Доказательства существования Бога

«Если я верю в Бога, а Его нет, то я ничего не теряю.

Если я не верю в Бога, а Он есть, то я теряю все»

Блез Паскаль

Когда у христианина спрашивают о доказательствах существования Бога, то его этот вопрос обычно смущает, потому что Его бытие для христиан настолько очевидно, насколько же и наше собственное существование. Мы живем пред Ним, Им дышим, Им существуем, Он всегда перед нами, мы во всем видим проявление Его бесконечной силы, Его разума. Христиане находятся в общении с Ним, они наслаждаются Его красотой, красотой, созданного Им мира, у каждого из нас есть опыт внутреннего богообщения, и он настолько же реален, насколько реально общение с любым другим живым существом.

И, более того, жизнь любого христианина исполнена чудесами, т.е. абсолютно выходящими за рамки обыденности случаями проявления Бога. Более того, вся история человечества преисполнена этими прямыми сверхъестественными вмешательствами. Так что этот вопрос действительно вгоняет нас в некий ступор. Можно только удивляться тому как устроено, порой, мышление человека, который со своим мировосприятием ограничивается только тварной вселенной, и у него нет сил, возможности возвыситься над тварным миром и увидеть его Причину. Это кажется безумием, когда мы действительно не видим Бога за обстоятельствами своей жизни, за своим внутренним устройством, которое можно наблюдать, созерцать. Но все же христианская мысль имеет и рациональные доказательства бытия Божия, их множество. Остановимся на трех самых популярных, простых и интересных.

Самое очевидное и, наверное, самое древнее доказательство существования Бога, которое восходит еще к Аристотелю, было раскрыто в христианском мире. Это доказательство сводится к тому, что все в этом мире не произошло само собой, но имеет внешнюю по отношению к себе причину. Дерево не вырастает из ничего, ему предшествует семечка. Нас бы не было, если бы не было наших родителей, горы не сами вырастают, а под действием процессов, которые происходят в пластах под землей и т.д. Все в этом мире имеет внешнюю по отношения к себе причину, все подчиненно причинно-следственным связям. Следовательно, и весь мир, и вся вселенная обязаны иметь внешнюю по отношению к себе причину бытия. И эта причина – она принципиально находится вне этого мира. Т.е. она должна быть вне времени, т.е. вечной, она должна быть духовной, нематериальной, она не должна быть ограничена энергией, она должна быть вне этого. И этой вечной причиной, которая находится вне времени и пространства, является Господь Бог.

Это очень логичное объяснение, ему сложно что-то противопоставить. Но некоторые могут сказать: «А если этот мир существует вечно?». Но такая гипотеза полностью противоречит наблюдаемым наукой фактам. Например, Джинс и Планк, знаменитые физики, утверждают, что самобытность мира и его бесконечное бытие невозможно. Это очевидно. Даже, если бы мы предположили, что мир бесконечен. Возьмем письмо, которое приходит к нам на электронную почту и которое люди по всему миру друг другу переправляют, если они согласны с ним. Даже, если бы это письмо бесконечно вращалось, то кто-то должен был его написать!

Мы видим, что этот мир исполнен разумного замысла, красоты и гармонии. И это уже следующее доказательство существования Божия. Библия подробно нам повествует о нем. В Библии есть слова о том, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» и «невидимая вечная сила от начала мира через рассматривание творений видима». И действительно, когда мы смотрим вокруг, мы понимаем, что этот мир бесконечно красив, бесконечно сложен, упорядочен, и само собой, случайно это не могло произойти. Если мы видим некие константы в природе, если мы видим неизменные физические законы, то понятно, что должен быть законодатель. Закон не может появиться сам по себе, мы видим гармонию и сложность всего существующего. Если посмотреть на свои руки, на этот инструмент, если проанализировать связь легких, кровеносных сосудов и сердца, которые не могут быть менее сложны, чтобы исполнять свои функции. И вообще все в этой вселенной – предельной сложности, любой орган любого организма! Если бы наша нервная система была бы не столь совершенной как сейчас, она бы не смогла исполнять свои функции. Некие очевидные вещи. Здесь можно вспомнить притчу о том, как араб с французом, странствуя по пустыне, остаются ночевать, и француз, видя молящегося араба, спрашивает: «Зачем ты это делаешь?». Сам-то он уже был просвещён идеалами французской революции, «ведь нет никакого Бога, ты же его не видишь»… Тогда араб ему говорит: «Видишь следы на песке, что они означают? Что прошел верблюд», потом показывает на солнце и говорит: «Это следы не человека». И действительно, чтобы создать некий механизм, некое устройство, например, наш мобильный телефон или монитор, через который мы общаемся – нужны инженеры, нужен ум, нужен разумный замысел. Но очевидно, что одна живая клетка бесконечно сложнее, чем, скажем, новой айфон. Более того, если мы возьмем птицу, мы можем сделать по её подобию самолет, но лишь по подобию. И никогда мы не сравнимся с ней, мы никогда не сможем разобрать эту птицу и собрать ее снова, чтобы она была жива. И те, кто изучает мир вокруг, кто действительно занимается подлинной наукой, а не новым открытием, все больше поражаются премудрости устройства этого мира, его красоте, гармонии, целесообразности, которая есть в каждом атоме нашего бытия.

Кроме этого, одним из главных факторов осознания существования Бога является эстетический аргумент. Когда мы понимаем, что мир исполнен красоты, и мы ее наблюдаем и чувствуем. И если, например, чувство эстетически накрытого стола или красивой женщины мы можем объяснить биологическими потребностями, то звездное небо, закат, отражение луны от водной глади… Здесь биология бессильна. А если мы будем говорить о высших созерцаниях красоты, о людях, которые жертвуют собой ради ближних, или о святых мучениках, которые ради Бога отрекаются от всех земных благ и претерпевают страшные мучения, или мы смотрим движения воли, души матери, которая жертвует всем ради своего ребенка – это же прекрасное созерцание, и человечество всегда держит в памяти своих героев. Подлинная красота, которую мы реально наблюдаем, она нам задает вопрос: «Кто ее источник? Откуда она берется?». Человека также может занимать вопрос золотого сечения — идеальной пропорции, которая пронизывает все вокруг – пропорции нашего тела, строение живых организмов на микро- и макро-уровне. И действительно, удивительно понимать, что в мире все имеет некий единый почерк, все имеет некую связь. И это... почерк Творца. В Библии Бог называется «виновником красоты».

Вы представляете, если этот мир – лишь Его творение, лишь небольшое его отражение, то как прекрасен Он?! И в своих мистических переживаниях христиане могут приблизиться к этой красоте. Я вас уверяю, ради того, чтобы увидеть это, стоит прожить христианскую жизнь. Бог – реально бесконечный источник красоты, и все самое прекрасное в этой жизни – лишь небольшие намеки на этот первоисточник. И говоря о сложности и структурированности бытия, мы приходим к тому, что называется отродным принципом. Когда мы понимаем все перемены в этой вселенной, они настолько жестко, и парадоксально, и тонко настроены, что это поражает. Потому что развитие вселенной, человека и человеческой цивилизации требует просто ужасающего сочетания элементов, которые начинаются от массы электрона и кончаются насыщенностью нашей атмосферы и удаленностью нашей планеты от солнца. Очевидно, что это не может быть случайно. Астрофизики посчитали, что четыре основные константы бытия нашей вселенной, чтобы она просто могла существовать как единое организованное целое, их случайное сочетание – это 10 в минус сотой степени, бесконечно малое число. Астрофизик Фред Хойл говорил легендарные слова о том, что скорее ураган пройдет по свалке – и получится новенький Боинг, чем случайно синтезируется одна клетка... Что там одна клетка! Просто случайное сочетание белков – это уже бесконечная величина, а здесь мы говорим о мире, полном гармонии и красоты. Мы говорим о жуке, который стреляет огнем, мы говорим о рыбе, у которой наживка для другой рыбы светящаяся, мы говорим о таких явлениях, как фотосинтез или водоворот воды в природе, мы говорим о нашем строении, о нашей душе, о наших чувствах, о наших переживаниях. И это все очевидно не могло быть просто так. За всем этим стоит разумный Творец.

Следующий аргумент доказательства существования Бога очень интересен. Это оценочный аргумент. Представим себе прямую линию, поставим на ней две точки. Какая из этих точек ближе к цели? Наверно, никакая, потому что цель не задана. Но каждый из нас может судить, что более совершенно, что менее совершенно, что правдиво, а что ложно, что является благом, что им не является. Если бы не было всесовершенного мерила, если бы не было абсолютной истины, если бы не было абсолютной правды, если бы не было абсолютной благости, если бы не было абсолютного совершенства, что для нас самое важное – мы не имели бы возможности этого суждения, потому что мы не могли бы отличить более совершенную вещь от менее совершенной, скажем, типовую постройку от произведения архитектуры, мы не смогли бы отличить самую новую технику от той которой, скажем двадцать лет, и так везде. Мы не имели бы права этого суждения. И это очень убедительное доказательство существования Бога-Творца. Только потому, что Бог является верховным судьей и совокупностью всех совершенств, относительно этого мерила мы можем оценивать. Иначе мы не могли бы что-либо оценить, не имея никакого эталона.

И последний аргумент – это аргумент нравственный. Действительно, если Бога нет, то все позволено, как говорил Достоевский. Но внутри себя мы видим этот закон. Культура разных народов различается между собой, но мы не знаем ни одного народа, где человек, предавший тех, кто оказал ему помощь, или бежавший с поля боя, когда надо родные алтари или очаги защищать – чтобы его почитали, восхваляли. Мы все это чувствуем. И более того, даже атеисты, которые отрицают нравственность, говоря «попы безнравственны, а мы высокоморальные», все равно апеллируют к некоей ценности. Даже оценивая такие эпохи, как эпоха ацтеков, когда они абсолютно чудовищные с нашей точки зрения вещи творили, мы все равно сверяем с неким нравственным идеалом. Если Бога нет, то такие понятия, как мужество, честь, самопожертвование, добро теряют свое значение. Это очень важно. И вообще, сам по себе материализм отрицает свободу воли человека. Все, что мы сейчас говорим, делаем это лишь результатом случайного соединения химических элементов в нашем мозгу, электрических зарядов. Но тогда ни о какой свободной воле мы говорить не можем. И вообще, наше общее не имеет смысла, потому что можно про то же самое поговорить с холодильником, который просто вырабатывает холод. Если мы отрицаем бытие Божие, то тот матрос, который бросается грудью на амбразуру, не более чем биоробот, запрограммированный на это. Весь смысл, целесообразность бытия испаряется.

Мы сейчас говорили о неких рациональных доказательствах бытия Бога, но обычно люди приходят к Богу другим способом. Все очень просто. Достаточно искренне в себе сказать Богу, который видит Вас, чтобы Он открыл Себя Вам. «Боже, я хочу Тебя познать, если Ты существуешь, открой мне Себя». И в самое ближайшее время обстоятельства Вашей жизни, то, что Вы считали случайным, сплетется самым невероятным образом, и Вы будете поражены чередой «совпадений», через которые Бог откроет Вам Себя, и поставит Вас уже перед выбором – признать Его существование и интересоваться Его волей или же жить как раньше. Этот выбор – самый главный в нашей жизни, и каждый перед ним встает. Мы понимаем, что Бог есть, но либо мы придумываем оправдания, почему мы не хотим знать о Нем, либо мы пойдем той дорогой, которую Он уготовал для нас. Для этого и дана нам наша жизнь, и Бог всегда дает подтверждение Своего бытия тому, кто этого хочет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Гусейн Гурбанов

    Концепция ВСЕГО

    ОБРАЗЫ:

    о4 — неДЕЯТЕЛЬНО ПОЗИЦИОННО (неДт Пзц-о) МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО (МксВ-о) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО (Дф-о-но) развёрнутый

    о3 — Дт …

    о2 – …МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО (МнмВ-о) …

    о1 — неДт …

    о0 – … Дф-о-но не развёрнутый

    ЭЛЕМЕНТНОСТИ (Эл-и) с:

    1. ФИКСИРУЮЩЕ (Фк-у-е) ХАРАКТЕРНО (Х-рно) проявляющейся СУЩНОСТЬЮ (Сщ-ью):

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (Ч-ая) и АНГЕЛЬСКАЯ (А-ая)

    2. Фк-уемо Х-рно проявляющейся Сщ-ью: Райская – должна иметь ЗАВЕРШЁННО (Зв-о) Х-рную СООБРАЗНОСТЬ (соО-ь) с о4 Ч-ой; Земная – имела Зв-о Х-рную соО-ь с о3 А-ой.

    В отличие от А-ой развёрнутой сразу же из без ОБРАЗной основы в о3, процесс РАЗВЁРТЫВАНИЯ (рзВ-ния) Ч-ой к её о4 много ступенчат — Ч-ая обретёт о4 в итоге Дф-о-ния Ч-ой в о3 обретённого в итоге ИНТЕГРИРОВАНИЯ Ч-ой в о2 – и как конкурентно затрагивающий связь А-ую с Земною в о3 вызывает ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ /прДй-ие/ А-ой ставшее МнмВ-ым, МксВ-о нейтрализованным благодаря тому, что Господь Всевышний обязал А-ую в о3, соДй-овать рзВ-нию Ч-ой к её о4!!!

    Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они

    сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и

    проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» 2:30

    Ч-ая в:

    1. о0 – как в начале неЗв-о Х-рной со0-и с Райской потенциально была открыта для рзВ-ния в КОЛИЧЕСТВЕННОМ (Клч-ом) /аспекте представленности/ годного для сВ-ния в КАЧЕСТВЕННОМ (Кчс-ом) /аспекте представленности/, т. е. для рзВ-ния Евы на основе ребра Адама, как того сегмента в нём, что не имеет НЕПОСРЕДСТВЕННО (неПср-о) Х-рного отношения к механизму неДт позиционного Фк-ования в Ч-ой;

    2. о1 – как в конце … стала открытой для сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-ния в Клч-ом годного, в свою очередь, для преодоления сВ-ния в Кчс-ом; т. е. Фк-ованию Евой исключенного как Дт Пзц-о Фк-уемое из числа неДт Пзц-о Фк-уемых в Райской!

    3. о2 – как в начале … с Земной … для рзВ-ния в Клч-ом годного для преодоления сВ-ния в Кчс-ом;

    4. о3 – как в конце … будет открытой для преодоления сВ-ния в Кчс-ом лишь годным для этого в Клч-ом !

    А-ая в:

    1. о3 – как в конце Зв-о Х-рной соО-и с Земной потенциально была открыта для сВ-ния в Клч-ом годного для сВ-ния в Кчс-ом.

    2. о2 – как в начале неЗв-о … стала открытой для сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-ния в Клч-ом!!!

    3. о1 – как в конце … с Райской будет открытой для преодоления сВ-ния в Кчс-ом годного для рзВ-нии в Клч-ом!!!

    А-ая преодолевает свой о3 в лице САТАНЫ, как имеющей соО-ь с Адом, т. е. с центром, ядром Земной!!!

    ПРОКЛИНАЯ сатану НАДО ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ ДОЛЖНОГО МнмВ-ого прДй-ия А-ой рзВ-нию Ч-ой!!!

    ЛИЦО /от Ч-ой утратившей Кчс-ый/:

    э1. Во внутриутробном этапе рзВ-ется от своей МнмВ-ой формы в процессе оПср-о Х-рного Фк-ования МксВ-ой части Земной, т. е поверхностно Земную, /от Ф1м/ к МксВ-ой форме /к Ф1М/;

    э2. В житейском этапе … неПср-о …от Ф2м к Ф2М;

    э3. В этапе ожидания в могиле Дня Судного … оПср-о … МнмВ-ой части Земной, т. е. Ада, от Ф3м к Ф3М. Этот этап МксВ-ый для адамова сына Авеля, МнмВ-ый для тех, кто умрёт после того, как архангел Исрафиль ответственный за оповещение о наступлении конца света подует во второй раз в рог!

    э4. В этапе начинающимся Судным Днём … неПср-о … от Ф4м к Ф4М для тех, чьи Ф2М не были нацелены на обретение о4; по заслугам быть в рай или в ад погнанной толпе!

    Переход от: Ф1М к Ф2м именуется РОЖДЕНИЕМ; Ф2М к Ф3м – СМЕРТЬЮ; Ф3М к Ф4м – ВОСКРЕШЕНИЕМ!!!

    При достижении Ф4М наступит Конец всех Эл-ей: произойдёт МксВ-о, РАЗРУШАЮЩЕ Х-рное их сВ-ние!

  2. Владимир (автор)

    Добрый день!

    Достаточно сумбурно написано. Не могли бы вы задать конкретный вопрос?

    Или вы хотели просто сделать утверждение?

Добавить комментарий
Войти с помощью: 

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: