Предисловие
В последующих главах автор стремился изложить истину, касающуюся семейства Божьего. Истолкование начато с Христа, как явившего Отца, а затем рассмотрены различные вопросы семейства, представленные в Писании. Тема обрисована только в общих чертах для того, чтобы, придерживаясь небольших рамок, можно было привлечь к ней, с благословения Господа, более широкий круг читателей.
Автор убедительно рекомендует данную тему читателям, поскольку среди множества вопросов духовного характера, которые постоянно возникают у народа Божьего, она ведет к воодушевлению и раскрытию сердца, чтобы оно было поглощено всей полнотой чувств Божьих. Во времена раздоров сердце склонно охладевать и черстветь, если только оно не вспомнит призыв всех детей Божьих. Невыразимо прискорбно быть принужденным, во имя Господа и повинуясь Его слову, удаляться даже от святых, которые поступают бесчинно (см. 2Фес. 3,6), но в таком случае гораздо полезнее напомнить себе, что наш долг любви к ним никогда не может быть уплачен. Обязательство слова Господня остается всегда — «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанн. 15,12).
Автор уповает и молится о том, что представление общих отношений всех верующих с Богом, как их Отцом, — а также то, что все верующие равны и являются постоянной заботой сердца Отца. Следовательно, существует необходимость общих уз с Богом и друг с другом, — может позволить Господу по-новому выразить Свое собственное слово в силе Святого Духа для сердец Его возлюбленного Народа.
Лондон, 1883 г.
Христос, явивший Бога
Богу было угодно являть Себя различными способами и при самых разных обстоятельствах в каждом веке и при всех устроениях. До креста Он открылся Адаму, патриархам и Своему народу Израилеву, но пока не пришел Христос и прославил Бога на земле, завершив труд, который Он должен был сделать, это не было выражено и имя Бога как Отца не могло быть полностью раскрыто. До этого Его окружали тучи и мрак, но как только искупление совершилось посредством смерти Христа на кресте, завеса упала и верующие впредь могли находиться во свете, поскольку Бог во свете. Всякое расстояние и утаивание теперь преодолено, и все, что есть Бог, вкупе с именем Отца, было полностью открыто. Сам Христос, Христос, извечный Сын и Слово, ставшее плотью и обитающее среди нас (Иоан. 1,14), являлся откровением Отца, но до схождения Святого Духа те, перед чьими глазами произошло откровение, имели мало возможностей (если вообще имели), чтобы понять его. Существовало немного помазанных, которые созерцали Его славу как единородного с Отцом, но Иоанн Креститель не узнал Его, кроме как по указанному знаку нисхождения на Него Святого Духа, и даже Филиппу потребовалось объяснение: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14).
Следовательно, в сущности до Пятидесятницы не было познания Бога как Отца. Это станет ясно читателю, если немного проследить последовательные откровения Божьи, которые были сделаны Его народу в Ветхом Завете. Бог сказал Аврааму: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17,1); Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи Сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам» (Исх. 3,14); и когда Он вступил в определенные отношения со Своим избранным народом, это произошло под именем, каковое было Его именем завета с Израилем. Посмотрите все писания Ветхого Завета: там даже слово «отец» не встретится более пяти или шесть раз в применении к Богу, и в большинстве этих случаев оно использовано скорее как обозначение источника существования, нежели как указание на отношение. Все ветхозаветные святые, несомненно, были рождены вновь. Это следует отметить, ибо без новой жизни и новой природы они не могли бы общаться с Богом; но равным образом истинно то, что они никогда не знали Бога как Отца и, следовательно, не могли насладиться этими отношениями. Одна фраза писания определенно и убедительно подтверждает это: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11,27).
Итак, имеется множество доказательств того, что Бог не был явлен как Отец до пришествия Христа. Переходя теперь к Новому Завету, заметим, что Сам Христос, как уже говорилось, явил Отца и что именно в евангелии по Иоанну Он представлен нам в этом качестве. В первой главе этого евангелия сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (стих 18). Это писание не только сообщает нам, что единородный Сын явил Отца, но и учит, что никто, кроме Его Самого, не может это сделать; это очевидно даже из того положения, которое Он занимал, — место тесной связи и общения, которым наслаждался Он, и только Он один, что выражено словами: «в недре Отчем». Это место Он никогда не покидал; Он пребывал в нем (ибо это духовное выражение), будучи мужем скорбей, знакомым со страданиями, так же и когда Он обладал славой, которую Он имел с Отцом прежде, чем появился мир; и на самом кресте Он оставался там, ибо Он Сам сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (Иоан. 10,17), — Его смерть совершилась в послушании заповеди, которую Он получил, и это стало новым поводом для выражения любви Своего Отца. Далее в этом евангелии мы видим, как одному из Его учеников было позволено остаться на лоне Его, и этот же ученик стал избранным сосудом, чтобы показать в своем евангелии вечное сыновство Христа — Христа как Божества; и это в некоторой мере может помочь нам понять, что никто, кроме Того, кто пребывал в недре Отчем, не мог представить Его в этом качестве и в этих отношениях. В божественном действует неизменное правило — мы можем говорить другим только о том, что мы сами познали в своих собственных душах. Если мы несведущи в том, о чем говорим, наши слова, какими бы ясными они ни показались, будут малосодержательны. Сам Господь утвердил этот принцип, сказав: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Иоан. 3,11).
Давайте зададимся вопросом, каким образом Господь явил Отца? Он Сам ответил на этот вопрос. Он сказал иудеям: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Иоан. 8,10); и вновь, обращаясь к Филиппу: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не узнаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: „покажи нам Отца“? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя (буквально: „говорю не Сам“); Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Иоан. 14,7-11).
Значит, Сам Христос, во всем, чем Он являлся, в жизни, которой Он жил на земле, был откровением Отца; то есть, Он был совершенным духовным проявлением Отца во всем, чем Он был, для всех, имеющих глаза, чтобы увидеть это. Как Он сказал: «Я открыл им имя Твое» (Иоан. 17,26), — имя, бывшее в писании выражением истины, того, чем является личность, и в этой связи оно будет, следовательно, обозначать истину Отца. Таким образом, по мере того, как Христос проходил через мир, все качества, все нравственные черты, все совершенство ума, сердца и характера Отца — все полностью открылось, так что если бы глаза тех, кто окружал нашего Господа, были помазаны, они увидели бы в Нем живое воплощение Отца. Для плотского взгляда Он был только Иисусом из Назарета, сыном плотника, но глаза, открытые Святым Духом, видят в Нем «славу Единородного с Отцом», таким образом явившего Отца.
Но перейдем к подробностям этого чудесного откровения. Господь Сам указал два реальных способа, которыми это было сделано, — те два способа, которыми человек может выразить, кто он такой. Отрывок, в котором Он говорит, что произносит Свои слова не от Себя, был уже процитирован; и в предыдущей главе Он говорит: «Сын ничего не может делать от Себя, а то, что Он видел, как делает Отец» (стих 19; смотрите 8,28). Следовательно, Он не говорит (ибо такова суть Его утверждения) ни Своих слов, не делает Своих дел. Хотя Он был извечным Сыном, Он сошел не для того, чтобы творить Свою собственную волю, но чтобы исполнять волю Пославшего Его (6,38), и поэтому каждое Его слово и дело были лишь выражением Его совершенного послушания; причина и того и другого кроется не в Его собственной воле, какой бы совершенной она ни была, а в воле Его Отца. Потому Он никогда не говорит и никогда не поступает иначе, кроме как в зависимости от Отца и в подчинении Его воли, и по этой причине Его слова и деяния были откровением пославшего Его.
Эта особенность выявляет чрезвычайно божественную истину относительно Его Самого и плачевный контраст с нами. При том, каким Он был, Его слова являлись такими же совершенными, как и Его дела; и потому, когда иудеи спросили: «Кто же Ты?» Он ответил, как и подобало, «От начала Сущий, как и говорю вам» (Иоан. 8,25); то есть, скажем еще раз, «Его речь являла Его Самого, будучи истиной». Наши слова зачастую выражают истину в большей или меньшей степени, и мы часто бываем смущены, обнаружив, что нам не удалось выразить то, что мы хотели, и поэтому мы иногда производим неверное, если не ложное, впечатление посредством несовершенства наших слов. С другой стороны, каждое Его слово было совершенством, и, следовательно, как бы лучом Его собственной славы и проявлением Отца. Таким образом, в Иоан. 14 мы видим, что Он отождествляет Свои слова со Своими делами. «Слова, — говорит Он, — которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, он творит дела» (стих 10). Эти слова были так же совершенны, как и дела, и они в равной степени являлись откровением Отца.
Мы знаем, как ценны, как величественны все записи о нашем благословенном Господе. Некоторые из Его слов не были записаны (смотрите Лук. 24,27; Иоан. 21,25; Деян. 1,3), и временами мы испытываем желание, чтобы это было иначе. Истина же состоит в том, что каждое запечатленное слово и каждое деяние были необходимы для совершенного откровения Им Отца — не более и не менее. Если бы нам было предоставлено нечто большее, более совершенное, каким и было все необходимое, едва ли это откровение стало бы более полным. Следовательно, мы не потерпели убытка, ибо божественная мудрость и божественная любовь направлены на сохранение всего, что было необходимо для славы Божьей, нашего наставления и блаженства. Короче говоря, все записанное является совершенным выражением Его Самого и, таким образом, выражением Отца. Опустите всего одно слово или одно действие — и совершенство картины будет нарушено. Чрезвычайно необходимо настаивать на этом во времена, подобные нынешним, когда люди, с одной стороны, стремятся к жестокой критике, результату неистового мудрствования, чтобы уничтожить нашу веру в достоверность и благословенность евангелий. Е с другой стороны, стремятся предпринять дерзкую попытку составить человеческое описание жизни нашего благословенного Господа, которое они предлагают либо как замену, либо в качестве пояснения четырех божественных записей. Трудно решить, которая из этих двух групп более опрометчива. Как бы то ни было, совершенно очевидно стремление обеих групп уничтожить веру в слово Божие умалить святость нашего Господа и, таким образом, нанести непоправимый ущерб душам его читателей.
Итак, Сам Господь совершенным образом явил Отца в том, чем Он был в Своей жизни на земле, но в то же время истинно то, что Его смерть была завершением данного Им откровения. Единородный с Отцом, безгрешный в Своем постоянном превосходстве и совершенстве, Он никогда не мог быть чем-то меньшим, чем Он был. В Его жизни не было ни мгновения, в которое Он не мог бы сказать: «Видевший Меня видел Отца», и, кроме того, настолько же истинно то, что Его смерть была, так сказать, венцом всего, по крайней мере в Его совершенном откровении Отца. Это происходило двумя путями. Во-первых, проявлением и доказательствами Его всецелой преданности славе Своего Отца, самоуничижением и послушанием до смерти, смерти крестной. На кресте послушание было несколько иным, если можно так выразиться, — послушанием при новых обстоятельствах и условиях, ибо именно там Он прославил Бога в средоточии греха, учитывая грех, соделанный грехом для нас. Таким образом, именно это Он говорил о Своей смерти, как особым основанием любви Отца (Иоан. 10), и именно поэтому смерть Христа была завершением совершенного проявления Его собственной духовной славы (Иоан. 13,31). Во- вторых, Его смерть была необходима для полного откровения сердца Отца. «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1Иоан. 4,14). Все, что есть Бог, все присущее Его характеру, Его святости, Его праведности, Его истине, Его милосердию, Его величию и Его любви, — все открылось на кресте Христовом, но когда мы усвоили, что Отец послал Своего Сына, и послал Его, чтобы стать Спасителем всех — иуде-ев или язычников — которые должны уверовать в Него, нам было позволено заглянуть в глубины Его непостижимого сердца. Да, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3,16)*.
Некоторую помощь может оказать дополнительный отрывок из сочинений другого автора. Он говорит: "В писаниях Иоанна обнаруживается, что там, где говорится об ответственности, употреблено слово «Бог», а когда и милости к нам — «Отец» и «Сын». Когда же речь идет о доброте (божественная черта в Христе) по отношению к миру, тогда говорится о «Боге». Нет ничего поучительнее, чем детальное изучение того, как Святой Дух употребляет различные имена Бога, а также нашего благословенного Господа. Значения многих писаний почти полностью зависят от этого.
Возможно, теперь мы лучше поймем слова Господа, обращенные к Филиппу — «Видевший Меня видел Отца». Следовательно, если мы хотим более полно познать Отца, это может быть осуществлено только посредством более совершенного познания Христа. Отцы, которым пишет Иоанн (1Иоан. 2) и которых характеризовало то, что они знали «о Том, кто есть от начала», то есть о Христе, «вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Иоан. 1,2), были людьми, знающими большей частью об Отце, ибо именно во Христе, как мы уже видели, Отец был явлен полностью. Никогда не следует забывать, что одно из заблуждений традиционной и формальной теологии (под влиянием которой все еще находится множество душ), — то, что Христос, как Сын, был слишком отделен от Отца. Наряду со справедливым утверждением святости Бога и необходимости искупления, как основания Его милосердных деяний в от-ношении людей, упускается из виду тот факт, что Христос является истинным выражением сердца Отца, характера и сущности Отца. Следовательно, когда сердце при милосердном воздействии Духа Божьего, обратилось за помощью к Христу и к деянию, совершенному Им на кресте, то нет смысла в удалении от Бога, поскольку Он представлен только в образе Судии. Следовательно, познание того, чем является Бог для Своего народа, что сердце Отца упокоилось в нем с радостью и удовлетворением, сравнительно узко, и поэтому большинство верующих имели мало свободы в присутствии Бога и почти никаких познаний об их отношениях с Богом как их Отцом. Как же благословенно для всех понимание выраженной здесь истины, — что Христос является совершенным откровением Отца, ибо тогда все, что они узнали о Нем, они должны признать также в отношении Отца и, таким образом, обильно и все более полно наслаждаться любовью Отца. Он Сам сказал нам: «Я и Отец — одно» (Иоан. 10,30) — одно по разуму, замыслам, намерениям и целям; Он в Отце и Отец в Нем, и, таким образом, Он неизбежно является совершенным выражением всего, что есть Отец.
Вероятно, может возникнуть вопрос: где мы можем получить более полные знания о Христе, чтобы более совершенным образом познать Отца? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Только в писании мы можем узнать, что есть Христос. Несомненно, о Нем можно размышлять, но если мы избегли сетей мистицизма и воображения, то слово Божье должно стать основой наших размышлений. Следует сказать даже еще определеннее, что только откровение Христа содержится в писании, и когда Святой Дух прославляет Христа, он обращается к Христу и возвещает нам Его (Иоан. 16,14), все это происходит посредством Слова. Мы вправе сказать, что нельзя иначе соприкоснуться с живым и прославленным Христом, кроме как посредством записанного слова Божьего. Христос открывается душе, что дает нам особое и осознанное понимание Его присутствия, но даже это преимущество и блаженство связано с соблюдением Его заповедей или Его слова (Иоан. 14,21.23). Преодолевая опасности человеческого мудрствования и духовного мистицизма, мы не устаем повторять, что мы можем постичь Христа, каким Он был на земле и какой Он есть одесную Бога, — тот же Христос; духовная Слава Его такова же, какой она была во время Его пребывания на земле, но при различных условиях, — повторяем, мы можем узнать о Нем все только со страниц бо- годухновенного слова. Напоминание об этом вновь побудит нас к изучению писания, и в то же время удержит нас во время чтения у ног нашего благословенного Господа, подобно Марии. Мы увидим человека Иисуса Христа, но в наших сердцах возникнет мысль о том, что Он, кого мы видим в Его деяниях милосердия и любви, кто говорит так, как никогда не говорил человек, является Единородным Сыном в недрах Отца, и во всех этих деяниях и словах Он Сам есть проявление Отца. Чтение писаний в таком духе даст нам повод выразить благоговейное поклонение и благодарную хвалу.
Прежде чем закончить, мы можем указать на две вещи, которые совершил наш Господь, чтобы помочь Своим ученикам понять эту истину. В конце Его пребывания среди них Он сказал: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас» и т. д. (Иоан. 16,25-27). Нельзя прийти к Отцу иначе, чем через Него, но Он даст им понять, что они пришли к Отцу через Него. Им следовало продолжать просить во имя Его, однако Он желает, чтобы они поняли, что Сам Отец любит их. Он хотел обратить их взор к Отцу через Самого Себя, чтобы они смогли познать Его и познать также то, что они были предметом Его любви. Это наставление нашего благословенного Господа следовало бы усвоить многим и в наши дни. Разве нашим душам не угрожает опасность забыть то, что Отец был явлен нам, что посредством Господа Иисуса мы пришли к Нему и что мы можем уповать на Его любовь во все времена?
Второе — то, что Господь поставил Своих учеников в Свое собственное положение прежде, чем Он удалился от них. Он сделал это, предоставив их Отцу в молитве, которую сотворил в их присутствии: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! сообщи их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан. 17,9-11; смотрите также стихи с 16-26). Однако после Своего воскресения Он раскрывает им особенность того положения, в котором они теперь оказались. «Иди к братьям Моим, — говорит Он Марии, — и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20,17). Мы надеемся дать толкование этих слов в следующей главе, но сейчас мы обращаем внимание на то обстоятельство, что на основании искупления, совершенного посредством Его смерти и воскресения, Господь ставит Свой народ в Свое собственное положение и в Свои отношения с Богом. Отныне Бог стал известен не как Господь, Иегова, или Иегова-Элохим, как для Израиля, а как Бог и Отец Своего народа, поскольку это Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому мы в посланиях увидим, что все благословения, дарованные нам во Христе, представлены в этих двух аспектах (смотрите 2Кор. 1,2-3; Еф. 1,2-3; 1Петр. 1,3). Таким образом заканчивается евангелие по Иоанну*. *Начав с представления Слова, которое было с Богом и которое было Богом, и к тому же было извечным Сыном, и как таковым — явившем Отца, оно завершается тем, что Он в Своей нежности и любви и на основании воскресения ввел Своих учеников в Его собственное положение и отношения со Своим Богом и Отцом. Поскольку они еще не могли насладиться этим, Он дал им это и привел их к этому, как плод Своего собственного искупительного труда. Да будет благословенно имя Его!
Глава 21 является в некотором роде приношением и указывает на тысячелетние времена, паству и служение Иоанна, которое должно было продолжаться до возвращения Господа. Следовательно, глава 20 является определенным завершением исторического евангелия.