Чарльз Генри Макинтош — Дело благовестника

Из книги Чарльза Генри Макинтоша «Письма евангелисту»

Дело благовестника

Деян. 16:8—31

    Теперь поговорим более конкретно о труде евангелиста. Основанием для рассуждений возьмем страничку из миссионерских путешествий апостола Павла, записанную в 16-й главе Деяний апостолов. Во взятых нами стихах рассматриваются три различные категории слушателей, а также методы подхода к ним.

    Прежде всего мы видим здесь усердного искателя, затем ложного исповедника веры и, наконец, закоренелого грешника. Эти три категории людей встречаются Божьим работникам везде и во все времена, и мы должны быть признательны Писанию за боговдохновенные правила подхода и работы с каждой из них. Крайне желательно, чтобы проповедники Евангелия были готовы работать с самыми разными душами, которые им встретятся. Лучший способ для такой подготовки — внимательно, при содействии Святого Духа, изучать данные нам Богом примеры.

    Итак, обратимся к тексту повествования и рассмотрим вначале пример усердного искателя.

     Трудолюбивый апостол в ходе своего миссионерского путешествия прибыл в Троаду, где ему было ночное видение (Деян. 16:8-15).

     «Миновавши же Миссию, сошли они в Троаду.

 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

     Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь. Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония; в этом городе мы пробыли несколько дней.

 В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами.

 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас».

     Здесь перед нами предстает трогательная картина, достойная удивления и размышлений! Это образ души, получившей по милости Божьей определенную меру света истины, живущей согласно полученному свету и усердно стремящейся получить его еще больше. Лидия, торговавшая багряницей, принадлежит к той же интересной категории людей, что и евнух-эфиоплянин, и сотник из Кесарии. Эти три человека, показанные нам на боговдохновенных страницах, раскрывают состояние душ, которые уже начали пробуждаться, но еще не получили освобождения, мира и удовлетворения.

    Так, евнух пришел из Эфиопии в Иерусалим в поисках чего-то такого, что успокоило бы его жаждущую душу. Он возвращался домой неудовлетворенным, однако благоговейно и жадно вчитывался в святые строки Писания. Очи Господа следили за ним. И Он послал Своего слугу Филиппа именно с той вестью, в которой нуждался евнух, чтобы разрешить его проблемы, ответить на вопросы и дать душе желанный мир.

    Бог знал, каким образом устроить встречу Филиппа с евнухом. Он знал, как приготовить сердце для слова и слово для сердца. Евнух поклонялся Богу, но Филипп был послан научить его видеть Бога в лице Иисуса Христа. Это было именно то, чего желал евнух. Это был яркий поток света, прорвавшийся в его жаждущий дух, принесший покой сердцу и совести, и давший радость в дальнейшей жизни. Евнух добросовестно последовал полученному свету, и Бог послал ему еще больше.

    Так бывает всегда: «кто имеет, тому дано будет» (Мтф. 13:12). Не может быть, чтобы душа, искренне поступающая в соответствии с полученным светом, не получила бы его больше. Это самое великое утешение и ободрение для всех искренних искателей истины. Если ты, наш читатель, один из них, то это ободрение относится именно к тебе. Если ты один из тех, над кем Бог уже начал работать, то можешь быть вполне уверенным, что Начавший доброе дело совершит его до дня Господа Иисуса Христа. Он исполнит все, что относится к Его народу.

    Но пусть никто не скажет равнодушно, опустив руки: «Я должен ожидать, пока Бог в свое время пошлет мне больше света. Я не могу делать ничего, мои усилия бесполезны. Когда придет назначенное Богом время, тогда у меня будет все в порядке, а до тех пор я должен оставаться таким, как есть». У евнуха таких мыслей и настроений не было. Он был усердным искателем, а все те, кто старательно ищут, обязательно найдут свое счастье. Иначе и быть не может, ибо Бог «ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

    Подобное случилось и с сотником из Кесарии. Это был человек той же категории. Он жил согласно имеющемуся у него свету. Он постился, молился и творил милостыню. Мы не знаем, читал ли он нагорную проповедь, но примечательно то, что упражнял он себя именно в тех трех видах практического благочестия, о которых учил Господь в 6-й главе Матфея (контекст Мтф. 6:1-16 может быть озаглавлен: «Смотрите за собою, чтобы не показаться праведными пред людьми с тем, чтобы они видели вас». Затем подаются три разновидности такой праведности: милостыня в ст.2, молитва в ст.3 и пост в ст.16. Именно это делал Корнилий. Он боялся Бога и потому поступал праведно, по мере света, который имел).
Он вел себя и строил свою жизнь по тем меркам, которые Бог ему открыл. Его праведность превзошла праведность книжников и фарисеев, и поэтому он вошел в Царство Божье. Он был искренним человеком, усердно следовавшим тому свету, который Бог проливал в его душу, и это привело его к источнику света Евангелия благодати Божьей. Так же, как Бог послал Филиппа евнуху, так и Петр был послан с вестью о полноте спасения в распятом и воскресшем Спасителе к Корнилию, молитвы и милостыни которого были воспомянуты Богом.

     Вполне возможно, что найдутся люди, убаюканные легкой доступностью евангельского исповедания, привыкшие к поверхностному формализму самоправедной, удобной религии, которые готовы осудить благочестивый образ жизни Корнилия, объявив его плодом законничества. Такие люди еще не узнали, что значит добровольно лишить себя обычного питания, или провести хотя бы один час в настоящей усердной молитве, или раскрыть руки для подлинно добровольного подаяния нуждающимся. Они, возможно, слышали и заучили, что спасение нельзя получить такими средствами, потому что мы оправдываемся верой, а не делами.

     Все это совершенно справедливо, но кто дал нам право думать, что Корнилий молился, постился и творил милостыню для того, чтобы заработать спасение? Писание совсем по-другому раскрывает выдающийся, интересный характер этого человека. Ангел сообщил Корнилию, что молитвы и милостыни его воспомянуты Богом. Разве это не доказательство того, что они были не плодом самоправедности, но праведности, основанной на познании, полученном от Бога? Можно не сомневаться, что плод самоправедности и дела закона никогда не были бы воспомянуты перед престолом Божьим. Кроме того, Петру было сказано не о каком-то законнике, а о человеке, боящемся Бога и творящем правду.

    Да, Корнилий был человек по-настоящему усердный. Он жил согласно открытой ему истине, но не знал, как идти дальше. Спасение бессмертной души, служение Богу, вечность — все это было для него великой и всепоглощающей реальностью. Он не был одним из наших современных легкомысленных исповедников веры, которые много попусту говорят, но ничего не делают. Он принадлежал к разряду тех людей, которые делают, а не говорят. Он был одним из тех, на кого Бог смотрел с довольством, в ком Небесный Разум был глубоко заинтересован.

    То же самое произошло и с нашей доброй знакомой Лидией из Фиатир, торговавшей багряницей. Она принадлежала к той же школе, занимала то же положение, что и евнух с сотником.

    Воистину приятно ближе познакомиться с этими тремя дорогими душами: из Эфиопии, из Кесарии и из Фиатир. И особенно приятно противопоставить эти пронизанные светом утренней зари, усердно ищущие души тем многим, кто в наши дни хвалится светом и знанием, у кого есть план спасения в голове и учение о благодати на языке, но сердце заполнено миром сим; сущность жизни таких людей — «я», «я» и «я». Какая же это жалкая сущность!

    Но возвратимся мыслями к усердно ищущей Лидии — дальнейшее знакомство с ней куда более приятно. Совершенно ясно, что у Лидии, как у евнуха и у сотника, душа была пробужденной: она поклонялась Богу, она была рада отложить торговлю багряницей, чтобы пойти на молитвенное собрание или в любое подобное место, где можно получить духовную пищу и где можно найти добро. Как «птицы собираются в стаю», так и Лидия вскоре нашла несколько благочестивых людей, родственных ей по духу, которые по обыкновению собирались для молитвы Богу.

     Как это прекрасно! Как хорошо сердцем соприкоснуться с такой глубоко прочувствованной ревностью! Дух Святой не случайно запечатлел это повествование на страницах Писания. Данный случай оставлен нам в качестве образца, и мы должны хорошо понять это. Лидия не упускала ни одной благоприятной возможности, она явила плод настоящей Божественной жизни, истинные свойства новой природы. Мы находим ее там, где святые собраны для молитвы. Она не стояла праздно, лениво опустив руки и ожидая чего-то необычного и неопределенного, какой-то перемены в самой себе. Нет, она пошла на молитвенное собрание — то место, где высказывается нужда и ожидается благословение. И там Бог встретил ее, как Он всегда идет навстречу тем, кто посещает такие места с настроением Лидии.
Бог никогда не разочаровывает уповающее сердце, Он сказал: «...надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис. 49:23). Подобно яркому солнечному лучу, сияют на страницах Писания слова, что Бог «...ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Он послал Филиппа к евнуху в пустыню Газа, Петра к сотнику в Кесарию и Павла к Лидии в Филиппинский пригород. Он пошлет Свою весть и тебе, дорогой читатель, если ты действительно усердно ищешь Божьего спасения.

     Момент, когда приготовленная душа приходит в соприкосновение с полнотой Евангелия благодати Божьей, всегда глубоко волнующий. Может быть, до этого душа находилась в глубоких и болезненных переживаниях, многие дни бесплодно ища покоя. Господь в это время работал Духом Своим, подготавливая почву для принятия доброго семени. Он проводил глубокие борозды, чтобы семя Слова Божьего пустило крепкие корни и принесло плод во славу Его. Святой Дух никогда не спешит, Его работа глубокая, уверенная и прочная. То, что Он насаждает, не похоже на растение Ионы, которое в одну ночь выросло, а в следующую погибло. Все, что Он сделает, устоит,

да будет благословенно имя Его! «...все, что делает Бог, пребывает вовек...» (Еккл. 3:14). Когда Он обличает, призывает и освобождает душу, то отпечаток Его действий лежит на этой работе во всех ее стадиях.

    Для всякого, кто находится в таком состоянии души, как Лидия, обязательно наступит тот особенный момент, когда его душа соприкоснется с благословенной евангельской вестью. Лидия была вполне подготовлена к принятию слова, и, конечно, слово было также подготовлено для нее. Павел принес с собой ту истину, о которой она никогда не слышала и не думала. Как мы уже говорили, она жила сообразно тому свету, который имела, она поклонялась Богу. Осмелимся предположить, что ей и в голову не приходила мысль о той славной истине, которую принес в своем сердце странник, сидевший рядом с ней на молитвенном собрании. До сих пор Лидия — преданная и усердная женщина — приходила сюда молиться, поклоняться и получить после работы хотя бы небольшое духовное подкрепление. Могла ли она предположить, что на этом собрании, где проповедовал величайший евангелист, она встретит своего Спасителя и услышит самые высокие истины, когда-либо доходившие до человеческого сознания?!

    Однако все было именно так. И как же важно было то, что она пришла на это памятное молитвенное собрание! Выражаясь сегодняшними обстоятельствами: как хорошо, что она, подобно многим, не пошла в выходной день на работу, в магазин, на завод, в поле или, как другие, не провела воскресные часы в постели! Как много можно увидеть тех, кто очень старательно трудится, начиная с утра в понедельник и кончая субботним вечером, но кого не увидишь в собрании в день Господень. Почему так? Они, возможно, скажут, что слишком устали в субботу, так что в воскресенье утром не было сил подняться, и поэтому они провели день этот в лености, праздности и самоизвинении. Они не позаботились о своей душе, о вечности, об исполнении воли Божьей. Они заботятся о себе, о своей семье, о мирском, о деньгах, поэтому в понедельник они находят силы подняться на заре, чтобы провести в работе всю неделю.

    Лидия не принадлежала к таким людям. Нет сомнения, она, как и любой нормальный человек, занималась своей работой. Осмелимся сказать, что ее багряница была превосходнейшего качества и что она вела свою торговлю честно. Но она не проводила субботу лежа в постели, не предавалась чревоугодию, не занималась домашней суетой, не заботилась о предстоящей работе. Мы не думаем также, что Лидия принадлежала к той капризной публике, для которой достаточно пройти дождику, чтобы они не пошли на собрание. Нет, Лидия была совершенно другого характера. Она была усердной женщиной, чувствовавшей необходимость спасения души. Она служила и поклонялась живому Богу.

    Дал бы Бог больше таких Лидий и в наши дни! Это придало бы работе евангелиста ту прелесть, свежесть и интерес, о чем томительно вздыхают столь многие работники Божьи. Мы живем в дни ужасающего непонимания и извращения всего Божественного и вечного. Люди чувствуют себя совершенно естественно в сфере денег, приобретений, удовольствий, но коль скоро речь заходит о Боге, душе, вечности — тут начинается скука, безразличие. Но с каждым ударом пульса, с каждым стуком часов близится момент, когда безразличие сменят «плач и скрежет зубов». Если бы люди задумались об этом серьезнее, то было бы больше Лидий, готовых внимать Евангелию!

    Какая сила и красота в этих словах: «И Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел»! Лидия была не из тех, кто пришел на собрание, чтобы там думать о ком и о чем угодно, о нет, она слушала то, о чем говорили посланники Господни. Она не думала о своей багрянице, о ценах, о возможных доходах или убытках. Много ли в наших домах тех, кто следует примеру Лидии? Вряд ли! Бизнес, рынок, накопительство, деньги, удовольствия, модная одежда, увлечения — весь этот рой мыслей заполняет жалкие легкомысленные сердца вместо того, чтобы внимать словам Евангелия.

    Все это весьма серьезно и ужасно. Никто не привык смотреть в корень и задумываться о сути. Люди, кажется, забыли об ответственности, которая сопровождает слушание проповеди. Между тем Евангелие никогда не оставляет без последствий человека, который хоть однажды встретился с ним. Оно либо спасает того, кто его принимает, либо усугубляет вину отвергающего его. Люди могут посещать евангельские собрания по обычаю, просто как религиозное служение, или потому, что больше нечего делать, некуда девать свободное время, или же они думают, что этим зарабатывают себе некую заслугу перед Богом. С таким настроением посещают люди собрания, где слуги Христовы (пусть даже не так, как апостол Павел) проповедуют Евангелие благодати Божьей о Его возлюбленном Сыне, посланном для нашего спасения. Сила и значение искупительной смерти Божественного Спасителя, Агнца Божьего, ужасная реальность вечности, муки ада и невыразимая радость неба — все эти столь важные истины преподносятся людям через проповедников по мере благодати Божьей, данной каждому из них. И, однако же, как мало впечатления они производят! Проповедники говорят о «праведности, воздержании и суде вечном», но как мало тех, кто «трепещет» при этом. Почему же? Неужели кто-либо оправдает свое непринятие Евангелия тем, что не мог поверить ему?

     Может ли кто, сославшись на пример Лидии, сказать: «Господь открыл ее сердце, и если Он сделает тоже со мной, тогда и я буду внимать, а если нет — я не могу ничего поделать»? Мы со всей серьезностью ответим на это: «Такой аргумент не поможет тебе в день суда. У тебя нет никаких оснований столь произвольно истолковать прекрасную историю о Лидии. Правда, это благословенная истина, что Господь открыл ее сердце, но Он готов открыть и твое сердце, если только в тебе найдется хоть сотая доля ее усердия!»

     Данный вопрос имеет две стороны, как, впрочем, и любой другой вопрос. Ты очень убедительно говоришь: «Я не могу ничего сделать». Но почему ты так говоришь? Какими мотивами ты руководствуешься? Мы со всей ответственностью призываем тебя в присутствии Самого Бога дать ответ: можешь ли ты, посмотрев Ему в глаза, сказать: «Я не могу сделать ничего, я ни за что не отвечаю»? Скажи, действительно ли ты считаешь, что ради спасения своей бессмертной души ты ничего не можешь сделать? Ты ведь совершаешь массу дел для служения миру, своему «я» или сатане, но когда речь заходит о Боге, душе и вечности, ты холодно говоришь: «Я не могу сделать ничего, я не несу ответственности!»

    Никогда не позволяй себе таких рассуждений. Подобные аргументы исходят от односторонней трактовки Библии. Это результат пагубных мудрствований человеческих над некоторыми истинами Писания, ведущих к их неправильному практическому применению. Но эти мудрствования крайне несостоятельны. Мы со всей ответственностью заявляем, что данные истины невозможно оспаривать таким образом. Грешник несет ответственность за себя, и всякие трактовки, всякие умозаключения, всякие ложные, хотя с виду и убедительные, возражения не могут отменить этот веский и серьезный факт.

    А поэтому мы призываем читателя быть, как и Лидия, усердным искателем спасения своей души. Пусть все другие вопросы, взгляды, возражения станут ничтожными в сравнении с вопросом спасения драгоценной души. А затем — в этом можно не сомневаться — Тот, Кто послал Филиппа к евнуху, Петра к сотнику и апостола Павла к Лидии, пошлет Своего вестника и к тебе и также откроет твое сердце для слушания Слова. Писание подтверждает эту мысль, что Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). И если кто погибнет после того, как услышит весть спасения, он погибнет без всякого извинения, он сойдет в ад, и кровь его будет на его виновной голове. Тогда-то он увидит всю несостоятельность своих аргументов, которыми пытался оправдать самообман и убаюкивал себя в греховном мирском забытье.

    Но давайте обратимся к тому, что проповедовал апостол Павел. Дух Божий не счел нужным дать нам описание его

    проповеди на том молитвенном собрании, поэтому мы вынуждены из других мест Писания составить общее представление о том, что проповедовал Павел. Возьмем, к примеру, известное место из 1 Кор. 15:1—4.

    «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

 и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию».

    Этот текст содержит в себе краткое изложение того, что Павел мог говорить на молитвенном собрании в Филиппах. Величайшей темой всех Павловых проповедей был Христос. Христос для грешников, Христос для святых, Христос для совести, Христос для сердца. Он никогда не позволял себе отклоняться от этого великого центра, все его проповеди и все поучения вращались вокруг Него с удивительным постоянством. Если он призывал кого-либо — евреев или язычников — к покаянию, то критерием истины, к которой он апеллировал, был Христос. Если он убеждал их веровать, то объектом, которому он предлагал доверять, был Христос, а авторитетом — Священное Писание. Если он говорил о праведности, воздержании и грядущем суде, то моральной силой его убеждения был Христос. В общем, Христос был содержанием и сердцевиной, итогом и сущностью, основанием и краеугольным камнем проповеди и учения Павла.

    Из всего, что проповедовал Павел, мы выделим три главных предмета и немного остановимся на них. Это, во-первых, благодать Божья; во-вторых, Личность и труд Христа; в-третьих, свидетельство Духа Святого на основании Священного Писания. Предлагаем читателю детально разобрать эти истины самостоятельно, чтобы более глубоко познать их суть.

  1. Благодать Божья. Его свободное, независимое благорасположение есть источник, из которого вытекает спасение, спасение во всей широте и глубине значения этого слова: спасение, как золотая цепь, спускающаяся с груди Бога в самую низкую глубину виновности и погибели грешника и возвращающая его вновь к престолу Бога. Эта благодать восполняет всякую нужду грешника, покрывает собой всю историю жизни святых, прославляет Бога самым высочайшим образом.
  2. Личность Христа и совершенный Им труд есть единственный канал, по которому спасение может достичь погибшего и виновного грешника. Это не церковь с ее таинствами, не религия с ее обрядами, не человек со своими праведными делами. Это смерть и воскресение Христа: Он «умер за грехи наши... и погребен был и... воскрес в третий день» (1 Кор. 15:3—4). Такое Евангелие проповедовал Павел коринфянам, и они спаслись. Апостол особо подчеркивает: «...если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Страшные слова, особенно для наших дней!
  3. И, наконец, авторитет, на основании которого мы принимаем спасение, есть свидетельство Духа Святого через Писание. Оно всегда «согласно Писанию». Это самая твердая и утешительная истина. Здесь не ставится вопрос о чувствах, опыте или доказательствах, здесь нужно только простое доверие Слову Божьему, написанному Духом Святым на скрижалях сердца.

     Евангелист должен серьезно понять, что там, где действует Дух Божий, сатана тоже не дремлет. Об этом надо всегда помнить. Враг Христа и враг душ человеческих всегда на страже, всегда высматривает, что еще сделать, чтобы помешать евангелисту или испортить его работу. Это, конечно, не должно устрашать и даже смущать работника, но надо всегда иметь это в виду и не дремать. Еще не было такого случая продвижения и успеха в деле Божьем, которому сатана не пытался бы

препятствовать или вредить. Начиная от Едема и до настоящего момента, он показал себя неустанным и неусыпным врагом этого дела.

     Прослеживая путь сатаны, мы видим, что он проявляет себя в двух характерах: как змей и как лев, применяя то хитрость, то насилие. Сначала он пытается обмануть, если же это не получается, тогда он применяет насилие. Об этом повествуется и в 16-й главе Деяний Апостолов. Сердце апостола было обрадовано и ободрено «чудесным случаем обращения». Действительно, обращение Лидии было самым решительным и неподдельным. Она приняла Христа в свое сердце, а затем вступила на христианский путь, совершив акт послушания — крещение. Кроме того, она немедленно открыла свой дом для Господних посланников, то есть исповедала свою веру во Христа не только устами, не только прошедши через воды крещения, но также и отождествив себя и свой дом с Тем, Кого она приняла верою в сердце.

     Но теперь мы должны взглянуть на нечто совершенно противоположное. На сцену выходит змей в роли обманщика (ст. 16—18).

     «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим.

 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час».

     Этот случай, кажется, был специально рассчитан на то, чтобы проверить и испытать духовность и чистоту евангелиста. Большинство людей приветствовали бы такие слова из уст девицы как ободряющее свидетельство признания и успеха их работы. Но почему же Павел недоволен? Почему он не позволил ей дальше продолжать свидетельство о цели их миссии? Разве они не возвещали путь спасения? Разве не правду говорила о них девица? Почему же Павел возмутился и заставил замолчать такого свидетеля? Потому что это был сатана! Вполне понятно, что апостол не мог принять свидетельство от него. Он не позволил, чтобы сатана помогал ему в работе. А ведь он мог бы ходить по улицам города Филиппы как признанный и почитаемый служитель Божий, если бы только согласился позволить дьяволу приложить руку к его работе. Но Павел никогда не допустил бы сатану участвовать в деле Господнем. Сделал бы он это — и на его свидетельство в Филиппах повеяло бы дыханием смерти, вся деятельность в Македонии потерпела бы полный крах.

    Для работника Господня весьма важно правильно оценить этот факт. Мы можем быть вполне уверены, что эта история с девицей написана в наставление нам. В ней не просто констатируется факт, но подается пример того, что может произойти и уже происходит каждый день (не надо далеко ходить и евангелисту наших дней, чтобы найти людей, горячо поддерживающих и проявляющих живой интерес к евангельской работе. Однако стоит напрямую поговорить с ними, как сразу обнаруживается, что это агенты «христианской науки», «адвентистов седьмого дня» или других подобных систем, это посланники сатаны, которые, исповедуя христианство, на самом деле разрушают его: они прикрываются красивыми названиями только для того, чтобы легче было увлечь за собой людей и разрушить работу Евангелия).
Вообще христианство наполнено лжеисповедниками. В данный момент их существует великое множество. Печально об этом говорить, но мы со всех сторон окружены теми, кто чисто номинально воспринимает истины христианской веры. Они живут неделя за неделей, год за годом исповедуя веру в некоторые предметы, на самом же деле вообще в них не верят. Тысячи людей по воскресным дням исповедуют свою веру в прощение грехов, хотя, если проверить, то окажется, что они либо вовсе не задумываются об этом, либо считают, что быть уверенным в прощении грехов — это вершина притворства и самоуверенности.

    Это очень серьезно. Подумайте только: человек стоит в присутствии Бога и говорит: «Я верую в прощение грехов», а сам до сих пор находится в грехах, не приняв верой прощение ни одного из них! Может ли быть что-либо более очерствляющее для сердца и мертвящее для совести? Мы твердо убеждены, что обряды и лозунги номинального христианства губят драгоценные души больше, чем все виды наихудших пороков, вместе взятые. Страшно подумать, что в данный момент бесчисленные толпы идут по проторенной широкой дороге религиозного исповедания прямо в ад! Мы чувствуем потребность подать сигнал предупреждения. Мы крайне серьезно желаем читателю быть бдительным в данном вопросе.

    Остановимся лишь на одной важной формулировке: прощение грехов. Как, в общем-то, мало тех, кто просвещен и убежден в этом вопросе! Немногие могут уверенно и осознанно сказать: «Я знаю, что мои грехи прощены!» Действительно, не так уж много тех, кто через веру в драгоценную кровь Христа, очищающую нас от всякой скверны, вкусил радость полного прощения грехов. И как страшно слышать людей, произносящих «Я верую в прощение грехов», но фактически не верящих в то, что говорят!

    Нет ли у тебя, дорогой читатель, привычки употреблять подобные выражения? Веришь ли ты в них? Скажи, прощены ли твои грехи? Омыт ли ты драгоценной искупительной кровью Христа? Если нет, то почему? Путь открыт! Препятствий нет! В этот самый момент тебя приглашает Христос, чтобы ты мог испытать на себе всю благотворность Его искупительного труда! Хотя грех твой, как пурпур; хотя он темен, как ночь, и мрачен, как ад; хотя он, подобно отвесной скале, высится перед взором твоей смущенной души и пытается втянуть тебя в вечную погибель, Божественным небесным светом сияют для тебя вдохновенные слова Писания: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7).

    Только не живи, мой друг, неделя за неделей насмехаясь над Богом, очерствляя свое сердце ложным вероисповеданием и выполняя планы заклятого врага Христова. Этим ты напоминаешь девицу, одержимую духом прорицания. Ее история олицетворяет собой жуткое состояние христианства наших дней. В самом деле, обратим внимание на смысл слов, произносимых ею «много дней»: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Но, говоря это, сама она не была спасена, не была избавлена от власти сатаны!

    Так обстоит дело и со всяким ложным вероисповедником, принадлежащим к любой христианской церкви. Даже в самых низинах морального падения, в дремучей темноте язычества мы не знаем ничего более ужасного, чем состояние беспечного, закоренелого, самодовольного, с невспаханным сердцем вероисповедника, каждое воскресенье в своих молитвах и песнях произносящего слова, от которых он абсолютно далек и в которые совершенно не верит.

    Невозможно глядеть на подобное исповедание веры без глубокой внутренней скорби. Еще и еще раз предостерегаем читателя не склоняться к ложному вероисповеданию ни в малейшей степени. Никогда не произноси и не пой того, во что не веруешь всем сердцем. В глубине всякого ложного исповедания сидит дьявол, который всеми способами ищет, как бы разрушить дело Господне.

    Но какими ободряюще верными были действия апостола в отношении этой девицы! Если бы он преследовал личные цели или был просто служителем религии, то, наверное, приветствовал бы ее слова как дополнительную струю, увеличивающую силу его популярности или содействующую осуществлению его намерений. Но Павел не был служителем религии — он был служителем Христа, а это совсем разные вещи! Девица же, как мы можем заметить, не произнесла ни слова о Христе. На ее устах не было драгоценного, ни с чем не сравнимого имени Иисуса. О Нем — полное молчание. Это верный признак присутствия и действия сатаны, «...никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Люди могут говорить о Боге и о религии, но при этом для Христа нет места в их сердцах. Фарисеи в 9-й главе Иоанна могли сказать исцеленному: «Воздай славу Богу», но лишь только речь зашла об Иисусе, они заявили: «...человек Тот грешник» (Иоан. 9:24).
Тоже самое бывает с людьми, исповедующими ложною религию. О Христе — ни звука! Это значит, что там нет истины, нет жизни, нет реальности — все пусто и ложно. Так было и в случае с девицей. Это было дело сатаны, поэтому апостол Павел не мог с ним мириться, он был возмущен и решительно отверг его услугу.

     О, если бы все были похожими на апостола Павла! О, если бы все имели такую духовную ясность и чистоту сердец, чтобы различать и отвергать работу сатаны во всем, что нас окружает! По благодати Божьей, такие ясные очи апостол Павел имел. Он видел, что все это было попыткой сатаны вмешаться в работу с тем, чтобы таким образом всю ее испортить. Но апостол Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел в тот же час.

     Это было истинно духовное действие. Апостол Павел не торопился вступать в столкновение с дьяволом раньше времени. Он выждал много дней. Но как только настал момент, когда враг был ясно определен, он воспротивился и отразил его с бескомпромиссной решимостью. Менее духовный работник мог бы пройти мимо такого события, считая, что оно послужит ему в помощь. Апостол Павел мыслил иначе и оказался прав. Он не принял помощи от сатаны. Он не мог совершать работу с таким «сотрудником» и поэтому именем Иисуса Христа — тем именем, которого сатана так старательно избегает, — изгнал сатану прочь. Но коль скоро сатана был отражен как змей, он тут же проявил характер льва. Потерпев неудачу в хитрости, он прибегает к насилию.

     «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу, и повлекли на площадь к начальникам. И, приведши их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.

 Народ также восстал на них; а воеводы, сорвавши с них одежды, велели бить их палками

 и, давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их» (Д. Ап. 16:19—23).

    Нам кажется, что враг восторжествовал, ввергнув проповедников в тюрьму. Но не будем забывать, что воины Христовы именно там одерживают самые чудесные победы. Для нас утешительно, знать, что дьявол никогда, от момента падения и по сей день, не может и не мог делать ничего, кроме ошибок. Вся его история есть сплошная цепь ошибок.

    Итак, мы уже заметили, что дьявол ошибся, ввергнув апостола Павла в темницу. По человеческим представлениям поступок этот может быть не понят, но в глазах веры слуги Христовы, находясь в тюрьме за истину, занимают куда более верное место, чем если бы они оставались на свободе, отвергнув волю Господню. Действительно, апостол Павел мог бы спастись от тюрьмы, быть почетным человеком, признанным «слугой Всевышнего Бога», если бы принял свидетельство девицы и позволил дьяволу помочь в работе. Но он не мог допустить этого и потому должен был страдать (ст. 22—24).

    Некоторые могут сказать, что пришел конец евангельской работе в городе Филиппах. Проповедь Евангелия, казалось, была надежно остановлена. Но нет! Тюрьма на тот момент оказалась самым подходящим местом для евангелиста. Его ждала работа именно здесь. Не имея возможности быть на собрании, находясь за стенами тюрьмы, он нашел его внутри этих стен. Здесь мы переходим к третьему и последнему типу людей — к закоренелому грешнику.
Немыслимо даже предположить, чтобы тюремный страж пошел на молитвенное собрание у реки. Он мало беспокоился

о таких вещах. Он не был ни усердным искателем истины, ни обманщиком. Он был закоренелым грешником в худшем смысле этого слова.

    Тюремщики, в силу служебной специфики, в основном люди суровые и жестокие. Конечно, бывают и исключения. Иногда туда попадают люди с мягким сердцем, но, как правило, тюремщики безжалостны. Трудно представить их иными. Они имеют дело с наихудшим сословием общества. Они знают о многих преступлениях, совершаемых в стране, под их надзором содержатся многие уголовники. Привыкнув к грубости и проклятиям, они сами становятся грубиянами и сквернословами.

    Итак, исходя из богодухновенного повествования, мы видим, что тюремщик из города Филиппы не был исключением из общего правила. Он даже и не пытался проявить мягкость по отношению к апостолу Павлу и Силе, но «ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду». Кажется, он сделал все, что только мог, чтобы усилить страдания узников.

    Но велика была милость Божья к этому бедному, закоренелому в жестокости тюремщику. Поскольку он сам вряд ли когда-нибудь пошел бы слушать Евангелие, Господь послал Евангелие к нему, воспользовавшись для этой цели ошибкой самого дьявола. Вряд ли тюремщик знал, кого именно он посадил в карцер, и уж, конечно, никак не мог предположить, что произойдет в его жизни до следующего восхода Солнца. Мы можем добавить, что и сам дьявол вряд ли задумывался над тем, что он делает, отправляя проповедников Евангелия в тюрьму. Но Господь Иисус Христос может и гнев человеческий обратить во славу Свою, а остаток гнева укротить.

Над всем простирается Его власть,

    И все служит Его всемогуществу;

    Все Его дела приносят только благословения,

    И все Его пути излучают немеркнущий свет.

    Когда Он простирает Свою руку,

    Кто может воспротивиться Ему?

    Когда Он подает помощь Своему народу,

    Кто удержит Его руку?

Господь имел намерение спасти тюремщика, и сатана никак не мог помешать Ему. Наоборот, он стал инструментом для выполнения этого намерения. Бог говорит: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10). И если Господь простер Свою любовь к бедному, несчастному грешнику, то, несмотря на злобное и отчаянное сопротивление ада, Он приобретет его для неба.

    Вполне очевидно, что апостол Павел и Сила, находясь в тюрьме, были на своем месте. Они находились там ради истины, следовательно, Господь был с ними. Поэтому они были абсолютно счастливы. В тесноте мрачных тюремных стен, с ногами, забитыми в колоды, они ощущали не стеснение, а подъем духа.

    Ничто не может лишить радости того, кто пребывает в общении с Господом. Седрах, Мисах и Авденаго были счастливы в огненной печи. Даниил был счастлив во рву львином, а апостол Павел и Сила были счастливы в карцере Филиппийской тюрьмы.

    «Около полуночи апостол Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их».
Можно уверенно сказать, что никогда раньше ничего подобного здесь не слышали. Тут можно было услышать проклятья, ругань, хулу, вздохи, крики и стоны. Но молитва и пение хвалы в полуночи должны были показаться странными среди этих стен. Вера способна петь в карцере с таким же наслаждением, как и на молитвенном собрании. Дело не в том, где мы находимся, а в том, пребывает ли с нами Господь. Его присутствие пронизывает светом самую мрачную камеру и превращает карцер во врата Небесные. Он может сделать Своих слуг счастливыми в любом месте и дать им силы одержать победу над самыми трудными обстоятельствами, наполнив их возгласом радости там, где обычный человек был бы переполнен горем.

     «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели».

     Если бы Павел не был в полном единстве со Христом, он наверняка повернулся бы к Силе и сказал: «Сейчас самый момент сбежать отсюда, Бог ясно показал это, открыв нам все двери тюрьмы. Не иначе как сама судьба идет нам навстречу!» Однако нет, апостол Павел знал нечто лучшее. Он был в полном согласии с мыслями своего благословенного Господа, имел те же чувства (Флп. 2:5), что и Господь, поэтому и не попытался убежать. Зов истины привел его в тюрьму, и труд благодати удерживал его там. Бог открыл двери, но вера отказалась выйти через них. Люди иногда говорят, что надо руководствоваться «провидением», но если бы апостол Павел им руководствовался, то никогда тюремщик не стал бы драгоценным камнем в его венце.

     «Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали».
Поступок тюремщика со всей ясностью доказывает, что землетрясение не затронуло его сердца. Увидев двери открытыми, он, естественно, предположил, что узники разбежались. Он и не мог себе представить, что при открытых дверях, с разорванными цепями узники спокойно сидят по своим камерам. Что же теперь будет? Как отвечать перед начальством? Нет, это невозможно. Что угодно, только не это. В таком случае предпочтительнее смерть.

     Так дьявол подвел этого закоренелого грешника к самому краю пропасти, чтобы окончательно и навсегда столкнуть его в вечный адский огонь. Но вот голос любви донесся до его слуха. Это были слова Иисуса, сказанные устами Его слуги, — слова нежности и глубокого сострадания: «Не делай себе никакого зла!» В этих словах, произнесенных теми, кому он только недавно причинил столько зла, была настоящая любовь.

     Это произвело неотразимое впечатление. Закоренелый грешник не испугался землетрясения и даже самой смерти, но не смог устоять перед могучей, расплавляющей силой любви. Она сокрушила, подчинила себе это жестокое сердце.

    «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе и, выведши их вон, сказал: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?»

    Заметим, что освобожденные ни одним словом не упрекнули его и даже не напомнили о содеянном зле. Здесь — подобие Христу. Это путь благодати Божьей. Просматривая Евангелие, мы нигде не находим, чтобы Господь упрекал бедных, несчастных грешников. Он плакал, сожалея об их погибели, Он говорил трогательные слова благодати и доброты, но никогда не упрекал их. Пусть читатель обратит внимание хотя бы на притчу о блудном сыне или о разбойнике на кресте. Вы не найдете там ни единого слова упрека!

    Так поступил и апостол Павел, потому что в нем был Божий Дух. Он ни слова не сказал о грубом обращении, о карцере, о колодках. «Не делай себе зла!», а затем: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

    Столь богата и драгоценна благодать Божья! Она сияет в этом рассказе необыкновенно ярко. Только она испытывает истинное удовлетворение, привлекая к себе закоренелых грешников, умиляя и подчиняя себе их жестокие сердца, а затем приводит их к полному спасению. Да, у Бога есть Свой стиль работы, да будет благословенно Его имя! Радость для Него и притом наибольшая радость— спасать грешника, и Он делает это достойным Себя Самого образом.

    Посмотрим теперь на результаты вышесказанного. Обращение тюремщика было бесспорным. Спасенный на самом краю ада, он оказался в атмосфере самого неба. Сохраненный от самоубийства, он вошел в полноту Божьего спасения. Доказательства этому ясны настолько, насколько можно пожелать:

    «И проповедали Слово Господне ему и всем бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведши

 их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (ст. 32—34).

     Какая чудесная перемена! Жестокий тюремщик стал щедрым и великодушным хозяином! «...кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17). Как прав был апостол Павел, когда не захотел руководствоваться «провидением»! Насколько же лучше и выше быть водимым Духом Божьим. Какой невосполнимой была бы потеря для апостола Павла, если бы он вышел через открытые двери! Несравненно лучше, когда из тюрьмы выводит та самая рука, которая и бросила туда, — рука, бывшая прежде орудием жестокости и греха, а теперь ставшая орудием праведности и любви! Какой величественный триумф! Какая впечатляющая картина!

     Бросив в тюрьму Господних слуг, дьявол меньше всего ожидал такого результата! Он был полностью побежден. Его замысел обернулся против него же. Он хотел помешать проповеди Евангелия, но лишь помог ему. Он надеялся отделаться от двух слуг Христовых, но в результате потерял своего слугу. Христос сильнее сатаны, и все те, кто полагается на Него и действует в согласии с Его намерениями, обязательно будут соучастниками в торжестве Его благодати ныне и в сиянии славы Его вовеки.

     Вот таким и является дело благовестника. Такие же случаи могут встретиться на его пути, с такими же людьми он может вступить в контакт. И он должен удовлетворить запросы усердного искателя, заставить замолчать обманщика, спасти закоренелого грешника. Пусть же все, кто несет Евангелие благодати Божьей, знают, как поступать с различными типами людей, встречающимися на их пути! Пусть еще многие примутся за труд евангелиста!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: