Свет мира — притча Христа из Евангелия

Из книги Кристиана Брима «И учил их притчами много...»

(скачать полную версию книги можно внизу страницы)

Второй использованный Господом образ — «свет мира». Эти удивительные слова Господа: Его ученики во время Его отсутствия будут вместе с солью земли также и светом мира.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мтф. 5,14.15).

 

Что означает «свет»?

Как первой притче о «соли земли» свойственна мысль о правде и суде, так вторая говорит о милости. В основе обоих идей лежат провозглашенные в начале главы блаженства. В стихах 3-6 мы видим свойства характера, отмеченные праведностью. В стихах 7-9 нам представлены свойства характера, связанные с милостью. Когда Господь Иисус говорит затем о преследованиях, которым подвергнутся Его ученики, то сначала Он называет тех, которые будут преследуемы за правду (стих 10) и потом, тех, которые милостью будут сделаны способными претерпеть преследования и злословие за Него (стихи 11.12).

Соль и свет сильно отличаются друг от друга. Несмотря на это они имеют нечто общее: они оба говорят о свидетельстве в пользу Бога. И потому, что гибель и тьма в духовном смысле всегда идут рядом, Господь Иисус показывает в этой двойной притче двоякую ответственность Его учеников, а также и двоякую нужду людей. Соль предотвращает порчу, свет изгоняет тьму.

Таким образом, обоим свойственна общая идея. Некоторые места Писания вскрывают нравственное зло этого мира (напр. 1 Ин. 5,19; Гал. 1,19-21; Рим. 1,23-32; 2 Тим.3,1-5). Против этого обращена соль. Другие места больше показывают безрассудство, духовную слепоту и сумасбродство людей (напр. 2 Кор.4.4; Еф. 4,18; 2 Фес. 2,10; Мтф. 24,11). Для их устранения Бог в своей милости позволяет светить свету.

«Свет» говорит о том, что Бог открывает о себе и своих намерениях. Уже в Ветхом Завете имел место определенный свет от Бога и о Боге. Золотой подсвечник символически распространял Его свет из Скинии Собрания в Израиль (Исх. 27,20), и верные мужи божьи радовались свету, исходившему от Бога и Его Слова (Пс. 4,6; 27,1;  36,9; 43,3; 97,11; 112,4; 118,27; 119,105; Пр. 6,23). Однако в целом Израильский народ оказался неспособным быть носителем божьего свидетельства перед миром. Они не ценили дарованный им свет, они вообще не помышляли о распространении света. Чужестранцы, приходившие в Израиль, могли едва распознать там свет. Соломон составлял блестящее исключение в общей мрачной истории Израиля. Когда его посетила царица Савская, он понял, что «входящие» должны были видеть «свет» (ср. Лук. 11,33). Она не могла более удержаться, когда увидела «всю мудрость его» (1 Цар.10). В новозаветные времена иудеи напротив похвалялись тем, что являются «путеводителями слепых» и «светом для находящихся во тьме» (Рим. 2,19), однако в действительности было не так, они лишь внешне являлись иудеями (стихи 28.29).

Когда Сын Бога был на земле, Он был светом мира (Ин. 9,5), истинным светом (гл. 1,9). Он мог сказать: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12,46). Он в совершенстве показал, кто есть Бог, и чем Он является. В Нем, как в земном человеке, мы фактически можем найти истину в отношении всех и всего. Это благословенный предмет, пребывание в котором ведет к поклонению. Однако, хотя Христос был и является полным откровением божьим, «образом невидимого Бога» (Ин. 1,18; Кол. 1,15), люди возненавидели свет, потому что их дела были злы, и они не хотели видеть себя обличенными (Ин. 3,19.20). Мы знаем, что они не успокоились, прежде чем не заставили замолчать этот предостерегающий глас. Христос говорит о своих учениках: «Вы — свет мира». Когда Он был отвержен и ушел на небо, тогда вместо себя, для распространения божественного света, Он поставил людей. Хотя сами по себе они были «тьмой», теперь они — «свет в Господе» и поступают, как «чада света» (Еф. 5,8). В послании Филиппийцам они сравниваются со «светом» небесных светил сияющим среди строптивого и развращенного рода, «содержа слово жизни» (Гл. 2,15.16). Таким образом, отражаемый ими свет — не их собственный свет; они целиком получают его сверху от своего прославленного Господа Иисуса Христа.

Великая благодать нашего времени это то, что свет все еще сияет, сияет перед другими и для других. Он может быть ориентирующим или предупреждающим, он светит на добро людям. Так воздействие и характер света далеко превосходят воздействие и характер «соли». «Соль» не может сделать все явным, не может вывести из испорченного состояния. Свет божий может, однако, и то и другое. Свет божьего откровения не только вскрывает зло, нет, он вносит также милость и милосердие божье в то, что само по себе является лишь тьмой. Он просвещает темноту души и ведет к свету познания божьего величия в лице Христа (2 Кор.4,6). Не является ли чудесной, придающей нам сил мыслью то, что Бог и сегодня желает использовать принадлежащих Ему для распространения в мире тьмы Его мыслей о Христе? Какое счастье знать, что, несмотря на все старания сатаны погасить свет, «темнота проходит, и истинный свет уже светит» (1 Ин.2,8)! И здесь не Христос является истинным светом; нет, это принадлежащие Ему, потому что они имеют в себе Его жизнь и отражают ее.

 

Два образа

В нашей притче Господь использует два образа: город на горе и зажженную в доме лампу. Один говорит об излучаемом, другой о внутреннем свете. Под «городом стоящим на горе» и поэтому не могущем укрыться, мы, вероятно, должны представить построенный из белого известняка древневосточный город. В древности города часто находились на холме и в сияющем солнечном свете были далеко видны со своими домами, стенами и башнями. Естественно, благодаря многочисленным зажженным в домах лампам они были так же хорошо видны и ночью. Такому городу подобны ученики Господа: своим свидетельством о своем Господе и Учителе они распространяют, прежде принятый ими самими, духовный свет. Этот свет доступен всем людям, он предназначен для всех, для «мира», не только для ограниченных областей «земли». Истинные ученики Господа не могут остаться в мире незамеченными. Это нормальное состояние. Сколько света принесло в мир христианство, мы едва можем себе представить. И сегодня, во время, когда больше и больше разрушаются христианские ценности, от него — слава за это Богу! — имеются больше чем только следы. Слова Господа все же не утратили своей действенности. Это должно ободрять нас.

Но затем Господь Иисус переходит к другому образу. Он явно предвидел угрозу затмения света человеческой неверностью. Так же, как соль могла потерять свою силу, могло быть снижено и воздействие света. В обоих случаях утрачивалась пригодность.

Без сомнения в естественных условиях люди не ставят зажженную свечу под сосуд или под кровать (Мк.4,21; Лук.8,16). Свет в доме должен служить всем. Человек не любит темноту. Если наступает тьма, он зажигает свет. Находиться или двигаться в темноте не только неприятно, но и опасно. Поэтому он также ценит и искусственные источники света, даже если их свет, как в старину, был слаб. Нет, он не накрыл бы горящую свечу сосудом (Лук.8,16) или не поставил бы ее в сокровенное место (гл.11,33), но скорее на подставку, «чтобы входящие видели свет». В духовной области, однако, он часто действует совершенно иначе. Духовный свет никогда не оценивается так же как природный. Поэтому опасность состоит в том, что свет угашается чрезмерной активностью и корыстолюбием (сосуд) или зависимостью от удобств (кровать) или каким-нибудь другим способом. Мы знаем, что именно это и происходит в христианском мире. Да, этого света, обнажающего собственную неспособность и пустоту, боятся.

«Дом», явно символизирует внутреннюю, вверенную нам христианам область. Волей божьей является то, чтобы в эта область была освещена светом. Лука в своем Евангелии показывает нам, что Господь Иисус дважды, в различной взаимосвязи, использовал образ зажженной лампы. Он также дважды цитирует слова Господа: «... чтобы входящие видели свет».

Мы касались уже этого: когда царица Савская прибыла к Соломону, чтобы услышать его мудрость, то она увидела в его доме свет и божий порядок. Как обстоит дело с нами? Если к нам в дом или в наши собрания зайдут чужие, произведет ли тогда на них впечатление господствующий там свет и порядок? Если зайти в «дом» христианства, то уже немного увидишь от первоначального, дарованного Богом света. Но Господь желает помочь нам заботится о том, чтобы в той области, в которой мы еще можем оказать влияние, руководил божественный свет! Входящие воспримут его (ср. 1 Кор. 14,24.25). И что касается тех, которые «в доме»: лампа светит им, в ее свете они могут ходить безопасно. Какое это неоценимое благословение, когда дома верующих водимы, прежде всего, светом божественных помышлений и откровений, а не человеческой мудростью или всяческими случайностями! Однако также «сосуд» и «кровать» во всякое время представляют для нас опасность, мы не должны ее недооценивать. Уступим мы той или иной склонности — мало-помалу мы будем утрачивать свет.

 

Добрые дела

Спаситель завершает притчу тем, что объединяет её наставление следующим призывом:

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мтф. 1,16).

Свет, который Он нам дал, должен светить пред людьми. Обладание «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» является одновременно предпосылкой и обязанностью для этого. Только мы, несомненно, должны помнить, что свет действует и в тайном, там, где люди этого не видят, где только наш Бог Отец, воспринимает это — Он «видящий тайное» (гл. 6,6). Это является нашей внешней стороной. Мы должны позволять светить пред людьми не нашим добрым делам, но нашему свету. Первое переместит акцент в ложную сторону и приведет только к прославлению человека. Мы не должны стремиться к превознесению добрых дел, но наибольшее значение мы должны придавать свидетельству о нашем Господе. Если Бог в своем Сыне даровал нам познание себя, то Он желает также, чтобы мы словом и делом свидетельствовали о Нем перед миром. Делаем ли мы это? Для этого мы не нуждаемся в ожидании особых великих мгновений. Повседневная жизнь тысячекратно предоставляет случаи, для того чтобы показать людям, что значит для нас Господь Иисус. Жизнь в общности с Ним будет изобиловать и добрыми делами, которые будут тогда замечены людьми.

Что Господь имеет в виду под «добрыми делами»? Имеет ли Он при этом в виду то, что под этим понимают люди мира, например дела любви к ближнему? Если бы это было так, то Он бы поставил своих на одно основание с неверующими, и суждение о том, что является «добром», сделал бы зависимым от их мнения. Если они практикуют благотворительность — а добродушные и религиозные люди готовы к этому и в состоянии совершать это — то потому, что они почитают это за «добро». Однако в глазах Бога добро только то, что соответствует Его воле и что совершается из послушания Ему. Только Бог совершает добро без послушания, именно потому, что Он Бог, потому, что Он суверен. В подобном смысле Господь сказал однажды богатому юноше: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10,18). Творение, однако, делает добро лишь в том случае, если при этом оно послушно Богу.

Нет, сами по себе это не дела любви к ближнему, которых Господь ожидает от своих учеников, но Он ищет нечто большее: дел веры, происходящих от единства с Ним и совершенных в силе Святого Духа. Под «добрыми делами» мы можем понимать то, что отражает в нашей жизни волю и намерение божье. Но в какой тогда тесной связи с Ним мы должны находиться, чтобы быть способными совершать это! И какое широкое поле деятельности предоставляется нам здесь, в нормальных условиях нашей жизни!

Результатом верного свидетельства и беззаветного хождения будет то, что прославлен будет Бог, а не человек. Люди не станут восхищаться верующими за то, что они в них видят. Скорее все возвратится к Тому, от Кого это исходит: к нашему Небесному Отцу. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1,17), и все в благодарности и поклонении должно возвратиться к Нему, к источнику. Это является божьим методом, и только это достойно Его.

Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub  fb2 pdf

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: