Церковь и церкви

Джон Дарби

Вы спросите: «Разве в Писании нет церквей?». Я отвечу: «Есть». Но что такое «церкви»? Заданный вопрос выявляет существующее, обыденное мировоззрение. Большинство христиан сразу же подумает о том, что называют церквями в религиозном мире и, возможно, во всём христианстве в целом. Кто-то подумает о Православной церкви, кто-то о Католической, кто-то, возможно, о Пресвитерианской церкви или о Баптистских церквях (список можно продолжить). Человек, живущий истинами Писания, подумает о Коринфе или о чём-то другом, что мы ещё встречаем в Библии (Слове Божьем). Разве не отличаются в этом случае взгляды на вопросы о Церкви (существующие в христианстве), и мысли, распространённые в нём, от истин, которые мы обнаруживаем в Библии? Не выявляет ли это различие в образом мыслей, сформированным на их основе? Исследуем же этот вопрос не с надменным сердцем. И, если мы видим, что всё (и в принципах и на практике) ушло далеко от основания Писания, если мы видим всё разрушенным, вместо явления силы Духа Святого и единства (что является ярким видимым проявлением плоти), то давайте скорбеть сердцем и взывать к Господу. Он поддержит нас в нашей нужде.

Что же представляли собой церкви во времена Писания? «Церковь» означает Собрание, или, в узком значении греческого слова, — собрание избранных людей, граждан. Всё множество верующих, собранных в одно Духом Святым, формирует Собрание, или Церковь. Только в этом случае Собрание являлось Божьим. Конечно же, те, кто был в Риме или в Коринфе, не могли собираться в Иерусалиме. Поэтому существовали собрания в различных областях, образуя, таким образом, поместные Божьи собрания. Было бы хорошо перед тем, как мы поговорим о поместных церквях, посмотреть, как Писание раскрывает истину о Собрании в целом. Прежде всего, оно рассматривает его как жилище Самого Бога — место ­Его присутствия, и затем — как тело Христово. Конечно, Церковь ещё не закончена, не построена полностью — её строительство ещё продолжается. Все, кто объединится со Христом во славе, являются её частью.

«Я создам церковь Мою, — говорит Господь Иисус, — и врата ада не одолеют её». Это, без сомнения, исполняется. И Пётр, имея в виду именно это продолжающееся ещё и сейчас действие, говорит: «Приступая к Нему, камню живому,... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2:5). Также и апостол Павел пишет: «… на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе…» (Еф. 2:21). Начатое дело ещё не завершено, и продолжается в отношении так называемой невидимой церкви, хотя, прежде всего, — публичного и видимого тела. Господь продолжает ежедневно прилагать спасаемых к Церкви. Она невидима, хотя, поскольку она призвана быть светом миру, непросто объяснить значение невидимого света. И это принимается в системе, веками находящейся в состоянии упадка и нечестии, уподобившись этим Вавилону, который не является светом миру. Гонимые святые (у Бога, конечно, всегда есть верные Ему) оставили, явили своё свидетельство об истине. Но, так называемая, видимая Церковь, публичное тело в этом мире является тьмой, не имеющей в себе света.

Но есть ещё один путь рассмотрения Божьего собрания: это дом, жилище Бога, которое основано посредством людей и отдано под их ответственность. «Как мудрый домостроитель, — говорит Павел, — я положил основание, а другой строит на нём, но каждый смотри, как строит». Что говорит о человеческих средствах и человеческой ответственности. Сформировавшееся на земле Тело, являющееся домом или храмом Божьим, с пребывающим в нём Духом Святым, сошедшим в день Пятидесятницы (1 Кор. 3:16), не является физическим телом; в нём не может присутствовать дерево, сено и солома, которые сгорят. И снова: «…вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22).

Эта величественная истина представляет для нас большой интерес. Я имею в виду Божие присутствие здесь, в Его доме, приготовленном для Него в соответствии с Его волей. Бог никогда не жил ни с Адамом в период его невинности, хотя Он и посещал его, ни с Авраамом, хотя Он тоже посещал и обильно благословлял его; но, в тот момент, когда Израиль был выведен из Египта, Бог пришёл и стал обитать среди них. Присутствие Бога среди людей является плодом искупления (смотрите Исх. 29:46).

Истинное искупление совершилось, и Бог создал жилище для Себя, в котором Он присутствует Духом. То же самое, безусловно, относится и к отдельной личности (1 Кор. 6:19); но здесь я говорю о собрании, доме живого Бога. Оно сейчас на земле и является жилищем Бога посредством Духа. Он присутствует и ходит среди нас. Мы являемся Божьим строением. Люди могут строить из дерева, сена, соломы; Бог ещё не произвёл Своего суда над домом, чтобы сдвинуть его с принадлежащего Ему (Богу) места, хотя суд начнётся именно там.

Собрание является также Телом Христовым (Еф. 1:23). Одним Духом мы крестились в одно тело. Хотя его окончательное единение будет на небесах, оно уже установлено на земле через крещение Духом Святым, сошедшим в день Пятидесятницы (Деян. 1:5; 1 Кор. 12:13). То, что оно существует на земле, совершенно ясно, так как в той же самой 12 главе 1 Коринфянам мы находим, что Он поставил в Церкви, во-первых, апостолов, во-вторых, пророков; здесь и силы чудодейственные, и дары исцелений, несомненно — мы имеем это на земле. Там отмечается также, что они были поставлены для всей церкви в целом; те или иные члены являются членами одного Тела. Так Церковь, или собрание, описывается в Писании.

Какими же были церкви, или собрания? Они были поместными. Апостол мог говорить «церкви Божией в Коринфе». Она представляла собой полное единство Тела в той местности. Мы «тело Христово, а порознь — члены». Двух тел Христовых в одном месте, безусловно, не может быть. В послании к Галатам (Галатия являлась большой провинцией) мы читаем о церквях галатийских. В послании в Фессалоники, столицу Македонии, мы читаем о собрании фессалоникийцев. Также и с 7 церквями: апостол Иоанн обращается к всеобщему собранию. Итак, везде, в отдельно взятых местах, были Божии собрания, к которым можно было адресовать всё вышесказанное. В Деяниях 20:17 апостол призывает старших в церкви [в синодальном переводе Библии – "пресвитеров", греческое слово presbuterous – старшие, старейшие – прим. ред.]. Там содержатся некоторые указания Духа Святого относительно присматривающих за стадом Божьим. В связи с чем Тит был оставлен на Крите, чтобы поставить их по городам. Мы читаем о собрании в Иерусалиме (Деян. 11:22), оно было чрезвычайно многочисленно, в Деяниях 13:1 — о собрании в Антиохии. Павел (Деян. 14:21-23) возвращается в Листру, Дервию и Иконию и выбирает для них старших (пресвитеров) в каждом собрании. Всё Писание ясно показывает, что в одном месте существовало одно собрание, которое было Божьим собранием.

Не существует церквей как строений, Всевышний не в рукотворных храмах живёт. Именно поэтому собирались по домам, там, где это было возможно; но все они составляли одно собрание. Старшие в поместном Божьем собрании являлись старшими и для всего тела в целом. Поместное собрание являлось выражением Божьего собрания в целом, как это ясно показывает нам 1 Коринфянам. Положение христиан, составлявших его, было таковым, что они являлись членами Христовыми, членами единого тела Христа. Единственное членство, известное Писанию, — это членство в теле Христовом, как глаз, рука и т.п. Служение непосредственно связано с данной мыслью. После того как Христос вознёсся на небо, Он «дал дары человекам»: апостолов, пророков, которые являлись основанием (Еф. 2:20). Евангелистов, пастырей, учителей — которые были поставлены для всей Церкви (Собрания) (1 Кор. 12).

Если человек был учителем в Ефесе, он являлся им и в Коринфе. То же самое и с дарами чудотворения — также языками человек говорил там, где он находился. Дар не принадлежал отдельному собранию, но этот член или этот дар принадлежал всему телу на земле, как написано Духом Святым (1 Кор. 12), посредством чего человек и являлся слугой Христа. В Ефесянам 4 мы видим, что дары даны Христом свыше, и все служения направлены на «совершение святых», для созидания Тела, доколе все мы не возрастём «в меру полного возраста Христова». С дарами связывалась деятельность человека (если он познал Главу), в силу обладания которыми «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10). Были служения пророчества и увещевания. В Писании даны установления, которыми они испытывались. Женщины же призваны молчать в собрании.

Но моя главная задача сейчас показать, что обладающие дарами, данными Богом для всего собрания в целом, действовали везде. Старшинство же (или пресвитерство) было поместным служением и не являлось даром, хотя способность учить в этом случае была желательна. Тем не менее, не все ею обладали (1 Тим. 5:17). Старшие являлись старшими в отдельно взятом городе, в находящемся там Божием поместном собрании. Дары же, утверждаясь на духовных законах, действовали во всём Теле. Это не зависело от того, где находился обладатель дара. Исследуя Писание, мы видим, что в каждом городе, где были христиане, было одно собрание Божие, и что они являлись членами тела Христова. Членство в теле Христа — единственное членство, известное Писанию. И дары действовали во всей Церкви (в одном Собрании) Божьем, во всём мире, так как члены и служители Божьи водились Духом, действуя в соответствии с правилами, данными в Писании. Старшинство (пресвитерство) было поместным служением, на которое человек выбирался и ставился апостолами или их представителями; и таковые являлись старшими в одном собрании Божьем на том месте, где Дух Святой поставил их присматривающими (Деян. 14:23; Титу 1:5-9; Деян. 20:17-28; в синодальном переводе Нового Завета – «епископами», греч. episkopon — присматривающие, блюстители – прим. ред.). Это не было даром, хотя обладание каким-либо даром было желательно для того, чтобы это служение было более эффективно. Однако, обладание качествами, присущими наставнику, делало их способными нести служение блюстителя, то есть присматривать.

Нет и намёка на подобное положение вещей в обыденном понимании того, что люди называют церквями сегодня. Благодарение Богу, что люди не могут мешать Господу в Его деле или в воздвижении служителей для Себя определённым образом, но человек организовал церкви — каждый на свой вкус, и церковь Божия и Слово Божие, забытые, сохраняются теми немногими, составляющими невидимую церковь, которую Господь верно сохраняет. В противовес тому, что они (эти немногие) полагаются на Его заботу и суд, в видимой церкви каждый делает то, что сам считает хорошим. Церковь как общественное образование в мире погрузилась в католицизм (папизм) или в греческое извращение, с которым мы на Западе ничего сделать не можем. Всё оказалось в руинах, как и предсказывал апостол. Во время реформации правительства государств создали национальные церкви. О церкви Бога никто не задумывался, а некоторое время это даже запрещалось. Впоследствии религиозная независимость стала более распространённым явлением; по-прежнему, без размышления о церкви Божией, большинство церквей организовывалось, объединяясь посредством человеческих измышлений, или же они существовали независимо друг от друга, но всё равно — их придумывал и организовывал человек. Единство тела, в котором членство является членством только во Христе. В теле Христовом Дух Святой находится на земле, и присутствуют дары, данные Христом, со способностью ими пользоваться. Всё это было полностью забыто и отброшено в сторону, то есть всё, что являлось полной истиной Писания, касающейся вопросов Церкви и присутствия Духа Святого.

Епископальная церковь была настолько далека от того, на что она претендовала, — на преемственность от первой церкви, что делала людей членами Христовыми посредством крещения в воде — мысль, которая не находит подтверждения в Писании. В одно тело мы крестимся только посредством Духа Святого. Крестимся в смерть Христа [смотрите послание к Римлянам 6 главу – прим. ред.]. Но, даже оставляя ошибки и претензии Епископальной церкви, существующая система является собранием, сформированным людьми на основании принципов, придуманных теми, кого они поставили себе в качестве главы. И люди являются членами этой, подобным образом сформированной, церкви, или собрания, и принимаются туда, фактически, голосованием. Они могут быть или не быть членами Христа: то, чем они приобретают своё название,— это их членство в их организации. В большинстве церквей воля вершится посредством абсолютного большинства, если голосование не породило разногласия. Дух Святой не берётся в расчёт. Все действия от начала и до конца совершаются людьми.

Пресвитериане могут иметь различные церковные установления, и в их организации присутствует некоторый аристократический элемент. Конгрегационалисты (независимые братья) принимают свои решения на основании независимости каждого прихода и голосования своих членов. В общем, все человеческие механизмы формируются и функционируют посредством людей. Человек является членом организации, основанной людьми, и действует в соответствии с этим положением. Актуально на настоящий момент существование церквей или собраний с некоторым количеством прихожан, или членов, и с человеком, получившим духовное образование, во главе. Это паства или церковь мистера «Всё-будет-так-как-я-сказал». Он получает каждый год содержание. Он может быть или не быть новообращённым, но обязательно посвящённым в духовный сан. Он может быть евангелистом или выступать в роли пастора. Он может быть пастором, но должен проповедовать обществу. При этом, если он не будет преуспевать в проповеди, то он будет смещён с этой должности (обычно достаточно быстро). Устройство церкви Божьей – это Божье устройство — в полноте игнорируется и заменяется человеческим устройством. И руководство или сила Духа Святого также игнорируется, или в него просто не верят.

В Писании нет членства в церкви, ни пасторов над паствой, подчиняющейся ему, ни подобных самовольно сформированных собраний, основанных на своих собственных принципах. В Писании мы не находим ничего подобного, если только разделения, названные в Коринфе плотскими, не имеют места. Существовала Божья церковь, или собрание, а не человеческие церкви. Если же Павел адресовал послание только конкретному собранию Божьему, то никто больше не может им воспользоваться, т. к. в настоящее время данного собрания не существует. Церкви отвергли Церковь Божию. Действие Духа Святого отвержено — отвержено то, что есть евангелисты, служители Христа для мира, пастыри и учители (не паствы, выбравшей их, или своей паствы, но действующие своим даром там, куда бы их Бог ни привёл), учащие в Божием собрании в Ефесе, если они там, в Коринфе, если они там окажутся, действующие в соответствии с даром, данным им свыше везде, куда бы Бог их ни послал, приумножающие талант, потому что их Господин оставил им такое поручение: «Каждый человек, получивший дар, подобно и с пастырством, служите как добрые домостроители многоразличной благодати Божией; увещеватель, служи увещеванием; если учитель — учением; и всё это для всей Церкви Божией в целом».

Человек всё организовал, но чем больше он вводит своих порядков, тем дальше он отвергает Божьи законы и порядки относительно Церкви. Поэтому, Церковь Божия и Дух, который даёт дары различным членам, чтобы иметь духовных служителей, избранных по Его собственному выбору, и Слово, в котором открывается Божий порядок, отвергают существование церквей. Церковь, Дух и Слово — всё это отвергается так называемым порядком, то есть тем, что является человеческим устройством и организацией. Нам говорят, что так «должно быть», но это — проявление недоверия Господу, к Его руководству и благословению в Его доме в соответствии с порядком, данным Им. Однако истинные благословения могут происходить только через Его действия посредством Духа Его, сошедшего на землю. И каковы же последствия всего этого? Они печальны. С моей стороны было бы нехорошо разоблачать их (я наименее склонен делать это). Они общеизвестны. Весь мир знает о них.

Моей задачей было показать, что система противоречит Писанию и порочит Дух Святой и истинную Церковь Божью. Совершенно ясно, что человек, избранный и находящийся на содержании у собрания, в котором, вполне возможно, половина или большая часть — неверующие, где целью является рост численности прихожан и влияния и есть богатые люди, должен угождать тем, кому он служит. Как говорит апостол: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». Они должны подстраиваться под свою аудиторию. За практическим подтверждением этого я обращаюсь к обращённым честным людям, хорошо знакомым с данным положением вещей. Я слышу их стоны со всех сторон. Но это естественный и неизбежный результат системы. Духовенство (руководство) не использует даров, данных Господом, но человек учится ради получения профессии и духовного сана — из-за этого множество из них на самом деле являются необращёнными. Истинная церковь Божья, основанная на земле (1 Кор. 12), игнорируется, так же как и истинные церкви — поместные собрания Божьи. Церкви создаются людьми, основывающимися на субъективном видении того, что им кажется правильным; люди являются членами своей церкви и не рассматривают себя как членов тела Христа. «Члены» церкви, которые ещё по-настоящему не обратились, имеют всё те же самые права и власть, что и обращённые, члены Христа.

Доминирует сила богатства, а не Духа Божия, и всё решается большинством, а не влиянием Духа. Если бы в Коринфе решало большинство, каковы были бы последствия этого? В системе в целом человек, его воля и организация заменили собой Дух, Слово Божие и всё то, что Бог создаёт Сам, как об этом говорит Писание.

Люди скажут: «Разве не существовало тогда церквей?». Я отвечу: «Безусловно! И это (именно это) показывает противоречащий Слову характер всего ныне существующего». Пусть кто-нибудь покажет мне в Писании такую вещь, как совершенно независимое образование, такое, какое сейчас называют церковью. И такое же независимое членство в этом образовании. Или, как я уже говорил, если Павел писал письмо «церкви Божией в таком-то городе», то кто ещё может воспользоваться таким оборотом? Всё противящееся Писанию пренебрегает им, чтоб сформировать нечто другое.

Я не коснулся многих второстепенных вопросов: плачевного состояния церкви в целом и пришествия Господа, решив ограничиться вопросом: является ли настоящее положение вещей библейским или не библейским. Я прекрасно понимаю, что никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого. Но блажен тот человек, который следует Слову и имеет Духа, даже если он будет один в своём действии. Слово Господа пребывает вовеки, так же как и тот, кто творит Его волю.

Во 2 послании к Тимофею (главы 2 и 3) ясно показано состояние церкви последних дней, путь верующего в данных обстоятельствах, так же, как в первом послании даются внешние черты первой Церкви, основанной заботой апостолов.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: