он подтвердил их перед первосвященником, который задал Ему прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Он сказал: «Я». И добавил:«И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Первосвященник разодрал свои одежды и сказал: «На что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство» (Мар. 14:61 -64).«Его связь с Богом была настолько близкой, что Он ставил знак равенства между отношением человека к Нему Самому и отношением человека к Богу. Поэтому знать Его было то же самое, что знать Бога (Иоанна 8:19, 14:9), видеть Его — то же самое, что видеть Бога (12:44, 14:1), принять Его то же самое, что принять Бога (Мар. 9:37), ненавидеть Его — то же самое, что ненавидеть Бога (Иоанна 15:23) и почитать Его — то же самое, что почитать Бога (5:23)».Эти заявления Иисуса могут иметь только четыре возможных объяснения. Либо Он был обманщиком, либо безумцем, либо легендой, либо Истиной. Если мы не признаем Его Истиной, мы автоматически, даже не осознавая этого, утверждаем одну из оставшихся трех альтернатив. Когда наши друзья разделяют подобную точку зрения, нам следует попросить их представить нам убедившие их в этом доказательства. Часто при такой постановке вопроса они впервые начинают понимать, что у них нет никаких доказательств в пользу их утверждения. Более того, все имеющиеся в наличии факты свидетельствуют об обратном.Первое из возможных объяснений состоит в том, что Иисус Христос знал, что Он не был Богом, но сознательно обманывал Своих слушателей, чтобы придать больше авторитетности Своему учению. Мало кто, (если вообще кто-то) серьезно разделяет эту точку зрения. Даже те, кто отрицает Его Божественность, утверждают, что они считают Иисуса великим Учителем нравственности. Но они не замечают, что эти два заявления взаимно исключают друг друга. Иисус едва ли мог быть великим Учителем нравственности, если Он заведомо лгал в таком важном вопросе Своего учения, как вопрос о Своей Собственной Личности.Вторая более благожелательная, но не менее невероятная возможность состоит в том, что Он искренне заблуждался относительно Самого Себя. Сегодня мы называем человека, считающего себя Богом, безумным. И Иисуса действительно следовало бы назвать сумасшедшим, если бы Он заблуждался в таком важном вопросе.Но когда мы смотрим на жизнь Христа, мы не видим в ней никаких признаков ненормальности или неуравновешенности, свойственных душевнобольным людям. Вместо этого, мы находим величайшее самообладание, несмотря на крайне тяжёлые обстоятельства. Во время суда, когда Его жизнь находилась под угрозой, Он, стоя перед Пилатом, оставался спокойным и невозмутимым. Как сказал об этом К.С. Льюис: «Несоответствие между глубиной (и, я бы сказал, практичностью) Его нравственного учения и чрезмерным величием, которое должно было бы следовать за Его теологическим учением, никогда не было бы понастоящему преодолено, если бы Он не был Богом на самом деле».Третья альтернатива заключается в том, что все разговоры о Его притязаниях на Божественность являются легендой и что в действительности Его фанатичные последователи в 3 и 4 веках приписали Ему слова, которые потрясли бы Его Самого, если бы Он их услышал. Вернись Он на землю, Он бы от них отрекся.Эта третья альтернатива, объясняющая все легендой, опровергается открытиями современной археологии. Существуют убедительные доказательства, показывающие, что четыре биографии Христа были написаны во время жизни Его современников. Не так давно доктор Вильям Ф. Олбрайт, всемирно известный археолог, из университета Джонса Хопкинса, сказал, что нет оснований считать, что какое-либо Евангелие было написано позднее 70-го года н.э. Дело в том, что совершенно невероятно, чтобы Благая Весть, как простая легенда о Христе, не имеющая никакого фактического основания, смогла бы так распространиться, как она распространилась, и оказать на людей такое влияние, какое она оказала. Предположить это так же фантастично, как, например, предположить, что кто-то в наши дни написал биографию покойного Франклина Делано Рузвельта, утверждая, что Рузвельт считал себя богом, прощал людям грехи и воскрес из мертвых. Подобная дикая фантазия ни за что не сошла бы за правду, потому что вокруг остается еще немало людей, знавших Рузвельта! Идея о легенде не выдерживает критики в свете чрезвычайно раннего (всего через несколько лет после смерти Христа) написания Евангелия.Единственная остающаяся альтернатива — признать, что Иисус говорит истину Есть, однако, соображение, делающее простые заявления не очень-то достоверными. Заявлять можно, что угодно. Это может делать любой. Были в истории и другие люди, притязавшие на божественность. Одним из них был Божественный Отец из Филадельфии, ныне покойный. Я могу притязать на то, что я бог, и вы можете делать то же самое. Но при этом мы все должны дать чёткий ответ на вопрос: «Какие доказательства можем мы представить в поддержку наших притязаний?» В таком случае, вам не потребуется и пяти минут, чтобы опровергнуть мое заявление. Возможно, не многим больше времени потребуется, чтобы опровергнуть и ваше. Было, безусловно, совсем нетрудно показать, что Божественный Отец Богом не был. Но когда дело доходит до Иисуса из Назарета, это не так просто. У Него были доказательства, подтверждавшие обоснованность Его притязаний. Он сказал: «... когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать И поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Иоанна 10:38).В чем же состояли Его доказательства, Его «удостоверение личности»? Во-первых, Его характер соответствовал Его притязаниям. Мы уже говорили, что многие пациенты психиатрических лечебниц воображают себя самыми разными личностями. Но их характер противоречит их заявлениям. Совсем иначе обстоит дело с Христом. Мы не сравниваем Его с другими мы противопоставляем Его всем остальным. Он уникален — как уникален Бог.Иисус Христос — безгрешен. Его земная жизнь была настолько чиста, что Он мог бросить Своим врагам такой вызов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоанна 8:46). Ему ответили молчанием, хотя Он обращался со Своим вопросом к тем, кто был бы рад указать на недостатки Его. Мы читаем об искушениях Иисуса, но мы никогда не слышали, чтобы Он грешил. Он никогда не просил прощения, хотя и повелевал Своим последователям, чтобы они это делали.Это полное отсутствие чувства греховности у Иисуса поразительно, учитывая, что мы наблюдаем совершенно противоположную картину у святых и мистиков всех времён. Чем ближе люди приближаются к Богу, тем больше они сознают свои собственные моральные недостатки, свою испорченность и слабость. Чем ближе человек к яркому свету, тем лучше он видит, что ему необходимо омыться. Это верно также и в области нравственной, когда дело касается обыкновенных смертных.Поразительно также, что Иоанн, Павел и Петр, с ранних лет усвоившие истину, что никто в мире не свободен от греха, говорят о безгрешности Христа: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». (1 Пет. 2:22); «в Нем нет греха» (1 Иоанна 3:5); «незнавшим греха» называет Иисуса Павел (2 Кор. 5:21).Пилат, отнюдь не друг Иисусу, спросил: «Какое зло Он совершил?» Он явно признавал невиновность Иисуса. А римский сотник, бывший очевидцем Его смерти, сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Матф. 27:54).В Иисусе мы находим совершенную Личность. Рамм указывает: «Если бы Бог был человеком, мы бы ожидали найти в Его Личности настоящую человечность. Только Бог может нам сказать, каким должен быть настоящий человек. В благочестии Ветхого Завета, безусловно, ощущается ожидание такого совершенного человека. Идеалом совершенства должен быть человек, чье сознание полностью пронизано Богом, человек, полностью посвятивший Богу свою, освященную Им жизнь. Затем, рангом пониже, следуют другие добродетели, достоинства и качества, характеризующие совершенную человечность. Выдающиеся умственные способности не должны подавлять благочестия, и молитва не должна подменять собой дел; преданность делу не должна переходить в безрассудный фанатизм, и сдержанность — в безразличие. В Христе мы находим совершенное соединение совершенных качеств, потому что будучи воплощенным Богом, Он является совершенным Человеком. Шафф описывает нашего Господа, указывая на качества, перечисленные нами выше: «Его преданность делу никогда не перерождалась в страсть, Его постоянство — в упрямство, Его доброта — в слабость, Его нежность — в сентиментальность. То, что Он был не от мира сего, не делало Его безразличным и нелюдимым или излишне фамильярным; Его самоотречение было свободно от мрачности, а Его умеренность — от аскетизма. В Нем соединялись невинность ребенка с силой мужчины, всеохватывающая преданность Богу — с постоянным интересом к благополучию человека, нежная любовь к грешнику — с бескомпромиссной суровостью к греху, царственное достоинство — с покоряющей скромностью, бесстрашие — с мудрой предусмотрительностью, непоколебимая твердость — с мягкой нежностью!» Христос продемонстрировал власть над силами природы, власть, которая может принадлежать только Богу, Создателю этих сил.Он успокоил разбушевавшуюся бурю и волны на Галилейском море. Это вызвало у находящихся в лодке продиктованный ужасом вопрос: «Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мар. 4:41). Он обратил воду в вино, накормил пятью хлебами и двумя рыбками 5000 человек, вернул опечаленной вдове ее единственного сына, воскресив его из мертвых, и вернул к жизни умершую дочь убитого горем отца. Своему старому другу Он сказал: «Лазарь, иди вон» (т.е. выйди сюда) — и на глазах у всех воскресил его из мертвых. Замечательно и то, что Его враги не отрицали этих чудес. Вместо этого, они искали момента, чтобы убить Его. «Если оставим Его так, — говорили они, — то все уверуют в Него» (Иоанна 11:48).Иисус продемонстрировал присущую Создателю власть над болезнями. Он вернул калеке способность ходить, немому — речь и слепому — зрение. В некоторых случаях Он исцелял врожденные дефекты, не поддающиеся обычному лечению. Наиболее поразительный случай исцеления — это исцеление слепого, описанное в 9-ой главе Евангелия от Иоанна. Хотя этот человек не мог ответить на провокационные вопросы фарисеев, то, что он пережил, было для него достаточно убедительным. «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» — заявил он. Он был поражен, что его друзья не узнали в его исцелителе Сына Божьего. «От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному», — сказал он. Для него это свидетельство было совершенно очевидным.Но самым главным доказательством обоснованности притязаний Иисуса на Божественность, явилось Его воскресение из мертвых. Пять раз на протяжении Своей жизни Он предсказал, какой смертью Он умрет, и что через три дня после этого Он воскреснет и явится Своим ученикам.Нет сомнений, что это было серьезное испытание. Это было заявление, легко поддающееся проверке. Его предсказание могло либо сбыться, либо не сбыться.Воскресение является основополагающим событием христианства. Если Христос воскрес, у нас не должно быть никаких трудностей с принятием других чудес. И если мы установим факт воскресения, мы ответим на главный вопрос о Боге, о Его характере и о нашем отношении к Нему. Ответ на этот основной вопрос даёт возможность ответить и на все дополнительные вопросы.Христос повернул историю, как мог повернуть её только Бог Об этом очень красноречиво говорит Шафф: «Этот Иисус из Назарета, без денег и оружия, покорил больше миллионов, чем Александр, Цезарь, Мухаммед и Наполеон! без науки и образования Он пролил больше света на дела человеческие и Божьи, чем все философы и ученые вместе взятые! не пройдя школы красноречия, Он говорил такие слова жизни, каких никогда не говорили ни прежде , ни потом, и оказывал на слушателей такое воздействие, о котором не могли бы мечтать ни оратор, ни поэт! не написав ни единой строчки, Он вдохновил ни одно перо и дал темы для большого количества проповедей, речей, дискуссий, учебных томов, произведений искусства и хвалебных песен, чем целая армия великих людей древности и наших дней».Наконец, мы знаем, что Христос — Бог и потому, что Его присутствие и участие в жизни людей ощутимы и в двадцатом веке. Сам по себе опыт общения с Ним еще не может служить решающим доказательством, но, в совокупности с объективным историческим фактом воскресения, он даёт основание для твёрдой уверенности. Какие другие гипотезы кроме того факта, что Иисус Христос воистину Сын Божий, способны объяснить всё это?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: