Жертва (лекции, статьи). Г.Л. Гайкооп

Вступительные замечания о необходимости жертвы по книге Бытие

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Бытие 5,1-3).

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли в дар Господу, и Авель также принес от первородных стада и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Бытие 4,1-5).

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3,21).

Прежде чем мы начнем с книги Левит, в которой большей частью написано о жертве, я думаю в связи с этими местами сделать несколько вступительных замечаний о жертве. Я прочитал из начала 5 главы Бытия не потому, что там что-то сказано о жертве, а потому, что там мы находим великий принцип, который управляет отношением человека и Бога. Здесь мы читаем: «когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его», и мы наверняка немного знаем о том, что это значит. Человек тогда еще не знал греха. Он был нравственным подобием Бога.

История из 3 главы всем нам хорошо известна. Она сообщает, как первый человек согрешил и этим оказался мятежником против Бога. Этот факт оказывает свое влияние на жизнь каждого отдельного человека. Вскоре мы это еще увидим. Так в этом месте грех вошел в мир, и после этого события отношения между Богом и людьми стало принципиально другим.

В Бытие 1 мы читаем, как Бог сотворил людей: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Итак, Бог сотворил человека по Своему образу (как Своего представителя на земле) и по Своему подобию (как чистого, который не знал греха). Человек — единственное земное творение, которое могло иметь связь с Богом, и Бог мог говорить с ним, и между Богом и им не было никакого препятствия.

Но затем в главе 3 происходит событие, о котором мы прочли. Бог дал человеку высшее место среди всего земного творения: он должен был господствовать над землей и над всем, что было на ней. Ангелы были этого лишены, потому что они не жили на этой земле. Но на земле человек должен был быть Божьим управителем по отношению ко всему творению на ней. Равно как и Божьим представителем с верховной властью. Все-таки при этом был необходим знак, по которому было видно, что человек, исключительно управитель Бога, и господствовал не силой собственного авторитета. Так, знаком было дерево, о котором Бог сказал: не ешь от него. Всего одно единственное дерево среди многих деревьев, которые были в саду Эдема! Это было подтверждением того и напоминанием о том, что человек служил Богу и что Бог был Тот, Кто сделал людей властителями над землей, и что, поэтому, человек должен быть Ему послушен и ответственен перед Ним.

А затем в 3 главе мы находим одно из первых дел, которое сделал человек. Прежде, в главе 2, он с пониманием, которое ему дал Бог, нарек имена всем скотам, и птицам небесным и всем зверям полевым. А далее мы видим следующее событие. Змей приближается к Еве и начинает с ней говорить. Мы все знаем результат: Ева взяла и ела, а также дала Адаму; так люди стали грешниками. Об этом, единственно, думают обычно, когда вспоминают эту историю.

И все-таки, это не самое важное последствие. Намного существенней и страшнее то, что вместе с этим произошло для Бога. Если человек видит самого себя в свете Божьем, каков он в действительности, погибший грешник, тогда он думает только о своих грехах, и он не желает ничего сильнее, чем получить прощение у Бога, который вынужден его судить. Но имеется еще нечто другое, что необходимо выяснить, прежде чем Бог сможет простить грешника. Это то, о чем также здесь вначале пойдет речь: об образе действий, которым Ева и Адам согрешили перед Богом.

Чтобы понять это важное последствие грехопадения, нам нужно еще раз рассмотреть сообщение, которое дает об этом Библия. Змей говорит Еве: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» И Ева ответила: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Но эти слова не соответствуют точно тому, что сказал Бог! Она добавила, что они не могут прикасаться к плодам этого дерева, а об этом мы ничего не находим в Слове Божьем! Бог сказал только, что они умрут, если вкусят от него. И в таком случае змей достиг успеха: он не только совращает Еву, а сначала отрицает все, Кем является Бог, и клевещет на Него. По смыслу он говорит: «Бог сказал: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Но это неправда». Так он утверждает, что Бог лжет, и даже еще больше, что Он не добр к человеку, и несправедлив. «Если вы властители всей земли, то имеете право, есть плоды всех деревьев; иначе вы не властители земли. То, что Бог запрещает вам есть эти плоды — несправедливо!». Так змей отрицает Божью праведность.

И, во-вторых, он косвенно внушает Еве: «Бог не любит вас и не желает вам добра. Он запретил вам, есть плоды этого дерева, потому что знает: в день, в который вы их вкусите, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ужасное обвинение змея другими словами гласит так: «Бог знает, что вы будете подобны Ему, когда вкусите их, а этого Он не хочет. Он хочет держать вас в низком положении. Вы не должны подниматься так высоко. Но вы имеете полное право на это, так как это дерево находится на этой земле, над которой вы господствуете». Так змей отрицает все, Кем является Бог: Его истинность (сказал, что Он лжец), Его праведность (сказал, что Он несправедлив), Его благо и любовь (сказал: Бог вас не любит, Он не дает вам то, на что вы имеете право).

Ева поверила тому, что сказал змей, ела от плодов, и дала Адаму, и он также ел. Так они признали правоту этой лжи по отношению к Богу и обесчестили Его. Это самое ужасное, что произошло в тот момент. Это правда: Адам и Ева стали грешниками, и мы видим последствия – люди скрылись от Бога. Бог не изгонял их; они сами убежали. Они понимали, что не смогут устоять перед Ним. Но самое ужасное было, все-таки, то, что творение обесчестило Бога – и именно то творение, которое получило высшее доказательство Его блага, Его любви. Этим творением был человек.

Был ли прах, из которого был сотворен человек, лучше, чем прах, из которого Бог создал зверей? Разве не было Его благом и любовью то, что Он дал человеку особенное место, что Он создал его по Своему образу и Своему подобию и поставил главой над всем земным творением? А теперь Бог был обесчещен именно этими людьми: они отвергли все Его святые качества. Это самое ужасное.

И прежде чем Бог сможет простить грехи должна быть выяснена эта сторона. Но уже здесь видно, что Бог даже когда должен судить, все-таки, немедленно дает понять, что Он милостивый и любящий. О, Он легко мог бы доказать, что Он праведен и свят! Если бы Он тотчас убил Адама и Еву и бросил их в ад, тогда во всей вечности было бы доказано, что Слово Божье всегда истинно, и что Бог всегда праведен и свят, и Он не может иметь никакого общения с грешниками. Но в этом случае возникли бы вопросы: «Бог есть любовь? Любит Он человека или нет?» Эти вопросы навечно остались бы без ответа. И что касается Самого Бога: если бы Его праведность и Его истинность были удовлетворены – Его любовь оставалась бы неудовлетворенной. Ибо Его любовь не хочет позволить человеку погибнуть. Из 1 Тимофею 2 мы знаем, что Бог, наш Спаситель, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (стихи 3-4). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3,16).

Таким образом мы приходим к необходимости жертвы для Бога и грешника. На одной стороне стоит Бог, который был обесчещен людьми, а на другой — люди, которые стали погибшими грешниками. Как Бог мог удовлетворить Свою любовь, как доказать, что Он — сама любовь и в то же время проявить Свою истинность, святость и праведность? Для этого был необходим путь, который сделает Ему возможным оказать благодать этим грешникам, которые Его обесчестили, и также доказать всему творению, что Он действительно любит людей. Но это никогда не может произойти в противоречии с Его праведностью и истинностью. Бог есть любовь, но также, Бог есть свет. Никогда Он не может поступать в соответствие со Своей любовью, если вследствие этого отрицать Свою праведность, святость и истинность. Это было условием, которому должен соответствовать путь, по которому люди могли придти в соединение с Богом. А здесь мы имеем необходимость жертвы для Бога и грешника.

И затем мы находим, что Адам после грехопадения жил сто тридцать лет и «родил сына по подобию своему, по образу своему». Это значит, что сын, которого получил Адам, был по подобию и образу падшего человека, который был грешником и находился под судом Божьим – человека, который первоначально был в соединении с Богом, но покинул это положение. Он скрылся от Бога. Человек, сын Адама, был грешником, потому что его отец был грешником; ибо великий принцип, который мы имеем в Божьем Слове, что человек имеет природу, которая соответствует семье, к которой он принадлежит. А как нам говорит Деяния 17,26, весь человеческий род произошел из одной семьи, следовательно, это значит, что все принадлежат к этой семье, семье Адама.

Но я думаю, мы все знаем места из Нового Завета, где Божье Слово говорит о втором Адаме, последнем Адаме. Когда мы читаем эти места (например, Римлянам 5,12 и 1 Коринфянам 15), то узнаем, что то, что мы видели здесь о семье первого Адама, касается также всех, которые находятся в соединении со вторым Адамом, вторым Человеком с небес и принадлежат Его семье, которые участвуют в характере, который имеет Он, второй Адам. Я говорю здесь, второй Адам, но Божье Слово называет Его последним Адамом, потому что не может быть больше никакого третьего. Божье Слово знает только два рода людей, людей, которые находятся в соединении с Богом, и людей, у которых природа ветхого Адама. И так говорит Божье Слово, о семье первого Адама и семье последнего Адама.

Когда мы читаем отрывки из Божьего Слова, которые говорят об этих обеих семьях, тогда мы видим, как велико различие, которое существует между ними. Никто, связанный с первым Адамом, не может быть в присутствии Божьем. Все они имеют характер преступников, которые бежали из присутствия Божьего, и единственное благо, которое у них еще есть, их совесть, и это не что-то привлекающее их к Богу, а как раз способствующее тому, что они бегут из присутствия Бога, скрываются от Него. Таков их характер, и Бог не может иметь с ними никакого общения и не может их благословить.

Но тогда есть второй Адам — Тот, о Ком Бог сказал, что нашел в Нем благоволение. И все послушные Ему разделяют место с Ним, место благоволения Бога.

Если мы спрашиваем, когда эти обе семьи берут свое начало, тогда то, что касается первого Адама, мы видим здесь. И так как первый Адам стал главой семьи, после того как совершил деяние, деяние непослушания по отношению к Богу, так и последний Адам стал главой семьи, после того как Он совершил деяние. И мы знаем, что это за деяние, что это было за дело. Оно говорит о совершенном послушании Богу и совершенном прославлении Бога. Результаты этого дела причислены Ему и, в связи с тем принципом, который мы обнаружили, всем, кто соединен с Ним.

Но это объясняет нам, что Его деяние — дело на Голгофе — центр всей истории человечества, и что эта история от сотворения указывает на крест. Я говорю здесь об истории человечества, так как ее нам описывает Бог: каково его состояние, и как Он вмешался, чтобы грешника, этих погибших людей, привести обратно к Нему, и Сам подал средство, благодаря которому они могут вернуться к Нему. Следовательно, если крест — дело, которое совершил Господь Иисус — это единственное средство, благодаря которому люди могут придти к Богу, тогда мы понимаем, что весь Ветхий Завет получает свое выражение через крест. Все указывает на крест, как и Господь Иисус в Иоанна 5,46 говорит, что о Нем писал Моисей. В Луки 24 Господь изъясняет ученикам из Еммауса от Моисея и всех пророков то, что касается Его страданий. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою»?

Да, это действительно знамение всей истории человечества. От начала, из Эдемского сада, Бог направляет взгляд человека на крест, который будет здесь через 4000 лет как на основание, на котором мы получили эти благословения. Хотя нельзя сказать через какое время, но во всей вечности взгляды людей будут обращены назад, на Голгофу.

Теперь мы находим в этом зачитанном отрывке, из Бытие 4, первое предзнаменование жертвы. Обычно когда Божье Слово сообщает нам некоторую истину впервые, то мы можем найти здесь же важные принципы, которые объясняют нам каково значение этой новой истины.

В 3 главе мы видели, как Бог одевает человека. Этого человека, который бежал от Него (потому что знал, что он наг и не может устоять перед Богом), Бог не судит сразу же. Любовь Бога этого не позволяет. И так здесь мы находим, что Бог одевает человека в кожаные одежды, и что, таким образом, человек мог перед Ним стоять, и не был, непосредственно судим.

В 4-й главе Каин и Авель хотели придти к Богу, чтобы принести жертвенный дар. Здесь мы находим только то, что эти люди сделали внешне. Но к Евреям 11 Святой Дух сообщает нам, что происходило в их сердцах. И, если мы хотим правильно расценить дело и поучиться из этого, то всегда важно быть не только зрителем, но также поставить себя на место другого. В этом нам поможет Евреям 11. Это чудесная история. Происшедшее в Бытие 4 было записано только 2500 лет позднее. А еще через 1500 лет (следовательно через 4000 лет после самого события из Бытие 4) Бог пишет нам посредством откровения то, что происходило в сердцах этих людей. Авель, второй человек, который родился. Он же — первый человек, который умер, теперь говорит нам. Да и всякому человеку на земле он открывает важные истины, потому что Бог их нам дал через него.

Евреям 11,4: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще». Чудесный факт! Нам нужно хорошо поразмыслить. У Авеля не было Слова Бога в том виде как оно есть у нас. Это было в начале. Но здесь значится, что он принес жертву верой, а этого мы не находим в Бытие 4, где нам также не сказано, что Авель принес эту жертву первым – нет, вначале Каин. По-видимому, как будто вначале мысль возникла у Каина, принести Богу жертву; и Каин принес эту жертву, а Авель, ту жертву. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». Можно было бы задаться вопросом (как многие задаются при прочтении этой истории): было ли это справедливым со стороны Бога?

В соответствие с человеческим рассуждением: разве жертва Каина не была намного более ценной, чем жертва Авеля? Каин принес от плодов земли. Он возделывал землю, тяжело поработал, чтобы эти плоды были принесены. Он был готов часть из этого – и, несомненно, лучшую часть, отдать Богу. Авель же просто взял пару животных. Вероятно, он работал совсем не так тяжело, как Каин. Не было ли тогда несправедливым, что Бог не принял жертву Каина, а Авеля и его жертву принял?

Здесь мы видим, что неправильно, если сегодня часто говорят, что не имеет совершенно никакого значения, каким образом приходить к Богу. Многие думают: если у человека есть только честные намерения, то это уже хорошо. Тот, Кто здесь предписывает нечто, это Бог. Человек не может определять каким образом он может придти к Богу. Но когда оскорблен Бог — Тот, Чья честь задета человеком, который, как творение, собственно, был обязан служить Ему, но который, вместо этого, Ему никоим образом не служит, а бесчестит Его – мы понимаем, что тогда Бог один может определять, каким образом человек может к Нему придти. И позднее мы увидим, что Бог эти определения устроил так, что не только Его любви, но также и Его праведности соответствовало то, что Он мог принять человека, будучи праведным. И мы понимаем, что это было необходимо.

Почему Бог не принял жертву Каина, а жертву Авеля принял? Каин не принял во внимание то, о чем сказал Бог, что земля проклята и человек стал грешником. Он думал, что плоды собственного труда, труда греховного человека, который не может устоять перед Богом – плоды земли, которую проклял Бог – что эти плоды достаточно хороши, чтобы принести их Богу.

Но к Евреям 11 мы видим, что было в сердцах этих людей: «Верою Авель принес жертву лучшую, нежели Каин». Было не только то, что жертва Авеля была лучше, чем жертва Каина. А здесь мы узнаем, каким образом, единственно, можно что-то принести Богу, что Ему благоприятно. Ибо таков принцип Божьего Слова, как снова говорится в законе Моисея, что если человек приходит к Богу, он не может придти без дара. Он должен иметь что-то, что может предложить Богу, когда он, творение, приближается к Творцу. Сейчас мы видим, что пришли оба, но жертва, которую принес Авель, основана на его вере и выбрана через веру в то, что сказал Бог, и благодаря его доверию тому, что один Бог может сказать, как к Нему можно придти и один Бог нам может сообщить, что для Него благоприятно.

И не только это. Мы находим здесь: «ею получил он свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он по смерти говорит еще». Здесь мы видим человека, четвертого человека, который жил, и он приходит к Богу и знает, что угоден Богу. Он имеет осознание, что праведен; Бог дает ему это осознание. На основании его дара Бог дает ему свидетельство, что он праведен. Следовательно, здесь, в самом начале, мы уже имеем целостную тайну, как человек может быть праведен пред Богом. «Но как оправдается человек пред Богом?», спрашивает Иов, и полагает, что это невозможно сделать, а здесь мы видим, что это все-таки возможно.

У Авеля была вера. У него не было написанного Слова Божьего, в котором значится, что ему нужно принести. Но у него была вера. Мы не читаем, что Авель и Каин сделали много злых дел. Мы не находим ни одного единственного греха, который они совершили до этого случая. Следовательно, ясно, что Божье Слово здесь хочет направить наши мысли не на грехи, на прощение грехов, а на положение человека и на то, кто он есть по природе. Если бы речь шла о грехе, тогда, пожалуй, в Божьем Слове было бы лучше написано о жертве, которую принес Адам, потому что согрешили Адам и Ева. Но если бы жертву принесли Адам и Ева, тогда мы могли бы сказать: да, но мы не в таком же положении. Мы не были невинны и, как таковые, не преступали сознательно заповедь Бога. Но здесь мы находим людей, о которых не знаем, что они когда-либо сделали злое дело, правда, мы можем это допускать, но Божье Слово нам не говорит об этом прямо. И все-таки один получил от Бога свидетельство, что он праведен. А другой получил свидетельство, что он неправеден. К Евреям 11 Божье Слово говорит нам, почему он был праведен: потому что он поступал по вере и пришел с этим даром, с этим жертвенным даром и вследствие этого был благоприятен Богу.

Следовательно, здесь дело обстоит так, что Авель пришел к Богу с чем-то, что говорит о смерти. Он приходит к Богу и помещает смерть между Богом и собой. Это учение всего Слова Божьего, что концом природы может быть только смерть, и, следовательно, только смерть может вызволить человека, потомка Адама, из его положения. И мы все это знаем: только смерть избавит нас от этого места, на котором лежит проклятье Божье, которое осквернено грехом, прочь из этого мира в другое место.

Одновременно мы читаем, что Авель принес от первородных стада своего. Первородное — это образ самого превосходного из того, что имеется. Если мы знаем Новый Завет, для нас это указывает на Господа Иисуса, первородного Сына Божьего (Он также единородный Сын, но как Человек?, Он есть первородный Сын Божий), и как таковой, Он совершил дело на Голгофе. Итак, Авель принес Богу от первородных стада своего и от тука их. В книге Левит мы находим, что тук (жир) является чем-то самым превосходным из животного. Он говорит о качестве животного, показывает, что оно здорово, и служит доказательством доброкачественности.

Но тук животного означает не только это, но также энергию и волю человека. Авель своей жертвой признает, что то, что Бог требует от убеждений человека по отношению к Нему, Он требует по праву. Он признает, что Бог имеет право на волю Своего творения, и что в будущем Тот, Кто будет Заместителем погибшего грешника (и освободит путь, по которому грешник сможет придти к Богу), что Его воля будет целиком предана Богу, так что Бог действительно найдет в Нем благоволение.

Это первое наставление, которое Божье Слово нам здесь дает. Это свет, который здесь имела вера Авеля. Он знал, что сделал Сам Бог. Мы не находим, чтобы Бог объяснял Адаму и Еве, как Он сделал им кожаные одежды, и одел их в них. Но вера Авеля чувствовала и понимала, каковы были мысли Бога. Это поразительно, чего не может понять природный человек, может понять верующий. Разве не поразителен факт, когда в 1 Иоанна 2 написано, что «младенец» во Христе (малое дитя в вере, буквально означает «младенец») имеет помазание от Святого (20), знает все, и не имеет нужды, чтобы кто учил его (стих 27)? Но Божье Слово нам это говорит. Разумеется есть различие между этими «детьми», ибо в 1 Иоанна 2 речь идет также об обладании Святым Духом, а этого у Авеля не было. Но тот, кто имеет веру, получил новую природу, божественную природу, которая воспринимает то, что по мыслям Божьим. Так всякий может, если он возрожден, если у него действительно есть вера (а это и есть доказательство того, что он возрожден) чувствовать, каковы мысли Бога, если в его жизни нет никакого препятствия, притупляющего это чувство и прерывающего его общение /связь/ с Богом.

Пожалуй, Авель слышал это от своих родителей и чувствовал (по меньшей мере, понимал это своей верой), что Сам Бог внес смерть, чтобы привести виновных, греховных людей в такое состояние, чтобы они могли находиться перед Ним. Людей, которые бежали от Него, и которые узнали, что наги и не могли устоять перед Богом. И Бог использовал смерть для того, чтобы одеть их. И это первое, что должен знать человек. Тогда мы понимаем, что даже малое дитя само по себе в тот момент, когда родилось, не может устоять перед Богом, потому что имеет греховную природу, и что только смерть, смерть другого, может вывести человека из положения, в котором он есть, в другое положение, — положение, в котором он может стоять перед Богом.

И здесь нам открывается этот принцип. Человек может приблизиться к Богу, чтобы не быть при этом осужденным, если только он приходит с тем, что говорит о смерти, и если он делает это, спрашивая каковы мысли Бога по этому вопросу, а вера их понимает. Тогда человек получает свидетельство, что он и его дар угоден Богу и что он может устоять пред Богом, как мы прочли: «И призрел Господь на Авеля и на дар его».

В таком случае нам нужно прочесть из Бытия 8,20 до 9,3, где есть второе наставление. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все».

В 6 главе мы видим, что люди стали такими, что Бог сказал, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека (стихи 5, 6). И затем пришел потоп. Что иное мог сделать Бог с творением, у которого и в котором не было ничего доброго, кроме как его уничтожить? Его суд должен был придти на все, что находится в противоречии с Ним. В Колос 1,16 мы читаем, что Господь Иисус создал все, «что на небесах и на земле». Используемое здесь выражение на греческом означает, что Он осуществил это, во-первых, благодаря Своей собственной силе, а во-вторых, лично. В-?третьих, в упомянутом стихе еще сказано, что Он создал все для Самого Себя. Это означает, что все, всякое творение здесь существует для Него, и должно быть полезно Ему, и служить Ему. Однако что сделает кто-либо, если он сделал что-то для самого себя, но затем оно оказалось бесполезным? К Римлянам 3,12 и 19 сказано, что все люди негодны, и даже, что весь мир подпадает под суд Божий.

Если кто-либо изготовил инструмент и видит, что его совершенно ни для чего нельзя использовать, тогда он выбрасывает его. Что же Богу делать с людьми, которые не делают того, для чего они сотворены, которые не служат Ему? Во Второзаконии 6,5 мы видим, что Бог повелевает людям любить Его всем сердцем своим и всей душою своею и всеми силами своими, и как Господь, расширяя это, в Марка 12 и Лука 10 говорит: всем разумением своим. Мы чувствуем, что это действительно, обязанность творения. И что теперь Богу делать с людьми, о которых он вынужден был сказать, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время? Что делать, если Он восскорбел в сердце Своем, что создал людей? (Бытие 6,5-6) Он мог только судить этих людей. Потоп погубил их всех, за исключением человека, который искал и обрел благодать, и который затем, чудесным образом был спасен: он вошел в ковчег, и в нем прошел через воду. Сила волн суда Божьего обрушилась на ковчег, но в нем он был безопасен. Так он прибыл, в известной степени, на новую землю, на землю, которая была очищена через суд. И что он там сделал? В 6 главе мы читаем/ли/, что Ной строит ковчег????. Его мысли не были заняты судом, о котором он слышал, что он должен придти на греховных людей и пришел. Он искал путь, чтобы спастись, и нашел его в Божьих очах. Благодать Божья сказала ему как возможно это спасение: в ковчеге. Теперь здесь, в главе 8, Ной стоит на другой стороне суда, на новой, очищенной земле.

И что теперь делает Ной? Он устраивает жертвенник — первый жертвенник, о котором говорит Божье Слово, и берет от всякого скота чистого и от всех чистых птиц и приносит во всесожжение. Это чудесное дело! Мы понимаем: Ной принес жертву не для того, чтобы спастись, а потому что его сердце было полно благодарности за то, что он теперь был спасен. Поэтому он хотел принести всесожжение. И обратите внимание: он приносит его на жертвеннике. В общем, мы думаем, что жертва — это самое важное,а в сравнении с ней жертвенник неважен. Но Господь Иисус в Матфея 23:19 говорит, что жертвенник больше, чем жертва, потому что дар освящается жертвенником. Для нас это достаточно важно, чтобы поразмыслить об этом.

Когда мы читаем в книге Исход в главах 25–27 о скинии, то видим, что жертвенник там — это образ Господа Иисуса (также как и жертва) и это Его образ как подлинного Человека. Жертвенник был изготовлен из дерева, но обложен медью. В Числах 16,36-40 мы узнаем, что медь — это образ праведности, которая так велика, что может пройти через суд Божий, который не уничтожит ее. Об этом, следовательно, говорит медный жертвенник, и мы понимаем, что он имеет глубокое значение.

Когда мы видим Господа Иисуса в Его деле на кресте, то понимаем, что дело особенно славно потому, что это сделала именно Его Личность. Есть разница в том, кто что делает. Дело на кресте было, действительно, чудесным. Но почему это было так безмерно чудесно? Потому что это сделал возлюбленный Сын Божий! Потому что Он — Тот, Кто там понес суд Божий за мои грехи, Сам был святой и праведный, Который не знал греха. Он был Тот, о Ком Сам Бог сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3,17; смотри также Марк 1,11; Лука 3,22), и Кто Сам о Себе мог сказать, что Он всегда делает то, что благоугодно Богу. О, да, это дело было славным само по себе! Но для Бога оно было совершенно, особенно славным, потому что это сделала определенная Личность; потому что это сделал Тот, Кто не знал греха, и Кто, как Человек на земле всегда только прославлял Его. Он прошел суд Божий, и Он сделал это из послушания. Он был послушен до смерти и смерти крестной (Филип. 2).

Теперь мы видим здесь вторую жертву и это чудесно: был только один жертвенник на всей земле, и этот жертвенник и жертву на нем мы видим как раз после того как Бог сказал о человеке: «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем», и пришел суд в великом потопе. Бог судил все человечество, потому что его состояние было сильно испорченным. И теперь мы видим новую землю и на ней — жертвенник. Один жертвенник на всей земле, а на этом жертвеннике — жертву и благоухание с этого жертвенника (можно сказать, результат этой жертвы на этом жертвеннике был так велик пред Богом, что Он словно говорит: правда, человек испорчен. Даже такой суд не изменил его сердце. Его сердце также испорчено, как прежде. И эти немногие люди не знают этого (я не думаю, что Ной и его жена и сыновья знали, что их сердце было таким злым, но Бог это знал). Но здесь Бог говорит: если даже это так, все-таки я больше не буду губить их; ибо вот, с этой земли восходит такое живительное благоухание, приятное благоухание этой жертвы – или, как говорит сноска в Элберфельдском переводе – благоухание умиротворения — : Я не поражу землю.

Нам нужно немного возвратиться. Почему Ной мог принести эту жертву? В 6 главе Бог сказал, каков человек. И Бог сказал: Я буду судить этих людей. Но очи Ноя были обращены к Богу, и он обрел благодать, так каждый, кто приходит к Богу, чтобы найти благодать, обретет ее пред очами Бога. Бог предоставил Ною путь, по которому он смог пройти через смерть, через Божий суд; ибо Бог вынужден был исполнить Свой суд. Но Ной смог пройти через суд, и все-таки остаться в живых; через смерть он смог покинуть это место, где был, чтобы идти на новое место, через смерть – но не через свою собственную смерть, а через нечто, что говорит о смерти другого. Мы знаем, это был ковчег, в который он вошел и благодаря которому он прибыл на другую сторону, на новую землю. Разумеется, это была еще все та же земля, но в своем духовном значении она все-таки говорит о той, куда человек был принесен, он проходит через воды потопа и так прибывает на новую землю, которая очищена судом Божьим. Образно это говорит, я в этом не сомневаюсь, о том, что мы находим во 2 Петра 3, когда земля будет разрушена, опустошена судом Божьим, и затем будет новая земля и новые небеса (стих 12 и 13).

Затем мы видим, что жертва не только в состоянии спасти грешника, так что грешный человек может придти к Богу, если помещает смерть этой жертвы между собой и Богом, но что также Бог в состоянии, на основании этой жертвы, очистить все творение, и после суда благословить, чтобы дать новые небеса и новую землю, где сможет жить человек, человек, который сам по себе совершенно злой, и чье сердце не лучше, чем сердца людей, которые были поражены судом, но который прошел через суд в том, другом, и так прибыл на эту новую землю.

Вот еще одна мысль о самой жертве. В книге Левит 1 мы читаем о жертве всесожжения, что жертва всесожжения должна быть рассечена на части, так что каждую часть жертвы можно было видеть отдельно. Так это, собственно, то, что также сделал Бог. Из всех вещей, которые говорят о Господе Иисусе и славе Его Личности и Его деле – Бог показывает нам всегда одну только часть, о которой мы можем размышлять, и снова новую часть и все снова новую. В Левит 1 мы видим, что можно принести тельца или овцу или козу или птицу; и все говорит о Личности и деле Господа Иисуса.

Но каждое из этих животных указывает на особенное качество: птица, например, говорит о Нем как о Человеке с небес, овца говорит о Нем, как кротком (Исайя 53). И все качества, которые находили выражение в жертвах животных, были драгоценны в очах Божьих, когда Господь Иисус совершал дело. – Вот теперь мы читаем, что Ной принес жертву из всякого скота чистого. Мы можем сказать, что здесь Богу была принесена жертва, которая представляет совершенный образ Личности Господа Иисуса во всех Его чудесных качествах, как они были очевидны в Его деле на кресте.

Мы находим их здесь обобщенными в образе, чтобы уже сейчас, в начале, уяснить, что Личность жертвы, которую Бог усмотрел для Себя, так чудесна, что на ее основании Бог излил всю Свою любовь, всю Свою благодать и все благословения, которые всемогущий Бог мог дать. Здесь, в 8 главе мы находим: «и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». Все, что было образом Господа Иисуса, все, что было приятно для Бога – а мы знаем, что только то, что было в Нем, Господе Иисусе, приятно для Бога – здесь через Ноя было принесено на новую землю. И каков результат? «И обонял Господь приятное благоухание» — собственно «благоухание умиротворения», как мы читаем в сноске – «и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». Чудесное изречение! Две главы прежде мы читали практически то же суждение о состоянии человека, а тогда результатом было, что Бог решил: Я истреблю их с земли. Но здесь Он сказал: Я не буду больше этого делать. Почему нет? Потому что здесь нечто добавилось: эта чудесная жертва всесожжения. И благоухание этой жертвы было благоуханием покоя, приятным благоуханием для Бога. В ответ на это Он мог оказать благодать, мог вынести грешника и мог его благословить.

Это то, что мы здесь узнали. На основании одной такой драгоценной жертвы Богу возможно простить грехи и благословить грешных людей. Это важный принцип, который мы снова находим в жертве. И Бог обонял приятное благоухание, которое Ему дало покой, и Бог как бы сказал: теперь Я могу ввести состояние неизменного благословения. «Не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Само собой разумеется, это также истинно в естественных вещах на земле. Мы не знаем, был ли прежде дождь. Но с этого времени стало так. Постоянно приходит ночь после дня, или, как здесь написано, день после ночи. Постоянно бывает сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь. И мы знаем, что так будет оставаться, пока существует земля. Но все это указывает на это чудесное состояние, вечное состояние??, где все будет неизменным, и все благодатные дары Бога никогда больше не прекратятся, а пребудут бесконечными, непременно пребудут во всей вечности??, потому что основаны на этом приятном благоухании, на жертве, которая была принесена здесь – жертве, которая не только драгоценна сама по себе, а которая так чрезвычайно драгоценна благодаря Личности, Которая была жертвой. Драгоценно не только дело, которое Он совершил, когда умер, а Личность, Которая это сделала, Господь Иисус, Который умер, чтобы был удовлетворен Бог, обрел покой, и человек, благодаря Ему, мог приблизиться к Богу.

Никогда ничего подобного не было сказано Адаму, никогда прежде не было сказано такого вообще. Во время потопа все стало иначе; тогда не было ни сеяния, ни жатвы, холод и зной не следовали друг за другом. Но с этого момента, на земле это было действительно так. В образе нам этим показано, что результатом будет неизменное благословение, когда однажды будет принесена такая жертва всесожжения, благодаря которой Бог обретет покой, и которая является для Него приятным благоуханием. До жертвы Ноя человек никогда не был благословлен. В Бытие 2,3 мы читаем, что Бог благословил седьмой день, но о человеке мы не читаем, чтобы Бог его благословил. Но здесь Бог благословил Ноя.

А затем Ной получает нечто, чего не знал даже Адам в саду Эдема. В Эдеме Бог дал Адаму в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Бытие 1,29). После того как Адам согрешил, Бог отнял плоды деревьев. Он согрешил тем, что ел плод дерева, и с этого момента он больше не мог, есть плоды деревьев. Для питания у него были еще только полевые травы — травы, сеющие семя (глава 3,18).

Но здесь Бог дает человеку бесконечно больше, чем даже он имел в саду Эдема. Он может есть не только от травы, сеющей семя, а от всего, что имеется на земле – даже птиц, полевых зверей и рыб. До сих пор, это не было позволено. «Как зелень травную, даю вам все» (глава 9,3).

Если Бог на основании одной жертвы, которая так приятна, что приносит Ему покой – если Бог на основание подобной жертвы находит путь, на котором Он снова может восставить взаимоотношения с грешником /прийти в связь с грешником/, который Его обесчестил, тогда Он хочет дать благословений больше, чем даже имел Адам, когда он находился в саду Эдема. Бог не таков, как Его представил людям змей; это неверно, что Он не хочет дать человеку то, на что он, якобы, имеет право; это неверно, что Он хочет держать его низко. Божья любовь хочет дать человеку — погибшему человеку, о котором Римлянам 5 говорит, что он грешник, нечестивый, немощный и враг Божий – все, что может дать всемогущий Бог; а это намного больше, чем имел Адам, прежде чем согрешил, когда жил в саду Эдема! Это мы находим здесь, в жертве Ноя.

В известной 22 главе мы затем имеем третью жертву; здесь мы снова находим важные принципы. Уже в начале Бог хотел объяснить, что жертва, должна быть не только безгрешна – ибо это было ясно из Бытие 4 и 8: животное не грешило и не было преступником – а что, фактически, за человека мог умереть только человек, и что праведность Божья может быть удовлетворена только тогда, когда за человека умрет человек, так как Бог сказал Адаму, что семя жены поразит змея в голову, если при этом даже оно будет ужалено в пяту.

Никакое животное, даже никакой ангел в действительности не мог быть заместителем греховного человека пред Богом. Если согрешил человек, тогда за него мог умереть также только человек. Это первая основная мысль, которую мы здесь находим.

О, это чудесное обещание, в Бытие 3,15. Итак, мы видим, что сила сатаны будет разрушена, что семя жены, следовательно, человек, поразит змея в голову. Оно само также будет поражено, но не окончательно. Тот, кто будет ужален в пяту, не умер, не мертв. Он будет ужасно страдать, но это не конец; и уже теперь, сразу после падения человека, Бог дает знать, что Тот, Кто совершит дело, на основании которого человек будет освобожден от власти сатаны, будет страдать, но что Он будет продолжать жить – да, мы знаем это, будет жить в вечности.

А теперь здесь, в Бытие 22 мы находим подтверждение этого принципа. За человека мог умереть только человек. Тот, кто совершит дело, должен быть семенем женщины. Кто мог это сделать? Но принцип здесь объяснялся.

Вторая мысль следующая: о жертве должен был позаботиться не человек. Да, он должен был, пожалуй, придти с жертвой, но отправной точкой при этом человек не был. У Авеля мы видели: он пришел с жертвой, и так же было с Ноем. Но это не основание для спасения; основание для спасения мы находим здесь: Сам Бог дал жертву, как сам Авраам вынужден был отдать своего сына – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3,16).

Римлянам 5,8 подтверждает нам это еще раз: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Чудесная мысль! Но как это также было необходимо! Как мог бы человек, о котором Бог сказал, что все мысли и помышления сердца его были зло во всякое время, и что он не делает ничего доброго, как бы мог такой человек придти к Богу с чем-то добрым? Ведь этот человек совсем не хочет придти к Богу, и совсем не хочет служить Ему! Как бы у такого человека вообще могло быть что то доброе?

Но тогда мог ли человек когда-нибудь примириться с Богом? Мы находим ответ здесь: только если за него умрет человек без греха. Но ведь такого человека нет! «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Римлянам 3,12). И Деяния апостолов 17 показывает, что весь род человеческий произошел от одной крови. Следовательно, никакой человек не мог умереть, за кого-то другого. «Все согрешили и лишены славы Божьей», говорит Римлянам 3,23. – Но история пожертвования Исаака показывает нам еще больше: жертва, в которой нуждается человек, чтобы иметь возможность придти к Богу, была дана – как Исаак Авраамом – Самим Богом. Жертва должна быть человеком, который находится в подобной связи с Богом, как единственный сын со своим отцом, как предмет всей его любви. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака … и там принеси его в жертву» (Бытие 22,2).

Я не знаю, сколько из этого понимал Авраам. Вера многое понимает. Мы, напротив, знаем все это из Нового Завета. Мы знаем, что Бог Сам отдал Своего единородного Сына, в котором нашел благоволение, и Сам Его пожертвовал. В заключение, Аврааму не нужно было жертвовать Исаака. Бог не требовал от него, чтобы он отдал своего сына. Мы знаем, что Бог в последний момент удержал его и дал ему овна, который должен был умереть вместо сына.

Но так не было на Голгофе. На Голгофе Бог отдал Своего единородного Сына, Возлюбленного, о котором Он коротко перед этим, на горе преображения, сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см. Матфея 17,5). Господь Иисус Сам в Иоанна 10 говорит, что Отец любит Его, потому что Он, Сын, отдает Свою жизнь. И Отец отдал Его на крест. В Бытие 22 мы видим это в образе. Он Сам отдал Своего единородного Сына на смерть, Он поразил Его. «О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, … порази Пастыря», говорит Бог, в Захар 13,7. А Господь Иисус жалуется в Псалме 22,15 – здесь это сказано пророчески – после того как Он в первом стихе воззвал: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?», Он жалуется, «Ты свел меня к персти смертной». Сам Бог поразил Его.

Почему Бог поразил Его? Потому что Он любил нас, потому что Он хотел спасти людей, потому что это был единственный путь к этому. Поэтому Бог отдал Своего Сына; и поэтому Господь Иисус стал Человеком. Ибо только один Человек мог умереть за людей, как Заместитель, только один Человек мог стать посредником между Богом и людьми. И только один этот, который был так драгоценен в очах Божьих, только Этот, мог совершить такое славное дело, вследствие которого была удовлетворена праведность Божья. И вследствие этого Бог смог праведным образом оказать грешнику благодать, и благословить его так, как этого желало Его сердце. Уже в Бытие 9 мы видели, что Бог дал человеку намного больше, чем имел Адам в саду Эдема.

Он хотел приготовить для людей Отцовский дом, вечное жилище Бога, где Отец и Сын жили в вечности. Он хотел дать им все сокровища, которые находятся в небесах. Ефес. 1,3 говорит нам об этом: мы благословлены всяким духовным благословением в небесах, во Христе. Он хотел благословить по богатству Своей благодати, и Он хотел дать людям то, чем Его собственное сердце во всей вечности исполняется наслаждением: они будут наслаждаться драгоценностью дела Его Сына. Это мы также уже нашли предвещенным в Бытие 9: Бог дал людям в пищу плоть, так что они, таким образом, во-первых, учились, что могут жить только на основании смерти другого, Который умер за них. Это нам объясняет также Господь Иисус в Иоанна 6. Но, во-вторых, мы уже сейчас на земле можем питаться от драгоценности этой Личности, которую Бог называет Своим питанием, Своей пищей (Левит 3,11.16) – именно как по Бытие 9 людям дано в пищу подобное тому, что также было пожертвовано Богу. И это та чудесная мысль, которую выражает Господь в Иоанна 6, когда говорит, что мы можем, есть от Него, и должны есть от Него, чтобы иметь жизнь, и еще больше: чтобы мы питались Им и так имели с Ним общение.

Это то, что было в сердце Божьем. Но это могло исполниться только вследствие того, что Отец отдал Своего единородного Сына – «единственного твоего, которого ты любишь» (Бытие 22). И Он отдал Его на крест Голгофы. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанн 4,10).

Я надеюсь, что мы немного увидели из того, почему для Бога жертва была необходима; что мы увидели, что Он один, таким образом, мог соответствовать не только Его истинности, праведности и святости, но также Его любви; и что, далее, жертва для людей была единственной возможностью избежать вечного суда. Этот суд праведный Бог должен был навести на человека, потому что он жил в мятеже против Него – не только потому, что он делал греховные дела, но потому что также через свое происхождение от греховных родителей был грешником, которому невозможно было находиться в присутствии Божьем. Ибо Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (смотри 1 Иоанна 1,5).

Если мы принципы, которые узнали из этих мест, не примем нашими сердцами, тогда мы никогда правильно не поймем жертву и никогда действительно в наших сердцах не сможем понять чудесные мысли Божьи, которые открываются в ней, о Личности и деле Господа Иисуса. Человек может придти к Богу только на основании жертвы, когда он в вере обращается к этой жертве, и в вере помещает смерть этой чудесной жертвы между Богом и собой, потому что знает, что для Бога ее достаточно – когда он знает, что эта чудесная жертва так славна для Бога, что Бог на основании ее очистит даже небеса и землю и благословит вечными, неизменными благословениями, и когда Он знает, что эту жертву дал Сам Бог, что Отец и Сын действуют совместно, так как нам это говорит Иоанна 3,16. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Итак, Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, и как нам говорит Римлянам 5,8: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Это полное Евангелие, которое, к сожалению, также часто мало понимается верующими. Это Евангелие, единственно, благодаря которому, человек может получить мир с Богом: знание, что Бог дал жертву, совершенную жертву, благодаря которой человек перемещается из состояния, в котором он есть, в новое состояние, — мы можем сказать, выводится из семьи первого Адама и перемещается в семью второго, последнего Адама, как говорит Колос 1,12 и 13: «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, … введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: