Из книги Джона Дарби «Посаженный при потоках вод»
(скачать полную версию книги можно внизу страницы)
Благодать ищет и принимает (Лук. 15)
Тремя притчами этой главы Господь показывает фарисеям, что Он, несмотря на все их протесты, не желал прекращать проявлять Свою благодать и осуждать их самоуверенность.
Старший сын в «притче о блудном сыне» представляет собой каждого человека в его самоуверенности, и особенно тех религиозных начальников, которые роптали на то, что Он заходил в дома грешников, принимал их и ел за одним столом с ними. Перед Богом мы не имеем праведности, но Он был праведен по отношению к нам. Дело Господа Иисуса полностью соответствовало этой праведности.
Хотя закон Бога всячески взывал к совести, душа прекрасно понимала, что она далека от того, чтобы исполнить закон, ибо закон гласит: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Но ни один человек этого не делал, кроме сошедшего с небес в благодати Сына Бога. Закон также гласит: «Не соблазняйся», но похоть есть в моем сердце. Закон осуждает человека, так как он дан не для того, чтобы спасти человека, но чтобы осудить состояние каждого потомка Адама.
Но Христос пришел, чтобы отыскать и спасти то, что погибало. Он исполнил закон и пострадал за нас. Когда мы были грешниками, далекими от Бога, Бог приблизился к нам. Он открылся во плоти, в личности Иисуса Христа, который исполнил дело искупления, чтобы мы были вместе с Ним в славе и сделались подобными Ему. Закон требовал, чтобы мы были беспорочными, но не мог не осуждать нас. Но Христос принял на себя проклятие нарушенного закона, чтобы благословение сошло на нас (Гал.3,13.14).
В этих притчах мы видим обе стороны благодати Бога: она ищет и принимает того, кто приходит к ней. Когда душа приводится к покаянию, небо радуется этому. Такова истина, которая вытекает из этих трех притч.
Также радовалось сердце блудного сына, когда он познал любовь отца, но речь здесь не об этом. Здесь нам таким трогательным образом показана радость Бога.
В первых двух притчах Бог ищет свою пропавшую овцу и потерянную драхму. Тут радость в сердце пастуха, нашедшего свою заблудшую овцу, радость в сердце женщины, вновь обретшей свою потерянную драхму. Она созывает подруг и соседок разделить с ней эту радость (Лук. 15,9).
В третьей притче мы вновь обнаруживаем подобное, только с большими подробностями о грехах и развращенном состоянии заблудшего сына — следовательно, человека вообще, — также и о его приеме в отчем доме. Господь описывает ужасное состояние унижения и нравственного падения сына так подробно, чтобы мы все знали, что в благодати принимается даже самый презренный грешник.
Грех уже был в сердце юноши, когда он покинул дом отца. Однажды, оказавшись на пути, на который его увлек сатана, он погубил себя, напрасно пытаясь найти счастье в удовлетворении своих похотей. Человек любит все в мире, но не Христа. В этом мире можно говорить обо всем, но едва произносят имя Христа, как тотчас обнаруживается враждебность естественного сердца против Него. Люди не стыдятся заявлять о своей принадлежности к ложной религии или к христианству с запутанными догмами, но они пугаются позора Христа. Как оскорбительно видеть, что человек отворачивается от Иисуса, чтобы вершить свою собственную волю.
Блудный сын пришел в дальнюю страну и испытал там голод. Бог прибегает к испытаниям, чтобы привести многие души к глубокому осознанию своего жалкого состояния, чтобы они наконец обратили взор на него — источника всякой благодати. Но прежде чем человек сделает это, он снова и снова пытается выбраться из трясины своими собственными силами в надежде, что сможет спастись без Бога.
Мы видим это также в случае с заблудшим сыном из притчи: он поступил на службу «к одному из жителей страны той» (стих 15). Как это ужасно! Он полностью попал под власть сатаны, которому приятно видеть, как этот человек все больше и больше теряет свое достоинство и которого он посылает «пасти свиней». К этому приводит всякое стремление к независимости, которое характеризует падшего человека: он предпочитает броситься в объятия сатаны, чем отдать себя во власть Бога!
Достигнув последней ступени нищеты под властью безжалостного господина, которого он сам избрал себе, и, умирая с голоду, он, наконец, приходит в себя и обращает взор на свое прошлое. Тогда луч света проникает в его душу и он восклицает: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (стих 17). Он раскаивается, осуждает свою греховную жизнь, признает утрату своего достоинства и свое жалкое состояние и видит, что у него только одно прибежище: Бог. Он хочет возвратиться к Нему. Он еще не испытал радости спасения и прощения, но он отправляется к своему отцу: это и есть обращение.
Когда Бог действует в сердце, оно распознает свое естественное состояние и побуждается к тому, чтобы искать милости Бога, в то время как прежде оно боялось приблизиться к Богу, которого считало судьей. С принятием благодати приходит доверие к любви Бога. Сын сказал, что ему будет лучше под крышей своего отца, где хлеб в изобилии. Если отец захочет принять его, он сочтет себя счастливым, даже если с ним будут обращаться как с наемником (стих 19). Он все-таки чувствовал себя недостойным по-прежнему называться сыном. Его совесть полностью пробудилась, но это не помешало ему отправиться в путь. Посредством действия благодати он возвратился к своему отцу. И что он нашел? Невыразимую любовь, которая делает бесконечно больше, чем он мог бы попросить или подумать. Бог делает все, что необходимо для спасения и вечного счастья погибающего грешника.
Сын обратился, но он еще не встретился со своим отцом и ему еще недоставало осознания этой любви и милости. Только когда отец нежно поцеловал и одел его в лучшую одежду, он больше не сомневался... (стихи 20-22).
Бог есть свет и любовь. Свет обнаруживает все скрытое и противное воле Бога. Его действие отчетливо проявляется в истории блудного сына. Бог пребывал в личности Иисуса среди людей, чтобы сообщить им, какими они были и как далеки они были от него. Так как мы были погибающими грешниками, Он пришел в благодати, чтобы спасти нас.
«И когда он был еще далеко, увидел его отец его..., пал ему на шею и целовал его» (стих 20). Тогда его раскаявшийся, смирившийся сын признался в своем греховном состоянии. Но отец велел принести «лучшую одежду». После этого свидетельства изобильной милости сын больше уже не просил, чтобы с ним обращались как с наемником. Теперь у него была уверенность в том, что он сын и принят своим отцом, хотя в эту минуту он был еще облачен в лохмотья и еще не переступил через порог дома. Но у него, однако, установились новые отношения с отцом, и через «лучшую одежду», «перстень» и «обувь» он узнал мысли отца. Теперь отец повелел приготовить в доме праздничный обед, в котором должен был принять участие его сын, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Закон полностью осуждает человека, так как в той степени, в какой он свят, праведен и добр, в такой же степени он представляет человека, проданного греху (Рим.7,12.14). Но христианство показывает нам явившегося в человеческом облике Спасителя, который пришел, чтобы всем тем, кто ищет Бога, явить его любовь. Бог пришел к нам, когда мы еще не могли прийти к Нему, так как Он был скрыт за завесой, как мы видим это в скинии собрания. Когда Бог приходит в личности своего Сына, Он открывает нам свою любовь. Христос умирает на кресте, завеса разрывается сверху донизу, нам открывается доступ к Богу через пролитую кровь Иисуса Христа, и все те, кто приближается через него к Богу, принимаются, как был принят своим отцом раскаявшийся «блудный сын».
Это не несбывшееся обетование, а реальный, свершившийся факт: Бог видит возрожденного человека сидящим на небесах во Христе (Еф.2,6). Господь Иисус выпил за нас чашу страданий. Он был пригвожден к кресту, покинут Богом, и после того, как Он полностью прославил его всем Своим делом, Он сел справа от Отца. Грехи всех тех, кто верит в Него, устранены Его пролитой кровью. Когда Бог воскресил Христа из мертвых, Он наложил печать Своего благоволения на дело Христа, так что за теми, кто принял Иисуса в вере, Он более не числит никакой вины. Верующий, поскольку он полностью оправдался, вводится в славу, которая оставляет позади себя все, что блудный сын надеялся получить от своего отца.
Когда спасенный освобождается от своих лохмотьев и одевается в лучшую одежду, только тогда он познает глубину благодати. Как только мы обретаем прощение, мы во Христе перед Богом. Теперь больше нет осуждения для тех, кто в Нем. Так как Иисус взял на себя мои грехи и был вознесен в славу, Бог больше не видит за мной никакой вины.
Все исходит от Бога. Он одел нас в лучшую одежду. «Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор.2,9.10).
Бог хочет, чтобы в наших отношениях с ним царило полное доверие: "А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4,6). Чем больше верующий чувствует свою недостойность, тем больше он осознает любовь Отца к себе. Когда он одет в лучшую одежду, он может взойти на небеса. Он больше не принадлежит самому себе, в нем живет Христос. Его долг — достойно ходить в новых отношениях с Богом. Обувь на ногах блудного сына говорит о новой силе, о силе Святого Духа, в которой мы ходим перед Богом в новой жизни и как освобожденные сыновья. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2,6).
Благодаря действию в нас Святого Духа мы пришли к наслаждению примирением, сотворенным делом Христа на кресте и миром с Богом. Отец любит нас, как Он любит Иисуса. Он дает нам понять, в какие близкие отношения с Ним мы приведены!