Соль земли — притча из Евангелия

 Из книги Кристиана Брима «И учил их притчами много...»

(скачать полную версию книги можно внизу страницы)

Уже в нагорной проповеди Господь вплетает в свои наставления ряд малых притч. Сразу же, после возвышенной речи о блаженствах в Мтф. 5, нам встречается первая двойная притча Нового Завета: Притча о «соли земли» и о «свете мира». Мы хотим рассмотреть обе эти притчи, прежде всего, отдельно и друг за другом, чтобы показать, что их связывает, и чем они отличаются.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям  (Мтф. 5:13). 

В первых двенадцати стихах главы Господь Иисус показал характер тех, кто относится к Царству Небесному. Что это Царство включает в себя, мы рассмотрим позднее в отдельности, когда, начиная с 13-ой главы, подойдем к притчам о Царстве Небесном. В данный момент достаточно заметить, что под «Царством Небесным» мы не понимаем ни само небо, ни Собрание Бога (или Церковь), но ту область на земле, где признается отвергнутый иудеями и теперь пребывающий на небесах царь Иисус Христос. Итак, если возвышенная речь о блаженствах раскрывает свойства характера соответствующие Царству Небесному, то теперь Господь показывает положение его учеников на земле во время Его отсутствия.

 

Что означает «соль»?

Первым Он произносит: «Вы — соль земли». «Вы» в тексте оригинала выражено подчеркивает: «Вы — вы одни — являетесь солью земли». Позволим себе еще раз повторить: Господь говорит о своих учениках, то есть о тех, которые исповедуют Его законным Царем этого ЦарстваЭто признание, как указывает дополнение, может быть истинным или неистинным. Однако Господь, прежде всего, исходит из того, что оно истинно, и так Он говорит: «Вы — ...». Это всегда является методом рассматривания Писания, когда речь идет об области исповедания христианства на земле. Мы должны принять это воззрение, усвоить его, и не всегда, когда мы слышим об «исповедании», тотчас думать о неверующих.

Господь Иисус не говорит, что они должны были быть солью земли, но что они являются еюТаким образом, Он не говорит в форме наставления, но представляет истину. Этот вид поучения всегда благоприятен для веры. Беспрекословный факт, что они — соль земли, действительно усиливает элемент наставления в подобных объяснениях. Так, например, в Инн.10 Иисус говорит, что Его овцы идут за Ним (стихи 4.27). Это то, что отличает Его овец: Они следуют за добрым пастырем. Не делают они этого (принципиально), тогда они вовсе не являются Его овцами. Однако если мы взвесим, как мало мы соответствуем этой абсолютной истине в нашей повседневной жизни, тогда какое предостережение содержится в данном определении для нас! Если мы возвратимся к Мтф. 5, то узнаем из уст Господа, что положение Его учеников здесь на земле отмечается следующим: Они — соль земли.

Соль уже в Ветхом завете играла важную роль. Каждая жертва должна была быть осолена солью (Мк. 9,49), не только хлебные приношения (Лев. 2,13), но также и жертва (Иез. 43,24), даже священный курительный состав (Исх.30,35). Проведение служения в храме было фактически немыслимо без соли (Езд. 6,9;7,22). Сверх того она служила для подтверждения договоров и соглашений, символически это делало их прочными и постоянными (Вт. 18,19; 2 Хр. 13,5). Пророк Елисей исцелил нехорошую воду Иерихона тем, что бросил соль в источник воды (2 Цар. 2,19-22). «Соль» представляет содержательный принцип, предотвращающий порчу или разложение. Она символизирует божьи права, Его правовые принципы в отношениях с человеком. Неспроста божий суд над женой Лота принял форму превращения в соляной столп (Быт. 19,26).

Соль предотвращает порчу, закваска  является ее причиной. Поэтому жертва никогда не должна была содержать закваски, в то время как соль являлась непременной составной частью каждой жертвы. Все это предоставляет нам ключ к символическому значению «соли»: она сохраняет от порчи, она придает добру постоянство. Хотя она не может восстановить или исцелить то, что уже испорчено; однако она может, сохранить то, что еще в хорошем состоянии.

Как же тогда ученики Господа «солят» землю? Посредством чего сохраняют они божьи права в мире, который не признает ни Его, ни его прав? Каким способом противостоят они нравственной испорченности людей? Очень просто, жизнью в страхе божьем и в праведности. Святой Дух предостерегает их от всего, что нечисто, и вызывает в их сердцах святость и посвящение себя Богу. Они облеклись в «оружия света» (Рим. 13,12), имеют «оружие правды в правой и левой руке» (2 Кор.6,7). Понятно, что если это будет уместно, словами своими они будут свидетельствовать против зла. Это не означает, однако, что они при любом удобном случае обнажают и бичуют человеческие грехи, что они должны открыто выходить на брань против стремительно овладевающих миром несправедливости и безнравственности. Скорее, в страхе божьем проводимая жизнь, будет говорить тихим, но эффективным языком, и тогда: «как хорошо слово вовремя!» (Пр. 15,23). Оно как «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» (Пр. 25,11). Истинные христиане не имеют ничего общего с социальными, профсоюзными и политическими конфликтами мира. Они чужие здесь, без гражданства и не от мира. Вступают они все же в эти конфликты, тогда становятся похожими на тех, о которых Святое Писание говорит: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору» (Пр. 26,17). Жестокие «раны от укуса» будут последствием, как однажды некто метко подметил.

Осознаем ли мы, дорогие друзья то, что мы оставлены здесь, чтобы представлять на земле принципы божьей праведности? Окружающие нас люди наблюдают за нами больше, чем мы думаем. Если они приметят нашу практическую святость, если они увидят, что в нашей жизни мы ведомы божественными принципами, то они, помимо их воли, будут некоторым образом впечатлены этим. Во всяком случае, в известной мере будет предотвращено распространение зла. Это является распространяющимся на других действием «соли».

Во 2 Фес.2 мы находим похожую мысль. «Тайна беззакония уже в действии, только не совершиться до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник...» (2 Фес.2,7.8). Пока Святой Дух присутствует в собрании на земле, беспрепятственное развитие беззакония, вплоть до своей высшей точки — явления антихриста — остается сдержанным. С вознесением собрания однако, ситуация одним махом принципиально изменится. Тогда Святой Дух и с Ним собрание устраняться «с пути» — как наглядно это выражение! — и тогда на земле будет с пугающей силой и скоростью, беспрепятственно распространяться беззаконие и насилие.

 

Почему соль «земли»?

Примечательно, что о Своих учениках Господь Иисус говорит сначала, как о соли земли и потом, как о свете мира. Переход от «земли» к «миру» не может быть невольным или случайным. Бесспорно словом «земля» Господь хотел выразить иную, чем словом «мир», мысль. «Мир» в такой взаимосвязи означает людей в их совокупности, как например, в известном месте из Иоанна 3: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного». Он возлюбил не вселенную не мир, как систему, но людей в мире.

Но выражение «земля» указывает на ту область, где как в нравственном, так и в религиозном смысле господствует известный порядок. Этот нравственный порядок результат действия и влияния Бога. В области описанной выражением «земля» Бог не оставил себя неузнанным, в известной мере Он присутствует там, Он дал благословения и доверил их человеку, под его ответственность. Выражение «земля», таким образом, обозначает область божественного права и при этом человеческой ответственности. Или мы можем также сказать: «Земля» — область религиозного исповедания Бога.

Понимание этого выражения облегчается, если мы заметим, что слово «земля» также может быть переведено и словом «страна». На самом деле, этой областью прав и ответственности в ветхозаветные времена была страна Израиль. В этой области ученики, как «соль земли», должны были тогда начать свое свидетельство.

Сегодня под выражением «земля», мы подразумеваем христианский мир. Здесь Бог открылся намного шире, чем в Израиле, и с величиной благословений возрастает также и размер ответственности. Ученикам Господа в наше время важно понимать, что область, где они, как «соль», должны оказывать влияние — христианский мир. То, что христианство испортилось, невозможно не заметить. Оно отойдет еще далее, вплоть до полного отказа от Христа и божественной истины. Тогда, это станет отпадением. Таким образом, нас не удивляет, когда в последней книге Библии мы видим, как суд божий разразится непосредственно на эту «землю» — на отпадшее христианство. Книга Откровение делает ясное различие между «большим количеством людей» из каждой нации, каждого колена, народа и языка (гл.7,9), язычниками, и «землей», которая подпадет под праведный божий суд. Однако сегодня еще время благодати и да поможет нам Господь, как «соли земли, противодействовать нравственной и религиозной испорченности — к благу и к спасению еще многих людей!

 

Быть осоленым огнем и солью

Прежде чем заняться вопросом осоления, мы хотели бы обратить взор на Евангелие от Марка, потому что там приводятся недостающие в Евангелии от Матфея слова Господа.

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9,49-50).

Здесь ученики Господа не описываются как соль земли. Они скорее должны в самих себе содержать и хранить освящающий принцип и таким образом пребывать в мире. Если мы сами осуждаем себя перед Богом, тогда возрастает готовность к терпимости и прощению ошибок других. Итак, имеем мы соль в нас самих, тогда это ведет к миру с другими. Достаточное ли внимание уделяем мы этой взаимосвязи?

Однако что Господь Иисус имеет в виду, когда говорит, что всякий огнем осолится и всякая жертва солью осолится? «Огонь» является символом испытующего и заслуженного суда божьего, а слово «всякий» имеет отношение к каждому человеку. Итак, всякий человек каким-либо образом соприкоснется с огнем божественного суда, потому что он от природы грешник. Отклоняет человек божью милость во Христе и отвергает личность и дело Христа, он найдет, в конце концов, свое место в «озере огненном», «в озере, кипящем серою и горящем огнем. Это смерть вторая» (Откр. 20,15; 21,8). Бог есть «огонь поядающий» (Евр. 12,29). Верующий человек, однако, покоряется испытующему суду божьему, он проверяет и судит себя сам. Он понимает верою, что огонь суда божьего вместо него коснулся другого. И таким образом, он соприкасается с огнем только через посредничество жертвы Христа. Фактически Господь Иисус, когда Он, замещая нас в течение трех часов тьмы на кресте, пострадал за нас и наши грехи, был полностью «осолен огнем».

На Его совершенную жертву, по-моему мнению, в первую очередь ссылается также и следующий стих: «...и всякая жертва солью осолится.» Жертва Иисуса Христа вечна и незыблема. Она единократна, и посредством ее Бог навсегда (или: беспрестанно) сделал совершенными освящаемых (Евр.10,10.14). Удивительная милость! Она возносится еще и тем, что теперь также и верующие могут представить свои тела как «жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12,1). Результаты святой, Богом освященной жизни, как мы видели, не останутся без воздействия на наше окружение, и мы вновь найдем их на небесах. Также и они, к вечной славе Бога, переживут все видимое и эту бедную землю.

 

Несоленая соль

Господь Иисус завершает эту короткую притчу серьезным предостережением: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мтф. 5,13).

Может ли соль стать безвкусной, бессильной, несоленой? Сама по себе нет. Соль (хлорид натрия) — прочное химическое соединение, которое в природе не распадается. Поэтому многие толкователи исходят из того, что Господь хочет показать здесь бессмыслицу (нецелесообразность). Однако это противоречит основной идее притчи, а также недостойно Господа. Нужно ли было Ему, для объяснения Своих мыслей прибегать к бессмысленным сравнениям? Это едва вообразимо.

Жители Палестины издавна добывали соль путем выпаривания из воды Мертвого моря. Однако эта соль содержала помимо чистой поваренной соли большое количество загрязняющих примесей, таких как известь, магнезия и остатки растительности. Если в эту «соль» попадала влага, то поваренная соль вымывалась, и остались главным образом другие составные части, такая «соль» была совершенно непригодна для приготовления пищи, она высыпалась на дороги и плоские крыши домов для скрепления почвы. Так люди буквально «попирали» ногами не имеющую силы соль. Это очевидный ход дела, на который ссылается в притче Господь — процесс очень известный слушателям.

Желает ли Господь Иисус сказать этим, что верующие, если они не соответствуют своему назначению, в конце все же погибнут? Об этом в притче вообще не ведется речи. Речь идет об ученичестве, речь идет об области исповедания здесь на земле. Этими словами Господь подготавливает своих учеников к тому, что среди них однажды будут внешне признающие христианство, внутренне, однако, отрекающиеся его самого и его силы. Мы непроизвольно задумываемся здесь над описанием людей «последних дней», в которые мы живем: «...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,1-5). На самом деле, христианство характеризуется колоссальным отсутствием силы и безразличием к интересам Бога. Оно утратило «соль» и стало для многих людей пустой вещью, на которую смотрят с презрением, как на евреев или язычников. Христианство представляется сегодня таким слабым, таким жалким, что следует опасаться, что оно создает неверующих больше, чем все книги неверующих насмешников и критиков.

Господь Иисус проясняет еще нечто серьезное: необратимость процесса. Отрекся кто-либо однажды от Христа и божьей истины — нет никакого средства удержать тенденцию разрушения. Естественно в своей милости Бог действует еще здесь и там, призывает и спасает. Основная часть исповедателей христианства, однако, не может быть восстановлена и не будет восстановлена. Они пойдут навстречу дальнейшему безбожию и, наконец, найдут заслуженный суд. Книга Откровения, посредством образов «Вавилона» и «блудницы», показывает нам последнюю фазу христианства без Христа. Прежде чем на него обрушится божий суд, исполнится то, что Господь Иисус предсказал в этой притче: на эту систему падет презрение и вражда людей. «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17,15.16).

Обобщим наставление нашей притчи еще раз. Слова Господа в Евангелии от Марка и в Евангелии от Матфея дополняют друг друга. Имеют ученики в самих себе соль, тогда они также являются солью земли. Оставляют христиане практическую святость и свое посвящение Богу: теряют они характер «соли», таким образом, в отношении мира они теряют всякую ценность. Они подвизаются против беды в этом мире, они желают каким либо иным способом проявить свою полезность, однако, если они не имеют в себе самих соли, тогда они не годятся ни на что более, как только быть выброшенными вон на попрание людям. Чтобы не говорили вопреки этому умные люди — так видит это Бог.

Да поможет нам Господь в эти тяжелые последние дни иметь в самих себе соль, так, чтобы мы осуждали в себе все, что может препятствовать ясности и чистоте нашего свидетельства в мире! Наш пример, наша жизнь оказывает большее воздействие, чем любые слова.

 

Скачать и читать полную версию книги бесплатно: epub  fb2 pdf

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Войти с помощью: 

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: