Существует ли Бог?

«Если я верю в Бога, а Его нет, то я ничего не теряю.

Если я не верю в Бога, а Он есть, то я теряю все»

Блез Паскаль

В статье здесь уже рассматривался вопрос доказательств бытия Бога. Продолжим эту тему. Ведь нет более важного вопроса в жизни человека, чем вопрос: существует ли Бог. И каждый должен лично ответить на него, а ответ на него влечет за собой далеко идущие последствия. Мортимер Адлер в своем очерке о Боге в монументальном труде «Синтопикон великих идей» говорит: «От признания или отвержения Бога, зависит больше, чем от ответа на любой другой фундаментальный вопрос». И далее он объясняет, что это значит практически: «Все развитие человеческой жизни зависит от того, считают ли люди себя высшими существами во вселенной или признают существование сверхчеловеческого Существа, Которое они воспринимают, как объект страха или любви, как силу, с которой следует бороться, или как Господа, Которому следует повиноваться. Среди тех, кто признает Божественное, многое зависит от того, представлено ли это Божественное просто идеей о Боге (являющейся объектом философских спекуляций), или живым Богом, Которому люди поклоняются благочестивыми действиями, составляющими религиозные ритуалы». Мы должны с самого начала ясно заявить, что «доказать» существование Бога естественнонаучными методами невозможно. Но точно так же невозможно доказать естественнонаучными методами и существование Наполеона. Причина заключается в природе самой истории и в ограниченности этих методов. Для того, чтобы «доказать» что-то естественнонаучными методами, доказуемое должно обладать свойством повторяемости. Нельзя заявлять миру о новом открытии на основании одного проведенного эксперимента. История же, по самой своей природе, неповторима. Невозможно «повторить» заново рождение вселенной, возродить Наполеона, повторить убийство Линкольна или распятие Иисуса Христа. Но тот факт, что эти события не могут быть «доказаны» путем повторения, не опровергает их реальности. Существует много вещей, не поддающихся проверке естественнонаучными методами. Эти методы применимы только к вещам измеримым. Никто никогда не видел один метр любви или килограмм справедливости, но было бы совершенной глупостью отрицать их реальность. Настаивать на «доказательстве» существования Бога естественнонаучными методами все равно, что настаивать на измерении радиоактивности с помощью телефона. Это невозможно, потому что он просто не предназначен для этого.Какие же мы имеем свидетельства в пользу существования Бога? Очень важны в этом отношении недавние антропологические изыскания, которые указывают, что и среди наиболее удаленных от цивилизации примитивных народов была распространена универсальная вера в Бога. И в ранней истории, и в легендах разных народов мира мы находим исходную идею о божестве, как об Едином Боге-Творце. Даже в сознании представителей тех народов и обществ, которые сегодня исповедуют политеизм, можно проследить намеки на первоначальную идею о верховном Боге. Исследования в этой области за последние пятьдесят лет поставили под сомнение идею об эволюционном развитии религии, в соответствии с которой монотеизм — единобожие — является вершиной постепенного развития, начавшегося с политеистических представлений. Сегодня нам становится все яснее, что представление об едином высшем Боге является древнейшей традицией. Но для наших целей в данный момент достаточно указать на тот факт, что подавляющее большинство человечества во все времена и повсюду верило в того или иного бога или богов. Хотя этот факт ни в коей мере нельзя рассматривать, как бесспорное доказательство, нам, тем не менее, следует всегда помнить об этом.Далее следует рассмотреть закон причинно — следственных отношений. Никакое следствие не может произойти без причины. Мы, человеческие существа, и сама вселенная, являемся следствием, у которого должна была быть причина. В конечном итоге, мы подходим к Беспричинной Причине, которая и есть Бог. Далее существование Бога подтверждается ясно наблюдаемым порядком и закономерностями вселенной. Никому не придет в голову мысль, что наручные часы могут появиться без их разумного создателя — инженера. Насколько же более невероятной должна выглядеть идея о том, что бесконечно сложная вселенная возникла случайно. Или, что само по себе возникло, например, человеческое тело, — этот поразительный и чрезвычайно сложный организм, который не перестает удивлять нас своей структурой, конструкцией и эффективностью. Аль-берт Эйнштейн, общепризнанно считающийся одним из величайших ученых всех времён и народов, был так восхищен воем этим, что сказал: «Моя религия заключается в смиренном поклонении перед безграничным Высшим Духом, явившим Себя в самых мелких деталях, какие мы только способны уловить с помощью нашего ненадежного и ничтожного разума. Это глубоко эмоциональное убеждение в существовании высшего разума, который виден в непостижимой уму вселенной, и составляет мою идею о Боге».Существует бесчисленное количество доказательств упорядоченности вселенной. Невероятно, чтобы обезьяна, попавшая в типографию, смогла бы набрать для печати Геттисбургское обращение Линкольна. Если бы нам попалось это обращение, мы бы сделали вывод, что единственным объяснением напечатания этой копии может быть только стоящий за этим разум. Так же совершенно невероятно, чтобы вода, со всеми ее качествами, возникла сама по себе. Бернард Рамм, цитируя Л.Дж. Хендерсона, перечисляет некоторые из этих качеств: «Вода имеет высокую теплоемкость. Это означает, что химические реакции внутри человеческого тела будут протекать с достаточной стабильностью. Если бы теплоемкость воды была низкой, мы бы «закипали» от малейшего движения. Если мы поднимаем температуру водного раствора на 10 градусов по Цельсию, мы ускоряем реакцию вдвое. Без этого специфического качества воды жизнь едва ли была бы возможной. Океан — это термостат мира. Вода выделяет большое количество тепла, когда замерзает, а для превращения в пар требуется затрата большого количества энергии. Вследствие этого океан представляет из себя своего рода амортизатор, смягчающий жар лета и холод зимы. Если бы колебания температуры земной поверхности не смягчались океаном и не находились в пределах определенных границ, все живое на земле либо сварилось бы, либо замерзло насмерть.Вода является универсальным растворителем. Она растворяет кислоты, основания и соли. Химически она довольно инертна, являясь средой для реакций, но не участвуя в самих реакциях. В воде, содержащейся в крови, находится в растворенном виде свыше 64 веществ. Возможно, если бы мы знали все эти вещества, то их количество измерялось бы астрономическим числом. В любом другом растворителе это была бы настоящая каша! Без уникальных свойств воды та жизнь, которую мы знаем, была бы невозможной». А. Рендл Шорт отмечает следующие особенности воды:«Она составляет больше половины веса большинства животных и растений. Она нелегко поддается разложению; в ней растворимы многие вещества; она размягчает сухие вещества и делает их гибкими; если в ней растворить соли, она становится проводником электричества. Это чрезвычайно важное качество для живого организма.И только она одна, или почти одна, из всех известных нам жидкостей, достигает своей наибольшей плотности при охлаждении не в точке замерзания, а при 4 градусах Цельсия. Это свойство имеет два весьма важных следствия. Одно из них — это то, что озера и пруды замерзают с поверхности, а не со дна. Благодаря этому рыбы выживают даже в очень суровую зиму.Другое — это расширение воды при замерзании, что приводит к дроблению камней (а также, к сожалению, к трещинам в водопроводных трубах) и таким образом формирует из них почву, прорезает скалы и долины и создает условия для существования растительности. У воды, по сравнению со всеми другими известными веществами, самая высокая теплоотдача при испарении. Это свойство, в совокупности с другими, понижает температуру поверхности воды, когда она нагревается от солнечных лучей».Да и сама земля свидетельствует о наличии некоего плана. «Если бы Земля была намного меньше по размеру, она бы не удержала атмосферу (как, например, Меркурий и Луна); если бы она была намного больше, в атмосфере бы содержался свободный водород (как, например, на Юпитере и на Сатурне). Она находится на оптимальном расстоянии от Солнца — малейшее изменение этого расстояния сделало бы ее либо слишком горячей, либо слишком холодной. Наша Луна, благодаря которой, возможно, образовались континенты и океаны, уникальна в солнечной системе, и есть основания считать, что она образовалась иначе, чем другие спутники планет, меньшие по размеру. Наклон земной оси обеспечивает смену времен года и т. д.». Дю Ноюи говорит, что «вероятность формирования типичной молекулы протеина, состоящей из 3000 атомов составляет величину порядка 2.02 умноженных на 1023 степени, или практически равна нулю. Даже если вы будете трясти исходные атомы со скоростью света, потребуется 10234 миллиардов лет, чтобы получить необходимую для жизни молекулу протеина, а существование Земли ограничено примерно 2 миллиардами лет».Всё вышесказанное, мы можем заключить словами Бернарда Рамма: «1-я глава Книги Бытия имеет сегодня более высокую репутацию среди учёных, чем когда бы то ни было до этого. Мы владеем сейчас методами определения момента времени, события или группы событий, с помощью которых датируется известная нам вселенная. Согласно самым точным данным, имеющимся в нашем распоряжении, возраст вселенной определяется четырьмя-пятью миллиардами лет. Серия расчетов приводит к примерно такому же выводу. На основании имеющейся у нас информации, мы не можем ждать от учёных однозначного заключения в пользу сотворения мира, хотя оно и не должно считаться невероятным. Возможно, придет день, когда на основании данных физики, астрономии и астрофизики нам удастся получить от ученых такой вывод. А пока мы можем утверждать, что 1-ая глава Книги Бытия не звучит диссонансом в общем потоке научной информации».Именно это имел в виду апостол Павел, когда писал: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так, что они безответны» (Рим. 1:19,20). То же самое говорит псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1).Но предубеждение часто мешает прийти к совершенно очевидному заключению. Наиболее поразительное признание в предубеждении, препятствующем признать, что Бог — единственное вероятное объяснение происхождения вселенной, было сделано Дж.У.Н. Салливаном. Когда он умер, журнал «Тайм» назвал его «одним из четырех или пяти наиболее блестящих физиков-популяризаторов мира, объясняющих физику простому человеку». Он сказал: «Начало эволюционного процесса порождает вопрос, до сих пор остающийся без ответа. Как зародилась жизнь на этой планете? До сравнительно недавнего времени почти общепринятым было учение о «спонтанном самозарождении». Предполагалось, что низшие формы жизни развиваются спонтанно, к примеру, из разлагающегося мяса. Но тщательно поставленные эксперименты, и, в первую очередь, эксперименты Пастера, показали, что такой вывод был сделан на основании неточных наблюдений, и, с тех пор, была принята доктрина, гласящая, что жизнь зарождается только от жизни. До сих пор, судя по имеющимся доказательствам, это объяснение выглядит единственно возможным. Но поскольку оно указывает на прошлое, подразумевая какой-то изначальный сверхъестественный акт творения, ученые находят его малоприемлемым. Это объяснение несет в себе нечто такое, что с точки зрения существующей интеллектуальной атмосферы имеет нежелательную философскую подоплеку, противоречащую концепции непрерывности, столь желательной для науки. Это объяснение представляет собой разрыв в причинно-следственной цепи и посему не может считаться научным, разве только у науки не будет никакой возможности отрицать его. По этой причине большинство ученых предпочитают верить, что жизнь произошла каким-то еще непонятным нам образом из неорганической материи в соответствии с физическими и химическими законами». Здесь мы видим пример того, что убеждённость в несуществовании Бога, также является актом веры. Это теоретическая предпосылка, точно так же, как убеждённость в существовании Бога является предпосылкой для веры. Неверие даже более поразительно, если признать, что факты, по которым ориентируется наука, указывают на противоположное! Наука просто отказывается признать заключение на основании того, что оно ей не по вкусу!Здесь важно заметить, что, хотя в природе существует много указаний на существование Бога, мы никогда не смогли бы на основании этих природных фактов с полной уверенностью утверждать ни того, что Он есть, ни того, каков Он. Тысячелетия назад был задан вопрос: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (Иов 11:7). Ответ на этот вопрос: НЕТ! Пока Бог не явит Себя Сам, мы обречены на сомнения и догадки. У тех, кто верит сегодня в существование Бога, есть множество идей относительно того, каков Он. Некоторые, например, считают, что Бог — вселенский жандарм, губящий радость других. Они полагают, что Он наблюдает за ними с небес, следя за тем, чтобы никто чересчур не наслаждался жизнью. Заметив такого человека, Он кричит сверху: «Прекратить!»Другие воспринимают Бога, как сентиментального небесного дедушку, доброжелательно покачивающегося и поглаживающего Свою бороду, говоря: «Мальчишки всегда останутся мальчишками!» Они верят, что, в конце концов, всё сработает так, как надо, независимо от того, что они делают. И, по их мнению, в этом и состоит, в основном, отношение Бога к человеку. Третьи представляют Бога в виде большого огненного шара, а себя — в виде маленьких искорок, которые, в итоге, к нему вернутся. Есть и такие, как Эйнштейн, считающие Бога безликой Силой или Разумом. Герберт Спенсер, один из популяризаторов агностизма в прошлом столетии, точно подметил, что никто не слышал о том, чтобы птица вылетела за пределы атмосферы. По аналогии с этим, он сделал вывод, что конечное не может постигнуть бесконечного. Его наблюдения верны, но он делает неверное заключение. Он упускает еще одну возможность, а именно: что бесконечное может постигнуть конечное. И именно это сделал Бог Как сказал по этому поводу автор Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2).На протяжении всей земной истории, инициатива общения с человеком всегда исходила от Бога. Полнота Его откровения наступила, когда Он вошёл в человеческую историю Личностью Иисуса Христа. Облекшись в человеческую плоть, Он жил среди нас, чтобы мы смогли Его понять. Если вы хотите рассказать муравьям о своей любви к ним, как вам это сделать, чтобы они вас поняли? Ясно, что для этого лучше всего стать муравьем. Только так ваше существование и ваша личность будут постигнуты ими полностью и по-настоящему. Вот что сделал с нами Бог. Мы, как верно заметил Дж.Б. Филлипс, «посещенная планета». Наилучший и яснейший ответ на вопрос, откуда мы знаем, что Бог существует, заключается в том, что Он нас посетил. Все остальные указания — это просто намеки. И они подтверждаются со всей убедительностью рождением, жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа.Другим доказательством реальности существования Бога является Его явное присутствие в жизни людей сегодня. Там, где в Иисуса верят и где Ему доверяют, происходит глубокая перемена в людях, и, соответственно, в целом обществе. Одной из наиболее впечатляющих иллюстраций этого является история, описанная Эрнестом Гордоном, капелланом Принстонского университета. В своей книге «Долина реки Квай», он рассказывает, как во время Второй Мировой Войны военнопленные, захваченные японцами на Малаккском полуострове, были доведены почти до животного состояния и начали отнимать еду у своих друзей, точно так же умиравших от голода. В отчаянии пленники решили почитать Новый Завет. Поскольку Гордон был студентом университета, они попросили его руководить чтением. Гордон по своему собственному признанию, был скептиком, а просившие его читать Новый Завет были неверующими. И все они уверовали в Христа, когда познакомились с Ним во всей Его красоте и силе, через ничем не нарушенную простоту Нового Завета. Эта история о том, как группа голодных, вырывавших друг у друга последний кусок, людей превратилась в общество, скреплённое узами любви, ясно демонстрирует реальность Бога в Иисусе Христе. И многие другие сегодня, хотя и в менее драматических условиях, испытали (реальность этого, таким образом, факты творения, истории и жизни наших современников свидетельствует о том, что Бог существует, и что человек может Его познать на личном опыте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: