В евангелии по Иоанну мы видим два момента: во-первых, Отец явлен в Личности Сына, и во-вторых, способ, которым семейство было собрано и обрадовано, а также их положение и отношения пред Богом. Так же верно, что в образе живой воды (Иоан. 4,6) мы видим наставление, с одной стороны, касающееся Святого Духа, но евангелист разъясняет его после милостивого приглашения, данного Господом в великий день празднества, — «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (7,39).
Следовательно, каким бы ни был масштаб провозглашения Отца и истины семейства, для верующих было невозможно принять и насладиться своими отношениями с Отцом до нисхождения Святого Духа в день Пятидесятницы. Возрождение — это одно, это изменение, совершенное божественной силой посредством деяния слова; знание же, что Бог есть наш Отец, — другое, и следует только радоваться дару пребывающего в нас Духа. Это различие ясно отмечено апостолом Павлом в его Послании Галатам. Он говорит: «Ибо все вы сыны (чада) Божии по вере во Христа Иисуса» — утверждение, которое соответствует средствам нового рождения в Иоан. 1,12-13, уже рассмотренным. Далее, в следующей главе он говорит: "А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (4,6). Также в другом послании он пишет: "Приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8,15).
Следовательно, только после того, как мы приняли таким образом Святого Духа, мы можем познать или возрадоваться отношениям детей; но прежде, чем мы вступим в них, для нас может быть поучительно, — особенно поскольку существует много заблуждений относительно этого, — выявить основание, на котором, согласно писанию, нам дарован Дух. Это можно показать двумя способами — указанием на нисхождение Святого Духа на нашего благословенного Господа и с помощью ясных утверждений слова Божьего. Сцена крещения нашего Господа является одной из наиболее интересных не только потому, что в ней показано Его собственное смирение, благодать и превосходство, Его любовь и отождествление с верными Ему — святыми на земле и отличных, в ком была вся Его радость (Пс. 16), но также потому, что в ней ясно показано положение, в котором оказались сейчас верующие вследствие искупления. Когда Иоанн крестил Его и Он вышел из воды, «и се, отверзлись Ему небеса, и увидел он Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Матф. 3,16-17). Здесь мы видим, что небе-са отверзлись, Христос запечатлен как Человек, и после этого Отец восклицает: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Я нашел радость». И это, как уже отмечалось, показывает положение каждого верующего, который принял Святого Духа. Небеса отверзлись над ним, и сами верующие являются детьми Божьими и отрадой для сердца Отца. В этом заключается также любопытное противоречие. В картине, находящейся перед нами, Христос на земле является целью небес, но цель верующего — Христос одесную Бога, видимый взором веры через отверстые небеса.
Далее мы можем спросить: на каком основании Христос был запечатлен Святым Духом? Ответ очевиден — Он принял Духа на основании Своей собственной непорочности и совершенной чистоты. И то же самое противоречие в отношении нас, свидетельствующее об этом, показывает то основание, на котором Бог может дать Святого Духа Своему народу. Мы не можем сами предстать пред Богом как безгрешные или не оскверненные, но мы пред Ним белее снега посредством драгоценной крови Христовой. Значит, как только мы очищаемся от нашей вины благодаря воздействию крови, Бог может послать и посылает Святого Духа, чтобы Он пребывал в нас как Дух усыновления, как Его печать, как самое ценное наследство и как помазание. Этот порядок замечательно выражен в символах. Когда освящались священники и когда очищался прокаженный (Исх. 29; Лев. 14), то порядок в обоих случаях был тем же самым. Сперва омывались водой, означающей новое рождение, затем окроплялись кровью — прообразом крови Христовой, очищающей от всякого греха, и наконец помазались елеем, который всегда являлся символом Святого Духа.
Если теперь мы обратимся к другим писаниям, то обнаружим, что и там представлен и подтвержден этот порядок. Когда в день Пятидесятницы те, кто умилился сердцем, сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?», Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38). Более того, когда Петр проповедовал в доме Корнилия, мы видим, что он свидетельствовал отпущение грехов посредством веры во Христа; Святой Дух (в то время, как Петр еще произносил эти слова) низошел на всех, кто слышал его слова. Оба эти случая самым недвусмысленным образом учат, что условием для принятия Святого Духа является признание прощения грехов. Так, в Послании Римлянам не упоминается о Святом Духе до оправдания верою и мира с Богом (Рим. 5; сравните также Еф. 1,13). Если хорошо осознавать это, то не будет затруднений, которые так часто возникают. Может возникнуть вопрос: возможно ли, чтобы душа родилась вновь, не имея Святого Духа? Однако этот вопрос следует поставить иначе; он должен звучать так: может ли Святой Дух пребывать там, где нет признания прощения грехов? Или: может ли душа стать храмом Святого Духа прежде, чем она очистится от вины? На этот вопрос с помощью рассмотренных нами писаний можно ответить только одним способом. Разве разумный верующий сомневается в том, что жизнь, божественная жизнь существовала во многих душах задолго до того, даже при недостатке знаний или веры, и что они тоже наслаждаются прощением грехов?
Следовательно, божественный порядок таков: возрождение посредством Слова силой Духа, прощение грехов и затем пребывание Духа. Однако я решительно утверждаю, что не существует необходимости в промежутке, который часто обнаруживается между новым рождением и запечатлением, и если, вообще говоря, было провозглашено полное евангелие и объяснена природа благодати, такой промежуток редко возникает. В то же время следует помнить, что новое рождение должно предшествовать пребыванию Святого Духа. А именно: "Как мы сыны, Бог послал Духа Своего Сына в наши сердца, взывающего, «Авва Отче!»
Теперь мы можем рассмотреть следствия принятия нами Духа усыновления. Во-первых, мы взываем, как сказано: «Авва, Отче!» В Послании Гала- там апостол говорит: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (4,6). Это так поучительно и весьма примечательно. Когда наш благословенный Господь находился в саду Гефсиманском, одолеваемый сатаной, в преддверии Своей крестной смерти, в муках этого часа Он восклицал: «Авва, Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты хочешь» (Марк. 14,36). Это свидетельствует о том, каков «Дух Сына Его», и о том, что Господь в этот момент осознанно наслаждался Своими отношениями с Отцом, в муках, которые Он испытывал. Следовательно, тот же Дух, в силе которого Христос как Сын таким образом обращается к Отцу, пребывает и в нас — во всех, кто очищен драгоценной кровью Христовой. И, пребывая в нас, Он учит, побуждает наши сердца восклицать: «Авва, Отче!». Этот возглас, так сказать, необходимое следствие обладания Духом сыновства (Куо1Ке81а). Прежде мы обращались к Богу иначе, но как только появились эти отношения и Бог запечатлел их даром Святого Духа, мы должны называть Бога нашим Отцом. Если бы мы не делали этого, это было бы так же нелепо, как если бы ребенок называл своего земного родителя «хозяином» вместо того, чтобы использовать нежное имя «отец». Этого ни в коем случае не следует упускать из виду: «Авва, От- че!» — это призыв Самого Духа в наших сердцах.
Итак, имея Духа, мы не можем иначе обращаться к Богу, но если кто-либо не обладает Духом Божьим, для него будет невозможным искренне называть Бога Отцом, поскольку он не наслаждается этими отношениями. Совсем недавно один сведущий христианин рассказывал автору, чем после того, как он пробудился, он два года пытался звать Бога Отцом, но тщетно. Он не мог произнести это слова перед Богом, но как только он познал прощение грехов, оно стало его обычным обращением, потому что теперь в нем стал пребывать Святой Дух. И этот опыт соответствует наставлению слова Божьего. Если мы действительно пребываем пред Богом, это должно проявится в наших душах, и, таким образом, наше состояние и отношения немедленно раскроются во время молитвы, особенно в одиночестве, когда над нами не довлеет чужое присутствие. Как радостно знать, что Дух Божий действительно делает наши тела Своим храмом, что сам призыв к Отцу, который мы издаем пред Богом, есть истинное восклицание Духа! Какая благодать со стороны Бога — позволить нам даже теперь знать, что Он поместил нас среди Своих чад и дал нам понять, что Он создал отношения с нами, которые будут длиться на протяжении вечности! Глубокое осознание этой благословенной истины сделает наши молитвы гораздо более искренними и благословенными и наполнит нас неизъяснимой благодарностью к Тому, кто в Своей снисходительной милости и любви со-брал нас вокруг Себя, как Своих возлюбленных* чад (Еф. 5,1).
*3десь слово «возлюбленный» — адареtа.
Существует, однако, еще один момент. Апостол продолжает: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8,16). Таким образом, устранена вероятность самообмана. Возможно подражание в обращении к Богу как к Отцу, но существует также порожденное Духом внутреннее осознание этих отношений. Важно отметить: здесь не сказано «свидетельствует для нашего духа». Если бы было употреблено это выражение, мы могли бы ожидать некоего определенного свидетельства в данный момент, которое убедило бы нас, что мы теперь дети Божии. Апостол говорит: «духу нашему», то есть пребывающий в нас Дух должен породить в нас соответствующие чувства и привязанности, ведя нас к налаживанию тех отношений, в которые мы поставлены. Чадо Божье теперь знает Отца и не сомневается в том, что оно чадо, ибо в глубине души оно осознает свои отношения и, следовательно, может упокоиться, хотя бы отчасти, в наслаждении отцовской любовью и заботой. Другими словами, сыновний дух является порождением этого свидетельства Святого Духа.
Позвольте нам спросить, достаточно ли этот сыновний дух развит и проявляется в нас? Нет ничего прекраснее в христианской жизни, — ничего, что дало бы большее ощущение зависимости от Бога или большее доверие в молитве. Апостол Павел в Послании Фессалоникийцам, обращается к ним как к «церкви Фессалоникийской в Боге Отце» (1Фес. 1,1; 2Фес. 1,1). Ни к какому другому собранию он не обращался подобным образом. Причина, по-видимому, состоит в том, что христианская жизнь этих молодых верующих, в новизне и страсти первой любви, была особенно развита и проявлялась в наслаждении их сыновними отношениями. Это характеризует и нас в отношении Духа усыновления, не угасающего в нас, ведущего наши сердца к постижению Отца и Его любви, порождая в нас все те сыновние чувства, которые дает только познание Его любви. Это познание Отца и наших истинных отношений — первый момент, и затем Дух сможет вести нас — быть может, постепенно, но неуклонно — к наслаждению всеми благословениями, связанными с нашим положением. Мы не можем испытывать чувства детей прежде, чем узнаем, что мы являемся таковыми. Вскоре последует познание отношений, которыми мы наслаждаемся, сыновних привязанностей, сыновней благодарности, почтения и т. д. Его свидетельство нашему духу, его определенность и глубина должны и всегда будут зависеть от характера наших поступков. К примеру, «если человек возлюбил мир, любви Отца нет в нем». Так, если верующий каким-либо образом поступает своевольно или беспечно, Дух опечален, если Он не молчит, и в таком случае свидетельство такому человеку, что он является чадом Божьим, будет очень слабым, если вообще будет. Однако никого не должно удовлетворять недостаток блаженства и сознания наслаждения теми отношениями, которые Богу было угодно создать в нас, Своих детях.
Дети Божьи также ведомы Святым Духом. Именно утверждением этого факта апостол показывает характер Духа, который теперь пребывает в верующих. Сперва он противопоставляет тех, кто от плоти, тем, кто от духа. Все люди делятся на эти две группы. Верующие как не от плоти предстоящие к Богу, а от Духа; это характеризует их относительно их пребывания в присутствии Бога, если Дух Божий пребывает в них (Рим. 8,9). Между этими двумя крайностями нет середины, ибо он добавляет: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» — он не от Него. Следовательно, каждый христианин, в котором пребывает Святой Дух, вновь предстал перед Богом, он во Христе, а не в Адаме, ибо посредством смерти Христа он отделен от первого человека (Адама), и посредством воскресения Христа он поставлен на новое основание и в новое положение пред Богом — на основу отделения от греха, проклятия и смерти, поскольку это имеет место в воскресении. Теперь он в воскресшем Христе, и Святой Дух пребывает в нем как сила новой жизни, которую он имеет во Христе, и, следовательно, как сила, чтобы противостоять плоти и одержать победу над ней. Показав, что мы выведены из подчинения закону греха и смерти, со всеми благословенными последствиями этого избавления и указав характер нашего нового положения, апостол говорит: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если Духом умерщвляются дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Это подводит нас к некоторым чрезвычайно важным истинам.
Мы можем обратить внимание, во-первых, на слова «водимые Духом», использованным в этом писании для характеристики всех чад Божьих. «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи», то есть так ведомы все верующие, и в этом они являются детьми Божьими. Здесь не учитывается то прискорбное обстоятельство, что иногда верующими руководит не Дух, а плоть. Увы, зачастую бывает так, но апостол описывает скорее то, что присуще верующим в общем. Они водимы Духом, а не плотью. Но, решительно утверждая это, нам может быть полезно напомнить себе, что мы всегда водимы либо Духом, либо плотью. В самом деле, существует природа и чувства природы, какими Бог создал их и которые верующий должен соотносить с Богом; но мы сейчас говорим о полном и непримиримом противоречии, которое писание так последовательно выявляет между плотью и Духом. Как говорит апостол в другом послании, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то думаете (скорее, „вы не должны делать“), что хотели бы» (Гал. 5,17). Плоть и Дух всегда находятся в противоречии, так что если мы не пребываем в силе Духа, под Его управлением и руководством, то мы в действительности водимы плотью. Поэтому какими бдительными мы должны быть! Увы, мы слишком часто ослабляем нашу защиту, и даже если это происходит лишь на миг, плоть, используемая сатаной, получает преимущество и начинает собственную работу, чтобы втянуть нас в грех и тем опечалить Святого Духа Божьего.
Третий момент, который следует иметь в виду, — то, что Святой Дух является нашей единственной силой. У нас нет других источников силы ни для хождения, ни для противостояния, служения или поклонения. Действительно, чад Божьих отличает то, что они водимы Духом Божьим. Как прекрасно это проявилось в жизни нашего благословенного Господа! После Своего крещения Он был уведен Духом в пустыню, где Его искушал сатана; в силе Духа Он проповедовал, совершал чудеса, изгонял демонов, исцелял всех притесненных и ходил, творя добро (Матф. 4; 12; Лук. 4; Деян. 10). Да, на каждом шагу Своего пути, в каждом совершенном им деянии, в каждом слове, которое Он произнес за всю Свою жизнь на земле, Он был водим Святым Духом. И Он дает нам этот пример; также и наше благословенное право — быть водимыми Духом Божьим, и насколько мы водимы таким образом, проявляется то, что мы дети Божьи.
Апостол раскрывает нам еще более значительные моменты. Дух, который мы приняли, — это Дух усыновления, и, следовательно, мы являемся детьми. Теперь он говорит: «Если вы дети, то и наследники; наследники Бога и сонаследники Христа, если так, мы страдаем с Ним, чтобы также быть прославленными». Пока мы можем ограничиться тем положением, которое мы занимаем как дети, но надеемся в следующей главе рассмотреть наше будущее состояние в доме Отца. Значит, все дети являются наследниками — наследниками Бога. В Его любви и милосердии Ему не только было угодно привести нас в благословенные отношения с Собой, но Он также сделал нас Своими наследниками, и поскольку даже этого чудесного выражения Его благодати было недостаточно, чтобы удовлетворить Его сердце, добавлено: « и сонаследниками Христа». Эта последняя фраза дает ключ ко всему нашему благословению. Бог отождествлял нас со Своим собственным возлюбленным Сыном. Он — первенец из мертвых, а мы составили собрание первенцев посредством отождествления с Ним, и, таким образом, также объединены с Ним в наследовании всего, что Сам Он, как Человек, унаследует благодаря Своему искупительному делу. Каждое дитя Божье, следовательно, поставлено на место и в положение первородного, за неизменным исключением Его превосходства и Его собственного личного и главного достоинства. Как дети, мы сделаны Им сонаследниками Христа. Какими еще словами можно выразить щедрость благодати Божьей или того благословения, которое мы обрели? Ибо Он не только спас нас, привел нас к Себе и даровал нам преимущества и блаженство, но для того, чтобы полностью удовлетворить Свое сердце, Он должен поставить нас на одну ступень со Своим возлюбленным Сыном. Так пусть же эти слова — «сонаследники Христа» — постоянно звучат в наших душах, чтобы посредством постоянного размышления над ними мы постепенно познавали, что есть Бог в Своей благодати и что Он сделал для нас посредством смерти и воскресения нашего Господа и Спасителя; и действительно, чем больше мы будем размышлять над этими словами, тем больше мы сможем раскрыть и использовать безграничные сокровища наследства, наследниками которого мы являемся, будучи наследниками Бога и сонаследниками Христа.
Однако добавлено: «Так что если мы страдаем с Ним, мы можем быть также прославлены вместе». Это «если» никоим образом не выражает сомнение, оно просто отмечает необходимое условие сыновства и способ, которым мы будем прославлены вместе с Христом, то есть, если мы дети, то наш путь на земле должен быть путем страданий с Христом. Если мы рождены вновь и имеем Духа усыновления, мы не можем избежать этого. Новая природа в нас, рожденная от Бога должна чувствовать то же, что чувствовал Христос пред лицом греха, сатаны, скорби и смерти. Дух Божий, пребывающий в нас, должен вести нас — по мере того, насколько мы позволяем Богу руководить нами, — по тому же пути, которым шел Христос, чтобы мы чувствовали и действовали, как Он чувствовал и действовал в подобных обстоятельствах. Следовательно, мы не можем быть детьми Божьими, не страдая с Христом. Однако мера нашего страдания с ним будет всецело зависеть от степени, в которой мы находимся под руководством и силой Святого Духа. Дитя Божье, ходящее верно пред Богом с не огорченным Духом, будет, таким образом, страдать с Христом гораздо больше, чем тот, кто ходит беспечно. Но этот путь необходим, и, если можно так выразиться, это наше невыразимое преимущество. Каким другим правом (кроме страдания за Христа) мы можем наслаждаться больше, нежели хождением по этому миру (в плане чувств) вместе с нашим благословенным Господом, чтобы скорбеть и страдать так же, как Он скорбел и страдал в пустыне греха и смерти? И чем больше мы страдаем с Ним, тем больше мы будем познавать глубину любви Его сердца, которое никогда не иссякнет в Его служении нежности и благодати, хотя Он постоянно испытывал на Себе нападки грешников. Побуждения идти по такому пути не прекращаются, ибо, как говорит апостол, «думаю, что страдания этих времен весьма достойны, чтобы сравнить их со славой, которая откроется в нас» (или нам соответственно). Радость, предстоящая Ему, поддерживала нашего благословенного Господа в муках на кресте и в позоре, и здесь зрелище славы, прославления с Христом, показывает, что то же самое может произойти с нами. Ничто не возвышает нас так над страданиями подобно утешению будущей славы, и, по сравнению со славой, страдания делаются совершенно ничтожными. Как пишет апостол в другом послании, «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4,17). Но никогда не следует забывать, что как страдания, так и слава приходят с Христом. Это благословенное единство никогда не исчезнет. Мы страдаем с Ним, мы прославлены с Ним. Это отождествление с отвергнутым Христом теперь и отождествление с прославленным Христом в будущем. Разве можем мы желать большего, чем дара всей благодати Божьей?