Из книги Чарльза Генри Макинтоша «Письма евангелисту»
Слово к евангелисту
Мы уверены в том, что будет уместным предложить слово совета и ободрения всем, кто занят благословенным трудом проповеди Евангелия. В какой-то мере нам известны те трудности и разочарования, с которыми встречается каждый евангелист, независимо от сферы его деятельности и степени одаренности. Наше сердечное желание — поддержать руки и ободрить сердца тех, кому угрожает опасность придти в отчаяние от этих трудностей. Чувствуя огромную важность повсеместного, ревностного, пламенного евангельского свидетельства, мы болеем душой из-за любой неудачи в этом деле. Мы имеем твердое повеление: «совершай дело благовестника» (2 Тим. 4:5) и не должны оставлять эту работу ни при каких обстоятельствах.
Выпуская эту статью, мы нисколько не хотим умалить труд учителя или наставника. «Сие надлежало делать и того не оставлять» (Матф. 23:23). Мы также не намерены сопоставлять труд евангелиста и учителя с тем, чтобы одного возвысить, а другого унизить. Каждый из них занимает свое особое место в деле созидания Церкви Христовой.
Но, с другой стороны, не видим ли мы опасности в том, что евангелист оставляет свое поприще, желая стать учителем или лектором? Не опасно ли для евангелиста превратиться в учителя? Боимся, что да. Именно из такого чувства опасения мы и пишем эту статью. С глубокой обеспокоенностью мы наблюдаем, как некоторые ревностные и преуспевающие евангелисты в настоящее время почти полностью оставили свое служение и стали учителями, наставниками или другими работниками.
Это весьма печально. Ведь сейчас нам более всего нужны евангелисты! Истинный евангелист — почти такая же редкость, как и истинный пастырь. Увы! Как редко они встречаются! А ведь их работа тесно взаимосвязана. Евангелист собирает овец, пастырь пасет и заботится о них. Труд каждого из них близок сердцу Христа — Божественного Евангелиста и Пастыря.
Но мы сейчас непосредственно коснемся служения евангелиста, чтобы ободрить его в работе и предупредить об окружающих искушениях. Мы не можем позволить себе потерю ни единого вестника, не можем допустить молчания ни одного проповедника Евангелия.
К сожалению, в некоторых общинах наблюдается прохладное отношение к делу евангелизации. Там чувствуется досадный дефицит сочувствия к проповеднику Евангелия и, как следствие, недостаток активного сотрудничества с ним. О евангельской проповеди в таких общинах говорится без малейших проявлений чувствований Христовых. Это так непохоже на Того, Кто проливал слезы о нераскаявшихся грешниках и Кто в самом начале Своего благословенного служения сказал: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим...» (Ис. 61:1). И еще: «... пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел» (Мрк. 1:38).
Наш благословенный Господь Иисус Христос был неутомимым проповедником Евангелия, и все те, кто наполнен Его мыслями и Духом, будут искать возможности хотя бы в малой мере делать то же, что и Он. Такая заинтересованность будет проявлена не только в усердной молитве о Божественном благословении на труд, но также в прилежных и настойчивых усилиях донести бессмертным душам Слово Евангелия.
Только таким путем можно содействовать евангелисту. Этот путь открыт для любого члена Церкви Божьей — мужчины, женщины или ребенка, — все могут таким образом помогать славному делу евангелизации. Если бы каждый член церкви усердно и молитвенно подвизался на этом поприще, то насколько бы иным стало служение возлюбленных рабов Господних, которые благовествуют людям несметные богатства Христовы!
Но увы! Часто бывает наоборот. Даже от тех, кто считает себя разумным и духовным, случается слышать о евангелизационных собраниях пренебрежительные слова: «Я туда не пойду, там будет только Евангелие!» Подумайте об этом: «только Евангелие!» Другими словами: «Там будет только сердце Бога, только драгоценная Кровь Христа, только славное Писание, вдохновленное Духом Святым!»
Становится понятным печальное состояние номинальных христиан, говорящих такие слова. Они ясно показывают, насколько их души далеки от сердца Иисуса. Мы приходим к неизменному выводу, что тот, кто легкомысленно думает и говорит о работе евангелиста, — личность малодуховная. И наоборот, все самые преданные, самые истинные и самые опытные святые Божьи проявляли положенный интерес к этой работе. Да и может ли быть иначе? Не свидетельствует ли Священное Писание со всей ясностью, что вся Святая Троица заинтересована в деле Евангелия? Несомненно!
Кто первым проповедовал Евангелие? Кто был первым вестником спасения? Кто впервые провозгласил благую весть о победоносном Семени жены? Сам Господь Бог в саду Едемском! В свете нашей темы это особенно впечатляющий факт. Далее зададим вопрос: Кто был самым ревностным, трудолюбивым и верным проповедником из всех когда-либо бывших на земле? Сын Божий. Кто проповедует Евангелие теперь, вот уже на протяжении многих 18 столетий? Дух Святой, ниспосланный с неба.
Таким образом, мы видим, что и Отец, и Сын, и Дух Святой являются соучастниками в деле евангелизации. Если это так, то кто же такие мы, что осмеливаемся говорить легкомысленно об этом деле? Пусть Дух Святой пробудит наше сознание, чтобы мы с горячим и глубоким чувством сказали «аминь» на эти вдохновенные слова: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:15).
Вполне возможно, что кто-то из читающих эти строки занят делом проповеди Евангелия, но чувствует себя разочарованным. Может быть, он уже устал проповедовать одной и той же аудитории на одну и ту же тему в течение многих недель, месяцев или даже лет. Возможно, он чувствует, что ему не хватает чего-то нового, свежего, разнообразного. Может быть, он вздыхает о какой-то иной сфере работы, где тема, столь знакомая для него, была бы новой для слушателей. Может, у него появляется желание стать учителем вместо ревностного проповедника Евангелия.
И если мы хоть немного помогли читателю обнаружить личное отношение к евангелизации, то считаем, что оказали ему большую помощь, Истинный благовестник должен придерживаться одной великой темы: спасение во Христе Иисусе. Силой, ее раскрывающей, является Дух Святой. Объектом, для которого должна быть раскрыта эта тема, является бедный погибший грешник. Христос — всегда новый, сила Святого Духа — всегда святая, а состояние и участь душ человеческих — погибающие грешники.
Кроме того, евангелисту, проповедующему на всяком новом месте, полезно помнить, что необращенные слушатели полные невежды в Евангелии, а потому он должен говорить так, как будто его слушают впервые и как будто он сам говорит впервые. Ведь с Божественной точки зрения, проповедь Евангелия — это не бесплодное провозглашение евангельских доктрин, повторение которых приводит к скучной рутине. Она далека от этого. Евангелие в действительности — это великое любящее сердце Бога, достигающее бедного погибшего грешника потоками жизни и спасения. Оно — дар искупительной смерти и славного воскресения Сына Божьего, и все это представлено в силе, огне и свежести Святого Духа в неисчерпаемых рудниках Слова Божьего.
Наивысшей целью проповедника Евангелия является приобретение душ для Христа во славу Божью. Для этого — все его труды и тяготы; для этого он молится, плачет и мучается; для этого он применяет молот Слова Божьего и пламенным призывом касается слуха и сознания своих слушателей. Его цель — не учить доктринам и не объяснять Писание, хотя то и другое встречается в его работе. Никогда нельзя забывать, что задача проповедника — привести грешника на встречу со Спасителем, приобрести души для Христа. Пусть даст нам Бог Своим Духом всегда иметь это попечение в наших сердцах, чтобы мы были глубже заинтересованы в славном деле евангелизации!
И в заключение — несколько слов совета о времени для евангелизации. Со всей любезностью хотелось бы сказать нашим дорогим и уважаемым соработникам: найдите возможность выделить один час для великого дела спасения душ. В неделе 168 часов, и уж как минимум один час мы в состоянии посвятить столь важному делу. Может быть, именно в течение этого часа мы сможем приобрести слушателей-грешников. О, пусть же через нас на них изольется живительная весть о Божьей любви и о полноте Христова спасения!