Дух усыновления

В евангелии по Иоанну мы видим два момента: во-первых, Отец явлен в Личности Сына, и во-вто­рых, способ, которым семейство было собрано и обрадовано, а также их положение и отношения пред Богом. Так же верно, что в образе живой во­ды (Иоан. 4,6) мы видим наставление, с одной сто­роны, касающееся Святого Духа, но евангелист разъясняет его после милостивого приглашения, данного Господом в великий день празднества, — «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (7,39).

Следовательно, каким бы ни был масштаб про­возглашения Отца и истины семейства, для ве­рующих было невозможно принять и насладиться своими отношениями с Отцом до нисхождения Святого Духа в день Пятидесятницы. Возрождение — это одно, это изменение, совершенное божест­венной силой посредством деяния слова; знание же, что Бог есть наш Отец, — другое, и следует только радоваться дару пребывающего в нас Ду­ха. Это различие ясно отмечено апостолом Пав­лом в его Послании Галатам. Он говорит: «Ибо все вы сыны (чада) Божии по вере во Христа Иисуса» — утверждение, которое соответствует средствам нового рождения в Иоан. 1,12-13, уже рассмотрен­ным. Далее, в следующей главе он говорит: "А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (4,6). Также в дру­гом послании он пишет: "Приняли Духа усыновле­ния, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8,15).

Следовательно, только после того, как мы при­няли таким образом Святого Духа, мы можем по­знать или возрадоваться отношениям детей; но прежде, чем мы вступим в них, для нас может быть поучительно, — особенно поскольку существу­ет много заблуждений относительно этого, — вы­явить основание, на котором, согласно писанию, нам дарован Дух. Это можно показать двумя спо­собами — указанием на нисхождение Святого Духа на нашего благословенного Господа и с помощью ясных утверждений слова Божьего. Сцена креще­ния нашего Господа является одной из наиболее интересных не только потому, что в ней показано Его собственное смирение, благодать и превос­ходство, Его любовь и отождествление с верными Ему — святыми на земле и отличных, в ком была вся Его радость (Пс. 16), но также потому, что в ней ясно показано положение, в котором оказа­лись сейчас верующие вследствие искупления. Когда Иоанн крестил Его и Он вышел из воды, «и се, отверзлись Ему небеса, и увидел он Духа Бо­жия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благово­ление» (Матф. 3,16-17). Здесь мы видим, что небе-са отверзлись, Христос запечатлен как Человек, и после этого Отец восклицает: «Это Сын Мой воз­любленный, в котором Я нашел радость». И это, как уже отмечалось, показывает положение каждо­го верующего, который принял Святого Духа. Не­беса отверзлись над ним, и сами верующие явля­ются детьми Божьими и отрадой для сердца Отца. В этом заключается также любопытное противоре­чие. В картине, находящейся перед нами, Христос на земле является целью небес, но цель верую­щего — Христос одесную Бога, видимый взором ве­ры через отверстые небеса.

Далее мы можем спросить: на каком основании Христос был запечатлен Святым Духом? Ответ очевиден — Он принял Духа на основании Своей собственной непорочности и совершенной чисто­ты. И то же самое противоречие в отношении нас, свидетельствующее об этом, показывает то осно­вание, на котором Бог может дать Святого Духа Своему народу. Мы не можем сами предстать пред Богом как безгрешные или не оскверненные, но мы пред Ним белее снега посредством драго­ценной крови Христовой. Значит, как только мы очищаемся от нашей вины благодаря воздействию крови, Бог может послать и посылает Святого Ду­ха, чтобы Он пребывал в нас как Дух усыновления, как Его печать, как самое ценное наследство и как помазание. Этот порядок замечательно выражен в символах. Когда освящались священники и когда очищался прокаженный (Исх. 29; Лев. 14), то поря­док в обоих случаях был тем же самым. Сперва омывались водой, означающей новое рождение, затем окроплялись кровью — прообразом крови Христовой, очищающей от всякого греха, и нако­нец помазались елеем, который всегда являлся символом Святого Духа.

Если теперь мы обратимся к другим писаниям, то обнаружим, что и там представлен и подтвер­жден этот порядок. Когда в день Пятидесятницы те, кто умилился сердцем, сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?», Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и по­лучите дар Святого Духа» (Деян. 2,38). Более того, когда Петр проповедовал в доме Корнилия, мы ви­дим, что он свидетельствовал отпущение грехов посредством веры во Христа; Святой Дух (в то время, как Петр еще произносил эти слова) низо­шел на всех, кто слышал его слова. Оба эти слу­чая самым недвусмысленным образом учат, что условием для принятия Святого Духа является признание прощения грехов. Так, в Послании Рим­лянам не упоминается о Святом Духе до оправда­ния верою и мира с Богом (Рим. 5; сравните также Еф. 1,13). Если хорошо осознавать это, то не бу­дет затруднений, которые так часто возникают. Может возникнуть вопрос: возможно ли, чтобы ду­ша родилась вновь, не имея Святого Духа? Одна­ко этот вопрос следует поставить иначе; он дол­жен звучать так: может ли Святой Дух пребывать там, где нет признания прощения грехов? Или: мо­жет ли душа стать храмом Святого Духа прежде, чем она очистится от вины? На этот вопрос с по­мощью рассмотренных нами писаний можно отве­тить только одним способом. Разве разумный ве­рующий сомневается в том, что жизнь, божествен­ная жизнь существовала во многих душах задолго до того, даже при недостатке знаний или веры, и что они тоже наслаждаются прощением грехов?

Следовательно, божественный порядок таков: возрождение посредством Слова силой Духа, про­щение грехов и затем пребывание Духа. Однако я решительно утверждаю, что не существует необ­ходимости в промежутке, который часто обнаружи­вается между новым рождением и запечатлением, и если, вообще говоря, было провозглашено пол­ное евангелие и объяснена природа благодати, та­кой промежуток редко возникает. В то же время следует помнить, что новое рождение должно предшествовать пребыванию Святого Духа. А именно: "Как мы сыны, Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца, взывающего, «Авва Отче!»

Теперь мы можем рассмотреть следствия при­нятия нами Духа усыновления. Во-первых, мы взы­ваем, как сказано: «Авва, Отче!» В Послании Гала- там апостол говорит: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (4,6). Это так поучительно и весьма примечательно. Когда наш благословен­ный Господь находился в саду Гефсиманском, одолеваемый сатаной, в преддверии Своей крест­ной смерти, в муках этого часа Он восклицал: «Ав­ва, Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты хочешь» (Марк. 14,36). Это свидетельствует о том, каков «Дух Сына Его», и о том, что Господь в этот мо­мент осознанно наслаждался Своими отношения­ми с Отцом, в муках, которые Он испытывал. Сле­довательно, тот же Дух, в силе которого Христос как Сын таким образом обращается к Отцу, пребы­вает и в нас — во всех, кто очищен драгоценной кровью Христовой. И, пребывая в нас, Он учит, по­буждает наши сердца восклицать: «Авва, Отче!». Этот возглас, так сказать, необходимое следствие обладания Духом сыновства (Куо1Ке81а). Прежде мы обращались к Богу иначе, но как только появи­лись эти отношения и Бог запечатлел их даром Святого Духа, мы должны называть Бога нашим Отцом. Если бы мы не делали этого, это было бы так же нелепо, как если бы ребенок называл сво­его земного родителя «хозяином» вместо того, что­бы использовать нежное имя «отец». Этого ни в ко­ем случае не следует упускать из виду: «Авва, От- че!» — это призыв Самого Духа в наших сердцах.

Итак, имея Духа, мы не можем иначе обращать­ся к Богу, но если кто-либо не обладает Духом Божьим, для него будет невозможным искренне называть Бога Отцом, поскольку он не наслажда­ется этими отношениями. Совсем недавно один сведущий христианин рассказывал автору, чем по­сле того, как он пробудился, он два года пытался звать Бога Отцом, но тщетно. Он не мог произне­сти это слова перед Богом, но как только он по­знал прощение грехов, оно стало его обычным об­ращением, потому что теперь в нем стал пребы­вать Святой Дух. И этот опыт соответствует на­ставлению слова Божьего. Если мы действитель­но пребываем пред Богом, это должно проявится в наших душах, и, таким образом, наше состояние и отношения немедленно раскроются во время молитвы, особенно в одиночестве, когда над нами не довлеет чужое присутствие. Как радостно знать, что Дух Божий действительно делает наши тела Своим храмом, что сам призыв к Отцу, кото­рый мы издаем пред Богом, есть истинное воскли­цание Духа! Какая благодать со стороны Бога — по­зволить нам даже теперь знать, что Он поместил нас среди Своих чад и дал нам понять, что Он соз­дал отношения с нами, которые будут длиться на протяжении вечности! Глубокое осознание этой благословенной истины сделает наши молитвы го­раздо более искренними и благословенными и на­полнит нас неизъяснимой благодарностью к Тому, кто в Своей снисходительной милости и любви со-брал нас вокруг Себя, как Своих возлюбленных* чад (Еф. 5,1).

*3десь слово «возлюбленный» — адареtа.

Существует, однако, еще один момент. Апостол продолжает: «Сей самый Дух свидетельствует ду­ху нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8,16). Та­ким образом, устранена вероятность самообмана. Возможно подражание в обращении к Богу как к Отцу, но существует также порожденное Духом внутреннее осознание этих отношений. Важно от­метить: здесь не сказано «свидетельствует для на­шего духа». Если бы было употреблено это выра­жение, мы могли бы ожидать некоего определен­ного свидетельства в данный момент, которое убедило бы нас, что мы теперь дети Божии. Апо­стол говорит: «духу нашему», то есть пребываю­щий в нас Дух должен породить в нас соответст­вующие чувства и привязанности, ведя нас к нала­живанию тех отношений, в которые мы поставле­ны. Чадо Божье теперь знает Отца и не сомнева­ется в том, что оно чадо, ибо в глубине души оно осознает свои отношения и, следовательно, мо­жет упокоиться, хотя бы отчасти, в наслаждении отцовской любовью и заботой. Другими словами, сыновний дух является порождением этого свиде­тельства Святого Духа.

Позвольте нам спросить, достаточно ли этот сы­новний дух развит и проявляется в нас? Нет ниче­го прекраснее в христианской жизни, — ничего, что дало бы большее ощущение зависимости от Бога или большее доверие в молитве. Апостол Павел в Послании Фессалоникийцам, обращается к ним как к «церкви Фессалоникийской в Боге Отце» (1Фес. 1,1; 2Фес. 1,1). Ни к какому другому собра­нию он не обращался подобным образом. Причи­на, по-видимому, состоит в том, что христианская жизнь этих молодых верующих, в новизне и стра­сти первой любви, была особенно развита и про­являлась в наслаждении их сыновними отноше­ниями. Это характеризует и нас в отношении Духа усыновления, не угасающего в нас, ведущего на­ши сердца к постижению Отца и Его любви, поро­ждая в нас все те сыновние чувства, которые дает только познание Его любви. Это познание Отца и наших истинных отношений — первый момент, и за­тем Дух сможет вести нас — быть может, постепен­но, но неуклонно — к наслаждению всеми благосло­вениями, связанными с нашим положением. Мы не можем испытывать чувства детей прежде, чем узнаем, что мы являемся таковыми. Вскоре после­дует познание отношений, которыми мы наслаж­даемся, сыновних привязанностей, сыновней бла­годарности, почтения и т. д. Его свидетельство на­шему духу, его определенность и глубина должны и всегда будут зависеть от характера наших по­ступков. К примеру, «если человек возлюбил мир, любви Отца нет в нем». Так, если верующий ка­ким-либо образом поступает своевольно или бес­печно, Дух опечален, если Он не молчит, и в таком случае свидетельство такому человеку, что он яв­ляется чадом Божьим, будет очень слабым, если вообще будет. Однако никого не должно удовле­творять недостаток блаженства и сознания насла­ждения теми отношениями, которые Богу было угодно создать в нас, Своих детях.

Дети Божьи также ведомы Святым Духом. Имен­но утверждением этого факта апостол показывает характер Духа, который теперь пребывает в ве­рующих. Сперва он противопоставляет тех, кто от плоти, тем, кто от духа. Все люди делятся на эти две группы. Верующие как не от плоти предстоя­щие к Богу, а от Духа; это характеризует их отно­сительно их пребывания в присутствии Бога, если Дух Божий пребывает в них (Рим. 8,9). Между эти­ми двумя крайностями нет середины, ибо он до­бавляет: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» — он не от Него. Следовательно, каждый христианин, в котором пребывает Святой Дух, вновь предстал перед Богом, он во Христе, а не в Адаме, ибо посредством смерти Христа он отде­лен от первого человека (Адама), и посредством воскресения Христа он поставлен на новое осно­вание и в новое положение пред Богом — на основу отделения от греха, проклятия и смерти, поскольку это имеет место в воскресении. Теперь он в вос­кресшем Христе, и Святой Дух пребывает в нем как сила новой жизни, которую он имеет во Хри­сте, и, следовательно, как сила, чтобы противо­стоять плоти и одержать победу над ней. Показав, что мы выведены из подчинения закону греха и смерти, со всеми благословенными последствия­ми этого избавления и указав характер нашего но­вого положения, апостол говорит: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если Духом умерщвляются дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Бо­жии». Это подводит нас к некоторым чрезвычайно важным истинам.

Мы можем обратить внимание, во-первых, на слова «водимые Духом», использованным в этом писании для характеристики всех чад Божьих. «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Бо­жьи», то есть так ведомы все верующие, и в этом они являются детьми Божьими. Здесь не учитыва­ется то прискорбное обстоятельство, что иногда верующими руководит не Дух, а плоть. Увы, зачас­тую бывает так, но апостол описывает скорее то, что присуще верующим в общем. Они водимы Ду­хом, а не плотью. Но, решительно утверждая это, нам может быть полезно напомнить себе, что мы всегда водимы либо Духом, либо плотью. В самом деле, существует природа и чувства природы, ка­кими Бог создал их и которые верующий должен соотносить с Богом; но мы сейчас говорим о пол­ном и непримиримом противоречии, которое писа­ние так последовательно выявляет между плотью и Духом. Как говорит апостол в другом послании, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то думаете (скорее, „вы не должны делать“), что хо­тели бы» (Гал. 5,17). Плоть и Дух всегда находятся в противоречии, так что если мы не пребываем в силе Духа, под Его управлением и руководством, то мы в действительности водимы плотью. Поэто­му какими бдительными мы должны быть! Увы, мы слишком часто ослабляем нашу защиту, и даже если это происходит лишь на миг, плоть, исполь­зуемая сатаной, получает преимущество и начина­ет собственную работу, чтобы втянуть нас в грех и тем опечалить Святого Духа Божьего.

Третий момент, который следует иметь в виду, — то, что Святой Дух является нашей единственной силой. У нас нет других источников силы ни для хождения, ни для противостояния, служения или поклонения. Действительно, чад Божьих отличает то, что они водимы Духом Божьим. Как прекрасно это проявилось в жизни нашего благословенного Господа! После Своего крещения Он был уведен Духом в пустыню, где Его искушал сатана; в силе Духа Он проповедовал, совершал чудеса, изгонял демонов, исцелял всех притесненных и ходил, творя добро (Матф. 4; 12; Лук. 4; Деян. 10). Да, на каждом шагу Своего пути, в каждом совершенном им деянии, в каждом слове, которое Он произнес за всю Свою жизнь на земле, Он был водим Свя­тым Духом. И Он дает нам этот пример; также и наше благословенное право — быть водимыми Ду­хом Божьим, и насколько мы водимы таким обра­зом, проявляется то, что мы дети Божьи.

Апостол раскрывает нам еще более значитель­ные моменты. Дух, который мы приняли, — это Дух усыновления, и, следовательно, мы являемся детьми. Теперь он говорит: «Если вы дети, то и на­следники; наследники Бога и сонаследники Хри­ста, если так, мы страдаем с Ним, чтобы также быть прославленными». Пока мы можем ограни­читься тем положением, которое мы занимаем как дети, но надеемся в следующей главе рассмот­реть наше будущее состояние в доме Отца. Зна­чит, все дети являются наследниками — наследни­ками Бога. В Его любви и милосердии Ему не только было угодно привести нас в благословен­ные отношения с Собой, но Он также сделал нас Своими наследниками, и поскольку даже этого чу­десного выражения Его благодати было недоста­точно, чтобы удовлетворить Его сердце, добавле­но: « и сонаследниками Христа». Эта последняя фраза дает ключ ко всему нашему благословению. Бог отождествлял нас со Своим собственным воз­любленным Сыном. Он — первенец из мертвых, а мы составили собрание первенцев посредством отождествления с Ним, и, таким образом, также объединены с Ним в наследовании всего, что Сам Он, как Человек, унаследует благодаря Своему искупительному делу. Каждое дитя Божье, следо­вательно, поставлено на место и в положение первородного, за неизменным исключением Его превосходства и Его собственного личного и глав­ного достоинства. Как дети, мы сделаны Им сона­следниками Христа. Какими еще словами можно выразить щедрость благодати Божьей или того благословения, которое мы обрели? Ибо Он не только спас нас, привел нас к Себе и даровал нам преимущества и блаженство, но для того, чтобы полностью удовлетворить Свое сердце, Он дол­жен поставить нас на одну ступень со Своим воз­любленным Сыном. Так пусть же эти слова — «со­наследники Христа» — постоянно звучат в наших душах, чтобы посредством постоянного размыш­ления над ними мы постепенно познавали, что есть Бог в Своей благодати и что Он сделал для нас посредством смерти и воскресения нашего Господа и Спасителя; и действительно, чем боль­ше мы будем размышлять над этими словами, тем больше мы сможем раскрыть и использовать без­граничные сокровища наследства, наследниками которого мы являемся, будучи наследниками Бога и сонаследниками Христа.

Однако добавлено: «Так что если мы страдаем с Ним, мы можем быть также прославлены вместе». Это «если» никоим образом не выражает сомне­ние, оно просто отмечает необходимое условие сыновства и способ, которым мы будем прослав­лены вместе с Христом, то есть, если мы дети, то наш путь на земле должен быть путем страданий с Христом. Если мы рождены вновь и имеем Духа усыновления, мы не можем избежать этого. Новая природа в нас, рожденная от Бога должна чувство­вать то же, что чувствовал Христос пред лицом греха, сатаны, скорби и смерти. Дух Божий, пребы­вающий в нас, должен вести нас — по мере того, насколько мы позволяем Богу руководить нами, — по тому же пути, которым шел Христос, чтобы мы чувствовали и действовали, как Он чувствовал и действовал в подобных обстоятельствах. Следо­вательно, мы не можем быть детьми Божьими, не страдая с Христом. Однако мера нашего страда­ния с ним будет всецело зависеть от степени, в которой мы находимся под руководством и силой Святого Духа. Дитя Божье, ходящее верно пред Богом с не огорченным Духом, будет, таким обра­зом, страдать с Христом гораздо больше, чем тот, кто ходит беспечно. Но этот путь необходим, и, ес­ли можно так выразиться, это наше невыразимое преимущество. Каким другим правом (кроме стра­дания за Христа) мы можем наслаждаться боль­ше, нежели хождением по этому миру (в плане чувств) вместе с нашим благословенным Госпо­дом, чтобы скорбеть и страдать так же, как Он скорбел и страдал в пустыне греха и смерти? И чем больше мы страдаем с Ним, тем больше мы будем познавать глубину любви Его сердца, кото­рое никогда не иссякнет в Его служении нежности и благодати, хотя Он постоянно испытывал на Се­бе нападки грешников. Побуждения идти по такому пути не прекращаются, ибо, как говорит апостол, «думаю, что страдания этих времен весьма дос­тойны, чтобы сравнить их со славой, которая от­кроется в нас» (или нам соответственно). Радость, предстоящая Ему, поддерживала нашего благо­словенного Господа в муках на кресте и в позоре, и здесь зрелище славы, прославления с Христом, показывает, что то же самое может произойти с нами. Ничто не возвышает нас так над страдания­ми подобно утешению будущей славы, и, по срав­нению со славой, страдания делаются совершен­но ничтожными. Как пишет апостол в другом по­слании, «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную сла­ву» (2Кор. 4,17). Но никогда не следует забывать, что как страдания, так и слава приходят с Хри­стом. Это благословенное единство никогда не ис­чезнет. Мы страдаем с Ним, мы прославлены с Ним. Это отождествление с отвергнутым Христом теперь и отождествление с прославленным Хри­стом в будущем. Разве можем мы желать больше­го, чем дара всей благодати Божьей?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: