Глава XI. Тысячелетнее царство
С уничтожением „зверя”, владычество, данное в лице Навуходоносора народам, от них опять отнимется и возвратится к источнику всякой власти — к Нему, Царю царей и Господу господствующих. Он будет царствовать над Израилем, как истинный сын Давида. „Утешайте, утешайте народ Мой!”, — так устами пророка Исаии говорит Он о тех днях, „говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои” (Ис. 40:1-2). Народ, некогда отрекшийся от своего Царя, тогда примет Его и в истине и искренности сердца прославит Его приветствием: „Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!” (Матф. 21:9; Псал. 117:26). Однако власть Господня распространится не только на народ Израильский, но и на все народы земные: они будут Его наследием, и пределы земли владением Его” (Пс. 2:8). Камень, ударивший в огромного истукана и разбивший его, сделается великою горою, наполняющею всю землю (Дан. 2). Власть, слава и царство даны будут Сыну Человеческому (Дан. 7). Этим начнется тогда время благодати и славы для Израиля и народов, времена отрады от лица Господа, времена восстановления, о которых издавна говорил Бог устами Своих святых пророков (Деян. 3:19-21). Совершится то „пакибытие” (т.е. возрождение), когда двенадцать апостолов сядут на двенадцати престолах, для суда над двенадцатью коленами Израилевыми (Матф. 19,:28). Наступит то время благословения и мира, называемое Тысячелетним царством, так как в Откр. 20 читаем, что правление Христа, как Главы всех, продолжится тысячу лет.
Однако, полнота мира и благословений, признающих Тысячелетнее царство, не последует непосредственно за появлением Христовым для вынесения суда. Без сомнения, с уничтожением антихриста и народов, собранных под Иерусалимом, настанет время владычества Христа, но не удалены будут все соблазны из царства (13:41). Также не побеждены еще все враги Господни и не положены еще к подножию ног. Два последних события исполнятся только после полного восхода зари Тысячелетнего царства — после восхода солнца правды, только тогда земля насладится полным благословением царства мира Христова. История Давида и Соломона является точным образом тех дней. Подобно виду Господь должен будет сперва покорить Своих врагов, после чего наступит Его царство над миром подобно Соломону.
Слово Божие знакомит нас со всеми подробностями начала правления Христа. Так, например, 38 и 39 пророчествуют об уничтожении по Гога, князя Роша, Мешеха и Фувала, что может произойти только после явления Господня на землю, потому что народ Израильский тогда я мирным обладателем страны. В последние так читаем в начале главы 38, Гог должен прийти в землю, „избавленную от меча, с ную из многих народов, на горы Израилевы, торые были в постоянном запустении, но те- жители ее будут возвращены из народов, и они будут жить безопасно" (ст. 8). „Поднимусь я”, — говорит Гог, — „на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей” (ст. 11). Жить же без забот и вне опасности народ Израильский может только после пришествия Господа Иисуса с целью уничтожения антихриста и зверя. Таким образом, описанные здесь события должны совершиться в начале Тысячелетнего царства.
Спрашивается: кто такой Гог? Ответ дается нам во 2 стихе 38 главы. Там сказано: „Сын человеческий! обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала". Мешех и Фувал суть имена народов, первоначально живших у Черного моря, в позднейшие же времена оттесненных к северу. Оба имени повторяются в названиях столицы России — Москвы и главного города азиатской России — Тобольска. Наше пророчество имеет в виду владыку большого северного царства, без сомнения, России, на что, очевидно, указывает имя „Рош”. Гордый князь этого царства, полагая, что с уничтожением Римской империи власть над миром перешла в его руки, в союзе с Персами, Эфиоплянами и Ливийцами (что касается Ливийцев, то их следует искать в области Евфрата и Нила) и с обитателями Фотарма (северо-восточной Малой Азии, возможно Армении) двинется на Израиль, покрывая землю его, как туча. Но все эти несметные полчища будут разбиты Господом, так что Израилю не придется принимать участие в сражении. Бог направит мечи врагов друг против друга и будет их судить моровою язвой и кровопролитием. Одновременно же над Гогом и его полчищами прольются всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и сера, и истребят его (ст. 21-22). Представление об огромном размере поражения мы получаем в сообщении о том, что Израильтяне в течение семи месяцев займутся погребением убитых и семь лет будут жечь их оружие и снаряжение, так что никому не надо будет носить дров с поля, ни рубить из лесов.
Кроме этого суда над Гогом, мы читаем еще о судах над Едомом в Ис. 34 и 63, над Египтом — в Ис. 19 и над Моавом и Аммоном, Тиром и Сидоном в Иезек. 25 и 28, наконец, о судах общего характера: „Ибо Господь с огнем и мечом! Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом” (Ис. бб:16). „И пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там буде плач и скрежет зубов” (Матф. 13:41-42). Господь также очистит землю Свою от всякой скверны. „И будет в тот день, говорит Господь, истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесниц твои ... Исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя; истреблю истуканы твои и кумиры из среды твоей, — и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих; искореню из среды твоей священные рощи твои и разорю города твои” (Мих. 5:9-13, смотри также Зах. 13 и 14 и Ис. 25 и 26).
Затем мы читаем в Матф. 25, что Господь в начале Тысячелетнего царства соберет народы, которых застанет на земле при Своем пришествии и произведет над ними суд. Толкование о том, что в названной главе речь идет о последнем cyде неверно. Последний (так называемый страшный) суд описывается нам в Откр. 11-15, это — суд „мертвых” и произойдет после Тысячелетнего царства. „И увидела вых, малых и великих, стоящих пред Тогда отдало море мертвых бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим”. В Матф. 25 Господь, напротив, говорит о суде живых. „И соберутся пред Ним все народы”. Не может быть речи о народах ни на небе, ни в аду, ни в геенне. Со смертью прекращаются все семейные, племенные и народные отношения. Суд в Матф. 25, таким образом, должен иметь место на земле. Это явствует также из вводных слов: „Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей". Это значит: когда Господь с Его небесным воинством снизойдет на землю, то соберет перед Собой народы и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Он ставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Овцам Он говорит: „Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство (не небо), уготованное вам от создания мира (не прежде создания мира). Козлам же говорит: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”. И вот, между тем как козлы посылаются непосредственно в геенну, овцы наследуют Царство Христа и вместе с Ним приобщаются благословениям Его тысячелетнего Царства на земле.
Кроме народов, собранных перед престолом Сына Человеческого, имеется еще другая достопримечательная категория людей, которых Господь называет Своими братьями, и на которых Он указывает как овцам, так и козлам. Это, смеем полагать, верующие иудеи, которые в продолжение судов, имеющих поразить мир после восхищения Церкви, проповедовали Евангелие Царства по всей земле, они — вестники Господни. Форма обращения с ними положена будет в основу суда, т.е. те, кто приняли этих братьев Господних, приютили, посетили, накормили, или даже подали им только чашу воды, словом, принявшие их свидетельство и каким бы то ни было образом оказавшие им сострадание — принадлежат к овцам, в то время как все, ничего подобного не сделавшие, отвергнувшие, значит, свидетелей Иисуса, причисляются к козлам. Одни, через участие в страданиях братьев Господних в тяжкие дни последней скорби проявившие любовь ко Христу, наследуют благословения Царства, а прочие же оказались явными врагами Господа и подвергнутся суду.
Прежде чем перейти к рассмотрению второй эпохи господства Христа, мы должны еще остановиться на одном из важнейших событий: заключении дьявола. В Откр. 20 мы читаем: „И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет«. Это действительно важное и радостное событие. Дьявол, лжец от начала, губитель душ, князь мрака и бог мира сего, связан на тысячу лет. Какую перемену должно вызвать это событие! Сатана не будет уже соблазнять людей ко греху и к восстанию против Бога, не будет более воспламенять народы к войнам и междоусобицам. Никто уже не будет мучим им, не будет преследоваться никто из свидетелей Иисуса. Он будет впредь лишен силы и возможности исполнять свои злые замыслы. Всякому злу, совершаемому им ныне, тогда положен будет конец. Люди найдут покой и беспрепятственно будут наслаждаться общением славы Сына Человеческого.
Излишне говорить о том, что это общение с Господом будет составлять славу и благо Тысячелетнего царства. Уничтожение врагов Божьих и пленение дьявола хотя и являются событиями великой важности, но сами по себе они не обеспечили бы еще блага всеобщего мира и не могли бы прекратить насилия и несправедливости. Ибо человеческое сердце — зло и злым остается даже и при самых благоприятных внешних обстоятельствах. Но придет Тот, о Ком сказано: „Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои” (Псал. 84:14); и: „Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде... да судит нищих народа, да спасет сынов убогого... во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна” (Пс. 71:2.4-7). Тогда „суд возвратится к правде” (Пс. 93:15). Господь Иисус, князь мира, будет царствовать над всей вселенной, и „истина возникнет из земли, и правда проникнет с небес”. Благо присутствия Господня распространится на все народы земли. „Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и преклонятся пред Тобою все племена язычников” (Пс. 21:28). В устроение полноты времен в Нем все небесное и земное соединится под одним Главою (Ефес. 1:10). Народы охотно подчинятся власти Князя, мудрость Которого столь же совершенна, как и Его справедливость, и Чья любовь равносильна Его могуществу, Который никогда не ошибается и на всем протяжении Своего неизмеримого Царства все будет содержать в лучшем порядке. Нетрудно повиноваться такому Царю.
Исследуем теперь, какое участие во всем этом примет Невеста Христова. После состоявшегося на небе брака Агнца, Невеста, став „женой Агнца”, с Иисусом придет на землю, чтобы следовать за Ним в Его победном шествии и вместе с Ним принять Царство (Откр. 19). В тесном единении с Царем славы, она будет иметь часть как в земной, так и в небесной Его славе. Христос — наследник Божий, Невеста — Его сонаследница. Наследие же, данное Богом Своему Сыну, заключает в себе всю вселенную. Это наследие с Ним разделит и Невеста. „Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе” (Кол. 3:4). Когда Он, как Царь вселенной, воссядет на престоле славы Своей, тогда жена Его будет сидеть возле Него и будет царствовать с Ним.
Только что сказанное, касается Невесты — Церкви Христовой в ее совокупности. Нет здесь никакого различия. Все приобщатся славе и получат одинаковую часть со Христом. Но будет известное различие, в отношении особой награды, даруемой каждому в отдельности за его личный труд (сравни с 1 Кор. 3:8; 4:5). Одни удостоятся награды и чести большей, нежели другие — соответственно степени преданности, с которой каждый в отдельности служил Господу на земле. Двенадцати апостолам Господь однажды сказал: „Сядете вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мат. 19:28). В притче о минах один раб получает в управление десять городов, другой только пять (Лук. 19:12). Павел пишет Тимофею о „венце правды”, который даст ему в тот день Господь, праведный Судия. Фессалоникийцев он называет „венцом похвалы пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его” (сравни также с 2 Кор. 1:14; Фил. 2:16; 4:1). В Откров. 22:12 Господь возвещает о Своем скором пришествии словами: „Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его”. Все эти места весьма серьезны и, однако, в то же время мы должны воскликнуть: какая достойная поклонения чудная благодать сказывается во всем этом! Бог спас нас и сделал нас способными служить Ему. Он даровал нам Своего Духа и вместе с Ним силу творить добрые дела. И, наконец, Он хочет еще вознаградить нас за эти добрые дела, будто мы сами совершили их! А потому, не должна ли такая благодать поощрять нас ходить пред Богом, предав Ему самих себя и служить Ему с отречением от самих себя!
В Откр. 21:9—22:5 дано трогательное и прекрасное описание славы жены Агнца в течение тысячи лет земного благословения. Начиная с 19:6 до 21:8 перед нашим удивленным взором проходят, в их последовательности, последние события. Сперва произойдет на небе брак Агнца, затем Господь со Своими сойдет с неба для уничтожения Своих врагов. Сатана пленен. Верующие, казненные за свидетельство Иисусово, воскрешены и начинается Тысячелетнее царство. По окончании его сатана получит вновь свободу и снова будет враждовать с Богом и Агнцем. Огонь с неба поглощает все его полчища, сам же он брошен будет в озеро огненное. Небо и земля прейдут, и все мертвые предстанут на суд перед великим белым престолом. Возникнет новое небо и новая земля с их новым Иерусалимом, нисходящим с неба от Бога, и тогда начнется то вечное состояние, в котором будет „Бог все во всем”. Таков в кратких словах ход последних событий. Затем пророк в особом видении описывает славу нового Иерусалима, жены Агнца. „Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца», — сказано ему. Для того, чтобы дать нам, воспринимающим небесное только в земных образах, представление о славе Собрания (Церкви Христовой), изображен город, объединяющий в себе всю красоту и все блага, имеющиеся на этой земле. Из подробностей этого описания можно усмотреть, что Дух Святой переносит нас в период Тысячелетнего Царства и изображает нам положение, которое займет Церковь в течение этого времени. Нет ночи в этом небесном городе, хотя и не будет он освещаться ни солнцем, ни луной, ни каким-либо другим подобным светилом. Слава Самого Бога просветит его, постоянным же источником света его явится Агнец, в то время как народы, которые будут обитать на тысячелетней земле, будут жить светом небесного города. Нет в нем храма, ибо Господь, Бог всемогущий, и Агнец явятся храмом. Цари же земные предстанут, поклоняясь славе и чести Бога. Чистая река воды жизни, светлая как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца, протекает через город, и по ту и по другую сторону реки дерево жизни, ежегодно приносящее плоды двенадцать раз, и листья дерева — для исцеления народов. Будучи свидетелем и выражением совершенной благодати Божьей и бесконечной любви Христовой, город этот в течение благодатного богатства Христова, в свою очередь, служит проводником этой благодати и просвещает и исцеляет народы.
„Но", — спросит читатель, — „будет ли Господь в продолжение Тысячелетнего царства обитать с ними на земле?” Нет. Обитель Христа и Его небесной Невесты есть небо. Правда, Господь вместе с небесными святыми придет на землю, и станут тогда ноги Его на Елеонской горе. Он приобщит Свой земной народ издревле обетованным благословениям Царства. Войдет Он также торжественно в Иерусалим, и город этот станет столицею Его земного владычества. Но ни Он, ни Невеста или Собрание, не будут жить на земле. Невеста Христа будет с Ним царствовать над всей землей. Отдельные члены Церкви, смеем полагать, будут посещать разные области земли для объявления повелений Христовых и для приведения в исполнение Его распоряжений в земном Царстве. Однако, их постоянным местом обитания всегда будет небо. Пребывая на небе, Господь и святые Его будут являться в те сроки и в тех местах, когда и где они присутствие Свое сочтут необходимым. Между небом и землей установится тогда блаженное общение, непрерывная тесная связь, как это образно представлено в лестнице Иакова, стоящей на земле, верхом же своим касающейся неба, и по которой восходят и нисходят Ангелы Божьи (Быт. 28).
Остается нам еще бросить взгляд на состояние Израиля и народов во время Тысячелетнего Царства. Мы уже видели, что в пришествие Христово спасется весь Израиль, т.е. верный остаток двух из десяти колен. Пророчество Иезек. 37 исполнится. Израиль и Иуда, после долгой разлуки, вновь соединятся. Дух Господень изольется на всех, и закон Божий написан будет в их сердцах. „Когда Я возвращу их из народов... , узнают, что Я — Господь, Бог их... И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью Дух Мой на дом Израилев« (Иез. 39:27-29). „Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и в сердцах их напишу его, и буду им Богом, они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: „познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого« (Иерем. 31:31-34). Последствием духовного восстановления Израиля явится для него пора небывалого внешнего благосостояния. Обогатится Ханаан верблюдами из Ефы, золотом и ладаном из Савы, стадами Кидарскими, овнами Неваиофскими, слава Ливана придет к нему и! обще сокровища всех народов. „Вместо меди будут доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева — медь, и вместо ка» железо; и поставлю правителем твоим мир и зирателями твоими — правду” (Ис. 60; смотри Иерем. 31:4-5; Иезек. 36:8-12; Амос. 9:13-15). Город Иерусалим, „врата Сиона, которые Господь любит более всех селений Иакова” (Пс. 86:2) достигнет высшего расцвета и расширится в огромное пространство. „Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него„ (Зах. 2:4-5). „Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и 6yдет называться Иерусалим „городом истины“, и Господа Саваофа — „горой святыни» . . . опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его« (Зах. 8:3-5). Вновь будет отстроен храм, при том во много раз великолепнее и в небывалых до того размерах. Главы 40—47 дают нам детальное описание внешнего вида и внутреннего устройства этого колоссального строения. Построенный иудеями в их неверии и еще до начала Тысячелетнего царства храм, в котором сядет антихрист, как Бог, без сомнения опять будет разрушен. Сам Господь — истинный Соломон построит новый храм. «Вот Муж, — имя Ему отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень и примет славу и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем” (Зах. 6:12-13). Не найдется в этом храме ковчега, ибо Сам Господь будет жить в нем, и Иерусалим назовется престолом Господним» (Иерем. 3:16-17).
Будут восстановлены в Тысячелетнем царстве также и жертвоприношения ради искупления святилища и т.д. Однако, в ином смысле, чем некогда под законом, ибо Израиль будет уже пользоваться полнотою примирения, приобретенного чрез Христа, и обладать сознанием совершенного прощения своих грехов. Жертвы, напротив, будут указывать на свершившееся дело искупления, о нем напоминать. Подобно тому, как теперь Церковь, в вечере Господней, празднует память искупительной смерти Господней, так тогда жертвы, связанные с праздниками Пасхи и кущей (* троица не будет больше праздноваться, потому что знаменует настоящее время и положение Церкви и нашла в этом свое исполнение), явятся для Израиля воспоминанием о той же смерти. Богослужение Израиля будет тогда носить характер совершенства, ибо он осознает полноценность жертвы Христа. Однако, оно никогда не достигнет высоты христианского богослужения, ибо народ никогда не войдет во внутрь святилища.
Далее, из Иезек. 46, мы усматриваем, что в Тысячелетнем царстве господствовать над Израилем будет князь, пользующийся для себя и своих сыновей особым уделом. Мы можем себе это представить так: Христос — Царь над всеми, но Его верховным владычеством Израилем управлять князь-наместник.
Прочие народы неиудейского происхождения примут участие в славе Израиля и в благословениях Царства мира. Как небесный Иерусалим будет проводником небесных благословений для земли, так Израиль (или земной Иерусалим) составит центр всей земли, изливающий благословения Тысячелетнего царства на все народы. Однажды данное Аврааму обетование: „благословятся в все племена земные" исполнится тогда в полной по мере, и выяснится истина и верность слов апостола Павла: „Если же падение их (Иудеев) — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их ... ибо, если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие как не жизнь из мертвых?” (Римл. 11:12-15). Да, на всей земле произойдет решительная перемена, полный переворот. Идолопоклонство исчезнете с лица земли (Ис. 2:18), и будут познавать и поклоняться единому истинному Богу. „Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь” (Ис. 66:23). Второе и третье прошения молитвы нашего Господа: „Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, на небе" — всецело тогда будут услышаны. Прекратятся войны, и вопрос о всеобщем разоружении разрешится сам собою: „И перекуют они свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать, но каждый будет сидеть под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их" (Мих. 3:3-4). Правители народов будут управлять как служители Христовы, и суд будет производиться беспристрастно. „Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону« (Ис. 32:1). Как во дни Соломона, так и тогда народы будут приходить в Палестину созерцать славу, честь и мудрость великого Сына Давида, и подобно царице Савской, они принуждены будут засвидетельствовать, что им не сказано было и половины всего ими виденного. Да, они будут вне себя, когда увидят Царя Израилева посреди сонма дорогой ценой искупленных и „золотой город» сияющий над Иерусалимом земли Израилевой, „и будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа”. „Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей” (Зах. 8:22-14:16).
Из всего этого мы усматриваем, сколь славно будет на той земле владычество Христа. Люди уже не будут стремиться единственно к самовосхвалению или достижению низменных самолюбивых желаний, но, напротив, на первый план выдвинут прославление Господа и распространение Его господства и чести Его имени. Мы смеем думать, что стихийные силы природы, в исследовании и использовании которых человек подвигается ныне только неуверенными шагами, — под руководством всемудрого Творца и Содержителя Вселенной, будут направлены тогда на благо людей и к прославлению имени Господня в таком размере, о котором мы теперь не можем составить себе никакого представления. Работа не прекратится, но совершенно иначе будет обстоять дело в этом отношении. Не будет тогда оснований жаловаться на безработицу, недостаточную оплату или эксплуатацию труда. Во всем будет царить полная справедливость.
Но, спрашивается, будет ли в Тысячелетнем царстве существовать грех? На это отвечаем, что грех будет и тогда еще. Обитатели Тысячелетнего царства, также и истинно верующие, будут еще обладать смертным, тленным телом, в котором живет грех. Однако вся земля полна будет познания Господня, к тому же в общественной жизни будут господствовать справедливые принципы, и ввиду того, что дьявол будет связан и не в состоянии искушать людей, — страсти и похоти не достигнут такого развития, как сегодня. Тем не менее будут иметь место грехи и прегрешения, ибо читаем, что „грешник”, т.е. совершающий явный грех, умрет от меча. Дух Святой, кроме того, поучает нас в Зах. 14:17-19, что народы, отказывающиеся идти в Иерусалим для поклонения Господу, будут лишены дождя. Таким образом, царить будет справедливость, и все, грешащие сознательно и с намерением, будут наказаны и, в случае необходимости, удалены из Царства.
Бросим, наконец, взгляд на состояние творения в те блаженные дни. В нынешнем веке вся тварь стенает и как бы испытывает муки родов, тогда же она освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Дикость зверей и их взаимная вражда, страшная борьба за существование прекратятся, исчезнет также у зверей страх перед человеком. Восстановлено будет райское состояние. „Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис. 11:68; 65:25). „И заключу в то время для них союз с полевыми зверями ... и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности" (Ос. 2:18). Возрадуются, однако, не одни только звери, но и вся земля со всем, на ней находящимся: „Горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам" (Ис. 55:12). Избавится от проклятия и ужасных последствий греха земля: „Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы вырастет мирт" (Ис. 55:13) . И: „Откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся: Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь” (Ис. 35:5-6). Пустыни сделаются плодоносными: „Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс” (Ис. 35:1). „Вот, Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой" (Ис. 43:19-20).
В результате всего этого, человеку не придется уже в поте лица своего есть хлеб свой, ибо земля даст обильный урожай. „Будет обилие хлеба на земле, на верху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане” (Псал. 71:16). Не будет даже смерти, источника всякой горечи и печали, — по крайней мере, в отношении праведных. „И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем" (Ис. 65:19-20). Столетний безбожник, умирающий за грехи свои, там будет называться еще юношею. В том же месте Писания читаем, что дни народа будут „как дни дерева”.
Так в правление Сына Человеческого, Царя правды и мира, благословения покроют землю, как поток. Ни бедности, ни нужды не будет, и хотя окончательно не прекратятся слезы, потому что будут еще иметь место грех и смерть, однако источники, из которых они в настоящее время столь обильно текут, тогда в большинстве иссякнут. Все сказанное подтверждается преимущественно тем, что весь мир, в котором сегодня царствует несправедливость и насилие, тогда наполнен будет ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:9). Повсюду будет призываемо имя Господа, и вся земля, освободившись от рабства тлению и придя в свободу славы детей Божиих, возрадуется и возликует. Да, вся тварь, находящаяся на небе и на земле, откликнется на призыв псалмопевца: „Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его, хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и все птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные. Юноши и девицы, старцы и отроки. -да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах" (Псал. 148). „Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли" (Ис. 42:10-12).