Светильник тела — притча из Нового Завета

Из книги Кристиана Брима «И учил их притчами много...»

(скачать полную версию книги можно внизу страницы)

Последовательность образов

Мы уже размышляли о свете. В нагорной проповеди Господь говорил о верующих как о «свете мира» и сравнивал их со стоящим на горе и не могущем утаиться городом. Через них свет божьей истины должен был светить в мир, как свидетельство Божьей благодати, спасительной для всех, явленной в Его Сыне Иисусе Христе, (Тит. 2,11). Далее Он использовал второй образ — «свечу». Эта свеча должна была изливать свой свет внутрь, должна была светить тем, которые «в доме». Бог хочет, чтобы Его воля и Его мысли господствовали также и во внутренней сфере принадлежащих Ему (в семье, собрании). Эту сферу Он доверил им и они ответственны за нее перед Богом. При этом последующий утонченный контраст достоин внимания: город на горе не может быть сокрытсвеча в доме не должна быть сокрыта. Одно подчеркивает благодать божью и Его суверенитет, другое человеческую ответственность.

Однако в Матф.6 Господь вновь обращается к образу свечи и говорит о «светильнике для тела»:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет      темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (стихи 22,23).

То, что нас окружает свет, само по себе не приносит никакой пользы, если нет способности к принятию этого света. Прежде необходимо иметь «око», прежде чем смочь светить, нужно увидеть. На эту связь Лука указывает нам в своем Евангелии еще яснее. То есть он показывает, что Господь Иисус и в другом случае говорил о «свече на подсвечнике» и сразу же добавил притчу о «светильнике тела». Правда, там Он завершил картину словам отличающимися от слов в Матф.6:

«Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием»  (Лук. 11,35.36).

Если мы места из Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки возьмем в совокупности (Лука не упоминает корпоративный аспект «города на горе»), тогда мы различим в наставлении Господа нисходящую линию или постоянно сужающийся угол зрения. Это говорит о том, что Он называет сначала большее и затем по мере надобности предпосылку к тому, чтобы прежде названное большее, могло стать действительностью. Итак, просматриваем мы поучение со стороны предпосылок, тогда в результате получаем следующую последовательность: Сначала должно быть «чистое око», чтобы собственное тело было освещено божьим светом. Имеется эта предпосылка, тогда «свеча на подсвечнике» сможет освещать своим светом все в доме; и лишь тогда мы сможем пролить наш свет перед людьми. С другой стороны образуется предпосылка к тому, что «город на горе», как совместное свидетельство божье, освещает мир заимствованным ему светом. Не достойна ли эта последовательность внимания? Дело имеет личное начало, воздействие божье начинается в отдельной душе. Прежде чем передать свет другим, мы должны принять его сами. Для этого, однако, наше око должно быть в правильном состоянии и быть направленным на истинный источник света. Чтобы мы научились этому, Господь дает нам это наставление; и так как наше «око» имеет в этом вопросе решающее значение, Он называет его «светильником тела». В последующем мы желаем обратиться сначала к «худому оку» и последствиям, связанным с ним, и при этом различить три аспекта: всеобщий, иудейский и моральный.

 

Худое око и связанные с ним последствия

 

Что означает «око»?

И в природной сфере око является входной дверью, через которую все распознаваемое проникает внутрь человека. Уровень его сознания (его «свет») в первую очередь зависит от способности его глаз правильно воспринимать видимое. Будет око больно или даже слепо, это будет сильно препятствовать восприятию или сделает его совершенно невозможным. Подумаем только о возможности прочтения написанного текста. Сколько благословения проходит мимо тех, которые в старости, утративши «свет своих очей», больше не могут принять написанного! Таким образом, око фактически освещает внутренность человека.

Это обстоятельство из естественной сферы Господь Иисус переносит в духовную сферу, и это придает притче значение. Также и наше сердце имеет «око», и через него духовный свет проникает в нас. В своей молитве в Еф.1 апостол умоляет за святых в Ефесе: «и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» (Еф. 1,18).

В нашей притче речь идет не о том, Кто является подлинным, истинным светом. Другой евангелист, Иоанн, показывает нам: это Сын Божий. Нет, здесь речь идет лишь об «оке». Хотя свет здесь присутствует и светит во тьме, и он полностью совершает свое дело. Это без сомнения великая благодать. Однако где око, где окно, которое впускает свет внутрь? Речь сейчас об этом. Под нашим «оком» мы можем понимать все, что имеет дело с потребностями нашего сердца, с его намерениями и помыслами. «Око», таким образом, предназначено для «сердца», оно является его органом зрения. Наши внутренние желания и цели определяют направление взгляда наших очей. Поэтому уже в Ветхом Завете мы серьёзно увещеваемы, оберегать наше сердце больше, чем все иное, «потому что из него источники жизни» (Пр. 4,23).

Когда Леонардо да Винчи, более чем 400 лет назад, изобрел принцип камеры (так наз. Camera obscura, Лат.= «темная камера»), тогда он сконструировал светонепроницаемый ящик с маленьким круглым отверстием в его передней стенке. Этим он достиг того, что проникающий внутрь свет воспроизводил на задней стенке камеры перевернутую картину находящегося перед камерой. Позднее, вставленная в отверстие изобретателем Порто линза, сделала картинку четкой и привела нас к так называемому фотоаппарату. Я не могу представить себе лучшей иллюстрации тому, о чем ведется речь в нашей притче.

 

Общий аспект

Человеческое сердце от природы походит на светонепроницаемую камеру, единственное входное отверстие которой закупорено. Так как по этой причине в нее не может проникнуть луч божественного света, она совершенно темна, фактически бог мира сего сатана, ослепил разум неверующих, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2Кор.4,4). Природный человек слепой для того, «что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно» (1Кор.1,14). Око природного человека, однако, не только слепо, но также и худо. В этом здесь суть: либо око чисто,либо худо. Не сказано «чисто» или «получисто» (двойное), но «чисто» или «худо». «Худое (зло)» включает в себя все, что совершает независимая от Бога человеческая воля. Итак, этим Господь обозначает нравственно испорченное состояние. Оба выражения, «чисто» и «худо», описывают нравственные состояния сердца.

Око, предметом созерцания которого не является Христос, принципиально худо. Это мы могли бы назвать нравственным законом христианства. И по причине того, что око природного человека худо это означает, что, если человек в своем сердце отвергает Христа, то и все его тело темно. Послание Ефесянам изображает, ту же самую, пугающую картину состояния народов: они «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4,18). Обратим внимание на связь между помрачением и сердцем. Насколько зло человеческое око, Господь показывает нам в 15-ой главе Евангелия от Иоанна. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» (Стихи 19-25).

Когда Господь Иисус был на земле, Он явил людям свою нравственную красоту, так что они могли в совершенстве увидеть Его славу, как Единородного от Отца (Ин.1,14). Своей сутью, своими путями и словами Он открыл любовь и доброту Своего Отца, и Он сделал это в совершенстве. А каков был ответ человека на совершенное откровение любви и благодати божьей? Ненависть! Ненависть к Христу и ненависть к Его Отцу. Мог ли человек, и особенно иудей, яснее явить доказательство того, насколько худо его око и какая глубочайшая вражда против Бога господствует в его сердце? Человек ненавидит Божью благодать, он не желает ее. Принятие ее означало бы то, что помочь ему ничто больше не в состоянии. Но человек ненавидит и свет, потому что он открывает его злые дела (Ин.3,20). Таким образом, он ненавидит божью благодать и свет. Если человек остается в этом состоянии, если он противится действию Духа Божьего, который на основании дела Христа желает принести в его душу свет, тогда это непременно ведет его в вечную тьму, в вечное проклятие. Как страшен конец того, чье око худо и чье тело темно! К тому, кто, будучи освещен светом, отвергает его, относится серьезное слово Господа: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма!» (Мтф. 6,23).

Но как обрести чистое око? Через «покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Дн.20,21). Если верою принимают Того, Кто является «светом миру» (Ин.8,12), тогда тьма отступает, тогда божественный свет наполняет душу (гл. 12,46). Этот свет безжалостно вскрывает нравственную испорченность человеческого сердца; однако, он указывает также и на жертву умилостивления — на кровь, которую Господь Иисус отдал за грехи всех тех, которые верят этому (Рим.3,25). Вечная слава нашему Спасителю за это!

 

Иудейский аспект

Особое отношение притча имеет к иудеям. Именно Израильскому народу Бог открылся уже во времена Ветхого Завета. В определенной мере Он дал им свет, что явно отличало их от живущих во тьме народов. Только Израильскому народу принадлежали «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9,4). Таким образом, они были очень привилегированным народом, потому что Бог издревле многократно и многообразно говорил к отцам в пророках (Евр. 1,1). Это означало ничто иное, как то, что Он дал им «свет».

Однако потом пришел сам Сын, Бог послал Его к ним. И Он поставил этот «свет» — подобно тому «городу на горе» — в возвышенное и всем видимое положение, чтобы все в народе могли извлечь из него пользу. Но когда истинный свет пришел к ним, иудеи сделали все, чтобы угасить его. Настолько худо было их око, настолько темна душа, что некоторые из них, когда Сын Божий силою Святого Духа изгнал злых духов, приписали это веельзевулу. Лука показывает нам эту связь с иудейским народом в 11-ой главе своего Евангелия. Когда они из неверия потребовали знамения, то Господь дал им только знамение Ионы: Сын Человеческий сам будет знамением этому злому роду — в Его смерти и воскресении. Царица Южная восстанет на суд с ними, также и жители Ниневии, осудят их. Потому что, хотя они и были из презираемых народов, во дни свои они поверили свидетельству божьему.

Теперь, однако, в лице Христа здесь «больше Соломона», «больше Ионы». И этот «светильник» распространяет в доме Израиля свой ясный свет. Если даже люди зажженную свечу не ставят в сокровенном месте или под сосудом, насколько мала вероятность, ожидать подобного от Бога. Его пути с этим народом были во всех отношениях совершенны, и они были отмечены благодатью. Если теперь из принятого света они не извлекли никакой пользы, то в этом вина не света, но их собственного худого ока.

Почему вожди народа не увидели того, что происходило перед их взором? Почему они не узнали, что больший чем Соломон и Иона пребывает среди них? Потому что око их сердца не было чисто. «Чистый» первоначально означало не составной, без складки (или обертки, изгиба). В Новом Завете это слово повсюду используется в добром смысле в значении «простой, простодушный, чистый, искренний, открытый». Если око взирало на Господа Иисуса подобным образом, тогда оно видело в Нем нечто «большее» чем царь Саломон или чем пророк Иона.

Так Господь в то время, когда Он пребывал среди них, предупредил их об опасности, что свет, который был в них, может обратить их во тьму. «Итак, смотри: свет который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук.11,35). Еще раз: отвергнутый свет означает тьму. Это ответ Бога судом на отвержение его благодати.

Мы знаем, что этот народ не послушал предостережения Господа. Более того, они распяли и убили Господа Славы. И потрясающий результат этого таков: до сего дня этот народ во тьме, до сего дня на их сердцах лежит покрывало (2 Кор. 3,15). И если бы не благодать божья, все так бы и осталось. Однажды, однако, это изменится, и тогда покрывало отнимется. С верою они увидят Того, Которого однажды пронзили (Откр. 1, 7). Тогда, также и в доме Израиля, станет светло, так, что все «входящие увидят свет» (Лук,11,33). Издалека будут приходить народы, превозносить и прославлять Бога за свет, который они найдут там. Царица Савская является хорошим примером тому (1.Цар. 10). И в то удивительное время также и народ Израиля будет подобен «городу на горе» и будет излучать в мир свет откровения божьего.

 

Нравственный аспект притчи

До настоящего времени мы видели, что «худое око» в нашей притче относится к природному человеку, в общем, и к иудеям в частности. Однако эта притча также лично применима к каждому из нас, к каждому верующему христианину. Хотя принципиально каждое дитя божье является «светом в Господе» и Бог открыл очи сердца нашего на личность Христа, однако также и наше око, в известных сферах нашей жизни, может быть «худо» и наше тело «темно» (ср. выражение «никакая темная часть»). Если наши сердца заняты чем-либо иным, а не только Христом (Кол.3,1.2), если мы стремимся к чему-либо иному, чем прославление Бога(1.Кор. 10,31), если мы не делаем всего во имя Иисуса Христа (Кол.3,17), тогда, возлюбленные, да, тогда также и наше око не чисто, но худо. Вследствие этого наше тело темно, мы не имеем никакого света относительно божьей воли в том или ином деле.

Используем еще раз в качестве примера нашего сердца, камеру obscura. В ней лишь одно отверстие. Эта камера, одноока, «чиста». Через отверстие в передней стенке проникающий свет изображает на задней стенке предмет, на который камера направлена. Нравственный закон христианства относится, таким образом, также и к нам. То есть, направляем мы объектив нашей камеры на Христа, в нашей душе отобразится Его образ. Может ли это означать что-либо иное, как не свет и невыразимое счастье? Напротив, направляем мы взор нашего сердца на другие предметы, теряем мы и то и другое, свет и счастье, и вместо этого умножаем в себе беспокойство, недовольство и непостоянство в отношении божьей воли в нашей жизни.

Будьте уверены: если мы не имеем ясности о мыслях божьих и Его путях с нами, то причина этого в том, что наше око худо. Часто мы не можем разуметь волю Господню потому, что мы не готовы отказаться от чего-то удерживающего нас. Бог, однако, хочет, чтобы наше тело не имело «ни одной темной части», но чтобы оно было «все светло», чтобы «как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лук.11,36). Если мы затворяем перед светом божьим определенные сферы нашей жизни и сердца, тогда нам не следует удивляться, что в этих сферах Бог не может вести нас своим оком, если даже мы стремимся к разумению Его воли. Познание воли божьей зависит от состояния нашего сердца, от нашего расположения к этому. Это также является основанием тому, почему Бог в Его слове не дал нам ряд «рецептов», согласно которым мы бы просто могли поступать, не касаясь вопроса нашей готовности к этому. Если око наше нечисто, тогда мы можем молиться и изучать Слово, не познав при этом божьей воли. Мы уже нередко принимали решения, однако все еще обращаемся с мольбой к Господу, чтобы Он показал волю Свою в деле. Если мы после сего не получаем никакого ответа, никакой ясности, то в этом нет ничего удивительного. В нашем «теле» есть темные части. Они являются причиной того, что наши очи направлены не на Господа Иисуса, но что мы рядом с Ним имеем еще нечто другое. Как легко становится что-либо между Господом и нами, и тогда оно, как тонкой пленкой ухудшающей наше зрение, обволакивает наше око. Прежде, чем даровать нам дальнейший свет, Господь должен удалить это.

Иногда мы хотим очень многого, и многое кажется нам очень важным. Тогда Господь вынужден показать нам, что мы ничто. Временами мы должны просто оставаться там, где мы есть, и не предпринимать ничего особенного, но ожидать Его и его действия. Или мы ищем познания его воли в обстоятельствах, в которых мы вообще не должны находиться. Тогда ему не остается ничего другого, как только сказать нам, чтобы мы, как можно быстрее, оставили это. Возможно, Он должен нас даже призвать: «встань, спящий и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5,14). Не будет ли все это строго или даже немилосердно? Все что угодно, только не это! Бог знает, что мы только тогда действительно счастливы, когда наше сердце находится в постоянном контакте с Христом. Это милость, когда Он вскрывает то, что препятствует внутреннему общению с Ним. И не было бы это действительно немилосердно, несправедливо, если бы Он того, чье хождение несколько отдалено от Него, так же посвятил в тайну Своих мыслей, как того, чье око в чистоте обращено ко Христу?

Ах! Нам следует научиться говорить вместе с Павлом: «А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели...» (Фил. 3,13.14). Это будет выражением истинной сердечной чистоты. Не исчезли бы тысячи дел из нашей жизни, если бы мы задали себе вопрос: можем ли мы совершать их от имени Господа и во славу Бога?

Возможно, мы должны были бы взять пример с творения божьего, например цветов. Господь тоже использовал их, как «учебное средство». Среди них есть такие (напр. гацания), которые держат свои лепестки закрытыми до тех пор, пока их не осветят прямые солнечные лучи. Падает, однако, на них солнечный свет, они полностью раскрываются навстречу излучающему тепло солнцу и открывают свой прекрасный лик. Станем и мы поступать также! Мы не можем быть красивее для Господа, чем тогда, когда мы полностью открываемся Ему. И мы также не можем быть более блаженны, чем тогда, когда мы осознанно позволяем осветить себя свету Его любви. Чистое око — непостижимое благословение связанно с ним.

Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub  fb2 pdf

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: